Учебно-методическое пособие Под общей редакцией Е. Н. Ахтырской

Балашовский филиал

Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Л.В. Борзова, В.М. Шейн

Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в период педпрактики

Учебно-методическое пособие

Под общей редакцией

Е.Н. Ахтырской

Балашов 2004

УДК 37

ББК 74я73

Б 82

Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета

Г.Н. Ионов;

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Т.В. Егорова.

Авторы:

В.М. Шейн, Л.В. Борзова («Введение», гл. 1, «Заключение»); Т.В. Атапина, Е.Н. Ахтырская, Л.В. Борзова (гл. 2, 2.1—2.3); О.В.Пименова (гл. 2, 2.4); Л.Ф. Алимская (гл. 2, 2.5); В.М.Шейн (гл. 2, 2.6); Т.Ю. Семенищева (гл. 2, 2.7—2.8).

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Борзова, Л.В.

Б82 Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в период педпрактики: Учебно-методическое пособие / Л.В. Борзова, В.М. Шейн и др.; Под общ. ред. Е.Н.Ахтырской. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 76 с.

ISBN 5—94035—181—6

В учебно-методическом пособии раскрываются цели, задачи, содержание, структура и организация педагогической практики студентов, обучающихся по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования».

Предлагается учебно-методический материал по всем основным методикам начальной школы, необходимый для осуществления педагогических практик.

Пособие может быть полезно организаторам педагогических практик, работникам образовательных учреждений, студентам.

УДК 37

ББК 74я73

ISBN 5—94035—181—6 © Коллектив авторов, 2004

Оглавление

TOC \o «1-2» \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc90975449 \h 4

ГЛАВА 1. Организация профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в период педпрактики PAGEREF _Toc90975450 \h 5

1.1. Задачи, содержание и организация педагогической практики на дневном отделении PAGEREF _Toc90975451 \h 5

1.2. Особенности организации педпрактики на заочном отделении PAGEREF _Toc90975452 \h 14

ГЛАВА 2. Методические рекомендации к подготовке и проведению уроков по частным методикам начальной школы PAGEREF _Toc90975453 \h 16

2.1 Урок русского языка PAGEREF _Toc90975454 \h 16

2.2. Уроки чтения в начальной школе PAGEREF _Toc90975455 \h 22

2.3. Уроки чтения и письма в период обучения грамоте PAGEREF _Toc90975456 \h 27

2.4. Уроки математики в современной начальной школе PAGEREF _Toc90975457 \h 29

2.5. Уроки образовательного компонента «Окружающий мир» в современной начальной школе PAGEREF _Toc90975458 \h 34

2.6. Урок музыки в начальной школе PAGEREF _Toc90975459 \h 40

2.7. Уроки трудового обучения в современной начальной школе PAGEREF _Toc90975460 \h 44

2.8. Уроки изобразительного искусства в современной начальной школе PAGEREF _Toc90975461 \h 50

Заключение PAGEREF _Toc90975462 \h 54

Библиографический список PAGEREF _Toc90975463 \h 55

Приложения PAGEREF _Toc90975464 \h 56

Введение

Важнейшим компонентом в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов является педагогическая практика. Данное учебно-методическое пособие предлагает студентам-практикантам педагогического факультета полный перечень тех требований, которые предъявляются к ним при подготовке и проведении уроков по частным методикам начальной школы.

В условиях модернизации всей современной системы образования в России изменяются и цели, задачи, содержание, отчасти и методика работы учителя начальных классов. Современная профессиональная педагогическая деятельность нуждается в таком учителе, ценностными установками которого являются приоритет личностного развития младшего школьника, а также способность правильно ориентироваться во всех сложных обстоятельствах нынешнего социально-культурного окружения, работать инициативно, творчески. Одной из главных особенностей современной начальной школы является вариативность ее программ, инновационные процессы, протекающие в массовой школе. В таких условиях в существенных обновлениях нуждается и вся система подготовки будущих учителей начальных классов. Педагогическая практика, как важнейшая составляющая процесса профессиональной подготовки учителей начальных классов, также не может обойтись без существенных изменений и корректирования некоторых организационных и методических установок.

ГЛАВА 1. Организация профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в период педпрактики

1.1. Задачи, содержание и организация педагогической практики на дневном отделении

Главной задачей российской образовательной политики на современном этапе является обеспечение высокого качества образования на основе «сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Основной целью профессионального образования становится «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» (Там же).

Для достижения нового качества профессионального образования большое значение имеет углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями. Особенно остро задача совершенствования процесса обучения стоит перед педагогическими факультетами, готовящими учителей начальной школы, т.к. именно начальная школа является основой успешного обучения на последующих этапах.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом студенты педагогических вузов проходят различные виды практик, объем которых составляет 40 недель. Распределение данных часов по видам практик является прерогативой каждого конкретного вуза. На отделении ПиМНО педагогического факультета БФСГУ им. Н.Г. Чернышевского она проводится на 4 курсе в 8 семестре (6 недель, февраль-март) и на 5 курсе в 9 семестре (6 недель, сентябрь-октябрь).

С 1998/99 учебного года с учетом пожеланий студентов и преподавателей кафедры МНО была полностью переработана программа педагогических практик на педагогическом факультете (отделение начальных классов), результатом чего явились данные методические рекомендации.

Целью педагогической практики является всесторонняя подготовка студентов к будущей педагогической деятельности в начальных классах: организация и руководство учебной деятельностью младших школьников с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, проведение уроков разного типа (в том числе — традиционных) по всем учебным предметам, организация и проведение внеурочной и внеклассной работы с учащимися, родителями, со школьной документацией, контроль за здоровьем учащихся, контакт с педколлективом школы, анализ своей работы, обогащение своего педагогического опыта.

В ходе прохождения педпрактики решаются основные задачи:

приобретение умений и навыков педагогической работы;

выявление уровня знаний фактического материала по частным методикам;

проверка готовности к организации и проведению не только учебной, но и воспитательной работы;

сбор материала к курсовым и квалификационным работам;

умение работать творчески, вырабатывая свой педагогический стиль.

В ходе педпрактики студенты выполняют следующие виды деятельности:

наблюдают за работой учителя и педколлектива;

изучают психолого-педагогические особенности учащихся;

знакомятся со школьной документацией;

самостоятельно проводят уроки;

организуют и проводят воспитательные мероприятия и внеклассные занятия по предметам;

работают с родителями учащихся;

собирают экспериментальные материалы для написания курсовых и квалификационных работ;

выполняют задания по валеологии (4 курс).

Объектом изучения является учебно-воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательных учреждений.

Предметом изучения — учебно-воспитательная деятельность учителя начальных классов.

Практика на 4 курсе

Практика проводится с целью выработки у студентов профессиональных умений и навыков организации и проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах школ разных типов.

Задачи практики:

совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов;

овладение студентами методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий, а также навыками руководства познавательной деятельностью учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогической дисциплины и частных методик.

Студенты выполняют следующие виды деятельности:

знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителей и воспитателей (изучают методический фонд класса, школы, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты уроков учителя);

проводят пробные и зачетные уроки и занятия по учебным предметам как по основной, так и по дополнительной квалификации (специальности) по предварительно составленному графику;

посещают зачетные уроки и внеклассные мероприятия других практикантов и участвуют в анализе этих уроков и мероприятий.

Студенты должны овладеть основными умениями:

планировать уроки и внеклассные занятия по учебным предметам начальной школы, разрабатывать конспекты уроков и внеклассных занятий по различным предметам;

работать с методической литературой, школьными программами и учебниками, творчески отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и занятиям;

выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков, внеклассных и воспитательных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;

проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у младших школьников знаний, умений, навыков по отдельным предметам или общеучебных умений и навыков;

проводить воспитательную работу в классе в соответствии с планом работы учителя, а также по заданиям кафедры педагогики;

обеспечить соблюдение в работе с классом санитарно-гигиени-ческих норм и требований;

разрабатывать и изготавливать наглядные пособия, дидактический материал к урокам и занятиям;

осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать уроки и занятия других практикантов;

осуществлять сбор экспериментального материала по теме курсовой работы.

Перед началом педагогической практики студенты должны получить допуск к ее прохождению от преподавателей кафедр психологии, педагогики и методик начального образования, руководителем педагогической практики издается приказ о допуске студентов к прохождению практики.

Преподавателями кафедры МНО разработана памятка студентам-практикантам, которая призвана помочь студентам-практикантам при подготовке к зачетным урокам по разным предметам, индивидуальные особенности подготовки и проведения уроков по частным методикам нами будут рассмотрены в последующих параграфах.

Памятка студенту-практиканту по подготовке к зачетному уроку

Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал школьного учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме (по программе).

Изучите методическую литературу по теме урока.

Посетите 1—2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход этих уроков, работу учащихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учащихся, ответы, отношение учащихся к работе, учителю, друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязь проводимого вами урока с предыдущим и последующим.

Определите цели урока, его структуру и основные этапы.

Подумайте о путях реализации дидактических принципов.

Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания учащимся.

Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.

Предусмотрите чередование различных видов деятельности детей, сложного и менее сложного материала, правильное соотношение между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.

Используйте по возможности приемы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.

Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.

Подготовьте дидактический и наглядный материал, ТСО к уроку, продумайте место и методику его использования, оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске.

Оформите развернутый план-конспект урока. Черновой вариант конспекта урока показывается учителю и методисту, в него вносятся исправления и дополнения. Подписывается учителем и методистом только уже чистовой вариант конспекта, который должен быть готов за 2—3 дня до зачетного урока. Перед уроком необходимо проверить исправность ТСО, провести несколько раз различные опыты и демонстрации, отработать методику использования наглядных пособий.

Педагогическая практика на 5 курсе

Преддипломная учебно-воспитательная педагогическая практика является завершающим этапом практической подготовки будущего учителя и проходит в сроки, определенные учебным планом (6 недель, сентябрь-октябрь). К ней допускаются студенты, которые успешно выполнили все предшествующие виды педагогической практики, имеют необходимую теоретическую подготовку.

В ходе преддипломной практики студенты выполняют обязанности учителей начальных классов: проводят уроки и внеклассную воспитательную работу.

В содержание практической деятельности студентов входит:

1. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы (учебно-материальная база школы, деятельность педагогического коллектива, методических объединений учителей, классных руководителей, педагогического совета и Совета школы, расписание учебных занятий и др.).

2. Изучение:

системы планирования учебно-воспитательного процесса школы, класса, группы продленного дня;

личности учащегося и коллектива класса (личные дела, медицинские карты, классный журнал и дневники);

системы учебной и внеклассной работы по предметам;

системы внеклассной воспитательной работы;

лучшего опыта учителей школы.

3. Самостоятельная работа:

разработка и проведение учебной и внеклассной работы (по профилю основной и дополнительной квалификации или специализации);

разработка поурочных и тематических планов уроков и занятий;

планирование внеклассной работы по предметам;

проведение уроков;

проведение внеклассных занятий по развитию познавательных интересов учащихся;

изготовление дидактических материалов и наглядных пособий;

проведение разнообразной внеклассной и внешкольной воспитательной работы по направлениям нравственного, трудового, экономического, эстетического, экологического воспитания детей, охраны их жизни, здоровья и др.;

диагностика уровня развития личности и классного коллектива и использование полученных результатов в индивидуальной работе с детьми и коллективом;

проведение работы с родителями (индивидуальной, с активом, родительское собрание);

ведение школьной документации (классного журнала, дневников учащихся, проверка тетрадей и др.);

участие в работе педагогического совета, методического объединения учителей;

проведение педагогического эксперимента (или исследования) с целью сбора материала для написания выпускной квалификационной работы;

проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.

Перед началом педагогической практики проводятся установочная конференция и обзорные консультации психологов, педагогов, методистов частных методик по наиболее трудным и основным вопросам учебно-воспитательной работы в начальных классах, определяются конкретные цели и задачи данной практики, пути их реализации.

Осуществляется подбор школ и классов с опытными учителями для прохождения практики, закрепляются преподаватели и методисты вуза для руководства деятельностью студентов-практикантов, определяются групповые руководители для контроля за этой деятельностью, назначается факультетский руководитель педпрактики.

Групповой руководитель проводит в закрепленных школах инструктивное методическое совещание по организации педпрактики.

По окончании преддипломной практики подводятся итоги и оценивается уровень готовности каждого студента к профессиональной деятельности сначала на конференции в школе с участием группового руководителя и педколлектива школы, затем — на итоговой конференции в вузе.

Общая оценка каждого студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности в период педпрактики (учебной — по всем предметам школьного цикла в данном классе, воспитательной, внеклассной по предмету, психолого-педагогической, а также — за ведение документации и за изготовление дидактических материалов и наглядных пособий). На основании характеристики, данной работе студента в период педпрактики школьным учителем и администрацией школы, а также групповым руководителем по итогам преддипломной практики, делается заключение о подготовленности студента к будущей профессии и о возможности допуска к написанию квалификационной работы и сдаче госэкзаменов.

В целях обеспечения единообразных требований оценки уроков по частным методикам преподавателями кафедры МНО были разработаны следующие критерии оценки уроков:

Отличная оценка ставится при условии, если:

урок имеет определенную, последовательно реализованную дидактическую цель, характеризуется логическим, психологическим и организационным единством, на нем полностью решены все учебно-воспитательные задачи;

ученики в основном усвоили теоретические знания и научились их применять, у них в основном сформировались умения и навыки по теме;

на уроке оптимально сочетаются коллективная и индивидуальная работа учащихся, максимально активизировалась самостоятельная работа учеников, осуществляется дифференцированный подход;

на уроке используются наиболее оптимальные, эффективные методы и приемы работы, применяется поисковая или частично-поисковая ситуация, которая моделируется с учетом возраста и уровня развития учащихся;

на уроке используются необходимые и возможные пособия и ТСО;

правильно распределено время урока, выдержана соразмерность его частей;

своевременно дано задание на дом;

объективно выставлены и прокомментированы оценки;

практикант не допустил ни одной фактической, методической, психолого-педагогической ошибки;

практикант соблюдает педагогическую этику, обладает грамотной речью.

Оценка «хорошо» ставится, если на уроке полностью решены учебно-воспитательные задачи; ученики в основном усвоили теоретические знания и научились их применять; активизировалась самостоятельная работа учащихся; применялись разнообразные методы и приемы, средства обучения, но были допущены незначительные фактические или методические ошибки, например: недостаточно выдержана соразмерность частей урока (затянут опрос); недостаточно стимулировалась активность учащихся; нечетко подведены итоги урока; не всегда убедительно прокомментированы оценки.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если основные учебно-воспитательные задачи решены, цель урока достигнута, ученики поняли новый материал и приобрели необходимые умения и навыки, применялись наглядные пособия и технические средства, но студент допустил негрубые фактические и методические ошибки, снижающие эффективность урока, например: на уроке недостаточно сочетается индивидуальная и коллективная работа; студент, работая с одним учеником, оставляет на время без внимания класс, испытывает затруднения при демонстрации опытов, не достаточно свободно владеет ТСО, не умеет организовать работу у доски, не проявляет методической инициативы в процессе ведения урока, не может выйти за рамки конспекта урока, не подведен итог урока, имеют место речевые ошибки, не всегда поправляет учащихся, допускающих ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если на уроке не решены поставленные перед ним учебно-воспитательная задачи, не достигнута намеченная дидактическая цель; нарушена соразмерность работы учащихся; студент не умеет управлять классом, поддерживать рабочую атмосферу, дисциплину и порядок; практикант допускает грубые фактические, методические и другие ошибки.

Такая же оценка ставится за непредоставление конспекта, неудовлетворительный конспект, неготовность к проведению урока, а также за неявку на урок без уважительной причины или без предупреждения.

Примерная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет; фамилия и имя студента, Ф.И.О. учителя; тема урока, оборудование, ТСО.

2. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе, проведение физпауз.

3. Тема и основные цели урока. Доведение до учащихся темы и образовательных целей урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Тип урока. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:

а) эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков;

б) воспитание в процессе обучения;

в) эффективность использования жизненного опыта учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

6. Соответствие примененных методов изучения нового материала:

Целям, содержанию урока, возрастным особенностям учащихся, а также решению задачи развития самостоятельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний.

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использования наглядности, характер вопросов и заданий.

8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активность восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

9. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием учащихся. Наличие, объем, характер домашних заданий.

10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:

стиль работы учителя (студента), педагогический такт, речь, кругозор, умение держаться и руководить классом;

оценка знаний и деятельности учащихся на уроке;

соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

11. Выводы и предложения:

структура урока, ее целостность, эффективность использования разных видов деятельности;

методы и средства обучения, используемые на уроке, их эффективность;

реализация основных дидактических принципов на уроке;

методическая целостность на уроке, пути их достижения;

замечания и предложения.

Схема анализа внеклассного занятия по предмету

Класс, предмет, по которому проводится занятие.

Тема занятия, форма его проведения.

Цели занятия и оценка их формулировки и подачи учащимся.

Как соотносится содержание внеклассных занятий с программным материалом по учебному предмету.

Степень занимательности, увлекательности, необычности используемого материала.

Оптимальность объема предлагаемого учащимся материала, его доступность.

Участие учащихся в подготовке, их активность на занятии.

Использование разных форм и методов проведения занятий, их целесообразность и эффективность.

Проводилось ли награждение победителей? Как? Целесообразность награждения.

Рекомендовались ли дополнительные источники получения информации по теме занятия? Насколько удачно это было сделано?

Оценка оформления занятия, использованных пособий и средств в ходе занятия.

Оценка поведения и речи ведущего занятие.

Общие выводы, рекомендации и предложения.

1.2. Особенности организации педпрактики на заочном отделении

Педагогическая практика на заочном отделении педагогического факультета (отд. ПиМНО) проводится в полном соответствии с учебным планом и программами подготовки учителей начальных классов по отдельным дисциплинам.

При пятилетнем плане обучения студенты проходят педагогическую учебно-воспитательную практику в начальных классах дважды: в 8 семестре на 4 курсе и в 9 семестре — на 5 курсе.

Продолжительность педпрактики каждый раз составляет 6 (шесть) недель. Практику заочники проходят в соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ. Студенты, работающие учителями начальных классов, от прохождения педагогической практики освобождаются на основании представленных в деканат факультета выписки из трудовой книжки, подтверждающей факт работы, и положительной характеристики из школы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст