Учебно-тематический комплекс по дисциплине «концепции современно

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная академия права»

(Филиал в г. Астрахани)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор филиала «СГАП»

в г. Астрахани к.ю.н., доцент

_________________ А.И. Пушкин

«29» июня 2010 г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

Одобрен учебно-методическим советом

«28» июня 2010 года, протокол № 3

Обсужден кафедрой уголовно-правовых дисциплин

«18»июня 2010 г. протокол №11

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент О.И. Петрашова

Составитель: д.м.н., профессор Д.О.Ермолаев

АСТРАХАНЬ — 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………6

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………..14

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ……………………………………………………16

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ КУРСА………………16

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ……………………………………………………… 17

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………17

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………………..18

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ……………………………………………………….22

ПЛАНЫ (КОНСПЕКТЫ) ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ………………….. .30

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕКСИХ ЗАНЯТИЙ……………….34

ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТА………………………36

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………38

III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ……46

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ…………………………………………………………………..47

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………..51

IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ……………………………………..60

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ…………………………………………………………64

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………..67

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………………………………………………………………..67

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ….……………………………………..68

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ……………………………………………………….…………..72

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………………………….74

МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………75

I. Учебная программа дисциплины

Введение

Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ФГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала.

Учебная программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 03050165 — «Юриспруденция» всех форм обучения как научной и учебной дисциплины в целях приобретения теоретических знаний.

Она является учебной программой для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения; определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Концепции современного естествознания», которыми должен обладать выпускник СГАП.

Учебная программа дисциплины: «Концепции современного естествознания» структурно включает в себя:

Введение.

Содержание дисциплины.

Рекомендуемая основная литература.

Рекомендуемая дополнительная литература.

Электронные учебники.

Электронные презентации по темам курса.

Курс «Концепции современного естествознания» — это система знаний о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения; панораме современного естествознания, с его историей и тенденциями развития. В рамках этой учебной дисциплины формируется преставление об основных физических, химических, геологических и биологических концепциях, о роли человека в биосфере и ноосфере; решаются вопросы об использовании полученных сведений в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Основная его цель:

— дать студентам общие знания о процессах познания мира с естественнонаучной точки зрения;

ознакомить с панорамой современного естествознания, с его историей и тенденциями развития;

дать преставление об основных физических, химических, геологических и биологических концепциях, о роли человека в биосфере и ноосфере;

научить использовать полученные сведения в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Задачи изучения: овладение естественнонаучными знаниями, и умением использовать их в повседневной жизни и практике.

Дисциплина «Концепции современного естествознания» изучается после философии, что позволяет студентам, с одной стороны, наполнить конкретным содержанием некоторые философские понятия и категории, а с другой – сформировать более глубокое и объективное мировоззрение. Дисциплины «Философия» и «Концепции современного естествознания» позволяют сформировать объективную научную картину мира (НКМ).

По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент должен знать:

взаимосвязь между естественными и гуманитарными науками, сходство и различие их объектов и методов изучения этих объектов;

особенности проявления динамических и статистических закономерностей в природе и обществе;

натурфилософскую, механистическую и эволюционную картины мира, их сходство и различие;

концепции абсолютных и относительных пространства и времени;

взаимосвязь свойств пространства и времени с принципами симметрии и законами сохранения;

принципы относительности, неопределенности, дополнительности, их физический и философский смысл;

взаимосвязи между физическими, химическими, биологическими и социальными процессами;

концепцию биосферы, её составляющие и функции живого вещества;

роль биологического многообразия в устойчивости биосферы;

физиологические основы психики, здоровья и социального поведения человека;

принципы универсального эволюционизма, процессы самоорганизации в живой и неживой природе и в обществе;

По результатам изучения курса «Концепции современного естествознания» каждый студент уметь:

использовать континуальную и корпускулярную концепции для описания явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности;

применять алгоритм научного познания для решения практических задач;

учитывать особенности проявления динамических и статистических законов при совершении юридических действий;

учитывать отличительные особенности научных знаний от всех других, а также роль научных фактов;

анализировать факты и обстоятельства правонарушений с естественнонаучной точки зрения;

видеть мир во всей сложности и тонкости взаимодействия.

В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом. Весь изучаемый материал разделен на 12 тем.

Тема №1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;

Тема №2. Порядок и беспорядок в природе; хаос;

Тема №3. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии;

Тема №4. Ззаконы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие;

Тема №5. Состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе;

Тема №6. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии;

Тема №7. Химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли;

Тема №8. Современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы:

Тема №9. Ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи;

Тема №10. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция;

Тема №11. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы:

Тема №12. Ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Содержание учебной программы отражает современный уровень науки, ее связь с другими науками, а также многолетний опыт преподавания Концепций современного естествознания в СГАП и других ВУЗах страны.

Содержание дисциплины

Тема №1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

Формы познания мира, особенность научных знаний. Алгоритм научного познания, его применение в различных сферах деятельности.

Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Относительность научных и абсолютность нравственных истин.

Предмет естествознания — различные формы движения материи в природе структурные уровни организации материи, их строение и генезис; основные формы всякого бытия; связь явлений природы.

Необходимое условие развития естествознания на современном этапе — дифференциация и интеграция отдельных областей знания; целостный и многосторонний охват изучаемых объектов и явлений.

История естествознания и тенденции его развития

Основные этапы развития естествознания. Научная парадигма и ее влияние на развитие науки.

Особенности научных картин мира – натурфилософской, механистической и эволюционной. Принципиальное отличие механистической и эволюционной парадигм.

Панорама современного естествознания. Гуманистические ценности как главные ориентиры развития науки на современном этапе.

Основа появления знаний о природе — практическая человеческая деятельность. Мифология как отдаленная предпосылка науки. Необходимое условие возникновения научных сообществ — высокий уровень развития производства и общественных отношений.

Периоды и этапы развития естествознания.

Натурфилософия как подготовительный этап естествознания. Возникновение первых теоретических систем (Фалес, Демокрит и др.). Первые описания закономерностей природы, общества и мышления (Платон. Аристотель и др.).

Создание первых естественнонаучных теорий в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей). Развитие естествознания в эпоху Средневековья на Востоке и в Средней Азии (Авиценна, Бируни, Улугбек и др.).

Схоластика как специфическая средневековая форма науки в Европе; развитие мыслительной культуры, теоретических споров и дискуссий (П.Абеляр, Р.Бэкон, Ф.Бэкон и др.). Алхимия и астрология как основа экспериментального изучения природных веществ и наблюдений за небесными телами.

Возникновение механистического и метафизического естествознания в эпоху Возрождения на основе систематических экспериментов; превращение науки в самостоятельный фактор духовной жизни общества (Леонардо да Винчи, Н. Коперник).

Первая научная революция XVI-XV1I вв. (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон и др.); создание механистической системы мира.

Стихийно-диалектический период развития естествознания в XVII-XVIII вв. (Л. Эйлер, М. Ломоносов, К. Линней, П. Лаплас и др.).

Промышленный переворот конца XVIII — начала XIX вв. как основа интенсивного развития естествознания. Открытие закона сохранения энергии (Р. Майер, Д. Джоуль), периодического закона (Д. Менделеев), создание эволюционного учения (Ч. Дарвин).

Развитие естествознания в конце ХIX-ХХ вв. (М. Фарадей, Дж. Максвелл, М. Планк, Э. Резерфорд, Н. Бор, П. Капица, Н. Вавилов и др.).

Основные тенденции развития естествознания:

раскрытие всеобщей связи явлений природы;

изучение самого малого (явлений микромира);

самого далекого (объектов мегамира),

самого сложного (возникновения и развития жизни и мышления, законов функционирования сознания).

Роль естествознания в миропонимании и формировании мировоззрения.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы как проявление диалектического закона единства и борьбы противоположностей развитие идей атомистического (дискретного, квантового) строения материи и континуального (непрерывного, предельно однородного) пространства. Корпускулярно-волновой дуализм как проявление закона диалектики (единство и борьба противоположностей). Вещество и поле как два вида материи с дискретной и непрерывной структурой.

Тема №2. Порядок и беспорядок в природе; хаос.

Порядок и беспорядок в природе, упорядоченное устройство Вселенной (Космос) как противоположность первозданному всеобщему беспорядку (Хаос). Порядок и беспорядок в мире атомов, ближний и дальний порядок, его связь с агрегатным состоянием вещества. Взаимосвязь между порядком и беспорядком.

Тема №3. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии.

Структурные уровни организации материи: микромир, макромир и мегамир. Основные теории, описывающие физические свойства объектов на этих уровнях: квантовая механика, классическая механика и теория относительности.

Концепции абсолютных и относительных пространства и времени И.Ньютона и Г.Лейбница.

Современная концепция пространства и времени – специальная и общая теория относительности А.Эйнштейна.

Проблемы описания явлений микромира с позиции классических представлений о пространстве и времени. Принцип суперпозиции состояний и принцип дополнительности Бора, как основополагающие постулаты квантовой механики.

Ограниченность делимости пространства и времени, соотношение неопределенностей В.Гейзенберга, его физический и философский смысл.

Принцип относительности и другие принципы инвариантности (симметрии) законов природы. Взаимосвязь принципов симметрии с законами сохранения энергии, импульса, момента количества движения и со свойствами пространства и времени.

Тема №4. Законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие.

Законы сохранения как принципы запрета в макромире и принципы разрешения в микромире («все, что не запрещено законами сохранения, обязательно происходит»).

Взаимодействие как действие тел друг на друга, приводящее к изменению их состояния. Концепция дальнодействия Ньютона и близкодействия Фарадея; виды взаимодействий — гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное, их свойства.

Виды фундаментальных взаимодействий: гравитационное, слабое, электромагнитное и сильное. Состояние физических объектов и его характеристики.

Тема №5. Состояние, принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе.

Принцип суперпозиции состояний, его физический и философский смысл.

Принцип дополнительности, его значение для естествознания и науки в целом.

Соотношение неопределенностей, его физический и философский смысл;

Динамические и статистические закономерности в природе и виды научных законов, им соответствующие. Виды и особенности статистических законов.

Механика Ньютона и электромагнитная теория Максвелла как пример описания динамических закономерностей в природе, характерных для относительно простых систем или индивидуальных объектов. Динамические закономерности как выражение связи между разными состояниями объекта или состояниями разных объектов.

Статистические закономерности как проявление свойств совокупности или множества объектов, выступающих в виде единого целого (сложных систем). Проявление статистических закономерностей при взаимодействии ансамбля однородных объектов — звезд, макроскопических тел, молекул, атомов, элементарных частиц и т.д.

Типы статистических закономерностей:

законы, характеризующие совокупность однородных объектов, но не имеющие смысла по отношению к отдельным элементам совокупности, например, законы термодинамики, макроэкономики и др.;

законы, характеризующие совокупность однородных объектов на основе характеристик отдельных элементов совокупности, например, законы общественного развития, в том числе — юридические;

законы, характеризующие совокупность однородных объектов, но применимые к отдельным элементам совокупности с определенной долей вероятности, например, законы квантовой физики.

Соотношение динамических и статистических закономерностей в природе как одна из наиболее важных философских проблем современного естествознания.

Особенности статистических законов, действующих в обществе, учет особенностей статистических законов в профессиональной деятельности юриста.

Тема №6. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии.

Принцип относительности и другие принципы инвариантности (симметрии) законов природы. Взаимосвязь принципов симметрии с законами сохранения энергии, импульса, момента количества движения и со свойствами пространства и времени.

Законы сохранения как принципы запрета в макромире и принципы разрешения в микромире («все, что не запрещено законами сохранения, обязательно происходит»).

Начала термодинамики.

Виды энергии, особенности тепловой энергии. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах. Первое и второе начала термодинамики. Энтропия как мера хаоса, принцип возрастания энтропии в замкнутых системах. Особенности термодинамических систем, определение направления времени по возрастанию энтропии в замкнутых системах.

Тема №7. Химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли.

Предмет химии: элементы (атомы), вещества (молекулы) и законы их превращений, их превращения и законы этих превращений. Периодический закон Д.И. Менделеева — один из фундаментальных законов природы, его первоначальная и современные формулировки. Зависимость реакционной способности элементов от их положения в Периодической системе.

Химическая реакция как процесс изменения состава, структуры или заряда участвующих в процессе частиц при неизменности химической природы атомов. Уравнение химической реакции — отражение законов сохранения вещества и заряда.

Числовая характеристика скорости химической реакции — константа скорости — фундаментальная характеристика, не имеющая аналогии в механике.

Отличие химических процессов от физических.

Связь реакционной способности веществ и их свойств с типом химической связи в молекулах. Типы химической связи — ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная.

Энергия активации как энергетический барьер химический реакции, профили экзотермической, эндотермической, обратимой и каталитической реакций.

Энергия активации и каталитические процессы.

История геологического развития Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.

Тема №8. Современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы.

История геологического развития Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Современные концепции развития геосферных оболочек: атмосферы и гидросферы.

Литосфера как абиотическая основа жизни, ее экологические функции – ресурсная, геофизическая, геохимическая и геодинамическая.

Влияние внешних и внутренних геологических процессов и человеческой деятельности на формирование географической оболочки Земли.

Литологический, стратиграфический и палеонтологический методы изучения земной коры. Основные периоды (эры) геологической истории: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская.

Этапы развития Земли: докембрийский, раннепалеозойский, позднепалеозойский, мезозойский, кайнозойский.

Тема №9. Ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи.

Географическая оболочка Земли и проблемы этнологии. Ресурсная функция литосферы и Мирового океана. Геодинамическая, геофизическая и геохимическая функции геосферных оболочек.

Отличие живой материи от неживой. Определение жизни как свойства открытой системы. Возникновение учения о биосфере. Биосфера как оболочка Земли, связанная с жизнью; границы биосферы. Биотоп биосферы – верхняя часть литосферы, гидросфера, тропосфера. Типы веществ биосферы по В.И.Вернадскому. Биогеохимические функции живого вещества — газовые, концентрационные, окислительно-восстановительные, биохимические и биогеохимические. Диссимметрия как признак живого вещества.

Ноосфера как новое состояние биосферы; связь ноосферы с Космосом. Влияние космических циклов (всплесков солнечной активности) на творческую активность людей, на циклическую повторяемость общественного развития.

Развитие концепции пространства и времени в работах В.И. Вернадского. Основные качественные признаки времени в биосферных процессах — необратимость и однонаправленность. Причина эволюции биосферы — способность живого вещества к трансформированию солнечной энергии. Единичный акт фотосинтеза как квант биологического пространства — времени и как времяобразующий фактор.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст