Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк 374. 1 378(075. 8

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарный институт

Кафедра социологии

Л.Д. Филиогло

В.В. Нюренберг

ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ

Учебно-методическое пособие

Тольятти 2011

УДК 374.1:378(075.8)

ББК 60.55:74.4

Ф 532

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Информатика и ВТ», заместитель директора по науке Филиала РГСУ в г. Тольятти

Н. А. Демченкова

Ф 532 Филиогло Л.Д., Нюренберг В.В. Основы самоорганизации: Учебно-методическое пособие. – Тольятти: ТГУ, 2011. – 190 с.

Учебно-методическое пособие включает тематический план курса, сведения о назначении темы и учебной ситуации на каждом аудиторном занятии, методические рекомендации по тематической подготовке, вопросы для самоконтроля и тестовый материал. Практические задания, направленные на освоение планирования в качестве способа эффективной организации персональной деятельности, снабжены методическими указаниями по их выполнению.

Пособие адресовано студентам, изучающим основы самоорганизации, а также всем тем, кто желает освоить инструменты повышения личной эффективности, управления временем, поиска стратегии личного развития.

УДК 374.1:378(075.8)

ББК 60.55:74.4

© Филиогло Л.Д., Нюренберг В.В., 2011

© Тольяттинский государственный университет, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………

4

Тематический план учебного курса «Основы самоорганизации» ………

7

Организация работы в учебно-тренинговом курсе ………………………

9

I этап. Уяснение исходного состояния и определение направления действий …………………………………………………………………….

20

II этап. Выделение задач и подбор соответствующих им практических действий и работ ……………………………………………………………

46

III этап. Придание упорядоченного вида совокупности намеченных к выполнению работ …………………………………………………………

61

IV этап. Оценка ресурсного обеспечения намеченных работ …………..

91

Подведение итогов учебной работы ………………………………………

127

Библиографический список ……………………………………………….

131

Приложения …………………………………………………………………

134

Введение

В современном обществе человек не может быть успешен без осмысленного отношения к своей жизни, без сознательного её проектирования, наличия стратегии жизни. В нынешних условиях высшее образование и соответствующий диплом не гарантируют получения работы по избранной специальности и востребованности на динамично изменяющемся рынке труда, который предъявляет высокие требования к уровню компетентности специалиста независимо от сферы деятельности. Неотъемлемыми его качествами должны быть не только профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполняемым обязанностям, но и умение спланировать и эффективно организовать свою работу, способность распределять рабочие нагрузки и управлять персональной деятельностью.

Для подготовки к успешной профессиональной деятельности студент, начиная с первого курса, должен сам формировать свою образовательную траекторию, направленную на достижение желаемого уровня образования, общей и профессиональной подготовки, а также на реализацию персональных интересов и проявление социальной активности.

В основе способности рационально организовывать действия по достижению результата лежит персональная самоорганизация, представляющая особый процесс внутренней мобилизации возможностей и способностей человека, активизация которого обязательна при осуществлении любых целенаправленных и заранее спланированных действий. В связи с этим целью курса «Основы самоорганизации» является развитие компетенций студентов, необходимых для организации персональной деятельности. Компетенции такого рода предполагают формирование у учащихся умения ставить перед собой цели, определять и привлекать необходимые ресурсы, планировать шаги по достижению результата и действовать по намеченному плану, учитывая реальные временные и прочие ограничения.

Таким образом, учебный курс направлен на развитие персональной самоорганизации учащихся, включающей:

умение подготовить и организовать целенаправленную работу;

владение техниками рационального планирования, тайм-менеджмента (организации времени);

умение визуализировать и представлять результаты собственной деятельности (составлять конспекты, карты памяти, визуализировать календарные планы работ с помощью графических средств);

владение знаниями и представлениями о способах организации успешной деятельности в различных областях жизни человека (общие представления об условиях достижения успеха и качествах успешного человека; о возможности выбора и ответственности за последствия совершённого выбора; владение способами самомотивации).

Представления, техники и первичные навыки самоорганизации формируются в активном (тренинговом) режиме в процессе планирования собственной деятельности учащихся по отношению к наиболее актуальным для них ситуациям, таким, как прохождение экзаменационных испытаний, самоутверждение в студенческой среде, достижение успеха в сфере личных увлечений, реализация социально значимых интересов, подготовка к профессиональной деятельности.

Практические навыки самоорганизации относятся к наиболее медленно осваиваемым навыкам, требующим кропотливой систематической работы, в связи с чем учебный курс обеспечивает формирование первичных умений и навыков самоорганизации, закрепление и развитие которых целесообразно продолжить в процессе дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Тематический план

учебно-тренингового курса «Основы самоорганизации»

№ п/п

Наименование разделов и тем курса

Кол-во часов

Вводный этап

1.

Назначение и особенности курса «Основы самоорганизации»

2

2.

Самоорганизация и личная эффективность

2

2. Уяснение исходного состояния и определение направления действий

3.

Успех и построение личной карьеры

2

4.

Цели и результат персональной деятельности

2

5.

Постановка цели персональной деятельности и определение сообразного ей результата

2

3. Выделение задач и подбор соответствующих им практических действий и работ

6.

Задачи целенаправленной деятельности

2

7.

Решение поставленных задач

2

4. Придание упорядоченного вида совокупности намеченных к выполнению работ

8.

Принятие решений и определение приоритетов

2

9.

Назначение и содержание планирования

2

10.

Краткосрочное планирование в персональной деятельности

2

5. Оценка ресурсного обеспечения намеченных работ

11.

Ресурсы персональной деятельности

2

12.

Работа с информацией в персональной деятельности

2

13.

Поддержание собственной работоспособности

2

14.

Организация времени

2

15.

Организация рабочего пространства

2

6. Финальный этап

16.

Подведение итогов курса

2

17.

Зачётное занятие

2

Курс «Основы самоорганизации», согласно учебному плану, изучают студенты I курса в течение одного семестра (34 часа аудиторных + 22 часа самостоятельной работы). Форма контроля: зачёт.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВОМ КУРСЕ

Вводные занятия предназначены для ознакомления с содержанием и порядком работы в курсе, а также для формирования представления о самоорганизации и её значении для продуктивной персональной деятельности.

Тема 1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУРСА «ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ»

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.

И.В. Гёте

Основные вопросы темы

Назначение, особенности, цели и задачи учебного курса

Порядок работы в курсе

Этапы учебного курса

Правила прохождения курса

Условия получения зачёта

При изучении данной темы

Вы сформируете представление о назначении, содержании и порядке обучения в учебном курсе, о том, каким образом будете развивать умения и навыки организации персональной деятельности.

Вы узнаете

трактовку ключевого понятия курса – «самоорганизация»;

почему нужно развивать личную самоорганизованность;

цель и задачи учебного курса; этапы учебной работы в курсе;

почему курс практико-ориентированный;

каким образом будет осуществляться освоение первичных навыков самоорганизации в учебном курсе;

как будет организована работа в учебно-тренинговом курсе;

какие виды учебной работы необходимо будет выполнять;

какие условия выполнения и оценивания учебных заданий и заданий для самостоятельной работы;

какие условия получения зачёта.

Вы научитесь

различать понятия «учебно-тренинговый курс», «практико-ориентированный курс».

Методические рекомендации по изучению темы

Для освоения темы необходимо изучить учебный материал об устройстве учебно-тренингового курса «Основы самоорганизации» и организации в нём учебной работы.

Выяснив цель учебной работы в курсе, соотнесите её с особенностями учебно-тренингового практико-ориентированного курса, и попытайтесь определить основные требования, которые будут предъявляться к вам, как к учащемуся, в ходе обучения. Обратите внимание на технологию освоения первичных навыков самоорганизации – это процесс составления плана персональной деятельности на период семестра обучения в ТГУ. Сравните содержание этапов учебной работы в курсе с этапами составления персонального плана, сделайте вывод. Внимательно ознакомьтесь с видами учебной работы в курсе, разделите их на аудиторную и самостоятельную работу, выясните порядок оценивания заданий. Разберитесь, как будет осуществляться балльно-рейтинговая оценка учебной работы, что предполагает проведение текущего контроля, как будет проводиться итоговая аттестация.

Учебные задания

Чтобы изучить параметры учебного курса и подготовиться к тестированию по теме «Особенности и правила прохождения курса», выполните следующие задания:

Задание для самостоятельного освоения тематического материала 1

Ознакомьтесь с тематическими материалами по теме «Учебный курс «Основы самоорганизации».

Ознакомление с программой учебно-тренингового курса и выяснение ее основных положений, а именно:

цели и задач курса;

формы учебного процесса;

этапов учебного курса и их содержания;

учебных мероприятий в курсе;

правил оценки учебных мероприятий;

условий получения зачёта

даст возможность сформировать чёткое представление об организации и содержании учебного процесса.

Для подготовки к семинарскому обсуждению по теме «Необходимость самоорганизации» на следующем аудиторном занятии выполните задание:

Задание для самостоятельного освоения тематического материала 2

Ознакомьтесь с тематическими материалами по теме «Самоорганизация и личная эффективность».

При изучении материалов обратите особое внимание на следующие вопросы:

сущность самоорганизации и тайм-менеджмента (ТМ);

специфика современной трудовой деятельности; требования, предъявляемые к современному специалисту;

понятия «эффективность» и «личная эффективность», их связь с результатами персональной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

Каково назначение курса «Основы самоорганизации»?

Почему курс «Основы самоорганизации» носит характер учебно-тренингового и практико-ориентированного?

Какие представления должны быть сформированы у вас после обучения в курсе?

Какие практические умения и навыки вы сможете приобрести в курсе?

Где пригодятся вам (где вы сможете применить) представления, умения и навыки, полученные в курсе «Основы самоорганизации»?

Работа над каким процессом положена в основу учебного курса?

Можно ли пропускать или менять местами этапы учебного курса?

Что является итогом учебной работы на первом этапе курса?

Какие учебные действия необходимо совершить на втором этапе курса?

В чём трудность третьего этапа учебного курса?

Проводится ли в курсе проверка усвоения учебных тем? Каким образом это происходит?

Предусмотрена ли в учебном курсе возможность получения дополнительных баллов? Если да, то в чём она заключается?

В какой форме проводится зачёт по курсу?

Литература основная по теме «Учебный курс «Основы самоорганизации»

Технологическая развёртка и структура учебного курса «Основы самоорганизации» (Приложение 1)

Порядок работы в учебном курсе «Основы самоорганизации» (Приложение 2)

Словарь терминов

Самоорганизация (персональная) – особый процесс внутренней мобилизации возможностей и способностей человека, активизация которого обязательна при осуществлении любых целенаправленных и заранее спланированных действий.

Практико-ориентированное обучение – вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Учебный курс практико-ориентированный – элемент практико-ориентированного обучения – как правило, рассчитанная на один учебный семестр форма организации обучения, ограниченная рамками определенной темы и имеющая детализированные цели и задачи обучения, исходящие из общих (итоговых) целей практико-ориентированного обучения.

Тема 2. САМООРГАНИЗАЦИЯ И ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Плыву не так, как ветер подует, а как парус поставлю!

Изречение древних мореплавателей

Основные вопросы темы

Необходимость самоорганизации



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст