Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по

Паспорт

учебно-воспитательной профилактической программы

«Давай жить без наркотиков!».

1. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа», д.Порослицы Юхновского района Калужской области.

Адрес: 249922 Калужская область

Юхновский район

д.Порослицы

ул. Зеленая, 20

Телефон: (48436) 3-21-48

Директор: Кобозев Виктор Анатольевич

Адрес электронной почты: [email protected]

2. Сведения об авторах программы:

Матвеева Ольга Сергеевна, 1982 г.р., образование высшее педагогическое, организатор воспитательной работы с 2010 г.

Королева Елена Анатольевна, 1960 г.р., образование высшее педагогическое, учитель истории и обществознания с 1980 г.

3. Программа «Давай жить без наркотиков!» создана в соответствии с приказом № 619 от 28.02.2000г. Министерства образования « О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», 120 законом РФ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановлением губернатора Калужской области Об утверждении долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы» от 09. 2009 № 460

4. Направление программы психолого-педагогическое.

Программа призвана помочь учащимся приобрести знания, навыки, опыт, необходимые для того, чтобы выбрать здоровый образ жизни, обрести сопротивляемость негативному и вредному влиянию.

5. Заказчик: педагогический коллектив

Исполнители: администрация и педагогический коллектив, библиотекарь МБОУ

6. Возраст детей: 7-17 лет.

Данная программа ориентирована на учащихся, обучающихся в МБОУ и их родителей.

7. Срок реализации: 2010-2014 уч.год.

Структура программы.

Концептуальные подходы (Актуальность)

Цели и задачи.

Основные положения содержания и направления профилактической деятельности.

Сроки реализации

Кадровое обеспечение

Ожидаемые результаты реализации и критерии эффективности программы.

Механизмы реализация

Предполагаемые затраты

Список используемой литературы

Приложение

Методическая копилка (разработки классных часов, исследований, акций, бесед и т.д.)

«Наркотики ломают жизнь людей, подрывают устойчивое развитие человека и порождают  преступность… злоупотребление наркотиками наносит ущерб свободе и развитию молодежи –  наиболее ценного мирового достояния…»

 

                                                                        (Политическая декларация

                                                                       специальной сессии Генеральной  

                                                                       Ассамблеи ООН, 8-10 июня 1998 г.)

1. Концептуальные подходы (Актуальность)

Так как в настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества, то встает вопрос о необходимости проведения систематической профилактической работы в школах и воспитательных учреждениях по предупреждению приобщения учащихся к употреблению алкоголя, наркотических психотропных веществ

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.

Программа «Давай жить без наркотиков!» была разработана в соответствии с реализацией долгосрочной районной муниципальной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы». Программа разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления наркотиков и алкоголя подростками. Если сформулировать основную идею программы, то она может выглядеть следующим образом: «СДЕЛАТЬ ШКОЛУ ТЕРРИТОРИЕЙ СВОБОДНОЙ ОТ ПАВ».

На осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности – техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы администрацией школы, медицинским учреждением (Порослицким ФАПом), МО «Сельское поселение Деревня Порослицы», СДК и общественности.

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту против общества, школы, родителей и, тем самым, приобщению к наркотикам. В этих условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.

Чтобы сформировать устойчивые антинаркотические установки, способствовать достижению и развитию личности ребенка, необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации профилактической деятельности в условиях образовательных учреждений.

Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания. Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в борьбе с наркотизацией.

2. Цели и задачи программы

Цель: Первичная профилактика наркомании и содействие духовно-нравственному воспитанию и развитию личности, ее социальной адаптации в современном мире, а так же развитие системы взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению асоциальных отклонений у школьников, а также уменьшение количества вовлечений школьников в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся и персонала образовательного учреждения. Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы ПАВ, т.е. предложенные формы работы должны повысить восприимчивость учащихся к негативным последствиям вредных привычек.

Главные педагогические задачи:

 

1. Качественно обновить содержание воспитания школьников, усилить в нем культурный компонент. Предложить более интересные варианты реализации своих потребностей, в отличие от наркотиков, алкоголя, ПАВ.

2. Использовать систему мер, ориентированных на создание благоприятных условий для личностно – ориентированного социального воспитания учащихся.

3. Стимулировать работу классных руководителей, педагогов, родителей по антинаркотической пропаганде среди подростков, родителей.

4. Ориентировать педагогов на воспитание в детях лучших черт характера, стремление сохранить и обогатить лучшие традиции народной жизни. Внедрить разработанные учебные программы по ряду предметов, содержащих информацию по данной тематике.

5. Создавать условия для формирования у учащихся желания вести здоровый образ жизни, бережно относиться к своему здоровью.

6. Не допустить проникновения и распространения в школе наркотиков, алкоголя, ПАВ.

7. Выработать у школьников отрицательное отношение к наркотическим веществам и последствиям их употребления. 

3. Основные положения содержания и направления профилактической деятельности.

Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.

Программа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, поэтому содержание программы в основном нацелено на обучение и помощь молодым людям в социальной адаптации. То есть наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения.

При реализации программы используются различные формы работы, с детьми, их родителями. Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.

Социальный мониторинг позволяет отслеживать изменения в окружающей ребенка социальной среде.

Реальной альтернативой наркомании является физическая культура и спорт. Создание условий для занятий массовыми видами спорта, физической культурой- это одно из приоритетных направлений программы.

Учитель должен находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках: литературы, биологии, обществознания, химии, физической культуры, ОБЖ, МВН (в начальной школе).

Начальная школа (1-4 классы)

Цель первичной профилактики в начальной школе: адаптация учащихся в школе.

Задачи: налаживание взаимодействия школы и семьи; оптимизация педагогических стилей учителей, работающих в начальной школе; формирование традиций в каждом классе; формирование у детей здорового образа жизни.

Учителя начальной школы формируют навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию, воспитывают чувство ответственности школьников за свои поступки, учат правильно действовать в ситуации, когда им предлагают наркотические вещества, алкоголь, сигарету или ПАВ.

Примерный план профилактической работы на уроках и внеклассной деятельности в начальной школе (см. приложение 1)

Средняя и старшая школа (5-11 классы)

Цели профилактики в средней школе и старшей школе: предотвращение употребления подростками наркотиков, алкоголя и ПАВ, формирование представления о влиянии вредных привычек в различных сферах жизни взрослого человека и формирование в подростках желания, умения, способности пропагандировать здоровый образ жизни в среде сверстников;

Задачи: формирование позитивного отношения подростков к себе и окружающим; формирование ответственности за свое поведение; формирование у подростков негативного отношении я к наркотикам, алкоголю, ПАВ и их употреблению; научить четко формулировать аргумент против вредных привычек; представление информации о влиянии вредных привычек на человека.

На уроках естественного цикла (химия, биология, ОБЖ и т.д.) рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков, ПАВ на физиологические процессы, происходящие в организме человека. Разговоры с молодыми, здоровыми людьми о проблемах здоровья, как правило, не имеют успеха. Однако вопросы любви, брака и деторождения интересуют молодежную аудиторию, особенно в старших классах. И здесь обязательно надо говорить о влиянии наркотических веществ на потомство. (см. приложение 2)

Гуманитарные дисциплины (литература, обществознание) дают большие возможности эмоционального воздействия на школьников, на их нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Впечатляющие изображения распада личности, преступлений, очерствения души человека, утраты интереса к окружающим, как постоянных спутников алкоголизма и наркомании, а также изображение людей честных, трезвых, принципиальных — все это должно быть выявлено в ходе анализа тех литературных произведений, которые дают для этого богатый материал. На уроках литературы, обществознания должен быть раскрыт следующий круг вопросов: народ в своем фольклоре, обычаях и традициях всегда выступал с осуждением нетрезвого образа жизни; пьянство и наркомания во все века были несовместимы с созидательной трудовой и познавательной деятельностью людей; пьянство во многих конкретных исторических ситуациях приводило к трагическим и разрушительным последствиями для целых народов; наркомания несовместима с движением человечества вперед по пути экономического и социального прогресса. (см. приложение 2)

Главная задача — добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни.

Содержание программы отвечает следующим принципам:

Системность построение программы базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторах, способных ориентировать поведение детей в отношении сбережения собственного здоровья.

Активность в усвоении информации

Дифференциация деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.

Увлекательность — информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.

Порциальность — профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации.

Сроки реализации

Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по предупреждению приобщения учащихся к употреблению алкоголя, наркотических психотропных веществ «Давай жить без наркотиков!» рассчитана на 4 года (2010-2014уч.год).

Реализация программы делится на 4 этапа:

1 этап —  август-сентябрь 2010г. Подготовительный этап. Разработка и составление программы.

Во время первого этапа происходит принятие решения о том, что эта программа будет реализована в школе. Это решение обсуждается на административном совещании школьной администрации, на классных часах и родительских собраниях. Во время первого этапа нужно сформулировать общий замысел программы, очертить его временные и функциональные рамки.

Ожидаемые результаты на первом этапе: составление эффективной профилактической программы, чтобы она была интересной, увлекательной для всех участников образовательного процесса (учителей, учеников, родителей, администрации). Вовлечение общественных организаций в работу по составлению программы. Привлечение внимания общественности к данной проблеме.

2 этап — 2010-2013 уч.год Работа по программе.

На данном этапе происходит внедрение программы в образовательную среду школы. Закладываются основы антинаркотических, антиалкогольных др. знаний посредством различных форм деятельности: бесед, классных часов, выставок рисунков, анкетирований, исследований, круглых столов, проектной деятельности, спотривных соревнований и т.д. Второй этап это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий и их внимательная оценка. Важно сохранить инициативу и уверенность в том, что программа в целом работает успешно.

Ожидаемые результаты на первом этапе: 

Вовлечение учащихся, педагогов, родителей, общественности в проведение профилактической работы в школе (увеличение числа родителей включившихся в активную борьбу против наркотиков, алкоголизма, использования ПАВ и т.д.).

Проведение систематической работы в данном направлении с применением различных методов и форм педагогической и внеурочной деятельности, для вовлечения в этот процесс большего количества участников.

Повышение общей культуры поведения детей. Улучшение осведомление детей об опасности использования наркотических веществ и как следствие отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психоактивных веществ учащимися школы. Формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни (увеличение количества спортивных секций и участников в них).

3 этап – 2014 г. Подведение итогов реализации программы. Анализ результативности.

На третьем этапе создается  аналитическая группа (администрация школы, учитель физкультуры, ОБЖ, медработник, председатель родительского комитета, представитель Управленческого Совета школы, глава МО «Сельское поселение Деревни Порослицы) для выявления эффективности проведенной работы и выработки рекомендаций для дальнейшей работы по программе.

Кадровое обеспечение

Составители программы:

Матвеева Ольга Сергеевна, учитель истории и обществознания, с 2010 года организатор внеклассной работы в школе.

Королева Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания с 1980 г.

Осуществляют контроль по выполнению программы – Администрация школы:

Кобозев Виктор Анатольевич — директор школы

Цыганова В.С. – Заместитель директора по УВР

Матвеева Ольга Сергеевна – Организатор внеклассной работы

Осуществление работы по программе:

Работу по программе осуществляют учителя-предметники, классные руководители, родители, медицинские работники, администрация школы, общественные организации (СДК, Сельская библиотека, МО. «Сельское поселение Деревня Порослицы» и т.д.), участковый уполномоченный, уполномоченный по правам участников образовательного процесса (см.Приложение 1 и 2)

6. Ожидаемые результаты реализации и критерии эффективности программы программы:

Ожидаемые результаты:

1. Недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические, алкогольные, токсикоманические и другие вещества этой направленности.

2. Укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков.

3. Повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся.

4. Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении.

5. Проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности

учащихся.

Критерии оценки эффективности программы.

Для оценки эффективности программы главным критерием является развитие личности ребенка, сформированность у него стойкого нравственного иммунитета к негативным факторам жизни.

Качественный анализ эффективности антинаркотической программы осуществляется мониторингом успешности воспитательной работы, уровнем воспитанности школьников.

Формирование навыков и привычек здорового образа жизни, ценностного отношения к себе и своему здоровью. Преодоление социальных отклонений школьников, перевоспитание детей с девиантным поведением.

Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:

— хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категорического запрета ПАВ, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;

— в реализацию программы следует включить максимальное количество инициативных учащихся всех классов, родителей, учителей. Надо постараться сделать ее «собственностью»  всех, кто учится и работает в школе. Программа должна состоять из многих форм активности, и если некоторые из них окажутся не работающими, то оставшиеся дадут эффект и конечный результат будет достигнут;

— изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, — важная часть любого проекта. Поэтому контроль за ее осуществлением должен быть объективным. Обо всех мероприятиях программы,  ее успехах и проблемах необходимо сообщать всей школе, родителям, вышестоящему  руководству.

При всем многообразии форм профилактической работы (оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, внеклассные виды деятельности, родительские собрания, сотрудничество со специализированными органами и т.п.) основное направление программы – профилактические занятия в 1-11 классах.

7. Механизмы реализация

Программа реализуется через разные формы работы с детьми и их родителями.

Работа с детьми.

В работе с детьми предполагается использовать огромное количество наглядного материала, а том числе через презентации, устные журналы и выступления антинаркотических агитбригад, проведение конкурсов рисунков антинаркотической направленности и пропаганда здорового образа жизни. Использование в работе видеофильмов о пагубной страсти, о ее последствиях.

При реализации программы используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие в процессе антинаркогенной подготовки, стимулирующие их творческую активность.

Учебная деятельность:

Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.

Реальной альтернативой наркомании является физическая культура и спорт. Создание условий для занятий массовыми видами спорта, физической культурой.

Учитывая, что основной деятельностью школы является образовательная деятельность, а основной ведущей организационно-педагогической формой образовательной деятельности является урок, в школе реализуется школьная учебная программа антинаркотического воспитания.

Суть этой программы заключается в том, что вся учебная деятельность средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения.

Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача – добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни и никогда не употреблять наркотические, психотропные и другие вредные вещества, пагубно влияющие на здоровье.

Проектно-исследовательская деятельность:

Реализация этого направление предусматривает выполнение учащимися исследовательских и информационно-просветительских проектов. Проведение анкетирования, выпуск стенных газет и санбюллетений. Результаты работы выносятся на круглые столы, диспуты, используются на уроках.

Волонтерское движение «Надежда»

Организация тренингов, шоу, агитбригад, конкурсов рисунков. Проведение тематических дискуссий. Выпуск агитационных плакатов и стенгазет.

Работа с родителями.

Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения) и образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).

Для работы с родителями предлагаются следующие формы работы такие как: родительские лектории, круглые столы, индивидуальные консультации и привлечение родителей к участию в антинаркотической школьной программе.

Индивидуальная работа.

При организации педагогической профилактики целый ряд важных функций выполняет анкетирование. При помощи вопросов определяется актуальность профилактики для данной группы детей, преимущественные направления, а так же анкетирование служит показателем эффективности работы.

Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях школы таких как «Волейбол», «Теннис», «Меткий стрелок».

Проведение уроков здоровья. Методика проведения уроков строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность учащихся.

Поиск партнеров для профилактической антинаркотической работы.

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Порослицкий ФАП

СДК

Сельская библиотека

МО «Сельское поселение Деревня Порослицы»

Колхоз «Завет Ильича» (спонсорская помощь)

Предполагаемые затраты

Этап работы над программой

Статья

расходов

Выделение денежных средств

Сумма

1-й этап Подготовительный этап.

Разработка и составление программы.

Канцтовары для проведения анкетирования (родителей, учеников):

— бумага (А4)

— ручки

Бюджет

школы

1х180=180 руб.

5х15=75 руб.

2-й этап

Работа по программе.

Канцтовары для проведения мероприятий:

— бумага (А4)

-ватман

— краски «Гуашь» (12 цветов)

-кисточки (набор)

— клей

— скотч

— маркеры (набор)

— фломастеры

____________

Грамоты

Дипломы

Мультимедиа к урокам (набор дисков)

Плакаты

_____________

Призы

Воздушные шары

Спорт. инвентарь



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст