Учебный план лекционного курса Учебный план семинарских занятий

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Цели и задачи дисциплины

Учебный план лекционного курса

Учебный план семинарских занятий

Модуль-1. Философия в исторической динамике.

УЭ-1. Философия как феномен культуры.

УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока.

УЭ-3. Древнегреческая философия.

УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья.

УЭ-5. Основные философские идеи в культуре Возрождения.

УЭ-6. Европейская философия XVII-ХVIII веков.

УЭ-7. Философия ХХ-го века: основные школы и направления.

УЭ-8. Философская мысль Беларуси.

Итоговый контроль (зачет)

Модуль-2. Философские проблемы бытия.

УЭ-1. Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.

УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития.

УЭ-3. Философия природы.

Модуль-3. Философская антропология.

УЭ-1. Философия сознания.

УЭ-2. Проблема человека в философии и науке

Модуль-4. Гносеология.

УЭ-1. Познание как предмет философского анализа.

УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус.

Модуль-5. Социальная философия.

УЭ-1. Основные проблемы и понятия социальной философии.

УЭ-2. Общество как саморазвивающаяся система.

УЭ-3. Философия политики и права.

УЭ-4. Философия культуры.

УЭ-5. Философия техники.

УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.

Итоговый контроль (экзамен).

Литература.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.

В результате изучения курса «Философия» студент должен знать:

смысл, содержание и взаимосвязь основных философских категорий, отражающих всеобщие закономерные связи в мире;

чётко представлять историю развития философской мысли, уметь выявлять главные особенности основных исторических терминов, раскрывать социокультурную обусловленность философии соответствующей эпохи.

Студент должен уметь:

анализировать и интерпретировать философские тексты;

освоить навыки философской аргументации и полемики;

связывать философские знания с практикой, показывая возможную полезность абстрактных философских положений в сфере соответствующей профессиональной деятельности.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Название тем, их содержание

Цели и задачи изучения темы

Кол-во

часов

лекций

1

Философия как феномен культуры

Философия как система мировоззренческого знания.

Понятие мировоззрение, его структура и его основные функции. Исторические типы мировоззрения.

Философия в системе культуры. Предмет философии и

его историческая динамика. Функции философии.

Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия.

Цель: раскрыть место и роль философии в культуре.

Задачи:

раскрыть связь между философией и мировоззрением;

показать отличие философии от

мифологии, религии, науки;

раскрыть структуру философского знания,

— охарактеризовать основные направления

философских поисков.

4

2

Философская мысль Древнего Востока

Специфика древневосточной культуры, её влияние на философскую мысль.

Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Становление и главные школы древнеиндийской философии.

Религиозно-философский смысл. Упанишад.

Философский смысл джайнизма и буддизма.

Рационально-практическая направленность древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм.

Цель: выявить особенности

возникновения и главные проблемы

древневосточной философии.

Задачи:

на основе характеристики основных школ

древнеиндийской философии показать её

религиозно-мифологический характер;

показать морально-этическую и

социальную направленность древнекитайской философии.

2

3

Древнегреческая философия

Предпосылки появления философии как

теоретической формы рационального мировоззрения.

Этапы развития древнегреческой философии.

Натурфилософские ориентации досократической

философии.

Философия классического периода.

Философия эпохи эллинизма.

Цель: показать место и роль древнегреческой философии в европейской традиции.

Задачи:

раскрыть факторы, обусловившие трансформацию мифологического мировоззрения в рациональное;

выявить специфику основных этапов развития древнегреческой философии.

2

4

Статус и основные проблемы философии

в эпоху Средневековья

Социокультурная обусловленность средневековой

философии.

Патристика. Августин Аврелий и становление

средневековой философской парадигмы.

Основные проблемы схоластической философии:

проблема соотношения веры и разума;

проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.

Цель: раскрыть теоцентрический характер средневековой философии.

Задачи:

показать влияние античного наследия на философию Средневековья;

— раскрыть особенности патристики;

— охарактеризовать основные проблемы

схоластики;

— раскрыть появление новых тенденций в

философии позднего Средневековья,

обусловивших её переход к новому

историческому этапу.

2

5

Основные философские идеи в культуре

Возрождения

Социокультурные предпосылки подрыва монополии религиозного мировоззрения.

Антропоцентризм и гуманизм. Гуманистические идеи в

творчестве Эразма Роттердамского, Монтеня.

Коперниковский переворот и формирование новой картины мира. Натурфилософия и пантеизм Возрождения: Н.Кузанский, Д.Бруно.

Социально-политические идеалы эпохи Возрождения: Н.Макиавелли, М.Лютер.

Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.

Цель: раскрыть причины, обусловившие

переход философии к проблемам

человека и природы.

Задачи:

— раскрыть гуманистический и

антропоцентрический характер философии

Возрождения;

показать пантеистический характер натурфилософии Возрождения;

раскрыть социально-политические идеалы эпохи Возрождения.

2

6

Европейская философия ХУП-Х1Х вв.

Социокультурная обусловленность гносеологической направленности новоевропейской философии. Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм.

Материализм и атеизм философии французского Просвещения.

Классическая немецкая философия.

Активно-деятельностная концепция человека в

немецком идеализме. Философская позиция И.Канта. Идеалистическая диалектика Г.-В.-Ф.Гегеля.

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Становление иррационалистической традиции в

неклассической философии: С.Кьеркегор, Ф.Ницше,

А.Шопенгауэр.

Философия первого позитивизма и эмпириокритицизма.

Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма. Историческая судьба марксизма.

Цель: дать характеристику основным направлениям философии Нового времени – периода утверждения нового способа производства.

Задачи:

— показать социальный статус науки и ее

влияние на гносеологическую

направленность философии ХУП в.;

осветить проблему метода научного познания на основе характеристики позиций эмпиризма и рационализма;

показать значение философии Просвещения для утверждения светских начал в обществе;

раскрыть рационалистическую направленность немецкой классической философии;

показать на примере иррационализма, позитивизма и марксизма многовариативную направленность

неклассической философии

4

7

Философия ХХ века: основные школы

и направления

Базисные ориентации философии ХХ века: отказ от метафизики, переосмысление классических субъектно-объектных схем, лингвистический поворот.

Исторические формы позитивизма: неопозитивизм и постпозитивизм.

Феноменология и экзистенциализм (Э. Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр).

Философия структурализма и её роль в развитии социально-гуманитарного знания.

Философская герменевтика.

Религиозная философия в контексте современной

культуры (неотомизм, тейярдизм).

Феномен постмодернизма в философии.

Цель: выявить социокультурную обусловленность пересмотра традиций классической философии в философии ХХ века.

Задачи:

— показать специфику нового осмысления

сущности человека, человеческого

сознания;

провести основные различия между неопозитивизмом и постпозитивизмом;

показать многообразие познавательных стратегий философского мышления ХХ в

показать дискуссионный характер философии, отразивший специфику ситуации конца ХХ века.

4

8

Философская мысль Беларуси

Влияние христианства на развитие философской мысли

Х-ХIII веков.

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в ХVI – 1-ой пол. ХVII вв. (Ф.Скорина, С. Будный, А.Волан).

Особенности белорусской просветительской философии.

Национальное возрождение в конце Х1Х – начале ХХ веков и его отражение в социально-политической и философской мысли. Философское и национальное самосознание белорусов в ХХ в. (И. Абдиралович, А.Гарун, В.Ластовский).

Цель: показать особенности философского процесса на Беларуси, которые были связаны с преобладанием социальной, морально-гуманистической и эстетической проблематикой.

Задачи:

показать влияние христианства на

развитие общественной мысли Беларуси;

раскрыть направления влияния античной культуры на развитие философии в Беларуси;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст