Учебный план начального общего образования; программа формирован

Принята на педагогическом совете

Протокол №__________________

От ___________________2011 г.

Утверждена

Директор школы

________________ Морозова А.С.

Основная образовательная программа

МОУ Сычёвская основная общеобразовательная школа

(начальная школа)

Смоленская область, Монастырщинский район,

п. Турковского торфопредприятия

Структура основной образовательной программы начального общего образования

— пояснительная записка;

— планируемые результаты освоения программы;

— учебный план начального общего образования;

— программа формирования УУД;

— программы учебных предметов;

— программа духовно-нравственного развития, воспитания;

— программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

— программа коррекционной работы;

— система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Содержание основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка

Введение

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Сычевская основная общеобразовательная школа разработана рабочей группой в составе заместителя директора школы Никеевой И.А., учителей начальных классов Яновской С.В Ефимовой В.Н., Скугаревой Г.И. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, с учётом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников первой ступени общего образования МОУ Сычёвская ООШ Монастырщинского района, а также концептуальных положений УМК, определят содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развития, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа начального общего образования МОУ Сычевская основная общеобразовательная школа основывается на следующих документах:

Конвенция о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

ФЗ «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Фундаментальное ядро содержания общего образования;

Типовое положение об образовательном учреждении;

СанПиНы;

Постановление правительства РФ от 17.12.2001. №871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности»;

Письмо МО и ПО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.99.,№ 22/11-12;

Устав школы.

Цели и задачи реализации

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В УМК «Начальная школа XXI века» одной из основных целей является целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

Основными целями школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания общеобразовательных программ школы, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

— формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им учебной деятельности, планировать свою деятельность, осу4ществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей:

— укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

В УМК «Начальная школа XXI века» осуществляется решение следующих задач:

— становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.;

— формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательноых интересов учащихся.

Основными задачами школы являются:

а) создание условий:

— для реализации гарантированного государством права на получение детьми общего образования, достижения обучающимися соответствующего образовательного уровня;

— гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

— для формирования общей культуры обучающихся на основе усвоения ими обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

— для формирования личности нравственно и физически здоровой, готовой к самоопределению в творческом процессе преобразования окружающего мира и саморазвитию;

— для оказания помощи обучающимся в выборе будущей профессии и привития первоначальных навыков и знаний к ее освоению;

— для адаптации обучающихся к жизни в обществе;

— для воспитания у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

б) выявление наиболее способных и одаренных детей, максимальное развитие их индивидуальных способностей, формирование у них навыков самообразования;

в) реализация программ углубленного изучения иностранных языков, русского языка и литературы, математики и физики, а также, по желанию родителей (законных представителей) углубленное изучение других предметов;

г) реализация общеобразовательных программ начального, основного общего образования по остальным предметам.

Принципы и подходы к формированию программы

Образовательное учреждение берет на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

УМК «Начальная школа XXI века» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся. Основными принципами УМК являются:

1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Этот принцип реализуется двумя путями:

дифференциацией обучения и коррекционно-развивающей деятельностью учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»;

организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную поставленной учебной задаче работу с ней;

осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся — целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также в возрастном уровне развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

сформированность универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

3. Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности школы реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир».

4. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России. Особое внимание уделяется формированию интереса к различным языкам народов, проживающих в данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Реализация данного принципа обеспечивается в процессе изучения русского и родного языка, литературного чтения, постижения основ духовно-нравственной культуры народов России. 5. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этого принципа обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: ежедневные уроки двигательной активности, проходящие на улице; правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся — проведение игр, физминутка; релаксационные упражнения.

6. Формирование навыков учебной деятельности школьника. Этот принцип образовательного процесса в МОУ Сычевская основная общеобразовательная школа достигается с помощью использования средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает:

умения учиться («умею себя учить»);

наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»);

внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);

элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена его приоритетная цель — формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в школе подчиняется следующим подходами:

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;

предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;

обучение в зоне «ближайшего развития»,

обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;

создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определенного возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я — ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности предполагает предоставление учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парную, групповую, общую коллективную).

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении уже установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. Осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умения сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Реализуется программа в течение четырех лет. Рабочая неделя для 1 –го класса — 5-ти дневная, для 2-4 классов – 6-дневная. Первый класс занимается в 1-ю смену с 9.00. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели; 2-4 – 34 учебные недели. Продолжительность учебного занятия: 1 класс – использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 мин каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 мин каждый; январь-май – по 4 урока по 45 мин. каждый); 2-4 класс – 45 минут.

Общая характеристика образовательной программы

Образовательная программа, разработанная МОУ Сычевская основная общеобразовательная школа, предусматривает:

— достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для образования всех детей с особыми образовательными потребностями на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

— выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, через организацию секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности с использованием возможностей школы;

— организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

— использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

— участие обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

— возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников.

Данная образовательная программа позволяет выпустить из начальной школы учащихся, которые имеют:

— максимальный и минимальный уровень обученности;

— устойчивый познавательный интерес;

— высокий уровень воспитанности;

— любовь к своему народу, своему краю, родине;

— уважение и понимание ценности семьи и общества;

— любознательность, активную позицию и заинтересованность в познании мира;

— основы умения учиться, способность к организации учебной деятельности;

— готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновать свою позицию, высказать своё мнение;

— основы правильного и безопасного образа жизни.

Состав участников образовательного процесса (по Уставу и Типовому положению)

Участниками образовательного процесса в школе являются обучающиеся, воспитанники, педагогические работники школы, родители (законные представители) обучающихся, а также другие работники школы.

Выпускники начальной школы за последние учебные годы имеют качество знаний – %, уровень воспитанности – в основном высокий. Педагоги создают условия для сохранения и укрепления здоровья младших школьников, являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы. При этом приоритетными являются такие формы работы, как игровые, состязательные, художественное творчество. Школьники принимают активное участие и занимают призовые места в школьных и районных мероприятиях, в региональных, всероссийских и международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский Медвежонок», ЧИП, и др.

Характеристика муниципального образовательного учреждения Сычёвская основная общеобразовательная школа

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: муниципальное образовательное учреждение Сычёвская основная общеобразовательная школа

Юридический адрес: 216145; Смоленская область, Монастырщинский район, п. Турковского торфопредприятия.

Телефоны: 848-148-25447

Муниципальное образовательное учреждение Сычевская основная общеобразовательная школа основано в 1984 году. В школе 32 обучающихся, скомплектовано 9 классов, средняя наполняемость — 4 человека.

Образовательное учреждение работает в одну смену в режиме шестидневной недели со 2 – 9 класс и пятидневной недели для 1-х классов.

Здание школы типовое. Имеются библиотека, мастерская, спортивный зал, 6 учебных кабинетов, группа кратковременного пребывания детей.

Техническое состояние школы удовлетворительное.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляют 14 педагогов, 86% имеют первую квалификационную категорию.

Воспитанием, обучением и развитием обучающихся занимаются педагоги с высшим образованием – 78%, со средним специальным – 22%.

За последние три года 96 % педагогов прошли курсы повышения квалификации.

В школе работают методическое объединение классных руководителей. Промежуточная аттестация в 5-8-х классах показывает качество знаний по различным учебным дисциплинам от 48% до 100%; качество знаний обучающихся 1-4 классов составляет от 50% до 100%.

МОУ Сычевская основная общеобразовательная школа ориентирована на формирование у обучающихся здорового образа жизни через физическое, психическое, умственное (интеллектуальное) развитие, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей, духовно-мировоззренческих и нравственных позиций.

Характеристика социума

Характеристика социального статуса семей.

количествоДети-инвалидыОпекаемые детиДети, состоящие на учете в ПДНДети, состоящие на ВШКСоциальный статус родителейРодители-инвалидыПолные семьиНеполные семьиМногодетные семьиНеблагополучные семьиМалообеспеченные семьиДетейСемейВысшееСреднее специальноеСреднееНеполное среднее1 ступень1311-2—1871-651-52 ступень1712—-2892-93116Всего3023-2—316163-1582111

Основное комплектование классов школы — это дети, проживающие в микрорайоне школы.

Образовательные потребности обучающихся и социальный заказ их родителей.

Социальная ситуация сегодня диктует потребность в выпускнике начальной школы, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, способном реализовать свои индивидуально-личностные запросы, решать проблемы общества.

Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик получает возможность самореализоваться, самоопределиться, найти себя в социально-полезном деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Учитывая характеристику социума и стремление учительского и ученического коллективов школы к разносторонней творческой реализации своих потенциальных возможностей, образовательное учреждение приступило к созданию и исследованию оптимальных вариантов учебных планов, освоению новых педагогических технологий, созданию благоприятных условий для обеспечения каждому ребенку возможности самореализации, к созданию здоровьесберегающей среды и внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Работая в инновационном режиме, педагоги школы внедряют в практику современные технологии обучения и воспитания: развивающее обучение, проектную деятельность, индивидуальное и дифференцированное обучение и др.

В основу основной образовательной программы школы положено разностороннее развитие личности. Оно предусматривает создание благоприятной среды в учебном процессе для каждого ребёнка.

Учебный план

Образовательный процесс  школы осуществляется на основе  учебного плана, регламентируется расписанием занятий и  разработан на основе регионального базисного учебного  плана, утвержденного приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке.  Учебный план школы состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательно

го процесса. Обязательная часть определяет перечень обязательных учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение, общим объемом 23 часа в неделю.

ПРЕДМЕТНЫЕ

ОБЛАСТИ

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

«Начальная школа 21 век»

Филология

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Иностранный язык

Математика и

Информатика

Математика

4

Обществознание и

Естествознание

Окружающий мир

(интегрированный курс)

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Изобразительное искусство и художественный труд

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Максимально допустимая нагрузка

21

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге обучения.

Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности учащихся положительно отражаются на качестве образовательного процесса.

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова; ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной (мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читаю твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова и т.д. Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет; затем из развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи).

На первых этапах обучения учебное действие складывается как «предметное». Постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у него развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применять его в любой ситуации, независимо от содержания.

Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:

является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;

отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)

возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

«вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе. УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета (см. раздел Основной образовательной программы «Программы отдельных учебных курсов»).

Основная цель программы — раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения применительно к особенностям дидактического процесса данного образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1. Личностные универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

2. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

3. Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

4. Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

К концу обучения младшего школьника в данном образовательном учреждении определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Учебный план начального общего образования. Программа формирован

Содержание основной образовательной программы

начального общего образования

ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 69

имени Б.Ш. Окуджавы

Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

3. Учебный план начального общего образования.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы.

1. Пояснительная записка

1. Информационная справка о начальной школе

название школы

Государственное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 69 имени Б.Ш.Окуджавы Северо-Западного окружного управления образования

адрес город Москва, ул. Кулакова, д.2, к.2 , район Строгино, тел/факс (495) 750 – 10 -10

количество классов в начальной школе, учащихся 10 классов, 238 учащихся,

номер лицензии серия А № 004657

социальный состав учащихся 59% учащихся из семей служащих, 23% из семей рабочих, 11% прочих, 7% учащихся из семей, где родители не имеют постоянной работы

многодетные семьи В начальной школе обучаются 15 учащихся из многодетных семей.

характеристика педагогического коллектива начальной школы работают 12 учителей, 2 воспитателя ГПД. Из них имеют среднее специальное образование 2 человек (13 %), высшее образование 12 человек (87%).

Стаж работы преподавателей:

до 2 лет — 2 чел.

от 2 до 5 лет — 1 чел.

от 5 до 10 лет — 1 чел.

свыше 10 лет — 10 чел.

Квалификационные категории:

Высшую квалификационную категорию — 2 человека

I квалификационную категорию — 6 человек

II квалификационную категорию — 3 человека

9 разряд – 1 человек

8 разряд — 1 человек

7 разряд — 1 человек

Имеют звание «Заслуженный учитель РФ» — Потешнова Н.Б.; «Отличник народного просвещения» — Потешнова Н.Б., звание «Почетный работник общего образования РФ» — Федонина О.А., Шевлякова В.В.., звание «Почётный работник города Москвы» — Черничкина Н.С., медаль «850 лет Москве» — Потешнова Н.Б., Федонина О.А., Черничкина Н.С., Шевлякова В.В, Якушкина Л.В., Грант Москвы – Потешнова Н.Б..

2. Историческая справка о школе

Средняя школа №69 открыта в 1937 году на Арбате. Новое рождение школы – 1984 год, Строгино. Среди выпускников выдающееся деятели науки и искусства: Б. Ш. Окуджава, А.Я. Эшпай, С.Н. Колосов, В.М. Полевой, А.В. Збруев, Н.Г. Высотский, О. Анофриев. В 1998 году 14 апреля школе №69 было присвоено имя Б.Ш. Окуджавы. Школа выпустила 1412 человека, 56 золотых и серебряных медалиста.

Основные вехи школы

1984 год – открытие школы в Строгине

1996 год – участие в конкурсе «Школа года – 96»

1997 год – лауреат Всероссийского конкурса «Школа года»

1997 год – открытие гимназических классов

1998 год – присвоение имя Булата Окуджавы

2000 год – участие в международной выставке «Школа – 2000»

2001 год – открытие федеральной экспериментальной площадке «Совершенст-вование структуры и содержания образования»

2002 год – победитель окружного конкурса «Школа года — 2002»

2005 год — победитель окружного конкурса «Школа года — 2005»

2005 год – открытие городской экспериментальной площадки по теме «Отработка модели профильной школы»

2005 год – участие в конкурсе «Лучшие школы России»

2006 год — открытие городской экспериментальной площадки по теме «Построение образовательного пространства обучения на системно-деятельностной основе»

2006 год — открытие городской экспериментальной площадки по теме «Северо-Западный округ – научное будущее России. Воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи»

2007 год – присвоен статус «Школа здоровья»

2008 год — открытие окружной экспериментальной площадки по теме «Северо-Запад – территория здоровья»

2009 год — открытие городской экспериментальной площадки по теме «Компетентностный подход в формировании образовательно-познавательной среды начальной школы», ФГОС.

2010 год – победителю окружного конкурса «Школа здоровья».

3. Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён HYPERLINK «http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Программы развития ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 69 имени Б.Ш. Окуджавы Создание индивидуального облика школы имени Б.Ш. Окуджавы. «Чтобы имя наше зазвучало …»

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

— овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

— формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

— формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Для достижения поставленных целей образовательное учреждение обязано сформировать содержание, позволяющее обеспечить:

— знакомство обучающихся с родным языком как областью научного знания, формирование навыков их читательской деятельности, культуры устной и письменной речи;

— овладение общением на неродном языке (на элементарном языковом материале), формирование интереса к государственному языку родной страны, знание литературы и искусства русского народа.

Основные содержательные линии: коммуникативная компетенция, языковая компетенция, читательская компетенция;

— основу для формирования у обучающихся умений работать с различными математическими объектами, определять свойства и зависимости; решать математические задачи;

— развивать математическое мышление, умение строить алгоритм решения учебной задачи, доказывать, рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью.

Основные содержательные линии: числа, вычисления, решение арифметических задач, геометрические фигуры, измерение геометрических величин;

— интеграцию знаний о природе, обществе и человеке, их взаимодействии и взаимовлиянии, формирование целостного взгляда на мир и место в нем человека;

— формирование представлений о природном и социальном мире, возможностях и способностях человека, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил взаимоотношений с другими людьми, развитие интереса к природе и обществу, истории и культуре родной страны. Основные содержательные линии: природа, человек и природа; тела, вещества и явления природы; живые организмы; человек и его деятельность; общество; родная страна;

осознание значения трудовой деятельности человека, расширение представлений обучающихся о мире техники, о материалах и машинах, необходимых для труда;

формирование трудовых умений и навыков необходимых для разных видов труда (художественный, хозяйственный, труд в природе), воспитание интереса и желания трудиться.

Основные содержательные линии: трудовая деятельность человека; организация и планирование труда;

формирование основ художественной культуры, приобщение к миру изобразительного и музыкального искусства;

освоение художественного опыта прошлого и настоящего, знакомство с разнообразной творческой деятельностью.

Основные содержательные линии: искусство в жизни и обществе; изобразительное искусство; музыкальное искусство;

ознакомление обучающихся с основными свойствами организма человека, развитие их двигательной активности и физической культуры;

овладение разнообразными двигательными действиями и играми, умениями укреплять здоровье и развивать свои двигательные способности.

Основные содержательные линии: двигательные действия, телесные функции организма.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

пояснительная записка;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

примерный учебный план;

программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов;

программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

программа коррекционной работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и нормативных документов школы (Устав школы, Программа развития школы, локальные акты) к выполнению миссии школы планируется достижение следующих результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметных, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

К личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования должны относятся:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

К предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относятся (подробнее смотреть раздел «Учебные предметы»:

В области « Филология»

Русский язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Иностранный (английский) язык:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

В области « Математика и информатика»:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

В области « Обществознание и естествознание» (Окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности):

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьеформирующего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В области « Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

В области «Искусство» и «Технология» (Изобразительное искусство и художественный труд):

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

5) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

6) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

7) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

8) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

9) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

10) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В области «Музыка:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

В области «Физическая культура»:

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2)овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Модель выпускника начальной школы

Патриотизм, гражданственность

От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, верности духовным традициям России.

Эстетическое и культурное развитие

Осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству, умение понимать и ценить прекрасное.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст