Учебно-методическое пособие содержит описание различных методов

Противодействие ксенофобии

Учебно-методическое пособие

Москва 2011

Авторы-составители: Жихаревич М.Е., кандидат философских наук, доцент, заведующий Центром гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО), Федотова Н.Д., кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой постдипломного педагогического образования ПОИПКРО — введение, разделы 2, 3, 4, 5, заключение; Пасман Т.Б., координатор образовательных программ Центра гражданского образования ПОИПКРО – разделы 1, 6.

Рецензенты:

Рыбаков Н.С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Псковского государственного педагогического университета им. С.М. Кирова;

Кондратьева Л.А., учитель общественных дисциплин МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Пскова, заслуженный учитель РФ.

Противодействие ксенофобии: учебно-методическое пособие /

Отв. ред. М.Е. Жихаревич – М.: Американская ассоциация юристов, 2011. – __ с.

Основная задача книги, написанной в жанре учебно-методического пособия – способствовать формированию у обучающихся толерантного сознания в процессе изучения истории, обществознания и других гуманитарных дисциплин, реализации системы воспитательных мероприятий. Книга дает представление об истории вопроса с древнейших времен до наших дней, анализ ксенофобии как общественного явления, ее психологических и социальных корней. Ксенофобия и борьба с ней рассматривается с культурологических и политико-правовых позиций.

Учебно-методическое пособие содержит описание различных методов и приемов работы по данной проблеме на уроках и во внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Ксенофобия в истории человечества.

1.1. Ксенофобия в древней истории: истоки и причины.

Почему люди боялись людей?………………………………………………………………………………………5

1.2. Ксенофобия и борьба с ней: от средневековья до ХХ века. ……………………………………10

1.3. Ксенофобия и трагедия Холокоста………………………………………………………………………….32

1.4. Борьба за преодоление ксенофобии и интолерантности в середине

XX – начале XXI века: трудные пути к взаимопониманию ………………………………………….38

Раздел 2. Ксенофобия как общественное явление

2.1. Вопросы и ответы…………………………………………………………………………………………………..43

2.2. Понятие и разновидности ксенофобии……………………………………………………………………46.

2.3. Психологические основы ксенофобии……………………………………………………………………50

2.4. Социальные корни ксенофобии………………………………………………………………………………57

2.5. Ксенофобия и молодежь. Толерантность против ксенофобии………………………………….63

Раздел 3. Ксенофобия и культура.

3.1. Ксенофобия как источник конфликтов между представителями

различных субкультур. …………………………………………………………………………………………70

3.2. Отражение проблемы ксенофобии в Интернет-пространстве. …………………………………78

3.3. Ксенофобия с религиозным оттенком……………………………………………………………………..88

3.4. Искусство против ксенофобии………………………………………………………………………………98

3.5. Диалог культур как условие преодоления стереотипов ксенофобии и воспитания

толерантности……………………………………………………………………………………………………..106

Раздел 4. Ксенофобия и политика.

4.1. Причины, характер и методы урегулирования межэтнических

конфликтов…………………………………………………………………………………………………….113

4.2. Необходимость борьбы с агрессивным национализмом,

антисемитизмом и расизмом……………………………………………………………………………119

4.3. Политика государства по противодействию ксенофобии и экстремизму……. .124

Раздел 5. Права человека и ксенофобия.

5.1. Ксенофобия – источник нарушения прав человека, дискриминации

и насилия…………………………………………………………………………………………………….130

5.2. Правовая защита от дискриминации и ксенофобии……………………………………………….138

5.3. Гражданское общество против ксенофобии………………………………………………………….144

Раздел 6. Ксенофобия: приемы изучения на уроках

и во внеурочной деятельности.

6.1. Проблемы противодействия ксенофобии и экстремизму в школьных курсах

истории и обществознания………………………………………………………………………………………….153

6. 2. Приемы и формы проведения занятий и уроков по теме «Противодействие ксенофобии, дискриминации и интолерантности»……………………………………………………….156

6. 3. Организация и проведение тренингов толерантности……………………………………………163

6.4. Конкурсы и мероприятия, направление на формирование толерантных отношений…………………………………………………………………………………………………………………171

Заключение.…………………………………………………………………………………………………..174

Приложения…………………………………………………………………………………………………….178

Глоссарий………………………………………………………………………………………………………..186

Список Интернет-источников и литературы………………………………………188

Введение.

Учебно-методическое пособие «Противодействие ксенофобии», предназначенное педагогам и учащимся, посвящено изучению старой, как мир, и по-прежнему актуальной проблемы: как могут люди научиться не бояться друг друга, понимать и принимать другого, жить в мире и согласии, оставаться людьми при любых обстоятельствах и при этом не терять собственной идентичности.

Противодействие ксенофобии — важнейшая задача, которую ставят перед собой государства и народы, политики и деятели культуры. Важнейшая, потому, что, несмотря на печальный исторический опыт, и сегодня то и дело вспыхивает национальная и расовая ненависть, насилие, экстремизм и дискриминация людей по самым различным признакам. Ксенофобия многолика. Ее жертвами могут быть люди любой национальности (в зависимости от условий и среды, в которых они находятся), женщины, люди с физическими недостатками, «гастарбайтеры» и просто приезжие. Список можно продолжить.

Между тем, современной России необходима консолидация общества. Только при этом условии она может ответить на вызовы нового века. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращает внимание на то, что ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны отводится образованию [см.: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — HYPERLINK «http://www.vestnik.edu.ru/proect.html» http://www.vestnik.edu.ru/proect.html]. Только воспитывая молодое поколение в духе неприятия ксенофобии и экстремизма, дискриминации и насилия, мы можем надеяться на положительный результат.

Учебно-методическое пособие предполагает активные и интерактивные методы работы с ним. Оно состоит из шести разделов. Первый раздел дает представление об истории проблемы с древнейших времен до наших дней. Второй — рассматривает ксенофобию как общественное явление, вскрывая ее психологические и социальные корни. Третий раздел посвящен изучению ксенофобии и борьбы с ней с позиций культурологии, четвертый и пятый – с точки зрения политики и права. Шестой раздел содержит описание различных методов и приемов работы по данной проблеме на уроках и во внеурочной деятельности.

Авторский коллектив выражает надежду на то, что пособие будет востребовано педагогами и учащимися в образовательном процессе.

Раздел 1. Ксенофобия в истории человечества.

1.1. Ксенофобия в древней истории: истоки и причины. Почему люди боялись людей?

Задание № 1

Изучите источник № 1 и ответьте на вопросы:

О каких предпосылках формирования ксенофобии в человеке и обществе можно сделать вывод, изучив текст К.Лоренца?

Можно ли утверждать, опираясь на представленные результаты исследований, что причины ксенофобии и агрессивности в обществе не являются следствием его формирования и развития? Обоснуйте свою точку зрения.

Согласны ли вы с выводом автора о том, что « естественные наклонности человека не так уж и дурны. От рождения человек вовсе не так уж плох, он только недостаточно хорош для требований жизни современного общества». Обоснуйте свою точку зрения.

Древняя китайская мудрость гласит, что не все люди есть в зверях, но все звери есть в людях. Однако из этого вовсе не следует, что этот «зверь в человеке» с самого начала являет собой нечто злое и опасное, по возможности подлежащее искоренению. Найдите в тексте положения, подтверждающие или опровергающие данную точку зрения. Опровергните или дополните позицию автора на основе знания курсов биологии, истории, обществознания.

Какую идею организации жизни предлагает К. Лоренц для предотвращения столкновений между людьми? Можно ли использовать его идеи в современной жизни? Обоснуйте свою точку зрения.

Источник № 1

Австрийский этолог (этология – наука о поведении животных) К.Лоренц (1903-1989) в своих работах, посвященных сравнению агрессивного поведения у людей и животных, выделял специфический вид агрессивного поведения – коллективную борьбу одного сообщества против другого в рамках единого биологического вида. Он изучал поведение рыб, птиц, млекопитающих.

«Как правило, неспециалисты, сбитые с толку сенсационными сказками прессы и кино, представляют себе взаимоотношения «диких зверей» в «зеленом аду» джунглей как кровожадную борьбу всех против всех. Совсем еще недавно были фильмы, в которых, например, можно было увидеть борьбу бенгальского тигра с питоном, а сразу вслед затем — питона с крокодилом. С чистой совестью могу заявить, что в естественных условиях такого не бывает никогда. Да и какой смысл одному из этих зверей уничтожать другого? Ни один из них жизненных интересов другого не затрагивает! На самом же деле, «борьба», о которой говорил Дарвин и которая движет эволюцию, — это в первую очередь конкуренция между ближайшими родственниками». Как пример Лоренц приводит собак динго в Австралии, которые не истребили ни одного вида из тех, что служили добычей, зато под корень извели крупных сумчатых хищников, которые охотились на тех же животных, что и они.

Описывая взаимодействия стай крыс, Лоренц утверждал, что «в своем поведении с членами собственного сообщества они являются истинным образцом всех социальных добродетелей. Но они превращаются в настоящих извергов, когда им приходится иметь дело с членами любого другого сообщества кроме своего…

…Рассуждение не будет слишком натянутым, если мы предположим, что первые настоящие люди, каких мы знаем из доисторических эпох скажем, кроманьонцы, — обладали почти в точности такими же инстинктами, такими же естественными наклонностями, что и мы; что в организации своих сообществ и в столкновениях между ними они вели себя почти так же, как некоторые еще и сегодня живущие племена, например папуасы центральной Новой Гвинеи. У них каждое из крошечных селений находится в постоянном состоянии войны с соседями, в отношениях взаимной умеренной охоты за головами. «Умеренность», как ее определяет Маргарэт Мид, состоит в том, что не предпринимаются организованные разбойничьи походы с целью добычи вожделенных человеческих голов, а лишь при оказии, случайно встретив на границе своей области (чужих) «зовут с собой» их головы…

Иными словами, естественные наклонности человека не так уж и дурны. От рождения человек вовсе не так уж плох, он только недостаточно хорош для требований жизни современного общества».

Задание № 2

Организуйте с одноклассниками дебаты по теме «Ксенофобия – это проявление в обществе биологического начала человека», используя материалы источника № 1. Для уточнения используйте книги, информацию из сети Интернет.

Задание № 3.

Прочтите источник №2 и дайте ответы на вопросы.

Поэма американского поэта Генри Лонгфелло (1807-1882) «Песнь о Гайавате» была основана на индейских легендах, собранных и изученных американским этнографом Г.- Р. Скулкрафтом (1793-1864). Исследователи считают «Песнь о Гайавате» серьезным источником по истории первобытного общества, т.к. в ней достаточно точно описывается жизнь индейцев до появления европейцев на американском континенте. Поэма была издана в США в ноябре 1855 года.

Что в данном произведении можно использовать как иллюстрацию к исследованию К. Лоренца (источник № 1)?

Автор осуждает враждебные отношения между племенами. От чьего имени выступает автор? Как вы думаете: почему идеи примирения вкладываются в уста именно этого героя?

Какие характеристики Лонгфелло использует для негативной оценки поведения индейцев? Какие аргументы Гитчи Манито приводит для их убеждения? Как вы считаете, могли ли быть действенными подобные слова для первобытных людей? Почему?

Источник № 2

Генри Лонгфелло. Поэма «Песнь о Гайавате». На горах Большой Равнины,

На вершине Красных Камней,

Там стоял Владыка Жизни,

Гитчи Манито могучий,

И с вершины Красных Камней

Созывал к себе народы,

Созывал людей отвсюду.

Закурил Владыка Жизни

Трубку Мира, созывая

Все народы к совещанью.

И в доспехах, в ярких красках, —

Словно осенью деревья,

Словно небо на рассвете, —

Собрались они в долине,

Дико глядя друг на друга.

В их очах — смертельный вызов,

В их сердцах — вражда глухая,

Вековая жажда мщенья —

Роковой завет от предков.

Гитчи Манито всесильный,

Сотворивший все народы,

Поглядел на них с участьем,

С отчей жалостью, с любовью, —

Поглядел на гнев их лютый,

Как на злобу малолетних,

Как на ссору в детских играх.

Он простер к ним сень десницы,

Чтоб смягчить их нрав упорный,

Чтоб смирить их пыл безумный

Мановением десницы.

И величественный голос,

Голос, шуму вод подобный,

Шуму дальних водопадов,

Прозвучал ко всем народам,

Говоря: «О дети, дети!

Слову мудрости внемлите,

Слову кроткого совета

От того, кто всех вас создал!

Дал я земли для охоты,

Дал для рыбной ловли воды,

Дал медведя и бизона,

Дал оленя и косулю

Дал бобра вам и казарку;

Я наполнил реки рыбой,

А болота — дикой птицей:

Что ж ходить вас заставляет

На охоту друг за другом?

Я устал от ваших распрей,

Я устал от ваших споров,

От борьбы кровопролитной,

От молитв о кровной мести.

Ваша сила — лишь в согласье,

А бессилие — в разладе.

Примиритеся, о дети!

Будьте братьями друг другу!Задание № 4

Вспомните историю Древней Греции. В полисах Греции царил культ красоты и силы. Греки много занимались спортом, следили за своим здоровьем. Очень серьезно относились к детям: уделяли большое внимание семейному воспитанию и обучению в общественных школах. И в тоже время в Спарте существовал обычай сохранять жизнь только абсолютно здоровым новорожденным. Слабых или имеющих врожденные внешние отклонения детей лишали жизни. Решение об этом принимали старейшины города. По преданию, слабых и увечных детей сбрасывали со скалы. Та же участь нередко ожидала и здоровых новорожденных девочек в греческой семье. Об этом свидетельствует письмо грека Гилариона из Александрии к жене Алиде. «Проявляя трогательное беспокойство о маленьком сыне Аполлинке, отец наказывает жене, ожидавшей в это время второго ребенка: «Если счастливо родишь, и это будет мальчик – оставь его в живых, а если девочка – брось ее».

1. Как вы думаете: чем были вызваны такие обычаи? Какие личные и социальные последствия влекли за собой подобные действия?

Задание № 5

Изучив фрагмент из исследования римского историка IV в. н.э. (источник № 3) о племени гуннов, которые около 376 г. пришли к стенам Рима, подумайте:

Каково отношение историка к гуннам? Чем оно вызвано?

Можно ли считать, что автор предубежденно относится к другим народам? Подтвердите свою точку зрения словами источника.

Является ли позиция римлянина агрессивной?

Чем автор объясняет противобоство гуннов и римлян? Согласны ли вы с его точкой зрения?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст