Учебно-методическое пособие Таганрог 2012 ббк 67я73

67я73

№ 4953

М-545

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное

автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

К а ф е д р а т е о р и и п р а в а

МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВА

Учебно-методическое пособие

Таганрог 2012

ББК 67я73

Клочков В.В. Методология права: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 32 с.

В учебно-методическом пособии последовательно рассматриваются общие закономерности возникновения, функционирования и развития базовых методологических концепций в области государства и права, обосновываются и теоретически закрепляются исходные понятия о методологии права, а также прослеживается, при помощи каких средств отраслевые юридические науки обеспечиваются необходимой методологической базой для выработки ими собственной теории и отраслевого понятийного аппарата. Обозначенные в пособии методологические установки позволяют систематизировать знания студентов в области теории и методологии права, оказывая не только методическое, но и мировоззренческое воздействие на подготовку современного юриста-профессионала.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция», магистрантов юридических факультетов, а также для самостоятельно изучающих методологию права и интересующихся эпистемологией гуманитарного знания.

Рецензент М.А. Костенко, канд. юр. наук, доцент кафедры гражданского права ЮФУ.

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методология права» являются:

изучение общих закономерностей возникновения, функционирования и развития базовых методологических концепций в области государства и права;

обоснование и теоретическое закрепление исходных понятий о методологии права;

обеспечение отраслевых юридических наук необходимой методологической базой для выработки ими собственной теории и отраслевого понятийного аппарата.

Задачами освоения дисциплины «Методология права» являются:

анализ современных методологических подходов в области гуманитарного знания;

анализ современных методологических подходов в области юриспруденции;

изучение исторических типов и форм методологии государства и права;

определение ключевых методологических характеристик конкретного методологического подхода (пример – конвенционализм как метод исследования в общей теории государства и права);

исследование современных типов правопонимания и способов обоснования права;

уяснение специфики методов познания в гуманитарной сфере вообще и в юриспруденции в частности.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «методология права» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б. 3 В 4. ООП бакалавриата направления 030900.62 «Юриспруденция» и является дисциплиной по выбору студента.

Дисциплина «Методология права» является основополагающей теоретической учебной дисциплиной в системе юридических наук, направленной на уяснение специфики методов познания в гуманитарной и юридической сфере.

Для освоения указанной дисциплины предшествующими являются:

Обществознание (обязательно).

Теория государства и права (обязательно).

Знания: общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Умения: воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины.

Навыки: владеть средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации.

При освоении указанной дисциплины последующими являются все дисциплины разделов профессионального цикла ООП.

3. Требования к результатам

освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины «Методология права», обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

квалифицировать юридически правильно факты и обстоятельства (ПК-6);

уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

толковать правовые акты (ПК-15);

преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

общие закономерности возникновения, функционирования и развития базовых методологических концепций в области государства и права;

обоснование и теоретическое закрепление исходных понятий о методологии права;

современные методологические подходы в области гуманитарного знания;

современные методологические подходы в области юриспруденции;

исторические типы и формы методологии государства и права;

ключевые методологические характеристики конкретного методологического подхода;

современные типы правопонимания и способы обоснования права;

специфику методов познания в гуманитарной сфере вообще и в юриспруденции в частности.

Уметь:

воспринимать, обобщать и анализировать информацию, необходимую для достижения целей освоения дисциплины;

строить ясно, аргументировано и верно устную и письменную речь;

использовать достижения и критические методы гуманитарных наук;

анализировать общественные явления и процессы;

обладать начальными навыками восприятия информации и профессионального общения на иностранном языке.

Владеть:

средствами, приемами и методами получения, использования и хранения информации;

начальными навыками восприятия информации и профессионального общения на иностранном языке.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание модулей дисциплины

модуля

Наименование модуля

Содержание модуля

Форма текущего контроля

1

Современные методологические подходы в области гуманитарного и юридического знания

Проблема метода и его влияние на результаты научной деятельности. Чистая эпистемология и ее методологические последствия. Специфика методов гуманитарного и юридического познания.

Знание и невежество в юридической науке

Мозговой штурм

2

Общие закономерности возникновения, функционирования и развития базовых методологических концепций в области государства и права

Современные методологические концепции в области юриспруденции. Критика позитивизма и ее основания. Типы правопонимания, способы обоснования права и их связь с методологией права. Конвенционализм как метод познания права и его особенности. Критика постпозитивистской методологии права

Эссе

4.2. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).

Виды работы

Трудоемкость, часов

Общая трудоемкость

144

Аудиторная работа:

54

Лекции

18

Практические занятия

36

Лабораторные работы

КСР:

Курсовая работа

Расчетное задание

Задание для групповой работы

3

Реферат

3

Эссе

3

СРС:

Самостоятельное изучение модулей

50

Контрольная работа

Самоподготовка

12

Подготовка к итоговому контролю

19

Вид итогового контроля

зачет

Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре

№ модуля

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа

ЛЗ

ПЗ

ЛР

КСР+СРС

1

Современные методологические подходы в области гуманитарного и юридического знания

72

9

18

45

2

Общие закономерности возникновения, функционирования и развития базовых методологических концепций в области государства и права

72

9

18

45

Итого:

108

18

36

90

4.3. Практические занятия

№ модуля

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа

ЛЗ

ПЗ

ЛР

КСР+СРС

1

Современные методологические подходы в области гуманитарного и юридического знания

72

9

18

45

2

Общие закономерности возникновения, функционирования и развития базовых методологических концепций в области государства и права

72

9

18

45

Итого:

108

18

36

90

5. Образовательные технологии

При освоении дисциплины «Методология права» используются следующие образовательные технологии:

презентации;

деловые и ролевые игры;

разбор конкретных исследовательских задач;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст