Учебно-методическое пособие Витебск 2010 удк 61 371. 388 001.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

«ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ВЫДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ ВЫСОКОГО РИСКА АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У ЛИЦ С НОРМАЛЬНЫМ УРОВНЕМ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ»

Учебно-методическое пособие

Витебск 2010

УДК 61:371.388:001.8

ББК 53.0 С

Б М34

Рецензент: зав. каф. терапии №2 ФПК и ПК УО «Витебский ордена Дружбы народов государственный медицинский университет», профессор, доктор мед. наук С.И. Пиманов

Разработчики учебно-методического пособия:

ПодпаловВ.П.

Научно-практическая работа «ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ВЫДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ ВЫСОКОГО РИСКА РАЗВИТИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ У ЛИЦ С НОРМАЛЬНЫМ УРОВНЕМ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ». /Подпалов В.П., Журова О.Н., Счастливенко А.И., Огризко Н.Н., Сорокина В.Г., Федоренко Н.М.

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Рекомендовано ЦУМС «ВГМУ» (протокол № 5 от 24.05.2011 г.)

Советом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 4 от 21.04.2011 г.)

Для врачей-интернов по терапии, общей врачебной практики, клинических ординаторов и студентов в целях повышения эффективности проведения научно-практической работы на кафедре терапии №1 ФПК и ПК и организации профилактических мероприятий на амбулаторно-поликлиническом уровне.

УДК 61:371.388:001.8

ББК 53.0 С

Б М34

Б © Подпалов В.П., Журова О.Н., Счастливенко А.И., Огризко Н.Н.,

Сорокина В.Г., Федоренко Н.М.

© Издательство Витебского государственного медицинского университета, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________

4

ГЛАВА 1. Документы, регламентирующие организацию и выполнение научно-исследовательской работы за время прохождения интернатуры ____

5

1.1. Общие положения по организации________________________________

5

1.2. Организация и проведение научно-исследовательской работы _________

6

1.3. Общие методические указания ___________________________________

7

1.4. Защита научно-исследовательской работы _________________________

11

ГЛАВА 2. Задание по научно-исследовательской работе ________________

11

ГЛАВА 3. Описание технологии обследования пациентов ________________

12

ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________

16

ВВЕДЕНИЕ

Образовательные программы высшего профессионального образования в качестве одной из составляющих включают в себя отчет по научно-исследовательской работе (НИР) за время прохождения интернатуры.

Необходимость создания данного пособия возникла из-за большого количества трудностей, с которыми сталкиваются врачи — интерны при составлении отчета по НИР во время прохождения интернатуры. На установочной конференции очень сложно осветить все нюансы задания по НИР, предсказать возможные сложности, заранее детально объяснить, как оформить отчетную документацию.

Пособие состоит из трех глав и приложений. В первой главе представлены нормативные документы, регламентирующие организацию и выполнение НИР, ознакомившись с которыми врачи — интерны смогут узнать о своих правах и обязанностях, а также вопросы организации и проведения НИР, правила оформления отчета научно-исследовательской работе, Вторая глава содержат задание и методику выполнения НИР за время прохождения интернатуры. Третья глава содержит описание технологии выполнения НИР и предлагает вариант расчета вероятности развития артериальной гипертензии у лиц с нормальным уровнем артериального давления в неорганизованной популяции. Наибольшую ценность, по мнению авторов, составляют материалы приложения, содержащие электронную базу данных в программе Excel, в которой имеется возможность расчета индивидуального риска развития АГ у лиц с исходно нормальными цифрами артериального давления.

Авторы надеются, что данное пособие значительно усовершенствует организацию и выполнение НИР на факультете повышения квалификации, и будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки врачей — интернов.

ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ЗА ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТУРЫ

1.1. Общие положения по организации

Научно-практическая работа врачей — интернов является составной частью программы интернатуры. Она реализует цели и задачи профессионального развития врачей — интернов, повышает их заинтересованность в работе, способствует приобретению ими профессиональных практических знаний и умений.

На основании постановления министерства образования РБ №90 от 22.10.2006 «Об утверждении Инструкции об аттестации слушателей учреждений (их подразделений), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров» предусмотрено выполнение научно-практической работы в рамках курсовых или дипломных проектов на курсах переподготовки. При этом прорабатываются будущие виды профессиональной деятельности:

диагностическая,

лечебная,

экспертная,

консультативная,

организационно-методическая,

научно-исследовательская,

культурно-просветительская.

Научно-практическая работа имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных врачами — интернами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. В ходе выполнения работы врачи — интерны изучают эпидемиологическую ситуацию распространенности сердечно-сосудистых заболеваний (в том числе и артериальной гипертензии) и наиболее значимых сердечно-сосудистых факторов риска среди обслуживаемого ими населения, выявляют группу высокого риска развития АГ среди лиц с нормальным давлением, разрабатывают и апробируют различные модели первичной профилактики артериальной гипертензии под руководством своего непосредственного руководителя НИР.

Выполнение НИР реализуются врачами — интернами самостоятельно. По ее окончании врач — интерн обязан представить отчет по установленной форме (в виде оформленной по установленному образцу научно- исследовательской работы), по которому проводится защита.

Основные задачи научно-исследовательской работы:

Ознакомление врачей — интернов с различными видами профилактической деятельности на участке.

Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.

Формирование профилактической направленности в работе врача — интерна.

Освоение навыков сбора и обработки клинико-эпидемиологическое данных по выявлению факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний среди обслуживаемого населения.

Ознакомление врачей — интернов с работой на компьютере и использование программ Microsoft Office и статистических программ (Excel, SPSS, Statistika 6.0).

1.2. Организация и проведение научно- исследовательской работы

Содержание НИР, ее организация и проведение определены нормативными документами и программой интернатуры.

НИР проводится на участке, обслуживаемом врачом — интерном в период прохождения интернатуры.

НИР может выполняться на базе предприятий расположенных в зоне обслуживания врача-интерна, а также среди неорганизованного населения, проживающего на данном участке.

НИР может выполняться на любой из указанных баз при наличии необходимых условий для ее организации.

Основные этапы работы слушателей по выполнению научно- исследовательской работы:

1.Знакомство с тематикой НИР;

Определение цели и задачи НИР.

Определение плана написания работы.

Работа с научной и учебной литературой.

Выполнение практической части работы.

Анализ полученных результатов.

Формулировка выводов, рекомендаций по результатам работы.

Оформление НИР.

Рекомендуемая тема: «Изучение распространенности артериальной гипертензии и сердечно-сосудистых факторов риска, выделение группы высокого риска развития артериальной гипертензии у лиц с нормальным уровнем артериального давления».

1.3. Общие методические указания

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА0020 НИР В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТ 7.32-2001

Общие требования

Отчет о НИР должен быть выполнен с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм (кегль не менее 12).

Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей, правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, левое — 30 мм и нижнее — 20 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Фамилии, названия учреждений в отчете приводят на языке оригинала.

Основную часть отчета следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример – 1,2,3 и т, д.

Нумерация страниц отчёта

Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют по центру нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

Каждый структурный элемент отчета следует начинать с нового листа (страницы).

Нумерация страниц отчета и приложений, входящих в состав отчета, должка быть сквозная.

Структурные элементы отчета:

титульный лист;

содержание;

обозначения и сокращения;

введение;

основная часть;

заключение;

список использованных источников;

приложения.

Титульный лист

Титульный лист содержит реквизиты:

наименование учреждения (его подразделения), в котором выполнена работа;

ФИО автора темы НИР

ФИО руководителя темы НИР с указанием его ученой степени, звания, наименования кафедры

Название города – местонахождения учреждения

год

Содержание

Содержание включает название всех структурных элементов с указанием точных названий глав и номеров соответствующих им страниц НИР.

Обозначения и сокращения

Структурный элемент содержит:

перечень обозначений и сокращений, применяемых в данном о отчете НИР;

данные сокращения и обозначения проводят в порядке приведения их в тексте отчета с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения НИР. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами. Объем — до 2-3 страниц.

Основная часть

В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной НИР.

Основная часть должна содержать:

выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР;

обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований;

Заключение.

Заключение должно содержать:

краткие выводы по результатам выполнений НИР или отдельных ее этапов;

оценку полноты решения поставленных задач;

разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов НИР;

оценку технико-экономической эффективности внедрения;

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета.

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного доступа.

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом — Рисунок 1 — Детали прибора. Слово «рисунок и его наименование располагают посередине строки.

При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1 2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например «Продолжение таблицы 1».

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, — во втором случае – боковик.

Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (-) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «X».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст