Учебно-методическое пособие разработано на основании фгос впо по

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

«9» октября 2012 г.

____________С. П. Ермишин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Организация, технология и проектирование предприятий»

для студентов направления 221400.62 «Управление качеством»

Составитель: Кукина С.Д.

Тольятти, 2012 г.

Учебно-методическое пособие разработано на основании ФГОС ВПО по направлению 221400.62 «Управление качеством» от 8 декабря 2009 г. N 704

Составил: к.э.н., доц. Кукина С.Д.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № 2 от «08»октября 2012 г.

Зав. кафедрой__________________ Е.В. Башмачникова

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Научно-методического Совета

направления подготовки 221400.62 «Управление качеством»

Протокол № 1 от «9» октября 2012 г.

Председатель НМС _______________Е.А. Лисова

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3

1. Структура и объем дисциплины………………………………………………………………..6

2. Темы и содержание дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий»……………………………………………………………………………………….7

3. Методические указания по проведению практических занятий…………………………….63

4. Самостоятельная работа по дисциплине……………………………………………………..120

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов …………………………………………………………………………………………122

6. Библиографический список …………………………………………………………………..123

Введение

Целями освоения дисциплины (модуля) являются изучение научных и теоретических основ и приобретение практических навыков в области организации деятельности торговых предприятий, технологии торговли.

Целесообразно планировать период изучения данной дисциплины, когда достигнуто усвоение студентами учебного материала в областях: организация коммерческой деятельности, менеджмент, экономика предприятия и т.п.

При этом должное внимание уделяется пониманию взаимоотношений кадровых менеджеров и линейных руководителей при решении кадровых проблем на всех жизненных стадиях развития и деятельности организации (предприятия).

Дисциплина «Организация, технология и проектирование предприятий» относится к базовой (обще профессиональной) части ООП.

Курс обеспечивает приобретение бакалавром практических навыков в области теоретических и практических разработок по проектированию предприятия и его технологических процессов и базируется на знаниях, полученных на дисциплине «Организация и управление коммерческой деятельностью», а также связана с такими дисциплинами, как «Экономика торговли», «Коммерческая деятельность» и др.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Научные основы организации торгово-технологического процесса по продвижению товара от производителя до потребителей»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

ПК-17

задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать, диагностировать причины появления проблем в технологии и организации деятельности предприятия;

задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать и проектировать предприятия;

ПК-12

системы технологических процессов деятельности предприятий;

системы организации процессов и проектирования деятельности предприятий;

Уметь:

ПК-17

корректно формулировать задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать причины появления проблемы в технологии и организации деятельности предприятия;

корректно формулировать проект деятельности предприятия;

ПК-12

пользоваться системами технологических процессов деятельности предприятий,

выбирать и составлять адекватные объекту проекты предприятий;

Владеть:

ПК-17

способностью корректно формулировать задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать, диагностировать причины появления проблем в технологии и организации деятельности предприятия;

в технологии и организации деятельности предприятия;

способностью корректно формулировать проект деятельности предприятия;

ПК-12

способностью пользоваться модулями технологических процессов деятельности предприятия,

способностью выбирать адекватные объекту проекты;

1. Структура и объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

№ семестра

Число недель в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самостоятельная работа

ВсегоЛекц.Практ. занятияВсегоЛекц.Практ. занятияВсегоКол-во часов в неделюДневное отделение

717252143231217510,3

Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий

п/пРазделдисциплины

 Семестр

 Неделя семестра

 Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентови трудоемкость (в часах)Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

Лекции Практ. занятия Лабор. занятия Самост. работа1Коммерческие предприятия, их виды, типы, функции.11215Опрос, тест

12Торгово-технологический процесс. Особенности его организации и управления. 2,314 20Опрос, тест

2,33Значение отдельных составляющих торгово-технологического процесса в организации и проектировании предприятий оптовой торговли  4,524 20Опрос, тест, контрольная работа

4,54Значение отдельных составляющих торгово-технологического процесса в организации и проектировании предприятий розничной торговли6,72420Опрос, тест, контрольная работа

6,75Значение отдельных составляющих торгово-технологического процесса в организации и проектировании различных торгово-посреднических структур8,92420Опрос, тест, контрольная работа, деловая игра

8,96Организация труда и управление на предприятиях10,112415Опрос, тест, контрольная работа

10,117Принципы, нормы и методы проектирования коммерческих предприятий. Организация их строительства и капитального ремонта 12,132430Опрос, тест

12,138Техническая оснащенность предприятий торговли14,151420Опрос, тест

14,159Правила эксплуатации и нормы безопасности на торговых предприятиях161215Опрос, тест

16Итого:1432175экзамен

2. Темы и содержание дисциплины «Организация, технология и проектирование предприятий»

Тема 1. Коммерческие предприятия, их виды, типы, функции

Цель: изучить правовые основы деятельности современного торгового предприятия.

Основные категории: торговое предприятие, техническое регулирование, организационно правовые формы, классификатор.

Вопросы:

Торговое предприятие: экономическая сущность, функции.

Правовое регулирование торговли.

Организационно-правовые формы торговых предприятий.

Предприятие торговли как объект прав включает имущественный комплекс, созданный в порядке, установленном законодательством, используемый для ведения предпринимательской деятельности по реализации продукции и оказанию услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие торговли осуществляет следующие функции:

— реализация товаров;

— доведение товаров до потребителя через перемещение и хранение товаров;

— формирование и поддержание баланса спроса и предложения;

— распространение информации о товарном предложении;

— сокращение издержек обращения на базе совершенствования организации и технологии продаж.

Для выработки эффективных методов организации и управления торговые предприятия классифицируются:

по степени самостоятельности;

по характеру удовлетворения потребностей;

по уровню специализации и комбинирования в зависимости от товара и характера выполняемых работ;

по формам обслуживания;

по уровню цен;

по местонахождению;

по преимущественному контингенту;

по качеству предоставляемых услуг;

по характеру обслуживания.

Торговое предприятие имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур.

Материально-вещественная структура предполагает общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и торгово-технологического оборудования.

Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и взаимосвязью всех помещений.

Организационно-экономическая структура характеризуется уровнем обособленности подразделений, в общем, комплекс торгового предприятия.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются также и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Общие положения договорного права, включающие понятие и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок их заключения, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права изложены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Он является основным нормативно-правовым актом для регулирования коммерческих взаимоотношений.

Состав и характеристика административных правонарушений (в том числе и в области торговли), понятие доказательств в административном производстве, формы и способы их получения, возможности доказывания наличия или отсутствия административного проступка определены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулирует Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», который устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями (органами государственного контроля (надзора), уполномоченными на его проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанные с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг, регулирует Федеральный закон «О рекламе».

Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

В этом же законе также подробно прописаны: цели и принципы стандартизации; правила разработки и утверждения национальных стандартов; порядок прохождения сертификации и государственного контроля над соблюдением требований технических регламентов, в том числе в области торговли.

На рынке товаров и услуг коммерческую деятельность осуществляют организации и предприятия различных организационно-правовых форм (юридические лица), а также физические лица (индивидуальные предприниматели).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. Такая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны также иметь самостоятельный баланс или смету.

Права и обязанности юридического лица должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц не только при их создании, но и при реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц.

В зависимости от формы собственности, на которой базируются юридические лица, они делятся на частные, государственные и муниципальные.

По основным целям деятельности юридические лица могут быть коммерческими или некоммерческими организациями.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, которая распределяется между его участниками. Они могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

• хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере);

• хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью);

• производственные кооперативы;

• унитарные предприятия.

Наибольшее распространение в нашей стране получили коммерческие организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Для некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, общественные, религиозные и благотворительные организации, фонды и т. п.) извлечение и распределение прибыли не является основной целью их деятельности. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Так, предпринимательскую деятельность могут осуществлять потребительские кооперативы.

Независимо от организационно-правовой формы все юридические лица осуществляют свою деятельность на основании учредительных документов. Это может быть устав, учредительный договор или и то и другое вместе. Некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Субъектами коммерческой деятельности могут являться не только юридические, но и физические лица. Гражданским кодексом Российской Федерации закреплено право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К такой деятельности применяются те же правила Гражданского кодекса, которыми регулируется деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Технологическая классификация торговых предприятий оформляется в виде классификатора. Классификаторы торговых предприятий и технологических процессов построены на базе 10 фасетных (независимых) организационных и технологических признаков, образующих 1 уровень. Эти признаки конкретизируются комплексом фасетных и взаимосвязанных дополнительных признаков 2 уровня.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст