Учебно-методическое пособие Таганрог 2012 ббк 87. 715 я73 Макаре

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное

автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В Г. ТАГАНРОГЕ

Макаренко С.Н.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Учебно-методическое пособие

Таганрог 2012

ББК 87.715 я73

Макаренко С.Н. Профессиональная этика: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 34 с.

В учебно-методическом пособии собраны материалы по профессиональной этике юриста. Пособие содержит необходимые для изучения дисциплины учебный материал, методические советы, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, краткий конспект лекций. Материал представлен с разбиением на модули.

Пособие предназначено для студентов направления «Юриспруденция», обучающихся по программе «бакалавриат».

Библиогр.: 8 назв.

Рецензент Н.Ф Земченков, доцент кафедры гражданского права ТТИ ЮФУ.

© Макаренко С.Н., 2012

© ТТИ ЮФУ, 2012

Введение

Деятельность юриста затрагивает интересы многих людей, связана с принятием решений, влияющих на судьбу человека. Во всех сферах деятельности юриста важное значение имеет морально-этическая составляющая. Общение адвоката с доверителем, судьи и прокурора с обвиняемым, общение с коллегами и другими участниками процесса.

Цели дисциплины состоят в том, чтобы изучить сущность и усвоить особенности профессиональной этики, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития юриста. Выработать понимание ценностного отношения к личности, изучить основные категории и понятия профессиональной этики, требования служебного этикета, особенности морально-психологического климата в служебном коллективе.

Целями изучения курса «Профессиональная этика» также являются:

— изучение сущности, основных принципов и особенности профессиональной этики;

— освоение системы этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития личностных и профессиональных качеств юриста;

— формирование основ нравственной культуры личности, привитие навыков разрешения конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности;

— выработка у студентов навыков применения норм морали к конкретным практическим ситуациям;

— выработка у студентов навыков понимания сущности ценностного отношения к человеку;

— анализ наиболее сложных теоретических и практических нравственных проблем общества;

— усвоение места морали и нравственных норм в системе права и юридической деятельности;

— получение навыков самовоспитания, изучение основных требований этики служебных отношений.

Цели дисциплины «Профессиональная этика» согласуются с целями основной образовательной программы по направлению «Юриспруденция», связанными с удовлетворением потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии путем получения высшего образования и удовлетворением потребностей общества в квалифицированных юристах.

Задачами дисциплины являются: формирование культуры нравственного мышления, добросовестного отношения к своему делу, формирование активной жизненной позиции, высокой гражданственности, честности и порядочности в сочетании с высоким профессионализмом.

Профессиональная этика занимает важное место при подготовке кадров, ориентированных на область частноправовых отношений. Для освоения указанной дисциплины предшествующими являются следующие дисциплины: «Обществознание», «Философия», «Культурология», «Основы этики».

Исходя из этого, в результате освоения дисциплины у студента должны сформироваться следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

ОК-2 – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-5 – обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-9 – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ПК-2 – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-9 – способность каждого уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-19 – способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

Курс «Профессиональная этика» является основой, позволяющей освоить нравственные начала отношений в служебном коллективе и отношения с доверителями, что необходимо для профессионального выполнения своих обязанностей. Деятельность юриста требует умения оценивать факты и явления не только с теоретической точки зрения, но и нравственной.

Юридическая этика также содержит организационно-методические основы для успешной работы, и призвана дать студентам знания о нормах морали и общечеловеческих ценностях, об основных этапах истории этических учений, а также о характере и специфике морально-нравственных отношений.

Студент должен уметь воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины; правильно и грамотно применять этическую терминологию, владеть категориальным аппаратом этической науки; анализировать положения норм морали с целью применения их в своей профессиональной деятельности; владеть средствами, приемами и методами самостоятельной работы с учебным и методическим материалом; владеть способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, способностью работать в коллективе.

Программа курса предусматривает проведение лекций и практических занятий. Изучение курса предусматривает отчетность в виде написания эссе и контрольных работ, решение тестовых заданий и сдачу итогового зачета.

Успешное выполнение профессиональных обязанностей юриста предполагает соединение профессиональных навыков с глубоким осознанием ответственности, готовности безукоризненно выполнять свой профессиональный долг.

Профессиональная мораль не изолирована от общей морали, она не содержит в себе специфических норм поведения. Поэтому лишь на основе учета общечеловеческих моральных требований возможно правильное понимание нравственных проблем профессиональной деятельности юриста.

Вместе с тем практика показывает, что формальная, юридически засвидетельствованная квалификация сама по себе не в состоянии обеспечить успех дела. Возможность проникновения в духовный мир человека представителей таких профессий, как врач, педагог, юрист, обусловливает необходимость существования для подобных специфических норм морали, которые, кроме содействия успешному осуществлению профессиональных функций, служат охране интересов личности.

В этом состоит задача профессиональной этики как отрасли научного знания. Как учебная дисциплина профессиональная этика изучает отношения и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности.

Общественная значимость и характер деятельности юриста, важность сферы его деятельности предполагают специфические профессиональные нравственные требования. Соотношение правового и нравственного принципа должно быть представлено в деятельности любого юриста.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому они должны соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от юриста повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В I МОДУЛЕ

Тема 1. Основные принципы и категории этики, их роль в профессиональной деятельности юриста

Мораль как важнейший элемент гуманизации человеческих отношений. Основные этические категории: справедливость, честь, достоинство, порядочность, совесть, добро, зло, благо, моральный долг, моральная ответственность и другие категории. Соотношение права и морали. Структура морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральные отношения. Структура профессионально-нравственного сознания юриста. Моральные ценности, принципы и нормы. Основные функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочная. Справедливость и законность. Законность как социально-нравственное явление.

Тема 2. Характеристика основных этапов развития этики как науки

Этические учения периода античности. Учение Сократа о благе. Идеи софистов. Диалоги Платона об идеальном правителе и государстве. Никомахова этика Аристотеля. Учения неоплатоников. Эвдемонизм Эпикура. Поздний стоицизм Сенеки «Нравственные письма к Луцилию». Этика раннего средневековья. Учение Августина. Средневековая этика. Учение Фомы Аквинского. Этические идеи представителей эпохи просвещения: Вольтер, Д.Дидро. «Метафизика морали И. Канта. Этические теории представителей немецкой классической философии. Этические учения конца XIX – XX вв. Этические взгляды представителей современных западноевропейских школ и направлений.

Тема 3. Специфика профессиональной морали.

Соотношение права и морали

Соотношение права и морали в контексте общественного развития. Совпадение морального и правового регулирования. Взаимосвязь морали и права: общее и различное. Основные подходы к соотношению политики и морали, влияние морали на политические воззрения и наоборот. Необходимость единства политики и морали. Влияние морали на становление и развитие правовых систем в обществе. Роль морали в формировании правового сознания правовой культуры. Социологические и культурологические аспекты в формировании правовых идей и правотворческом процессе.

ТЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В II МОДУЛЕ

Тема 4. Основные категории

профессиональной этики юриста

Понятие профессиональной морали. Категория долга в служебной деятельности. Деонтология как учение нравственном долге, как внутреннем переживании принуждения, задающегося этическими ценностями. Совпадение служебного долга с нравственными побуждениями личности юриста. Категория моральной ответственности и ее основные значения: ответственность при исполнении служебного долга, ответственность за совершенный поступок, ответственность перед самим собой и другими людьми. Соотношение ответственности, необходимости и свободы. Категория совести как осознанного чувства моральной ответственности за свои действия. Профессиональная честь и профессиональный долг как категории профессиональной этики. Взаимосвязь чести и достоинства юриста. Справедливость как категория морального, правового и политического сознания.

Тема 5. Нравственное формирование личности юриста

Этика как методологическая основа формирования нравственных качеств в деятельности юриста. Мораль как регулятор отношений, формирующихся в профессиональной деятельности. Обеспечение прав и свобод личности как юридическая и моральная обязанность юриста. Соотношение моральных, правовых и организационно-технических норм в деятельности юриста. Основные нравственные требования к профессиональной деятельности юриста. Значение профессиональной этики в повышении результативности служебной деятельности. Профессиональная этика и этика долга. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие нравственно-правовые требования к профессиональной деятельности: Конституция РФ, Федеральный закон «О полиции», Кодекс чести судьи Российской Федерации».

Тема 6. Моральный фактор и моральный выбор

в деятельности юриста

Моральный фактор как сложное динамическое явление, важный фактор духовной культуры общества, его зависимость от социально-политического, правового, экономического и политического развития государства. Структура морального фактора. Классификация морального фактора по уровням, масштабам и характеру проявления. Роль морального фактора в решении служебных задач, укреплении служебных коллективов, нравственном становлении сотрудников. Сущность и структура морального выбора. Субъекты морального выбора. Особенности морального выбора в профессиональной деятельности юриста. Условия и предпосылки морального выбора. Важность морального выбора в деятельности юриста. Соотношение морального выбора и моральной ответственности. Нравственно-правовая регламентация морального выбора в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

ТЕМЫ, ИЗУЧАЕМЫЕ В III МОДУЛЕ

Тема 7. Служебный и внеслужебный этикет юриста

Специфика нравственных проблем в деятельности юриста и пути их решения. Социально-правовые противоречия и нравственные конфликты. Понятие морального конфликта. Классификация экстремальных, конфликтных ситуаций. Этические формы разрешения нравственных конфликтов. Микросреда и профессиональная деформация личности юриста. Понятие профессиональной деформации. Структура профессиональной нравственной деформации. Деформация морального сознания, деформация служебных отношений, деформация профессиональной деятельности.

Сущность и структура этикета. Правила этикета как выражение признания достоинства человека, уважение к общественным требованиям приличия. Основные принципы этикета. Принципы служебного этикета: такт, вежливость, внимательность, корректность, учтивость, скромность. Принципы межличностного общения: доброжелательность, внимательность, проявление интереса к человеку, готовность прийти на помощь, тактичность, в отношениях со старшими и младшими, с подчиненными и руководителями, соразмерность своих чувств с действиями и чувствами других людей.

Этика профессиональных отношений в коллективе. Чувство собственного достоинства и уважительное отношение к людям. Деликатность как выражение вежливого, соучастливого отношения к индивидуальным особенностям человека. Антиподы этики межличностного общения: несдержанность, фамильярность, манерность, сквернословие, болтливость, развязность, грубость, хамство и т.п. Содержание и характер общения сотрудников в нерабочее время. Культура досуга и эффективность его организации.

Тема 8. Этика делового общения. Основы адвокатской

и судебной этики

Понятие этики делового общения. Нравственные основы делового общения: приоритет служебных интересов над личными, доброжелательность к личности клиента, уважительность к мнению оппонента. Основные формы общения сотрудников. Уровни делового общения. Этические требования деловых встреч, бесед, собраний и совещаний. Бесконтактные формы делового общения: служебная переписка, письменные формы общения, этика телефонных переговоров. Правила этикета как выражение уважения, чести и достоинства человека, общественных правил приличия. Этика общения в экстремальных ситуациях. Роль традиций в деятельности служебных коллективов. Руководитель как организатор нравственных отношений в коллективе. Этика и культура делового общения руководителя и подчиненных.

Тема 9. Этические основы допроса свидетелей,

подозреваемых и потерпевших

Допрос как особая форма общения сотрудника правоохранительных органов с лицами, имеющими отношение к рассматриваемому делу. Допрос как самостоятельный, сложный вид деятельности. Тактика и техника допроса. Ведение допроса со специальными средствами. Стадии проведения допроса. Факторы, влияющие на эффективность проведения допроса. Особенности проведения опроса свидетелей, беседы с потерпевшим или подозреваемым. Способы установления психологического контакта с подозреваемым. Методы проведения допроса в бесконфликтных ситуациях. Методы допроса, применяемые в конфликтных ситуациях. Этические основы следственного эксперимента и проведения очной ставки. Этические особенности рассмотрения споров по гражданским делам.

Темы рефератов и эссе

Тематика письменных работ (письменные блоки):

1. Основные принципы профессиональной этики в юридической деятельности.

2. Роль искусства в формировании нравственных устоев личности.

3. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе.

4. Соотношение права и морали.

5. Нравственные категории «честь», «достоинство личности», «профессиональный долг».

6. Морально-нравственный потенциал служебного коллектива и формы его определения.

7. Основные характеристики морально-психологического климата служебного коллектива.

8. Основные стили руководства служебным коллективом.

9. Этика общения с подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими.

Тестовые задания по модулям размещены на сайте кафедры

Контрольные вопросы для текущего контроля (по модулям)

Модуль I

1. Этика как наука о морали.

2. Место морали в жизни общества.

3. Моральное сознание и его основные элементы.

4. История этических учений в эпоху эллинизма.

5. Этические учения в эпоху средневековья.

6. Взгляды мыслителей эпохи просвещения на мораль и право.

7. Этические взгляды представителей немецкой классической философии.

8. Соотношение права и морали.

9. Роль общечеловеческих ценностей в становлении профессиональной этики.

10. Проявление нравственных принципов в профессиональной этике.

Модуль II

1. Категория долга и роль деонтологии в служебной деятельности юриста.

2. Категория моральной ответственности и ее основные значения.

3. Категории чести и достоинства и их реализация в деятельности юриста.

4. Традиции и обычаи делового оборота в профессиональном коллективе.

5. Основные нормы и принципы служебного этикета.

6. Нравственная категория «справедливость» и ее соотношение с правом.

7. Морально-психологический климат в служебном коллективе, его основные элементы.

8. Специфика морального фактора в деятельности юриста.

9. Нравственный потенциал служебного коллектива, формы его определения.

10. Проблема нравственного выбора в деятельности юриста.

Модуль III

1. Руководитель как организатор нравственных отношений.

2. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненных.

3. Этика деловой беседы: ее этапы, основные правила и формы.

4. Единство нравственных и правовых начал в служебной деятельности юриста.

5. Основные принципы адвокатской этики.

6. Понятие судебной этики в гражданском и уголовном судопроизводстве.

7. Этические основы допроса подозреваемых и обвиняемых.

8. Этические основы опроса свидетелей, потерпевших и других лиц, участвующих в деле.

9. Профессионально-нравственная деформация личности юриста, ее формы и причины возникновения.

10. Влияние правовой системы на проявление нравственности в обществе.

Методические рекомендации

Курс «Профессиональная этика» направлен на изучение основных этических требований в юридической деятельности. Изучение дисциплины разбито на три модуля, в каждом из которых предусмотрено рассмотрение по три темы. Темы первого модуля посвящены общим этическим вопросам и истории этических учений. Данный блок вопросов следует рассматривать с учетом основных точек зрения представителей тех или иных этических направлений.

По каждой теме предусмотрены практические занятия, которые дополняют содержание вопросов, изложенных на лекционных занятиях. Особое внимание следует уделить изучению вопросов, касающихся межличностных отношений в служебном коллективе.

При изучении этических категорий следует обратить внимание на категории чести, достоинства, справедливости законности. Наиболее важным понятием в указанных темах является понятие морального выбора в деятельности юриста. Нравственно-правовая регламентация морального выбора в деятельности юриста состоит в том, что необходимо правильно определить соотношение целей и средств их достижения. Важное значение имеет нравственное оправдание служебных действий, выбор форм общения в служебном коллективе.

Во втором модуле следует особо обратить внимание на понятие деонтологии как учения о должном и необходимом. Моральный долг и неукоснительное соблюдение своих профессиональных обязанностей является основой деонтологии. Личность юриста, его индивидуальные качества и черты характера накладывают отпечаток на его деятельность. Под внутренней структурой личности понимаются свойства, интегрируемые в его сознании: это прежде всего психические элементы отражения внешних условий жизни личности (потребности, интересы, цели, воля); индивидуальные свойства личности (способности, характер, темперамент); идеологические свойства личности (установка, направленность, ценностно-нормативная ориентация) и другие характерные особенности конкретного человека в единстве всех его сторон.

Смысл регулирования профессионального поведения юристов состоит в том, чтобы обеспечить интересы общества и государства, минимизировать риск злоупотребления значительными возможностями юридической профессии, особенно в отдельных ее сферах (правоохранительная деятельность, судебная система, прокуратура).

Используются два способа правовой регламентации профессионального поведения: запреты совершать определенные действия; предписания вести себя определенным образом в соответствующих ситуациях.

Краткий конспект лекций

Модуль I

Тема 1. Понятие этики, ее предмет и место в системе юридического образования

Этика как наука о морали изучает закономерности и специфику поведения людей, согласно общепризнанным правилам, позволяющим обеспечит безопасность выживания, сохранение жизни и обеспечение интересов большинства населения. За многие тысячелетия совместного проживания людей стихийно вырабатывались нормы взаимоотношения друг с другом, позволяющие сохранить свое жилище, род, племя, сохранить свою идентичность и выжить в борьбе за существование. Не случайно, термин «этика» произошел от греческого слово «etos», что означает – местопребывание, человеческое жилище, место обитания. В древнегреческой традиции под термином «этика» понимался образ жизни людей, или отдельного человека. Вместе с новым значением слова «etos» приобретает нормативный оттенок, формально закрепляя правила поведения людей виде табу либо одобрений.

Под моралью обычно понимают характер, нрав, проявляющийся в общении. В отличие от права мораль носит неписанный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения.

Профессиональная этика юриста имеет общеморальный смысл, объединяя регулятивные возможности морали и права, в силу чего её требования являются наиболее детально разработанными, отражаясь в кодексах различных видов права, в процессуальных нормах, в правоохранительной деятельности органах следствия, прокуратуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Наиболее общим принципом правовой этики можно считать признание самоценности человека, тогда как закон и его применение представляют лишь инструментальную ценность.

Вместе с тем практика показывает, что формальная, юридически засвидетельствованная квалификация сама по себе не в состоянии обеспечить успех дела. Возможность проникновения в духовный мир человека представителей таких профессий, как врач, педагог, юрист, обусловливает необходимость существования для подобных специфических норм морали, которые, кроме содействия успешному осуществлению профессиональных функций, служат охране интересов личности.

И мораль, и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм, выражающих в определённой мере общечеловеческие представления о справедливости. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества. Несмотря на то, что нормы права официально провозглашены государством, а нормы морали в основном составляют содержание общественного сознания, они представляют собой развёрнутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность отношений.

Право подразделяется на отрасли (уголовное право, гражданское, трудовое, семейное, международное и т.д.) и нормы. Каждую из этих отраслей принято сводить в своды законов. Мораль, в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений, хотя здесь нет столь чёткого разграничения.

Самое важное различие между моралью и правом касается способа регулирования поведения людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убеждённостью индивидов, моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, причём не отдельными людьми, наделёнными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами как права, так и морали.

Тема 2. Основные этапы развития этических учений

Возникновение этики как термина и особой систематизированной дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин «этика» входит в название всех трех сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности, и несет в них основную содержательную нагрузку. Сочинения эти называются: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». В последующем этика также остается одним из типичных названий философских произведений (например, «Этика, или Познай самого себя» Абеляра, «Этика» Спинозы, «Этика» Николая Гартмана) и становится общепринятым обозначением учебной дисциплины.

У Аристотеля этика имеет два значения. В узком значении она является наукой об этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведении как существенном содержании человеческой эвдемонии. В более широком значении она есть политическая наука (т.е. наука о полисе), к тому же высшая политическая наука. Так как она рассматривает высшую цель человеческой деятельности, она задает основу и для политики, имеющей своим содержанием устройство государства, и для экономики, имеющей своим содержанием домашнее хозяйство.

Христианская мысль средневековья исходит из убеждения, что этика или мораль не содержит свои основания в себе. Только в соотнесенности с теологией она может проводить границу между хорошим и плохим. Такая установка была превалирующей в средневековье и специфичной для него, но не единственной. И в эту эпоху была представлена интеллектуальная традиция, рассматривавшая этику как исчерпывающее основание человеческой эмансипации. Наиболее ярким выразителем этих идей был Августин. Бог, который является создателем мира, считает Августин, является также и его учителем. Поэтому необходимо вписать этику в отношение человека к Богу и понять, что она не может претендовать на роль первой дисциплины. Первой остается теология. Один Бог есть высшее благо. И отношением к нему, в конечном счете, определяются нравы.

Основным автором, разработавшим этическую систематику позднего средневековья, является Фома Аквинский, написавший специальный труд: «Комментарии к Никомаховой этике». Основой упорядочения философского знания, как считает Фома Аквинский, является категория порядка. Порядок вещей рассматривает натурфилософия, или метафизика, порядок собственных понятий разума – рациональная философия, порядок волевых действий – моральная философия, порядок созданных человеческой разумной деятельностью предметов – механика. В моральную философию включаются только волевые и разумные действия, организованные единством целей. Единство этих частей обеспечивается их нацеленностью на единое высшее благо и причастностью к нему. Рассмотрение высшего человеческого блага и путей к нему, освещение божественных заповедей светом разума – такова в эту эпоху задача этики.

Этика Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных сущностей и апеллирует к эмпирии, стремясь понять, каким образом мораль, будучи свойством отдельного индивида, является в то же время общеобязательной, социально организующей силой. В отличие от средневековой ориентации на учение Аристотеля, она преимущественно апеллирует к стоицизму, эпикуреизму и скептицизму. Таких идей придерживались Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс и другие представители философии Нового времени.

Наиболее значительным опытом синтеза различных тенденций этики Нового времени являлась этика И. Канта. Исходя из общепризнанных представлений о моральном законе как законе, обладающем абсолютной необходимостью, Кант приходит к выводам, согласно которым моральный закон тождествен чистой (доброй) воле, выступает как долг, совпадает со всеобщей формой законодательства, безусловно ограничивающего формы поведения людей. Категорический императив есть обязательное требование поступать так, чтобы предельная концентрация свободной воли человека в своем проявлении могла служить всеобщим примером для подражания.

Развивая философию Канта, Гегель разводит понятия морали и нравственности. Моральная воля обнаруживает собственную бесконечность в качестве субъективного принципа, утверждает лицо в качестве субъекта. Нравственность есть действительность морали, она представляет собой всеобщий образ действий индивидов, в ней свобода, не переставая быть субъективным принципом моральности, возвышается до действительного отношения. Если категориями морали являются «умысел», «вина», «намерение», «благо», «добро», «совесть», то категории нравственности иного рода – «семья», «гражданское общество», «государство».

Начиная с середины XIX в. этические учения претерпевают существенные изменения. Прежде всего, это связано с демократизацией общественных отношений, падением монархий во многих европейских странах. Нравственность совпадает с социальными действиями, направленными на выравнивание эгоизма и альтруизма. Таким образом, происходило постепенное приспособление человеческой природы к потребностям общественной жизни.

В XX в. этика в целом приобрела академический вид и развивалась под воздействием идеала научной рациональности. В большей степени этические идеи являлись предметом рассмотрения научных сообществ и дискуссионных клубов. Хотя этика и не утратила своей практической значимости, но в большей степени моральные требования носили рекомендательный характер, а поведение в соответствии с нравственными установками приобрело характер благих пожеланий. Нарушение ном морали другие сначала просто перестали замечать, а потом и вовсе эти нарушения сами приобрели характер нормы и стали приветствоваться в обществе. Более того, формы поведения, ранее считавшиеся критериями морали, такие как честность, принципиальность, скромность, тактичность, порядочность и уважение к другим, теперь превратились в свою противоположность.

В конце XX в. в европейской этике наметились две новые тенденции – переход к прикладной этике и переосмысление классических представлений об этике. В этических учениях преобладает прагматический подход. Прагматизм связывает моральные понятия с интересами, потребностями, успешностью поведения, придает им ситуативный характер. Морально все, что полезно как для отдельного человека, так и для общества. Мораль деформируется до такой степени, что она, рассматривавшаяся традиционно как источник внутреннего недовольства, интерпретируется как средство на пути к душевному комфорту и довольству жизнью. Понятия добра и зла становятся сугубо практическими проблемами.

Тема 3. Моральный фактор в профессиональной

деятельности юриста

Под моральным фактором в профессиональной этике принято понимать степень проявления нравственных качеств личности, определенной группы людей, служебного коллектива при выполнении ими каких либо задач. Как этическое понятие моральный фактоимет сложную структуру, которая включает в себя следующие элементы:

— социальный элемент, который отражает социально-классовую структуру общества, его классовый состав, профессиональные и территориальные группы;

— интеллектуально-профессиональный элемент, представляющий собой уровень образования и культуры населения, его профессиональную подготовку, способность к самообразованию, повышению профессионального уровня;

— аксиологический элемент, который характеризует ценностную ориентацию людей, их общественные потребности и интересы, приоритеты;

— морально-правовой элемент, отражающий эффективность законодательства и его применения, уровень правосознания населения и правовой политики государства.

При определении сущности морального фактора необходимо учитывать:

— его активную, деятельную природу, что отличает от морального потенциала;

— направленность морального фактора, которая может быть как конструктивной, так и деструктивной;

— моральный фактор является частью правовой культуры;

— моральный фактор представляет собой проявление духовных сил общества. Моральный фактор в деятельности юриста характеризуется как проявление нравственных качеств сотрудников в процессе выполнения ими служебных задач. Юрист действует от имени государства и, по сути дела, является проводником воли государства.

Моральный фактор способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей правовой системы. Незрелый моральный фактор существенно препятствует решению этих задач, затрудняет нравственное и профессиональное становление сотрудников, способствует моральной деформации сотрудников.

Особенно важное значение моральный фактор имеет в работе правоохранительных органов, а также судебных органов, прокуратуре. Именно там принимаются решения, определяющие судьбу человека.

Моральный фактор оказывает влияние на все стороны деятельности юриста, на эффективность выполнения ими служебных задач, отношения специалистов к своей профессии. В структуре служебного коллектива моральный фактор играет роль формирования морально-психологического климата. В этой связи должны соблюдаться традиции коллектива, коллективное мнение, преобладающие модели поведения и другие составляющие.

Успешное действие морального фактора возможно при соблюдении следующих условий:

— обязанности всех членов коллектива должны быть четко определены;

— налажена информационная связь между всеми членами коллектива;

— объект воздействия должен быть однороден, например, группа, коллектив должны иметь четко обозначенный функции и четко определенный вид деятельности;

— руководитель организации должен соответствовать своим обязанностям.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст