Учебно-методическое пособие томск 2003 Корректор Воронина М. А

EMBED Word.Picture.8

КИРДЯШКИН И.В.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Томск-2003

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра истории и социальной работы

КИРДЯШКИН И. В.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Томск 2003

Корректор: Воронина М.А.

Кирдяшкин И.В. Отечественная история. Учебное методическое пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования – 2003. – 62 стр.

В соответствии с ГОС в высших учебных заведениях на I курсе изучается дисциплина “Отечественная история”. Учебно-методическое пособие по данной дисциплине разработано для студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Цель издания – помочь им в изучении дисциплины, выполнении контрольных работ и подготовке к экзамену.

В данном издании содержится рабочая программа дисциплины, темы контрольных работ, рекомендации по их выполнению и оформлению, список основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы для повторения к экзамену, а также исторические документы и материалы, краткие биографии выдающихся деятелей российской истории.

Введение, список тем контрольных работ, рекомендации к ним и контрольные вопросы для повторения составлены Зиновьевой В.И.

© Кирдяшкин И.В., 2003

© Томский межвузовский центр

дистанционного образования, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..

4

Рабочая программа дисциплины «Отечественная история»…..

5

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ………………………………………………………………..

10

Темы контрольной работы № 1…………………………………..

10

Темы контрольной работы № 2…………………………………..

12

Список литературы………………………………………………..

13

Исторические документы и материалы………………………….

15

Государственные и политические деятели России……………..

53

Контрольные вопросы для повторения к экзамену по курсу «Отечественная история»…………………………………………

60

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина “Отечественная история” относится к общепрофессиональным и изучается в I семестре I курса. В данное пособие включены материалы, необходимые для самостоятельной работы при дистанционной технологии обучения.

Изучение предмета нужно начать со знакомства с рабочей программой, которая разработана на основе ГОС. Разделы рабочей программы раскрываются в темах лекционного курса (см.: Зиновьева В.И. “Отечественная история” Учебное пособие). Материал курса лекций нужно основательно изучить, прежде чем переходить к следующему этапу работы. В соответствии с Учебным планом студент выполняет по данной дисциплине две контрольные работы по выбору. Общие рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ также содержатся в данном пособии. При подготовке контрольных работ и в дальнейшем экзамена студенту предлагается ознакомиться с историческими документами и краткими биографиями выдающихся деятелей российской истории, помещенными в данном издании. Использовать указанные материалы в контрольных работах можно непосредственно, в виде цитат, описаний, ссылок, а также в форме сравнения документов различных исторических эпох, для подтверждения тех или иных выводов и т.п.

На основе проработки указанных материалов (с использованием других дополнительных источников), а также изучения списка рекомендованной литературы студент готовится к экзамену, который проводится в тестовой форме. В целях более основательной подготовки к экзамену здесь же приводятся контрольные вопросы для повторения по каждой теме дисциплины с тем, чтобы сориентировать студента на более качественное выполнение экзаменационного задания. Например, знание контрольного вопроса темы № 3 “Социально-экономическое развитие России в XVII в.” поможет в ответе на тестовые вопросы о времени окончательного закрепощения крестьян, складывании общероссийского внутреннего рынка, появлении первых мануфактур и т.п.

Название тем контрольных вопросов соответствуют заголовкам лекционного курса и разделам рабочей программы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Цель и задачи дисциплины

Данная дисциплина является частью гуманитарной подготовки студентов. Она призвана помочь в выработке представлений о важнейших событиях и закономерностях исторического прошлого, особенностях развития России, ее вкладе в мировую цивилизацию, о развитии российской государственности и общества с древнейших времен до наших дней.

Изучение дисциплины способствует воспитанию у студентов патриотизма, гражданственности, пониманию связи времен и ответственности перед прошлыми и будущими поколениями, расширяет обществоведческий и культурный кругозор.

Программа курса построена на сочетании проблемного и хронологического подходов. Это позволяет выделить ключевые проблемы экономического, социально-политического и духовного развития мировой и отечественной истории, проследить динамику взаимодействия власти и общества, сформировать целостное представление об историческом пути России, привлечь внимание студентов к широкому кругу исторической литературы.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями ГОС 2000 г.

Введение

История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания, историческое время. Методология — способ подхода к познанию истории. Принципы объективности и историзма. Проблема истинности исторических знаний. Исторические источники. Их классификация.

Концепции исторического развития: мифологический подход, христианская интерпретация, рационалистическое понимание истории (теория линейного прогресса), культурно-исторический (цивилизационный) подход.

Отечественная история — составная часть мировой истории. Развитие отечественной историографии. Периодизация отечественной истории в российской историографии.

Задачи и содержание дисциплины «Отечественная история», ее роль в воспитании патриотизма и формировании исторического сознания.

Тема 1. Восточные славяне в древности. Киевская Русь

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Евразийское пространство в I тыс. до н.э. — I н.э. Восточные славяне и кочевники. Основные этапы становления древнерусской государствености.

Образование Киевской Руси и отражение этого процесса в дискуссии о роли варяжского элемента («норманнская теория» происхождения русского государства). Киевская Русь в IХ — Х вв. Экономическое развитие, социальная структура, система управления. «Русская правда» — первый опыт кодификации права. Принятие христианства на Руси, его значение и последствия. Характерные черты и специфика древнерусской цивилизации. Распространение ислама.

Тема 2. Средневековье и формирование российской государственности

Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Европейское средневековье. Становление феодального общества в Европе.

Экономические, социальные и политические факторы феодальной раздробленности в русских землях. Модели государственного управления в Киевско-Черниговской земле, Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском княжествах и Новгородской республике.

Образование империи Чингиз-хана. Монгольские завоевания. Походы хана Батыя на Русь. Золотая Орда и система управления покоренными народами. Дискуссии о роли монгольского фактора в русской истории. Борьба русского народа против шведов, крестоносцев и ордынцев. Роль Александра Невского и Дмитрия Донского. Подъем национального самосознания.

Роль Москвы в объединении русских земель и формировании российского государства. Освобождение от власти Золотой Орды. Деятельность И. Калиты, Д. Донского, Ивана III.

Характерные тенденции развития европейских государств в ХV-ХVII вв. Эпоха Возрождения и начало перехода к индустриальному обществу. Буржуазные революции и становление современной европейской цивилизации. Особенности развития стран Востока.

Завершение объединительного процесса русских земель. Политическое устройство. Формирование нового аппарата власти. Роль православной церкви. Иван IV и его время. Поместная система и начало закрепощения крестьян.

Расширение территории русского государства. Присоединение Казанского, Астраханского ханств, территории Поволжья, Приуралья, Сибири.

Тема 3. Смутное время и основные тенденции развития России в XVII в.

Конец династии Рюриковичей. Правление Бориса Годунова. «Смутное время»: самозванство, гражданская война, польско-шведская интервенция. Подъем национального самосознания, восстановление Российской государственности. Новые явления в экономике и политике в XVII в. Освоение Сибири.

Соборное уложение 1649 г. Церковный раскол. Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией (1654 г.).

Тема 4. Модернизация России в ХVIII в.

Переход к индустриальному обществу в Европе и Северной Америке. Промышленная революция.

Особенности российской модернизации. Предпосылки и складывание российского абсолютизма. Эпоха Петра I. Экономический «скачок» на феодально-крепостнической основе и его последствия. Ускоренная европеизация общественной жизни, перестройка центральных и местных органов управления, бюрократизация.

Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Завершение формирования сословной системы, расширение привилегий дворянства.

Русское просветительство и его роль в пробуждении гражданского сознания. Внешняя политика России, её достижения.

Тема 5. Становление индустриального общества в России: общее и особенное (ХIХ — начало ХХ вв.)

Особенности и основные этапы экономического развития России. Природно-климатический фактор и аграрные отношения. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право и кризис феодально-крепостнической системы. Реформа 1861 г. и её последствия. Сущность аграрного вопроса в начале XX в. и реформы П.А. Столыпина: экономические и социально-политические результаты.

Общее и особенное в процессе первоначального накопления капитала, промышленной революции и индустриализации России. Уровень развития и многоукладность российской экономики. Формирование новой классовой структуры общества.

Эволюция российской государственности. Реформы политической и правовой системы России при Александре I. Реакционный курс Николая I.

Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Расширение территории Российской империи.

Буржуазные реформы Александра II в 50-70-е гг. в России, контрреформы Александра III в 80-90-е гг. ХIХ в. Консервация политического курса страны: незыблемость самодержавия, централизация власти, недопустимость политических преобразований.

Общественная мысль и особенности общественного движения России. Начало освободительного движения. Декабристы. Западничество и славянофильство. Консервативно-охранительная идеология. Общественная мысль и общественное движение в пореформенный период. «Теория русского социализма», народничество, марксизм. Либерально-оппозиционное направление.

«Золотой век» русской культуры и её вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность завершения индустриализации страны. Российское общество и самодержавие. Кризис государственно-политической системы в царствование Николая II. Формирование политических партий в России, их классификация, программы, тактика.

Революция 1905-1907 гг. в России: причины, характер, стратегия и тактика основных политических сил, первый опыт парламентаризма.

Неравномерность и противоречивость развития мира в начале ХХ в. Обострение вопроса о разделе сфер влияния. Первая мировая война и российское общество. Назревание общенационального кризиса. 1917 г. в России.

Тема 6. Советский период российской истории

Установление Советской власти. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.

Образование СССР. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Утверждение концепции ускоренного экономического развития страны и её осуществление. Коллективизация сельского хозяйства. Формирование режима личной власти Сталина: причины и последствия. Конституция 1936 г. Культурная жизнь страны в 20-30 — е гг.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война: источники, цена и значение победы.

Геополитические последствия второй мировой войны. Складывание биполярного конфрантационного мира. «Холодная война». Советское общество в послевоенный период: успехи, трудности и противоречия становления.

Меняющийся мир 50 — начала 70-х гг. XX в. Развитие НТР. Новый облик Западного мира. Переход от «индустриального» общества к постиндустриальному (информационному) обществу. Политика осуществления политических и экономических реформ Н.С. Хрущевым.

СССР в 1964-1984 гг.: успехи и противоречия развития в условиях научно-технической революции.

Тема 7. Перестройка в СССР и реформирование России

Поиск путей совершенствования социализма. М.С. Горбачев и политика «перестройки»: цели, достижения, трудности, просчеты. Осуществление демократических преобразований.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Принятие Конституции 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Выборы высших органов власти. Перегруппировка политических сил. Смена политических лидеров и попытки стабилизации политического режима в стране.

Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольные работы выполняются студентами в объеме 8 – 10 листов компьютерного набора 14 шрифтом.

Титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями.

Для выполнения контрольной работы студенту необходимо в библиотеке выявить и изучить литературу по избранной теме. Затем следует составить план работы и записать его на следующей странице после титульного листа.

Начинать изложение материала необходимо с обоснования актуальности избранной темы, затем охарактеризовать основное содержание проблем, последовательно раскрывая вопросы плана. В тексте работы следует размещать заголовки, которые должны соответствовать вопросам плана. В заключении формулируются выводы, которые следуют из основного содержания работы.

К контрольной работе прилагается список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке по фамилиям авторов или первого слова заглавий статей и книг, если автор не указан.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 1

1. Восточные славяне в древности.

2. Древнерусское государство: образование, развитие, причины распада.

3. Язычество и христианство в Древней Руси.

4. Культура Древней Руси.

5. Устройство Новгородской земли, Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств в период политической раздробленности.

6. Борьба Руси против шведской и немецкой агрессии в XIII в.

7. Установление татаро-монгольского ига на Руси и его последствия.

8. Культура народов Руси в XIV – XV вв.

9. Возвышение Москвы. Образование Московского государства.

10. Укрепление централизованного русского государства и расширение его границ при Иване IV.

11. Опричнина Ивана IV и ее последствия.

12. Смутное время в России в конце XVI – начале XVII вв.

13. Добровольное воссоединение Украины с Россией.

14. Социально-экономическое развитие России в XVII веке.

15. Русская культура в XVI – XVII вв.

16. Начало модернизации России. Реформы Петра I.

17. Внешняя политика Российского Государства в XVIII веке.

18. Политика “Просвещенного абсолютизма” Екатерины II.

19. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

20. Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства в XIX в.

21. Реформы государственного управления в первой половине XIX века.

22. Развитие промышленности России в первой половине XIX века.

23. Отечественная война 1812 г.

24. Движение декабристов в России в XIX в.

25. Западники и славянофилы 30 – 40 гг. XIX в. в России.

26. Крымская война, ее итоги и последствия.

27. Отмена крепостного права в России: подготовка и проведение реформы.

28. Буржуазные реформы 60 – 70 гг. XIX в., их причины и значение.

29. Развитие промышленности в России в пореформенную эпоху.

30. Контрреформы Александра III.

31. Народничество второй половины XIX века в России.

32. Рабочее и социал-демократическое движения в конце XIX – начале XX вв. в России.

33. ”Золотой век” русской культуры.

34. Внешняя политика России на Дальнем Востоке в XIX в.

35. Россия и освободительная борьба славянских народов против

османского ига.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

1. Возникновение политических партий в России и их роль в общественно- политической жизни страны в начале XX в.

2. Русско-японская война, причины, ход, результаты.

3. Революция 1905 – 07 гг. в России.

4. Третьеиюньская политическая система. Деятельность П.А. Столыпина и его аграрная реформа.

5. Духовная жизнь России в начале XX в. “Серебряный век” русской культуры.

6. Россия и I мировая война. Нарастание национального кризиса.

7. Февральская революция 1917 года: причины, сущность двоевластия.

8. Развитие революции весной-летом 1917 года в России и тактика политических партий.

9. Корниловский мятеж и его итоги. Курс большевиков на вооруженное восстание.

10. Октябрьская революция. II Всероссийский съезд Советов, декреты о земле и мире.

11. Первые преобразования большевистской власти. Выход России из империалистической войны. Брестский мир.

12. Гражданская война 1918 – 1920 гг. в России.

13. Политика “Военного коммунизма”. Причины победы большевиков в гражданской войне.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст