Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2002 Печатается по р

Институт специальной педагогики и психологии

Гусева Н.А., Густышкин А.Л, Жданова Т.Н

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

2002Печатается по решению Ученого совета

Института специальной педагогики и психологии

Гусева Н.А., Густышкин А.Л, Жданова Т.Н. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002. –с.

Научный руководитель

Л.М. Шипицына,

д.б.н., проф.

Научный редактор

Л.С. Шпиленя,

д.м.н., проф.

Рецензенты:

Д.Н. Исаев,

д.м.н., проф.

А.Ю. Егоров

д.м.н.. проф.

Гусева Н.А., 2002

Густышкин А.Л., 2002

Жданова Т.Н., 2002

Институт специальной

педагогики и психологии, 2002

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z HYPERLINK \l «_Toc13388595» Введение PAGEREF _Toc13388595 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc13388596» 1. Концептуальные основы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях PAGEREF _Toc13388596 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc13388597» 2. Учет особенностей учащихся коррекционных образовательных учреждений в профилактической деятельности PAGEREF _Toc13388597 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc13388598» 3. Организационные и технологические основы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях PAGEREF _Toc13388598 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc13388599» 3.1. Работа с семьей PAGEREF _Toc13388599 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc13388600» 3.1.1. Общая информационно-просветительская работа с родителями и заменяющими их лицами PAGEREF _Toc13388600 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc13388601» 3.1.2. Индивидуальное консультирование по вопросу воспитания детей и проблемам, связанным с употреблением ПАВ PAGEREF _Toc13388601 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc13388602» 3.1.3. Работа с семьями «группы риска» PAGEREF _Toc13388602 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc13388603» 3.2. Создание антинаркотической среды в образовательном учреждении PAGEREF _Toc13388603 \h 21

HYPERLINK \l «_Toc13388604» 3.3. Работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами с учащимися коррекционных образовательных учреждений PAGEREF _Toc13388604 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc13388605» Заключение PAGEREF _Toc13388605 \h 36

HYPERLINK \l «_Toc13388606» Глоссарий PAGEREF _Toc13388606 \h 37

HYPERLINK \l «_Toc13388607» Библиография PAGEREF _Toc13388607 \h 41

HYPERLINK \l «_Toc13388608» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 PAGEREF _Toc13388608 \h 44

HYPERLINK \l «_Toc13388609» ПРИЛОЖЕНИЕ 2 PAGEREF _Toc13388609 \h 51

HYPERLINK \l «_Toc13388610» ПРИЛОЖЕНИЕ 3 PAGEREF _Toc13388610 \h 58

Введение

Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны.

Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Основной возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 8-10 лет. Иными словами, школьники стали основной возрастной группой приобщения к алкоголю, табаку и наркотикам. Поскольку у детей и подростков очень быстро формируется наркозависимость, а злоупотребление психоактивными веществами нередко ведет к инвалидизации и смерти несовершеннолетних, а также, учитывая крайне низкую эффективность реабилитации потребителей ПАВ, начавших употребление в детском или подростковом возрасте, единственно возможным способом остановить распространение наркоманий и токсикоманий является профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. В частности, имеет возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, доступа к семье ребенка и механизмы влияния на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками), способными обеспечить эффективную профилактическую работу в образовательном учреждении.

В настоящее время в учебный процесс начинают внедряться первые антинаркотические программы для учащихся общеобразовательных школ. Однако, ни одна из опубликованных в настоящее время программ превентивного обучения не предусматривает проведение профилактической работы с учащимися коррекционных образовательных учреждений, и не учитывает их особенности. В то время как, с одной стороны, отмечается постоянных рост численности детей с проблемами в развитии, а с другой – ряд, присущих им психологических особенностей (в первую очередь, незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности регуляции собственного поведения, проблемы самооценки и т.п.) являются факторами повышенного риска вовлечения детей в наркотизацию. Изолированность учащихся специальных школ-интернатов, к сожалению, не решает проблему их вовлечения в наркотизацию. Выпускники интернатных учреждений остаются беззащитными перед наркогенным давлением среды. Особенно актуальна эта проблема для подростков и молодежи с нарушениями интеллекта, а также для учащихся специальных школ, воспитывающихся в алкоголизированных и наркотизированных семьях. Поэтому с особой важностью встает вопрос о научном изучении специфических клинико-психологических факторов, влияющих на приобщение к психоактивным веществам детей и подростков с отклонениями в развитии, и разработка адекватных особенностям развития детей технологий ведения профилактической работы. В настоящем пособии представлены последние разработки в области теории и практики превентивного обучения, которые могут быть использованы в антинаркотической работе в коррекционном образовательном учреждении.

Расположение материала служит целям максимально полного и вместе с тем компактного изложения основ профилактической деятельности в условиях коррекционных ОУ. Это предполагает, во-первых, рассмотрение современного концептуального подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, включая определение основных понятий, изложение стратегий профилактической работы с детьми и подростками, а также обобщенное представление факторов риска наркотизации и защитных факторов. Необходимость рассмотрения теоретических вопросов связана с тем, что область превентивной психологии и педагогики имеет свою специфику и специалист, осуществляющий практическую профилактическую деятельность в школе должен иметь соответствующую подготовку. Во-вторых, рассматриваются характерные для разных категорий учащихся коррекционных образовательных учреждений факторы риска наркотизации, и те клинико-психологические особенности детей и подростков, на которые должна опираться профилактическая работа в специальных школах. Третья глава посвящена вопросам организации и технологии проведения практической профилактической деятельности. Организация системы профилактики в школе рассматривается с точки зрения определения основных направлений, целей, задач и принципов профилактической деятельности, вариантов организации процесса превентивного обучения, форм и методов работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в условиях коррекционной школы, а также роли педагога этом процессе.

Конкретные методические приемы антинаркотического просвещения и формирования навыков безопасного поведения в ситуациях риска приобщения к психоактивных веществ представлены в приложениях.

1. Концептуальные основы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях

Прежде чем переходить к конкретным вопросам организации и методики проведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в условиях коррекционных образовательных учреждений, необходимо рассмотреть основные понятия и концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами

Начнем с основных понятий:

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде – ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь.

Наркотики – психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ (то есть изготовление, хранение, перевозка и распространение этих веществ влечет за собой юридическую ответственность)

Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний)

Уже исходя из определения, можно отметить наличие трех основных целей профилактической работы, на основании которых Всемирной Организацией Здравоохранения принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим или наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди.

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика наркозависимости приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам, является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табакокурения.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. Иными словами, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями и токсикоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности.

Антинаркотическая работа в коррекционном образовательном учреждении сосредоточена, в первую очередь, на первичной и вторичной профилактике, поскольку именно эти направления работы соответствуют квалификации специалистов, работающих в коррекционных образовательных учреждениях.

В настоящее время в превентивном обучении преобладает каузальный подход. То есть профилактика ориентирована на причины возникновения наркозависимости, и, более широко, на причины употребления различных психоактивных веществ.

Современное понимание причин употребления психоактивных веществ исходит из того, что прием наркотиков и других ПАВ выступает как способ удовлетворение присущих человеку, важных жизненных потребностей.

Анализ философских, культурологических, психологических исследований [9; 10; 16; 45; 59; 60; 61] позволяет говорить о «полифункциональности» наркотических веществ в жизни человека. Можно выявить несколько актуальных для разных этапов существования человечества и разных культур стремлений человека, в реализации которых использование психоактивных веществ может играть существенную роль: Это стремление найти прочное основание для собственного существования в мире, избавиться от изоляции, поиск новой самоидентификации (внутренняя трансформация), стремление к счастью, понимаемому как отсутствие боли и неудовлетворенности с одной стороны, и переживание сильных чувств и наслаждение с другой (возможно, наркотические эффекты – один из немногих способов соединить эти две стороны счастья).

Идею «полифункциональности» приема психоактивных веществ подтверждают современные эмпирические исследования причин злоупотребления психоактивными веществами.

Исследования, проведенные отечественными [12; 19; 24; 27; 41; 49], и зарубежными специалистами по профилактике [31; 78; 79], показали, что приобщение к психоактивным веществам — многофакторный процесс.

Выделяют факторы риска вовлечения в наркотизацию и формирования наркозависимости, а так же защитные факторы. При этом, отмечается, что факторы инициации первой пробы ПАВ и условия, способствующие трансформации разовых проб в зависимое поведения зачастую совпадают. Следует отметить также тот факт, что современное понимание злоупотребления ПАВ как вида девиантного поведения (аддиктивное поведение, зависимое поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения, отклоняющегося от социальных норм. Отмечается также, что если ведется изолированная работа по профилактике только аддиктивного поведения, то «создаваемое массивом факторов риска, напряжение найдет другой выход. Девиантное поведение примет вид не аддиктивного, а, к примеру, суицидального…» [39, с. 92]. Поэтому профилактическая работа должна носить универсальный характер, то есть предупреждать развитие девиантного поведения в целом.

Рассмотрим подробнее факторы риска наркотизации и защитные факторы, с учетом которых должна строится профилактическая работа в коррекционном образовательной учреждении.

Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ и формированию наркомании.

Существуют различные подходы к выявлению факторов риска.

Одни исследователи [1; 43; 44] акцентирует значение биологических факторов риска наркотизации, связанных с особенностями психофизического развития человека до момента вовлечения в наркотизацию.

Другие специалисты [17; 22; 51] сосредоточивают внимание на социальных и социокультурных условиях формирования наркозависимости.

Ряд авторов, разрабатывающих наркотическую проблематику, делают акцент на взаимосвязи риска наркотизации с особенностями развития личности [24; 26], ее направленностью, свойственными человеку стратегиях поведения [48; 49; 74; 77] и другими психологическими особенностями человека.

Тем не менее, все исследователи сходятся в том, что в приобщении к ПАВ и формировании наркозависимости имеет решающее значение не какой-то один фактор, а вся совокупность биологических, социальных и психологических условий жизни, которые могут создавать предпосылки вовлечения человека в наркотизацию.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения разработали обобщенную классификацию факторов риска наркотизации в зависимости от уровня их проявления. Выделяют четыре уровня факторов риска наркотизации:

Биофизиологический

Индивидуально-психологический

Микросоциальный

Макросоциальный

Рассмотрим подробнее факторы риска приобщения к психоактивным веществам и формирования зависимости от них, проявляющихся на каждом из вышеперечисленных уровней.

Биофизиологические факторы риска наркотизации. К этой группе факторов риска наркотизации относятся:

Генетическая предрасположенность к употреблению психоактивных веществ. По мнению ряда ученых [38; 43; 44; 73] определенная предрасположенность к употреблению психоактивных веществ обусловлена генетически. Например, можно утверждать, что «физиологический аппетит» к алкоголю связан со строением Х-хромосомы. В ходе опытов на животных, а также сравнительных исследований больных алкоголизмом с наследственной предрасположенностью к этому заболеванию и больных с «социальными» формами алкоголизма [43, с.146] удалось выделить следующие маркеры для диагностики предрасположенности к злоупотреблению ПАВ: низкая активность дофиминбетагидроксилазы, повышенная частота встречаемости аллеля А1 гена ДРД2 (А1/А2>1) и гетерозиготного генотипа 9/10 ДАТ (>35%), выявление участка семи тандемных повторов в гене ДРД4 [43, с.160].

Отягощенная наследственность. Особое значение имеет наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями родителей и других ближайших родственников. Наличие 2-х или более кровных родственников, страдающих алкоголизмом и наркоманиями некоторые авторы считают значимым маркером предрасположенности к ПАВ [38; 43; 44, с 33]. Это обстоятельство подтверждается многочисленными данными клинико-генеалогических исследований наркозависимых [43, с.163]. Имеет также значение злоупотребление медикаментами и психоактивными веществами, а также тяжелые соматические заболевания матери.

Органические поражения головного мозга. Ряд исследователей отмечает значение минимальной мозговой дисфункции, осложнений после перенесенных заболеваний (чаще всего менингоэнцефалита), черепно-мозговымх травм, в том числе сотрясений мозга, особенно многократных.

Хронические соматические заболевания. При этом больший риск формирования зависимости от ПАВ связан с заболеваниями, перенесенными в раннем возрасте, протекавшими с осложнениями, а также с нервно-психическими заболеваниями .

Степень изначальной толерантности. Выделяют индивидуальную непереносимость, низкую и высокую устойчивость (толерантность) по отношению к употреблению психоактивных веществ. Существуют данные об этнических различиях в чувствительности к алкогольной интоксикации. Так, например, недостаточность ферментных систем некоторых национальных групп может служить предпосылкой более стремительного развития алкоголизма (у коренных народов Крайнего Севера, североамериканских индейцев). Это делает необходимым применение в профилактике злоупотребления ПАВ культурно-обоснованного подхода, «при этом определенная этническая принадлежность рассматривается как маркер риска, а не фактор риска наркотизации» [12, с.9]

Природа употребляемого вещества. Разные психоактивные и наркотические вещества имеют разный потенциал формирования зависимости. Для формирования зависимости от некоторых веществ иногда достаточно однократного употребления. Зависимость от других формируется постепенно, однако при условии ее формирования, патологическое влечение к психоактивному веществу становится не менее выраженным. Это положение следует учитывать в профилактике злоупотребления так называемых «легальных» наркотиков – алкоголя и табака.

Перейдем к рассмотрению факторов риска, проявляющихся на следующем, индивидуально-психологическом, уровне. Исследуя индивидуально-психологические факторы риска, специалисты приходят к мнению, что некоторые особенности личностной патологии и личного опыта могут обусловливать «неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции своего психоэмоционального состояния с помощью психоактивных средств…» [22, с.34] Пожалуй, большинство исследований, посвященных выявлению факторов риска наркотизации, акцентируют внимание именно на условиях индивидуально-психологического развития. При этом одни авторы стараются выявить типичные черты характера и психики, а другие – выстроить целый комплекс таких черт, создавая некую модель преморбидной «наркотической» личности. В настоящее время большинство специалистов считают, что «не существует никакой преднаркотической или донаркотической личности…» [39, с. 17]. Это положение с одной стороны делает невозможным выделение группы лиц, личностные особенности которых однозначно указывают на будущую наркотизацию или алкоголизацию, с другой стороны не позволяет считать, что существуют люди, которые ни при каких обстоятельствах не станут злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Однако возможно выделить ряд особенностей личности, наличие которых у ребенка или подростка позволяют его отнести к группе повышенного риска наркотизации. На основе анализа литературы, посвященной психологическим факторам риска наркотизации, можно выделить несколько характеристик личности, обусловливающих, по мнению исследователей, повышенный риск приобщения к ПАВ и формирования наркозависимости.

Наиболее часто исследователи отмечают связь склонности к употреблению психоактивных веществ и формирования зависимого поведения с психопатией и акцентуациями характера. В серии исследований, проведенных в отечественной клинической наркологии, было показано, что «зависимость особенностей токсикоманического поведения от типа психопатии или акцентуации характера проявляется весьма отчетливо» [23, с. 75] Наиболее уязвимыми по отношению к злоупотреблению алкоголем и другими ПАВ исследователи [24] считают подростков неустойчивого, эпилептоидно-неустойчивого, истероидно-неустойчивого типа: «Высокая частота алкоголизации подростков неустойчивого типа вполне понятна – страсть к бездумным развлечениям и удовольствию составляет одну из главных черт этого типа. В качестве мотива алкоголизации приводится желание испытать веселое настроение. И именно у неустойчивых и эпилептоидных подростков алкоголизация более всего грозит достичь такой степени, что уже в подростковом возрасте может развиться алкоголизм…» [23, c. 78]

Однако в настоящее время в зарубежной и отечественной превентивной наркологии и педагогике все большее распространение получает мнение, что «предрасположение к зависимости кроется не в конкретном спектре акцентуаций характера и психопатий, но в отдельных «слабых звеньях» личностной структуры» [43, с. 164].

В этом случае патологическое влечение к психоактивному веществу выполняет задачу компенсации личностных аномалий, защищая уязвимые места личности. Естественно, что такая компенсация является суррогатной, патологической, «психоактивное вещество выступает несовершенным, чреватым пагубными последствиями модулятором психического состояния» [43, с. 164]. Такими «слабыми звеньями» личности являются стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности.), низкое самоуважение, низкая способность к рефлексии и заботе о себе, а также стойкие нарушения в аффективной сфере, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, «негативной» аффективности, низком уровне развития способности к сопереживанию. На поведенческом уровне «уязвимость» личности может проявляться как отсутствие стремления быть в обществе других людей, неадекватном восприятии социальной поддержки, подчиненности среде [48; 49; 74; 77] Уязвимость личности зачастую связана с различными отклонениями в развитии. Так, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, характеризующийся импульсивностью и возбудимостью, отвлекаемостью и низкой фрустрационной толерантностью – довольно часто отмечаемая исследователями особенность, предрасполагающая к злоупотреблению психоактивными веществами [43 ].

Рассмотренные выше факторы риска наркотизации, проявляющиеся на биофизиологическом и индивидуально-психологическом уровне, характеризуют риск, исходящий «изнутри», теперь перейдем к рассмотрению средовых, исходящих извне факторов риска.

Социальные факторы риска наркотизации – это условия жизни человека в различных социальных общностях и особенности функционирования самого общества, которые способствуют вовлечению в наркотизацию.

Эти условия можно разделить в зависимости от уровня общности, в которой они проявляются, на следующие группы:

Макросоциальные факторы риска наркотизации – условия, характеризующие функционирование общества в целом (проявляющиеся на уровне страны и мирового сообщества)

Микросоциальные факторы риска наркотизации – условия, характеризующие ближайшее окружение ребенка и подростка (семья, образовательное учреждение, досуговые учреждения, социальное окружение по месту жительства и т.д.).

Рассмотрим сначала факторы риска наркотизации, относящиеся к макросоциальному уровню. По мнению ряда авторов [17; 22.; 39] в социальном плане факторы риска наркотизации этого уровня являются решающими, “поскольку деформации на микросоциальном, а во многом и на индивидуально-психологическом уровнях, связаны с социальными кризисами и другими социальными явлениями в рамках общества” [22, с.34]. Обозначим наиболее значимые, по мнению исследователей, макросоциальные факторы риска.

Доступность психоактивных веществ. Одним из негативных последствий «прозрачности границ» явилось массовое проникновение наркотических веществ в те страны, в которых традиционно проблема наркомании не была острой, в том числе в Россию. Доступность психоактивных веществ в совокупности с наличием выраженных факторов риска наркотизации, проявляющихся на биофизиологическом и индивидуально-психологическом уровне, по мнению ряда авторов [1; 41] является необходимым и достаточным условием приобщения к психоактивным веществам и формирования наркозависимости.

Ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Наркомания как явление в нашей стране рассматривается многими исследователями как «побочный результат перехода к рынку, демократии и капитализму» [53, с. 38]. Такие негативные последствия реформ как безработица, расслоение общества на “богатых и бедных”, сопряженное с ухудшением материального положения значительной части населения, спровоцировали приобщение к психоактивным веществам тех, кто не сумел найти нишу в новых социально-экономических условиях. Чувство беспомощности в решении жизненных проблем привело определенную часть населения к стремлению вырваться из гнетущей реальности путем изменения состояния сознания при помощи химических веществ.

Следующий важный макросоциальный фактор риска — Ценностный плюрализм. Современная ситуация характеризуется отказом от абсолютных норм и ценностей, кризисом существовавшей системы ценностей и культурных норм и так называемым ценностным плюрализмом. Общественные институты больше не предоставляют человеку абсолютных образцов или моделей, следование которым гарантировало бы «успешную жизнь». Человек вынужден сам выбирать ту систему ценностей, норм, критериев оценки, на которую будет опираться при выборе дальнейших действий. Это не значит, конечно, что общественные институты или социальные группы не влияют на выработку ценностей, норм и установок отдельного человека, однако, жизнь современного человека не может быть так строго регламентирована как это было возможно раньше. Это налагает на человека большую ответственность, и не все люди в состоянии ее принять. В этом случае употребление ПАВ является реализацией стратегии избегания ответственности за свою жизнь, а ценность наркотического опьянения становится центральной в системе ценностных ориентаций.

Отсутствие ценностных ориентиров в современном обществе усугубляется модой на употребление психоактивных веществ. Ряд исследователей [37; 42; 55] отмечают, что, благодаря косвенной рекламе в СМИ, у детей и подростков формируется представление об употреблении ПАВ как приемлемом и даже престижном поведении.

Степень ответственности, грозящей потребителю ПАВ в соответствии с правовыми и моральными нормами общества является значимым фактором риска наркотизации. По мнению специалистов [17; 22; 51; 53] катастрофической наркологической ситуации в стране во многом способствует несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов. Это приводит к фактической безнаказанности противоправной деятельности, связанной с распространением наркотических веществ, и соответственно росту числа потребителей наркотиков.

Кроме социальных реалий, отражающих современный кризисный этап развития общества, фактором риска наркотизации являются традиции общества, связанные с употреблением ПАВ. Ряд исследователей [12; 51; 66] отмечают значение так называемых «питейных традиций» российского общества для распространения алкоголизма и бытового пьянства.

Рассмотрим теперь микросоциальные факторы риска наркотизации, относящиеся к опыту жизнедеятельности в трех наиболее значимых для ребенка общностях – в семье, в учреждении образования, среди сверстников:

Значимыми факторами риска наркотизации в семье являются:

Злоупотребление ПАВ в семье. Поскольку семья является первичным звеном социализации ребенка, опыт наблюдения за употреблением членами семьи психоактивных веществ создает предпосылки формирования у ребенка установки на то, что такое поведение является образцом «нормального», допустимого или даже желательного поведения.

Несоблюдение членами семьи социальных норм и правил. Рассогласование между социальными нормами и поведением членов семьи, по мнению ряда специалистов [39; 40], может привести к тому, что представления ребенка о содержании социальных норм и правил поведения в обществе будут размытыми, что может способствовать нарушению самим ребенком этих норм и правил, в том числе по отношению к употреблению психоактивных веществ.

Неправильные воспитательные стили. Исследования выявили положительную корреляцию между риском приобщения ребенка к ПАВ и такими воспитательными стилями как гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку.

Воспитание одним родителем (в неполной семье)

Наличие семейных конфликтов. Конфликтная ситуация в семье может спровоцировать «уход» ребенка от реальности в наркотизацию. Особенно значимым по отношению к риску приобщения к психоактивным веществам этот фактор становится при условии, что у ребенка есть опыт наблюдения за снятием напряжения, вызванного этими конфликтами, при помощи употребления ПАВ членами семьи.

Постоянная занятость родителей. Исследователи [39; 65] отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся все более значимым фактором риска наркотизации, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию наркогенной среды.

В образовательном учреждении могут проявляться следующие факторы риска наркотизации:

Употребление ПАВ в образовательном учреждении. Лояльное отношение администрации и педагогического коллектива к употреблению ПАВ в образовательном учреждении создает у ребенка преставление о допустимости или даже желательности такого поведения.

Раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении. Исследователи отмечают особое значение для возможной наркотизации ребенка его неумеренно робкого, пассивного или, наоборот, агрессивного поведения [65], нарушения дисциплины [79].

Академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности, в том числе посредством употребления психоактивных веществ.

Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным источником. В этих условиях возможно использование ребенком или подростком дезадаптивных моделей совладания со стрессом (копинг-стратегий), в частности, употребление психоактивных веществ.

В среде сверстников могут проявляться такие условия риска злоупотребления психоактивными веществами, как:

Наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением

Одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка

Отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками

Подводя некоторый итог, можно отметить, что риск приобщения ребенка и подростка к употреблению психоактивных веществ может исходить как изнутри (биофизиологические, индивидуально-психологические факторы риска наркотизации), так и извне (микро- и макросоциальные факторы риска). Вероятность вовлечения ребенка или подростка в наркотизацию определяется всей совокупностью (комплексом) воздействующих условий.

Знание конкретных факторов риска наркотизации позволяет выявить детей и подростков группы повышенного риска наркотизации (при определении степени риска особое значение имеют биофизиологические и формирующиеся на их основе индивидуально-психологические факторы). Удобный для практического применения перечень маркеров риска приведен в главе 3 «Организационно-технологические основы профилактики злоупотребления ПАВ в КОУ». Кроме того, приведенные выше факторы риска наркотизации определяют цели и задачи антинаркотической работы в образовательном учреждении. Иными словами, профилактика злоупотребления ПАВ в школе направлена на снижение влияния факторов риска наркотизации.

Рассмотрим теперь факторы защиты от возможной наркотизации

Защитные факторы – это условия, препятствующие злоупотреблению психоактивными веществами.

Следует отметить, что ряд специалистов [65; 79] отмечает, что защитных от наркотизации факторов гораздо меньше, чем факторов риска, и их перечень с точки зрения социального, биологического и психологического аспектов жизнедеятельности человека не может быть определен так четко и однозначно, как перечень факторов риска.

Обобщая данные отечественных [17; 22; 39; 42; 51; 65; 74; 77] и зарубежных [31; 55; 78; 79] специалистов, рассмотрим внутренние и внешние защитные факторы, проявляющиеся на уровне личности и на уровне наиболее значимых общностей, в которые входит ребенок.

Начнем с личностных защитных факторов. При рассмотрении защитных факторов, проявляющихся на уровне личности, исследователи сосредотачивают внимание в основном на условиях, препятствующих приобщению к ПАВ и формированию наркозависимости, которые можно условно объединить в две группы. Первую группу защитных факторов составляют условия гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации, другую – специфические установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, получившие название внутриличностный антинаркотический барьер.

Гармоничное развитие личности как защитный фактор по отношению к возможности наркотизации. Согласно современному каузальному подходу, гармоничная, развития личность не нуждается в приеме ПАВ для удовлетворения своих насущных потребностей. Уходу в наркотизацию противопоставляется самореализация личности в обществе, раскрытие ее потенциальных возможностей в социально-приемлемом русле. Стратегическая задача профилактической деятельности при этом состоит в том, чтобы создавать и поддерживать оптимальные условия развития личности. В контексте каузального подхода, это условия оптимального удовлетворения актуальных потребностей человека социально-приемлемыми способами. Речь идет не только об обеспечении оптимальных условий психофизического развития ребенка (полноценный уход и здоровье сберегающие педагогические технологии). Необходимо помнить, что удовлетворение потребностей ребенка приводит к низведению их лишь на уровень «условий, а не внутренних источников развития личности: личность не может развиваться в рамках потребностей, ее развития предполагает смещение потребности на созидание, которое не имеет границ» [30, с.52]. Это положение имеет принципиальное значение для работы по профилактике наркозависимости с детьми и подростками. Поскольку злоупотребление психоактивными веществами рассматривается как аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение, одной из наиболее важных стратегических задач профилактики – создание условий для развития в ребенке «Внутреннего Созидателя». Развитие в ребенке созидающей личности подразумевает способность мудрого воспитателя распознать в «разрушительных» симптомах (немотивированной агрессии, тревожности, психосоматических расстройствах) ресурс созидательной энергии, уметь перенаправить эту энергию в позитивное русло.

Человек не может стать личностью вне социума. Еще А.Н. Леонтьев указывал, что личность – это особое качество, которое индивид приобретает в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается.[20]. Поэтому благоприятные условия для успешной социализации являются значимыми защитными факторами по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию.

Социализация предполагает взаимодополняющие процессы адаптации к социо-культурному окружению и проявления уникальности личности в обществе.

Успешная социализация предполагает хорошее ролевое развитие и формирование социальной компетенции.

Ролевое развитие – умение принимать роли, различные по статусу и содержанию, не принимая при этом патологических ролей.

Создание благоприятных условий для хорошего ролевого развития является важным направлением работы по профилактике злоупотребления ПАВ с аномальными детьми младшего школьного возраста, поскольку именно на этот возрастной период приходится интенсивное ролевое развитие.

Под социальной компетентностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения, развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится.

На теорию социальной компетенции опираются многие зарубежные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Итак, защитными факторами по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию являются условия гармоничного развития личности, с опорой на ее созидательный потенциал и успешной социализации ребенка. Профилактическая работа, ориентированная на эти факторы соответствует современным требованиям к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, так как создание и поддержание этих условий позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о предотвращении любых форм девиантного и аутодеструктивного поведения.

Следующая группа защитных факторов связана с формированием и развитием прочных внутриличностных антинаркотических барьеров.

Внутриличностный антинаркотический барьер предполагает наличие антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.

В структуре антинаркогенных установок выделяется информационный, оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент. Таким образом, профилактическая работа должна предполагать формирование у детей и подростков необходимых знаний о психоактивных веществах и последствиях их употребления, оценку полученной информации и выработку на ее основе безопасного и ответственного поведения. Эти направления профилактической работы с детьми и подростками являются решением так называемых специфических задач профилактики наркозависимости.

Таким образом, мы рассмотрели защитные факторы, проявляющиеся на уровне отдельной личности. Теперь обратимся к факторам защиты от наркотизации, связанным с общностями, в которые входит ребенок.

Специалисты NIDA (National Institute on Drug Abuse) рассматривают факторы защиты, характеризующие следующие общности (с опорой на эти факторы ведется профилактическая работа в США) [79]:

В семье.

Крепкие семейные узы.

Активная роль родителей в жизни детей.

Понимание проблем и личных забот детей.

Ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).

В образовательном учреждении.

Повышение общего качества обучения, усиление связи учащихся со школой.

Успешное участие в общественных мероприятиях.

Поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях.

Негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления.

Сформированное неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками.

В среде сверстников

Улучшение социально-значимых способностей (коммуникабельность, позитивные отношения со сверстниками).

Устойчивая способность отказываться в ответ на предложения употреблять ПАВ.

Негативное отношение к употреблению ПАВ сверстниками.

Эффективность в игре, работе, отношениях.

Социальные условия проживания.

Усиление общественных антинаркотических норм.

Требования к законодательству об ужесточении законов о рекламе ПАВ в СМИ и на рекламных щитах.

Создание безнаркотических зон в школе.

Подводя некоторый итог, можно отметить следующее: профилактика злоупотребления психоактивными веществами ориентирована на снижение факторов риска наркотизации и должна вестись с опорой на защитные факторы. В зависимости от того, на каких факторах наркотизации сосредоточено основное внимание, Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде [18] выделяет две стратегии профилактики:

1.Негативно – ориентированную профилактику злоупотребления психоактивными веществами, которая предусматривает проведение профилактических мероприятий в рамках проблемно-ориентированного подхода. Акцент в негативной профилактике ставится на отрицательных последствиях приема ПАВ. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию.

2.Позитивная профилактика, цель которой – воспитание «личностно развитого, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ» [18, с. 23]. Эта стратегия является, в соответствие с Концепцией, приоритетной. Основное внимание в программах, разработанных в рамках этой стратегии, сосредоточено на усилении защитных факторов по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию.

2. Учет особенностей учащихся коррекционных образовательных учреждений в профилактической деятельности

Рассмотрение особенностей личности и поведения детей и подростков с отклонениями развития и учет этих особенностей в профилактической работе позволяет осуществить дифференцированный, адресный подход к профилактике злоупотребления ПАВ в коррекционных образовательных учреждениях, что необходимо для разработки и реализации эффективных профилактических программ.

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями слуха

Психическое развитие ребенка с нарушениями слуха протекает с отклонениями от возрастной нормы. Дело не только в том, что ребенок не слышит или плохо слышит, т.е. имеет физический (биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток приводит к нарушению целого ряда психических функций, определяющих ход развития личности ребенка. У такого ребенка, по сравнению со сверстниками, не имеющими нарушения слуха, речь самостоятельно либо не формируется, либо формируются только зачатки речи, а мышление крайне медленно продвигается в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становлении у такого ребенка не испытывают того решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления, которое имеет место в норме. Это относится, прежде всего, к сфере восприятия, в том числе к дефектному слуху. В таком состоянии взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным нарушено. Это мешает нормальному становлению речевых механизмов, вторично приводит к недоразвитию речевой деятельности и продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи. При этом, по сравнению с глухим ребенком, слабослышащий ребенок принципиально иначе приспосабливается к своему дефекту, ищет другие пути компенсации своего недостатка, главным образом не за счет зрения, а за счет остаточного, сохранившегося слуха.

Частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окружающих неправильное представление о том, что ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок часто не понимает смысла сказанного, иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность. Подобная оценка ребенка окружающими, а в особенности его близкими, может глубоко переживаться ребенком, оказывая негативное влияние на его самооценку, формируя предпосылки к уходу от психотравмирующей реальности, в том числе с помощью употребления психоактивных веществ. И то, насколько успешно будет осуществлена компенсация нарушения слуха таким ребенком, то, насколько эффективно он сможет социализироваться в обществе, определяет, насколько для него будет велика вероятность псевдокомпенсации неполноценности путем аддиктивного поведения.

Для обучения и воспитания неслышащих детей, для обеспечения их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, для максимально возможной коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни создаются специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида.

На первой ступени общего образования в начальных классах (1-3 классы) основная работа ориентирована на гармоничное формирование личности ребенка, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у детей умения и желания учиться. В начальных классах у учащихся формируется речевая деятельность (умение вступать в диалогичное общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухозрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4-6 классы) продолжается работа по формированию гармоничной личности неслышащего ребенка, его творческой и учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.

На второй ступени общего образования (7-10 классы) продолжается работа по созданию условий для успешной социализации личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.

На третьей ступени общего образования у обучающихся совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднеоглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе.

Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухоречевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

На первой ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающей слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.

На второй ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.

На третьей ступени общего образования обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для их интеграции в общество.

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения

Сохранность речи и мышления, высокое компенсаторное развитие у большинства детей с нарушением зрения дает им возможность овладеть высоким уровнем образования. Благодаря этому они могут усваивать основные понятия этики и нормы поведения. Но практическое овладение этими нормами для них затруднено, что объясняется ограничением возможности наблюдения за поведением людей в различных ситуациях, трудностями в подражании их действиям, формировании навыков культурного самообслуживания, сужением круга общения по сравнению с видящими сверстниками.

Слепота влияет на яркость отдельных эмоций, развитие чувств и их окраску, обусловленную состоянием сенсорной сферы и накоплением чувственного опыта. Нарушение зрения, изменяя характер некоторых потребностей, видоизменяет эмоциональность переживаний, а также усиливает или снижает степень положительных и отрицательных эмоций. Эмоциональные реакции во многом зависят от характера, способностей, волевых качеств, которые необходимо формировать в учебно-воспитательном процессе. Сужение сферы чувственного опыта детей с нарушениями зрения, болезненное переживание отсутствия или нехватки визуальных впечатлений или ограничения собственных возможностей в связи с состоянием здоровья, являются факторами риска возникновения аддиктивного поведения для данной категории детей.

Для детей с дефектом зрения огромное значение имеет воспитание чувства воли и волевого акта, необходимых для преодоления трудностей. Волевое поведение детей с глубокими нарушениями зрения требует воспитания моральных качеств и целенаправленного действия на преодоление трудностей, обусловленных слепотой и слабовидением.

Мышление детей с нарушением зрения может достигать высокого уровня развития. В своем развитии оно опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Однако у детей с дефектами зрения и, особенно, у слепых детей из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднен их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний.

Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для таких детей характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Характерной особенностью также является расхождение между двумя сторонами отражения действительности – чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий эти расхождения сглаживаются и нивелируются.

Обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у детей и подростков с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих их эффективной социальной адаптации в обществе, обеспечивают специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов. При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

На первой ступени общего образования выявляются индивидуальные возможности воспитанников. Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также на занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, речи, по пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков общения. Это способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по элементарной социально-бытовой ориентировке. Восполняются пробелы дошкольного образования, расширяются знания об окружающем мире специфическими для данной категории воспитанников способами.

На второй ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, продолжаются коррекционно-развивающие занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.

На третьей ступени общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам (в соответствии с учебной программой), совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуществляется с активным использованием разнообразных тифлоприборов и специального оборудования, в соответствии с особенностями структуры зрительного дефекта, степенью и характером нарушения зрения. При этом обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения является система Брайля. Широко используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной информации и создать оптимальные условия для усвоения детьми необходимого материала.

Клинико-психологическая характеристика детей с речевыми нарушениями

Как правило, дети с речевыми нарушениями имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. Наличие органических отклонений в состоянии центральной нервной системы резко сокращает сроки формирования зависимости от психоактивных веществ у таких детей и крайне снижает эффективность лечения и реабилитации.

У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т.е. несформированность общего и орального праксиса).

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности, быстро устают, к тому же утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии и может проявляться как усилением головных болей, расстройством сна, вялостью, так и повышенной двигательной активностью. Причем заторможенность и вялость проявляются значительно реже.

Состояние повышенного нервно-психического напряжения может провоцировать стремление таких детей избавиться от гнетущего напряжения с помощью “надежного и модного лекарства” — наркотика. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства.

Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами, иногда встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На переменах такие дети бывают чрезмерно возбудимы, слабо реагируют на замечания, у них легко возникают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя или детей. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

Психическая деятельность таких детей характеризуется ослаблением внимания и неустойчивостью функционирования памяти, особенно речевой, низким уровнем понимания словесных инструкций, нарушением познавательной деятельности, низкой умственной работоспособностью, недостаточностью регулирующей функции речи, низким уровнем контроля за собственной деятельностью. При этом, в периоды психосоматического благополучия, такие дети могут довольно успешно выполнять учебные задания и даже достигать высоких результатов в учебе.

Для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития, создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения V вида. В зависимости от местных условий, коррекционное учреждение V вида может иметь в своем составе как одно, так и два отделения: отделение для детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) или страдающих общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием и отделение для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

На первой ступени общего образования обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанника, создание оптимальных условий для гармоничного становления его личности, выявление и целостное развитие способностей, стимулирование желания учиться. На этом этапе воспитанники приобретают навыки правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания.

На второй ступени общего образования развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые воспитанникам для их полноценного включения в жизнь общества.

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Основную массу (90%) среди детей с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (далее ДЦП). Структура дефекта при ДЦП включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушения развития психики сложен и определяется как временем, так степенью и локализацией мозгового поражения. Картина психических нарушений на фоне раннего внутриутробного поражения характеризуется грубым недоразвитием интеллекта. При поражениях развившихся во второй половине беременности и в период родов, психические нарушения носят более мозаичный, неравномерный характер.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст