Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, аспиран

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Кафедра «Теория и методика профессионального образования»

М.И. Колдина

КОМПЛЕКТ

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МЕЖДЕСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

«Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2013 г.

Колдина М.И.: Комплект методического обеспечения по междисциплинарному курсу «Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / М.И. Колдина.- Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2013. – 54с.

Комплект методического обеспечения по междисциплинарному курсу включает пояснительную записку, содержание программы курса, учебно-тематический план, лекции в схемах и таблицах, понятийно-терминологический аппарат, контрольно-оценочные средства.

Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, аспирантов, студентов, занимающихся научно-педагогической деятельностью.

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………

4

Содержание программы МДК…………………………………………….

9

Учебно-тематический план………………………………………………..

12

Лекции в схемах и таблицах………………………………………………

13

Критерии оценки качества обучения……………………………………..

26

Список литературы…………………………………………………………

41

Понятийно-терминологический аппарат…………………………………

44

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Междисциплинарный курс «Теоретические и методические основы педагогического сопровождения групп обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» включен в профессиональный модуль ПМ.02 «Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 051001 «Профессиональное обучение (по отраслям)», и в соответствии с рабочим учебном планом и графиком учебного процесса изучается студентами на третьем курсе.

Целью изучения МДК «Теоретические и методические основы педагогического сопровождения групп обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» является формирование знаний и умений применения методов, форм, средств обучения и воспитания при проведении урочных и внеурочных мероприятий, проектирования и организации деятельности по педагогическому сопровождению группы обучающихся.

Задачи курса :

усвоить теоретические основы и методику педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

овладеть системой методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы;

-научиться составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

— сформировать у студентов опыт проектирования урочной и внеурочной деятельности;

— овладеть системой методов, форм, средств обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

-сформировать у студентов опыт проектирования индивидуальной образовательной программы;

МДК «Теоретические и методические основы педагогического сопровождения групп обучающихся в урочной и внеурочной деятельности» включает следующие разделы:

Раздел 1. Теоретические основы педагогического сопровождения группы обучающихся.

Цель: Понять сущность и структуру педагогического сопровождения группы обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Раздел 2. Разработка диагностического обеспечения педагогического сопровождения обучающихся

Цель: Освоить систему методов педагогической диагностики личности, развития группы, научиться составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты.

Раздел 3. Технология воспитательной деятельности в рамках педагогического сопровождения группы

Цель: усвоить системный характер содержания воспитательной деятельности, уяснить различные подходы к классификации форм, методов, средств воспитательной деятельности; уяснить формы организации воспитательного процесса, особенности планирования внеурочных мероприятий; понять сущность и структуру педагогического общения; изучить причину педагогического конфликта и способы его предотвращения; уяснить понятие «коллектив» и пути его формирование с учетом специфики юношеского возраста обучающихся, изучить условия развития ученического самоуправления.

Раздел 4. Педагогическое сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ

Цель: Изучить особенности индивидуализации образовательного процесса; знать понятие индивидуальной образовательной программы, основы ее проектирования и педагогической поддержки реализации.

Раздел 5. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса

Цель: Освоить методы, формы, приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, родителями, работодателями по вопросам формирования индивидуальных образовательных программ, по вопросам воспитания и профессионального обучения.

Раздел 6. Основные направления воспитательной деятельности в профессиональном учебном заведении

Цель: Изучить особенности профилактики асоциальных явлений в группе обучающихся, понять роль семьи в профилактике асоциального поведения; рассмотреть основы деятельности социально-психологической службы в профессиональном учебном заведении.

В результате изучения курса студент должен знать:

теоретические основы и методику педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;

возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

особенности групп обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и профессиональной подготовки;

особенности групп обучающихся юношеского возраста, условия развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в группе;

теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;

понятие индивидуальной образовательной программы, основы ее проектирования и педагогической поддержки реализации;

основы делового общения;

особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации, организаций – работодателей, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам формирования индивидуальных образовательных программ, воспитания и профессионального обучения.

После освоения курса студенты должны уметь:

выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы;

составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

формулировать цели и задачи воспитания и профессионального обучения группы и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, требований осваиваемой профессии;

планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в группе;

помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты в учебной группе;

осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации индивидуальных образовательных программ, профессионального и личностного развития обучающихся группы;

вести диалог с родителями (лицами, их замещающими), организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы);

использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации, организаций-работодателей, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам формирования индивидуальных образовательных программ, воспитания и профессионального обучения;

анализировать процесс и результаты педагогического сопровождения группы обучающихся;

В результате изучения курса студент должен иметь практический опыт:

педагогического наблюдения и диагностики, интерпретации полученных результатов;

анализа планов и организации педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, разработки предложений по их коррекции;

определения цели и задач, планирования деятельности по педагогическому сопровождению группы обучающихся;

планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

консультирования обучающихся по вопросам формирования индивидуальной образовательной программы, профессионального и личностного развития;

наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.

Содержание программы МДК

Раздел 1. Теоретические основы педагогического сопровождения группы обучающихся

Анализ понятия «педагогическое сопровождение». Структура педагогического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Функции, принципы педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе. Особенности педагогического сопровождения в учреждениях профессионального образования.

Раздел 2.Разработка диагностического обеспечения педагогического сопровождения обучающихся

2.1. Педагогическая диагностики личности обучающихся, развития группы

Особенности диагностической деятельности в педагогике. Предмет педагогической диагностики. Функции, этапы педагогической диагностики. Классификация методов педагогической диагностики личности, развития группы.

2.2. Педагогическое наблюдение как основной метод педагогической диагностики личности, группы

Требования к педагогическому наблюдению. Технология педагогического наблюдения, особенности проведения и анализ полученных результатов.

Раздел 3. Технология воспитательной деятельности в рамках педагогического сопровождения группы

3.1. Теоретические основы воспитательной деятельности: содержание, формы, методы средства воспитательной деятельности

Сущность процесса воспитания, закономерности, принципы процесса воспитания. Функции процесса воспитания. Классификация форм, методов, средств воспитания.

3.2. Формы организации учебно-воспитательного процесса. Особенности планирования внеучебных мероприятий

Классификация форм организации учебно-воспитательного процесса. Особенности планирования внеучебной работы в учреждении СПО. Алгоритм подготовки и проведение внеучебных мероприятий.

3.3. Формирование коммуникативного пространства в учебной группе

Общение как средство воспитания. Педагогическое общение и особенности его организации. Стили педагогического общения и их характеристика

3.4. Особенности педагогического конфликта и способы его предотвращения

Понятие «конфликт». Причины конфликта. Участники конфликта. Стадии развития конфликта. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Тип конфликтности. Способы и тактики улаживания конфликта.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст