Учебно-методическое пособие саранск издательство Мордовского уни

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА»

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КАФЕДРЫ

ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

САРАНСК

Издательство Мордовского университета

2009

УДК

Составители:

Еремин А. Р., Бочкарева С. В., Уздимаева Н. И., Любушкин В. А.,

Лезина Е. П., Лебедев А. П., Герасимова Н. Р., Танимов О. В.,

Федякова Н. А., Вязова А. В., Останков Д. Б.

У 913

Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права : учеб.-метод. пособие / сост.: А. Р. Еремин, С. В. Бочкарева, В. А. Любушкин [и др.]. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009.–232 с.

Содержатся рабочие программы, планы семинарских занятий, тематика курсовых и дипломных работ, задания для контрольных работ, библиографические списки, методические рекомендации по подготовке к экзамену и зачету, для самостоятельной работы студентов, к семинарским занятиям, для выполнения контрольных работ, критерии оценки знаний.

Предназначено для студентов очного и заочного отделений специальности «Юриспруденция».

Учебное издание

Учебные программы и методические материалы

кафедры теории и истории государства и права

Учебно-методическое пособие

Составители: Еремин Алексей Роальдович

Бочкарева Светлана Владимировна

Любушкин Василий Анатольевич (и др.)

Печатается в авторской

Подписано в печать 28.12.09. Формат 60х84 1/16 Усл. печ.л. 13,49.

Тираж 500 экз. Заказ №

ISBN 978=5=71036=2202=4

© Еремин А. Р., Бочкарева С. В.,

Любушкин В. А., 2009

(состовление)

© Оформление. Издательство

Мордовского университета, 2009

СОДЕРЖАНИЕ TOC \o «1-1» \h \z \u

HYPERLINK \L «_TOC252355510» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ PAGEREF _TOC252355510 \H 4

HYPERLINK \L «_TOC252355511» ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА PAGEREF _TOC252355511 \H 6

HYPERLINK \L «_TOC252355512» ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА PAGEREF _TOC252355512 \H 30

HYPERLINK \L «_TOC252355513» ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН PAGEREF _TOC252355513 \H 58

HYPERLINK \L «_TOC252355514» ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ PAGEREF _TOC252355514 \H 87

HYPERLINK \L «_TOC252355515» ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ PAGEREF _TOC252355515 \H 99

HYPERLINK \L «_TOC252355516» ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ PAGEREF _TOC252355516 \H 119

HYPERLINK \L «_TOC252355517» ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО PAGEREF _TOC252355517 \H 126

HYPERLINK \L «_TOC252355518» ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО PAGEREF _TOC252355518 \H 140

HYPERLINK \L «_TOC252355519» ФИЛОСОФИЯ ПРАВА PAGEREF _TOC252355519 \H 160

HYPERLINK \L «_TOC252355520» ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ PAGEREF _TOC252355520 \H 173

HYPERLINK \L «_TOC252355521» ФЕДЕРАЛИЗМ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ PAGEREF _TOC252355521 \H 186

HYPERLINK \L «_TOC252355522» ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ PAGEREF _TOC252355522 \H 198

HYPERLINK \L «_TOC252355523» ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ PAGEREF _TOC252355523 \H 209

HYPERLINK \L «_TOC252355524» ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТА PAGEREF _TOC252355524 \H 225

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания по подготовке к экзамену и зачету

Главная задача экзаменов и зачетов – проверка усвоения студентом содержания предмета. Залогом успешной сдачи являются систематические добросовестные занятия в течение всего учебного года. Конечно, в период экзаменационной сессии нужны дополнительные усилия, направленные на повторение, обобщение и систематизацию учебного материала, изученного ранее.

Как же организовать эту работу?

Прежде всего, узнав календарные сроки сдачи экзамена или зачета, необходимо спланировать повторение учебного материала по дисциплине с учётом сложности, характера требований и степени его усвоения.

При повторении следует использовать программу курса, рекомендуемые учебники и конспекты лекций. Кроме того, необходимо ознакомиться с указанной преподавателем дополнительной литературой. Содержание ответов на «трудные» вопросы можно выяснить на консультациях, которые, как правило, назначаются за день-два до экзаменов.

Методические указания для самостоятельной работы студентов

Студенты, изучающие предмет, должны заниматься самостоятельной работой, организацией которой занимается преподаватель, контролирующий и направляющий деятельность студента. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя делится на следующие группы:

1. Подготовка студентов к семинарским занятиям.

При этом самостоятельная работа студентов находится в тесной связи с лекционным материалом, прочитанными преподавателями. Во время прочтения лекции преподаватель должен поставить главные акценты рассматриваемой проблемы. Важной составляющей самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям является методическая литература, разработанная кафедрой. Студенты, готовясь к семинарским занятиям, должны обращаться к методическим изданиям. Работа студентов с методической литературой позволяет им более углубленно освоить изучаемый материал, обратить большее внимание на вопросы хронологии, терминологии и методологии.

Важную роль в самостоятельной работе студентов при подготовке к семинарским занятиям играет работа студентов с источниками и учебной литературой. Преподаватель акцентирует внимание студентов на наиболее важных работах по предполагаемой тематике. При этом студент, обращаясь к источнику, обогащает знания для подготовки к семинарскому занятию.

Преподаватель, направляя самостоятельную работу студента при подготовке к семинару, должен указать на наличие разных точек зрения на рассматриваемую проблему, отметить работы, не являющиеся научными.

2. Важным компонентом самостоятельной работы студента является подготовка к контрольным работам. Преподаватель либо заранее должен определить тематику контрольных работ (даны в методической литературе), либо лишь определить примерный перечень тем, по которым затем будут даны контрольные работы.

При подготовке к контрольным работам студент должен работать с лекционным материалом, прочитанным преподавателем. Готовясь к контрольным работам, студент должен опираться на методическую литературу, где отражены основные проблемы указанной тематики. При подготовке к контрольной работе преподаватель должен указать необходимую литературу.

3. Самостоятельная работа включает подготовку к написанию реферата. Важную роль в данном виде самостоятельной работы играет преподаватель. Студент при помощи преподавателя определяет тему для написания работы.

При написании рефератов студент должен работать с учебной литературой, которая определяется в методической литературе, а также индивидуально преподавателем.

Непосредственно преподавателем указывается на важность работы студента с первоисточниками, которые являются базой для написания реферата.

Преподаватель проводит индивидуальные и групповые консультации со студентами, на которых координирует всю работу по написанию рефератов.

4. Подготовка к экзаменам – важная и неотъемлемая часть самостоятельной работы студента. Включает следующие этапы:

а) работа с лекционным материалом, который является во многом определяющим при подготовке к экзамену;

б) работа с учебной и методической литературой, которая в течение года рекомендует преподаватель;

в) участие в предэкзаменационных консультациях. Преподаватель должен накануне экзамена провести консультацию, на которой должен помочь студенту разобрать все непонятные моменты для подготовки к экзамену.

1. Подготовка к семинарам:

а) работа с методической литературой;

б) самостоятельная работа с источниками;

в) самостоятельная работа с литературой.

2. Подготовка к контрольным работам:

а) работа с лекционным материалом;

б) работа с методической литературой.

3. Подготовка к экзаменам:

а) работа с лекционным материалом;

б) проведение консультаций;

в) работа с учебной литературой.

4. Написание рефератов:

а) работа с литературой;

б) работа с источниками;

в) консультации с преподавателями.

Критерии оценки

Критерии сдачи экзамена

Оценка «отлично» выставляется студенту, который:

– глубоко и осмысленно усвоил в полном объеме программный материал, излагал его на высоком научно-теоретическом уровне, изучил обязательную и дополнительную литературу, освоил научные положения, умело использует этот материал при ответах;

– владеет методологией данной дисциплины, устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи;

– умеет творчески подтвердить теоретические положения соответствующими примерами из практики.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, который:

– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой курса, изучил обязательную литературу по предмету;

– излагает материал последовательно, владеет терминологией изучаемой дисциплины;

– владеет методологией курса, устанавливает межпредметные связи. Умеет увязывать теорию с практикой;

– в ответе допустил небольшие неточности, не исказившие содержание ответа по курсу.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который:

– владеет программным материалом в объеме учебника, освоил основные теоретические положения курса, обладает достаточными знаниями по курсу, активно участвовал в работе семинара;

– при ответе допустил неточности, ошибки, нарушил логическую последовательность изложения материала, имеет недостаточную аргументацию теоретических положений.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который обнаружил определенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала по курсу, недостаточно активно участвовал в работе семинара.

Критерий оценки зачета

Отметка «зачтено» ставится студенту, который глубоко освоил программный материал в полном объеме, излагает его грамотно, изучил основную и дополнительную литературу и уверенно использует свои знания в ответах.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебный курс «Теория государства и права» знакомит студентов с современной государственно-правовой проблематикой, затрагивает актуальные и общие проблемы.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

базовые понятия и категории теории государства и права;

— основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

— принципы формирования и функционирования правового государства и гражданского общества;

уметь:

правильно анализировать важнейшие процессы государственно-правовой жизни;

— пользоваться систематизированными и иными источниками права;

— толковать нормы права;

— применять нормативные правовые акты при решении практических задач;

— работать со специальной юридической литературой;

— логически грамотно выражать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Тема

Всего, ч

Лекции, ч

Семинары, ч

СРС, ч

д/оз/од/оз/од/оз/од/оз/о123456789101Предмет и метод теории государства и права87212–462Происхождение государства и права129414–483Понятие, сущность, признаки и типология государства121642424124Функции государства882–2–485Формы государства1212424–4106Механизм государства882–2–487Политическая система и государство882–2–488Правовое государство и гражданское общество8102–22489Личность, государство и право882–2–4810Понятие, принципы и функции права1212424–41011Право в системе социальных норм882–2–4812Нормы права1212424–41013Понятие и виды форм права812222–41014Основные правовые системы современности1284–4–4815Правотворчество в современном Российском государстве1212424–410Окончание

1234567891016Система права и систематизация законодательства12124–4241017Действие права. Реализация права1212424–41018Толкование норм права882–2–4819Правовые отношения. Юридические факты121242424820Законность и правопорядок882–2–4821Правомерное поведение и правонарушение1210424–4822Юридическая ответственность1110324–4823Правосознание, правовая культура и правовое воспитание9103–224824Стимулы и ограничения в праве882–2–48Всего240240 =SUM(ABOVE) 7222721096 =SUM(ABOVE) 208

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права

Общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы и институты как предмет теории государства и права.

Методология теории государства и права. Общенаучные методы: системный, исторический и логический. Частно-научные методы: системно-структурного анализа, функциональный, статистический, моделирования, социологический, сравнительный и т.д. Формально-юридический, конкретно-юридический, интерпретационный, юридико-социологический и др. подходы к изучению теории государства и права.

Современная теория государства и права, ее место в системе юридических наук. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками. Предмет фундаментальной науки о государстве и праве: понятие и составляющие компоненты. Структура теории государства и права: теория государства (государствоведение) и теория права (правоведение).

Тема 2. Происхождение государства и права

Догосударственное общество: характеристика общественной власти и социальных норм.

Основные учения о формировании права. Современные теологические учения. Историческая школа права. Естественно-правовые учения. Марксистское (историко-материалистическое) учение.

Общие закономерности возникновения государства и права: общее и особенное в исторических проявлениях. Западный (европейский), восточный (азиатский) и смешанный (интегративный) пути возникновения государства и права.

Множественность учений о происхождении государства и права: сущность и причины плюрализма в подходах.

Основные концепции происхождения государства. Теологические теории (от религиозных воззрений древних мыслителей к современным модификациям). Патриархальная теория. Теория насилия. Естественно-правовая (договорная) теория. Психологическая теория. Историко-материалистическая теория образования государства. Органическая теория. Географические теории (климатическая, ирригационная и др.). Кризисная (неолитическая) теория.

Тема 3. Понятие, сущность, признаки и типология государства

Исторические трактовки государства и становление его современного понимания. Определение государства. Политологический, социологический, общедемократический, функциональный, формально-юридический подходы к определению государства.

Основные признаки современного государства и их характеристика.

Публичный характер государственной власти. Государственный суверенитет.

Проблемы международного признания современного государства. Конститутивная и декларативная теории признания государства. Общесоциальное, классовое, религиозное и национальное в сущности государства.

Понятие типа государства и права. Типология как способ научного познания государства и права: основания, критерии группирования, возможные подходы.

Традиционные классификации типов государства и права. Типологии, основанные на историческом и религиозном подходах. Формационный подход к типологии государства: общая характеристика.

Цивилизационный подход и его трактовки. Метацивилизационные и этноцивилизационные модели. Подход, основанный на идеологической деятельности государства.

Тема 4. Функции государства

Понятие и содержание функций государства. Функции государства как основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. Усложнение роли и задач государства в ходе исторического развития, их отражение в направлениях государственной деятельности.

Пределы вмешательства государства в дела общества и его граждан.

Классификация функций современного государства, их разграничение и взаимосвязанность. Объективное и субъективное в изменении содержания государственных функций (динамика функций).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст