Учебно-методическое пособие Ульяновск 2011 Ответственный редакто

Министерство образования Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

В.Н. Артамонов

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ

ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

СИНТАКСИС.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Учебно-методическое пособие

Ульяновск

2011

Ответственный редактор: Курошина Л.Н. – методист кафедры филологического образования УИПКПРО.

Артамонов, В.Н.

Трудные вопросы грамматики русского языка в школе. Синтаксис. Словообразование. Практикум: учебно-методическое пособие для учителей русского языка, студентов и аспирантов / автор и составитель В.Н. Артамонов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 70 с.

Рецензенты:

Галушко Е.Ф.доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, к.ф.н.

Екимова С.М. – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 78, учитель высшей квалификационной категории.

Практикум предназначен для учителей русского языка и литературы, слушателей курсов УИПКПРО, а также для студентов-филологов, аспирантов – всех, кто в том или ином объёме изучает современный русский литературный язык.

В практикуме представлены упражнения (практические задания) по таким разделам современного русского литературного языка, как «Словообразование» и «Синтаксис», справочные материалы по наиболее трудным вопросам названных разделов, демонстративные варианты тестовых заданий, используемые автором в качестве контроля полученных слушателями курсов УИПКПРО на выходе лингвистических компетенций (без ключей). Прилагаются статьи автора и составителя, посвящённые проблемам словообразования и синтаксиса, ранее опубликованные в межвузовских сборниках Ульяновска и Санкт-Петербурга.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011.

Артамонов В.Н., 2011.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение4

I. Словообразование5

1. Справочные материалы5

2. Практикум8

II. Синтаксис11

1. Справочные материалы11

2. Практикум14

III. Тестовые задания45

Библиографический список58

Приложения

1. Об изучении словообразовательных норм

в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»62

2. Использование логического и психологического

методов исследования в целях разграничения

подлежащего и сказуемого64

3. Алгоритм определения синтаксической функции

присубстантивных косвенно-падежных форм имён существительных68

ВВЕДЕНИЕ

Практикум предназначен прежде всего слушателям УИПКПРО, учителям русского языка и литературы, для которых в течение двух семестров читается одноимённый теоретико-практический курс грамматики русского языка. Выбор разделов «Словообразование» и «Синтаксис» не является случайным, хотя автор ни в коем случае не сомневается в важности «Фонетики», «Лексики» или «Морфологии». Однако работа в качестве председателя экспертной комиссии по проверке ЕГЭ по русскому языку, а также в качестве члена жюри, а в 2010 г. – председателя жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку убеждает автора в том, что именно вопросы выбранных разделов вызывают у школьников наибольшие затруднения. Помимо упражнений, в практикум включены справочные материалы по наиболее трудным вопросам словообразования и синтаксиса, тестовые задания, которые автор предполагает использовать в целях проверки полученных слушателями на выходе лингвистических компетенций (поэтому ключи с ответами отсутствуют). Кроме того, прилагаются статьи автора и составителя пособия по вопросам словообразования и синтаксиса, опубликованные ранее в межвузовских сборниках Ульяновска и Санкт-Петербурга, которые могут быть полезными школьному учителю, но являются недоступными из-за небольшого тиража и особенностей распространения, когда количество экземпляров практически соответствует количеству авторов.

Автор выражает искреннюю признательность своим учителям и коллегам Татьяне Витальевне Егоровой, много лет читающей курс словообразования в Ульяновском государственном педагогическом университете, и Игорю Германовичу Осетрову, лекции которого навсегда привили автору любовь к грамматике родного языка.

I. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Справочные материалы

1. Морфемные (аффиксальные) способы образования слов

в современном русском языке

Способ словообразования

Примеры

1

Приставочный (префиксальный)

подкласс, премудрый, запросто, перечитать

2

Суффиксальный (в том числе нулевая суффиксация или бессуффиксный)

поэтесса, зеленоватый, темно, разрисовывать, бегǾ, насыпьǾ

3

Приставочно-суффиксальный (конфиксальный)

подсвечник, приплясывать

4

Постфиксальный

кто-то, где-нибудь, куда-либо, умываться

5

Сложение основ

сине-зеленый, слабонервный

6

Включение

манка, мореходка, минералка

2. Неморфемные способы образования слов в современном русском языке

Способ словообразования

Примеры

1

Морфолого-синтаксический (конверсия)

имена существительные, образованные от имён прилагательных и причастий: неуспевающий, чужой, дежурный

2

Лексико-синтаксический (сращение)

дорогостоящий, вечнозелёный, долгоиграющий

3

Аббревиация

НИИ, ГИБДД, УлГТУ, УИПКПРО

4

Лексико-семантический (семантическая деривация)

звёзды эстрады – звёзды (небесные светила)

5

Сложение слов

диван-кровать, плащ-палатка, кресло-качалка

3. Общие словообразовательные значения

Значение

Соотношение лексического значения и частеречной принадлежности производного и производящего слов

Примеры

1

Модификационное

Лексические значения практически совпадают (различия носят количественный характер); слова одной части речи

соавтор – автор, неглупый – глупый, беленький –белый, пробежать – бежать

2

Транспозиционное

Лексические значения тождественны; части речи разные

дыхании[j]е – дышать, выдохǾ – выдыхать, нежность – нежный, синьǾ – синий

3

Мутационное

Лексические значения разные, части речи разные

молчаливый – молчать, насыпьǾ – насыпать

4. Частные словообразовательные значения модификационного типа

Часть речи, в рамках которой происходит словообразование

Словообразовательное значение

Пример

1

Имя существительное

невзрослость (детскость)

тигрёнок – тигр

увеличительность

домище – дом

уменьшительность

столик – стол

часть целого

подгруппа – группа

совместность

соавтор – автор

женскость

студентка – студент

единичность (выделительность)

снежинка – снег

собирательность

комарь[j]ё – комар

подобие

дымка – дым

2

Имя прилагательное

высокой степени проявления признака (качества)

злющий – злой

низкой степени проявления признака (качества)

синеватый – синий.

3

Глагол

интенсивное действие

размахаться – махать

чрезмерное действие

пересолить – солить

недостаточное (неполное) действие

недосолить – солить; приоткрыть – открыть

сопроводительное (добавочное) действие

припевать – петь

присоединение (приближение)

приехать – ехать; подойти – идти

действие, совершающееся в собственных интересах

припрятать – прятать

доведение действия до конца

допеть – петь, нарисовать – рисовать

5. Частные словообразовательные значения транспозиционного типа

Словообразовательная модель

Словообразовательное значение

Пример

1

Имя существительное от глагола

отвлечённое действие

стрельба – стрелять

2

Имя существительное от имени прилагательного или причастия

отвлечённый признак

робость – робкий

6. Частные словообразовательные значения мутационного типа

Словообразовательная модель



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст