Учебно-методическое пособие предназначено для оказания необходим

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра «Экономика и менеджмент»

Управление качеством

Самостоятельная работа

Учебно-методическое пособие

Красноярск

СФУ

2012

УДК

ББК

Составитель ст. преподаватель Костина В.В.

Управление качеством. Самостоятельная работа. Учебно-методическое пособие. [Текст] / сост.: ст. преподаватель Костина В.В. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012.- 34с.

Учебно-методическое пособие предназначено для оказания необходимой методической помощи студентам всех форм обучения по специальностям

080502. 65. 01 – «Экономика и управление на предприятии»

080502. 62 – «Менеджмент организации»

Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Управление качеством»

УДК

ББК

© Сибирский

Федеральный

университет, 2012

Учебно-методическое пособие

Управление качеством. Самостоятельная работа

Ст. преподаватель Костина В.В.

Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ

Подписано в печать 2012 г. Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Печать плоская

Усл. печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж 150 экз. Заказ

Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (392) 206-21-49. E-mail HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected]

HYPERLINK «http://rio.sfu-kras.ru» http://rio.sfu-kras.ru

Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а

Тел. 206-26-58, 206-26-49

Оглавление

TOC \o «1-1» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc328080175» Введение PAGEREF _Toc328080175 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc328080176» 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ PAGEREF _Toc328080176 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc328080177» 3. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА PAGEREF _Toc328080177 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc328080178» Раздел 1. Качество и управление качеством PAGEREF _Toc328080178 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc328080179» Тема 1.1. Сущность качества и управление им. PAGEREF _Toc328080179 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc328080180» Тема 1.2 Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики. PAGEREF _Toc328080180 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc328080181» Тема 1.3 Методология и терминология управления качеством. PAGEREF _Toc328080181 \h 11

HYPERLINK \l «_Toc328080182» Тема 1.4. Основные методы управления качеством. PAGEREF _Toc328080182 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc328080183» Тема 1.5. Всеобщее управление качеством и рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000 по обеспечению качества. PAGEREF _Toc328080183 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc328080184» Тема 1.6 Разработка систем качества на предприятиях PAGEREF _Toc328080184 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc328080185» Тема 1.7. Сферы приложения методов управления качеством. PAGEREF _Toc328080185 \h 16

HYPERLINK \l «_Toc328080186» Раздел 2. Квалиметрия PAGEREF _Toc328080186 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc328080187» Тема 2.1. Квалиметрия как наука, ее роль в управлении качеством PAGEREF _Toc328080187 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc328080188» Тема 2.2 Методы и области практического применения квалиметрии. PAGEREF _Toc328080188 \h 18

HYPERLINK \l «_Toc328080189» Тема 2.3 Система обеспечения качества. PAGEREF _Toc328080189 \h 18

HYPERLINK \l «_Toc328080190» Раздел 3. Стандартизация и сертификация. PAGEREF _Toc328080190 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc328080191» Тема 3.1 Стандартизация. PAGEREF _Toc328080191 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc328080192» Тема 3.2. Сертификация продукции. PAGEREF _Toc328080192 \h 21

HYPERLINK \l «_Toc328080193» Тема 3.3. Сертификация систем управления качеством. PAGEREF _Toc328080193 \h 23

HYPERLINK \l «_Toc328080194» Раздел 4. Правовая база обеспечения качества. PAGEREF _Toc328080194 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc328080195» Тема 4.1 Правовое обеспечение управления качеством продукции. PAGEREF _Toc328080195 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc328080196» Раздел 5. Экономика управления качеством. PAGEREF _Toc328080196 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc328080197» Тема 5.1 Экономические аспекты систем менеджмента качества. PAGEREF _Toc328080197 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc328080198» Тема 5.2. Измерение, анализ и улучшение. PAGEREF _Toc328080198 \h 27

HYPERLINK \l «_Toc328080199» Реферат PAGEREF _Toc328080199 \h 28

HYPERLINK \l «_Toc328080200» 4. Учебно-методические материалы по дисциплине PAGEREF _Toc328080200 \h 32

HYPERLINK \l «_Toc328080201» 4.1. Основная и дополнительная литература PAGEREF _Toc328080201 \h 32

HYPERLINK \l «_Toc328080202» 4.2. Перечень наглядных и других пособий и материалов к техническим средствам обучения PAGEREF _Toc328080202 \h 32

Введение

Дисциплина «Управление качеством» входит в цикл профессиональных дисциплин подготовки специалистов и бакалавров.

Цель преподавания дисциплины – освоение знаний и приобретение навыков анализа и проектирования в области управления качеством.

К задачам изучения дисциплины относятся:

изучение теоретических основ обеспечения качества и управления качеством продукции;

изучение отечественного и зарубежного опыта управления качеством продукции;

изучение основных стандартов серии ИСО 9000 и формирование умений их применения для разработки, внедрения и улучшения систем менеджмента качества;

формирование умений и навыков использования средств и методов управления качества;

изучение основ стандартизации и сертификации, и изучение инструментов оценки качества продукции.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Управление качеством» студентов всех форм обучения специальностей

080507.65 «Менеджмент организации»

080502.65.01 «Экономика и управление на предприятии» и направления 080502.62 «Менеджмент организации».

В учебно-методическом пособии даны структура, задания и методика реализации всех видов самостоятельной работы в соответствии с учебной программой дисциплины.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Учебной программой дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов. Данный вид работы является обязательным для выполнения. При самостоятельном выполнении различных видов заданий студент учится самостоятельно принимать решения, разбирать и изучать новый материал, работать с периодической литературой.

Программой предусмотрено два вида самостоятельной работы:

Самостоятельное изучение теоретического курса.

Подготовка реферата.

По каждому виду работы студент должен выполнить задания, приведенные в данном учебно-методическом пособии и согласованные с преподавателем. Выполненные задания оформляются в соответствии с требованиями оформления студенческих текстовых документов и сдаются преподавателю в соответствии с графиком самостоятельной работы.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

3.1. Общие сведения

При самостоятельном изучении теоретического курса студентам необходимо:

Самостоятельно изучить темы теоретического курса в соответствии с учебной программой дисциплины.

Подготовить устные ответы на контрольные вопросы к каждой теме.

Выполнить контрольные задания.

Самостоятельная работа выполняется студентами на основе учебно-методических материалов. Самостоятельно изучаемые вопросы курса включаются в вопросы при сдаче зачета.

Темы на самостоятельное изучение и контрольные задания преподаватель выдает на лекционных занятиях в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы.

Данный вид самостоятельной работы позволяет изучить основы методологии управления качеством, стандартизации, сертификации и оценки качества продукции, структуру и содержание стандартов ИСО серии 9000. Практические навыки использования методов управления качеством приобретаются на практических занятиях и при подготовке реферата.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕОЛОВ И ТЕМ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Введение

Определение дисциплины «Управления качеством». Цели и задачи изучения дисциплины. Краткие исторические сведения об управлении качеством. Опыт управления качеством в Росси и за рубежом.

Раздел 1. Качество и управление качеством

Тема 1.1. Сущность качества и управление им.

История изучения о качестве. История качества в России. Сущность категории качества. Многоаспектность категории «качество». Стадии развития философии качества. Современный подход к определению содержания категории «качество».

Материал для изучения данной темы:

[1, 5, 10]

Контрольные вопросы:

Понятие «качество», многогранность понятия «качество». Эволюция понятия «качество».

Раскройте содержание основных этапов осознания сущности категории «качество».

Перечислите основные этапы эволюции работы по качеству. Раскройте их содержание.

Дайте пример философского определения категории «качество».

Поясните различия в понимании содержания категории «качество» в трактовке Г.Гегеля и Ф. Энгельса.

Назовите исторические предпосылки возникновения элементов качества в России.

Назовите основные аспекты качества, которые рассматривали в своих работах русские учебные.

Перечислите известные вам типы качества.

Назовите известные вам аспекты категории «качество».

Перечислите известные вам определения сущности категории «качество», данные зарубежными учеными.

Раскройте содержание современных подходов к определению качества, укажите достоинства и недостатки каждого их них.

На основе анализа приведенных определений сущности категории «качество», а также личного опыта попытайтесь сформулировать собственное понимание содержания качества.

Ознакомьтесь с содержанием статьи И.А. Ильина «Спасение в качестве», проанализируйте.

В каких значениях Аристотель рассматривал категорию «качество»?

Какие факторы определяют уровень осознания и понимания сущности категории «качество»? Приведите примеры.

Что понимается под категорией качества с философских, социальных, технических, правовых и экономических позиций.

Что представляют собой качество продукции и качество услуг.

Почему в современных условиях большинство ученых и специалистов связывают понятие «качество» с удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей?

Приведете определение категории «качество», содержащееся в ГОСТ Р ИСО 9000:2001. В чем заключается его отличие от других определений данного понятия?

Какие проблемы духовной, социальной и экономической жизни российского общества выделял И.А. Ильин и какие пути их решения он предлагал?

Тема 1.2 Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики

Управление предприятием по критерию качества. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Качество как составляющий элемент конкурентоспособности продукции и предприятия и страны. Организационно-экономические факторы обеспечения качества и конкурентоспособности.

Материал для изучения данной темы:

[4, 7, 9, 13]

Контрольные вопросы:

Назовите основные системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции.

Какова роль качества в формировании конкурентоспособности продукции?

Как соотносятся принципы конкурентоспособности и качества продукции?

Какое значение для обеспечения качества и конкурентоспособности имеет лицензирование прав патентообладателя?

Что понимает под «внутренним» и «внешним» качеством?

Как оценивается удовлетворенность потребителя?

Как определить ценность продукции для потребителя и производителя?

Почему взгляды потребителя и производителя на понятие ценность и дефектность продукции различны?

Действием каких факторов определяется конкурентоспособность предприятия?

Что включает в себя понятие имидж компании и его роль в конкурентной борьбе за потребителя?

Всегда ли конкурентоспособность означает качественность? Приведите примеры качественной, но не конкурентоспособной продукции, конкурентоспособной, но не качественной?

Тема 1.3 Методология и терминология управления качеством

Качество как объект управления. Эволюция управления качеством. Управление качеством: понятие, функции и методы. Процесс управления качеством и контроль качества. Уровни управления качеством. Принципы и функции управления качеством. Российский и международный опыт управления качеством.

Материал для изучения данной темы:

[5, 8, 14]

Контрольные вопросы:

Дайте определение управлению качеством.

Эволюция методов управления качеством.

Обобщите содержание процесса формирования научных основ управления качеством.

Дайте оценку вкладу известных вам представителей научной, классической школ управления, а также школ человеческих отношений в развитии теории и практики управления качеством. В каких направлениях, на ваш взгляд, российская школа лидирует в настоящее время?

Сравните подходы к управлению качеством У.Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф, Кросби и А. Фейгенбаума. Выявите общие черты и развития.

Обобщите вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством.

Проведите анализ взаимосвязи развития управления качеством как науки в области практической деятельности.

Назовите и раскройте функции и методы управления качеством.

Принцип управления качеством продукции и состав функций управления качеством.

Перечислите основные этапы структурирования функции качества.

Охарактеризуйте содержание системного подхода к управлению качеством и обоснуйте необходимость его использования.

Функциональны схема управления качеством (петля качества) и её сравнение с кругом Деминга.

В чем различие и сходство понятий «управление качеством» и «менеджмент качества»?

Какие формы и способы управления качеством использовались в России в XVII-XVIII веках?

Что понимает под механизмом управления качеством и какие составляющие элементы он включает?

Каковы основные положения японской школы управления качеством?

В чем сущность управления качеством в США?

Особенности управления качеством услуг.

Тема 1.4. Основные методы управления качеством

Классификация методов управления качеством. Организационные: стабилизирующие, распорядительные, дисциплинарные. Экономические методы: стимулирование деятельности работника, группы, организации, социально-психологические методы. Технологические методы: контроль качества и воздействие на качество. Экспертные методы: сопоставления и непосредственного оценивания.

Материал для изучения данной темы:

[3, 10, 13, 15]

Контрольные вопросы:

1. Назначение и состав функции в процессе управления качеством.

2. В чем заключается системный подход к управлению качеством и на каких основных принципах он базируется?

3. Приведите классификацию методов управления качеством.

4. Раскройте содержание каждой группы методов.

5. Раскройте взаимосвязь методов управления качеством с соответствующими функциями и принципами.

6. Каковы современные подходы и методы управления качеством?

7. Совпадает ли подход к качеству с точки зрения производителя и потребителя?

Тема 1.5. Всеобщее управление качеством и рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000 по обеспечению качества

Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике. Основные положения всеобщего управления качеством (ТQM) внедрение ТQM на российских предприятиях. Международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции и их основные принципы.

Материалы для изучения данной темы:

[2, 7, 11, 15]

Контрольные вопросы:

Что такое всеобщее управление качеством (ТQM)?

Дайте пояснение терминов и определений, относящихся к этому понятию.

Предпосылки возникновения концепции ТQM. Роль Арманда Фейгенбаума.

Концепция ТQM: история возникновения, основные составляющие концепции и их характеристика. Роль концепции на современном этапе управления предприятием.

Какие ученые, на ваш взгляд, внесли наиболее существенный вклад в теорию ТQM и их роль в истории ее создания.

Какие области науки оказали влияние на теорию Всеобщего Управления качеством (ТQM)?

Раскройте основные принципы ТQM.

Что такое внешний и внутренний потребитель и имеется ли различие между ними с точки зрения ТQM?

Как ТQM рассматривает взаимоотношения между потребителем и поставщиком?

Какие международные стандарты ИСО стали основой управления качеством продукции и услуг во многих странах мира?

Чем была вызвана необходимость разработки международных стандартов ИСО серии 9000 на системы качества?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст