Учебно-методическое пособие по выполнению выпускных квалификацио

УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методическим советом

института открытого образования

Протокол №_____62_________

от «__16__»__октября___2012 г.

Председатель _____________ С.Б.Бакланов

(подпись, расшифровка подписи)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Дисциплина:

________________________________________________________________

Факультет:

Современный открытый колледж «СОКОЛ»

Специальность: 030912.51 «Право и организация социального обеспечения»

Дата введения в учебный процесс УлГУ: «__1_»__сентября___2012_г.

Программа пересмотрена (актуализирована) на заседании УМС ИОО: протокол № ___ от ________

Программа пересмотрена (актуализирована) на заседании УМС ИОО: протокол № ___ от ________

Программа пересмотрена (актуализирована) на заседании УМС ИОО: протокол № ___ от ________

Сведения о разработчиках:

ФИО

Аббревиатура кафедры

Ученая степень, звание

Кузьмина И.К.

ТиПП

к.ю.н.

Медведев Е.В.

УПиК

к.ю.н.

Сандальникова Е.В.

таможенного дела

к.ю.н.

Муравьева Е.В.

МЭиИЭУ

к.э.н.

Содержание:

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc347086271» 1. Общие положения и выбор темы выпускной квалификационной работы PAGEREF _Toc347086271 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc347086272» 2. Организация разработки тематики и выполнения выпускных квалификационных работ PAGEREF _Toc347086272 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc347086273» 3. Руководство дипломной работой PAGEREF _Toc347086273 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc347086274» 4 Содержание дипломной работы PAGEREF _Toc347086274 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc347086275» 4.1 Состав работы PAGEREF _Toc347086275 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc347086276» 4.2. Структура работы, требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы: PAGEREF _Toc347086276 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc347086277» 4.3. Оформление работы PAGEREF _Toc347086277 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc347086278» 5. Предзащита выпускной квалификационной работы PAGEREF _Toc347086278 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc347086279» 6. Рецензирование выпускных квалификационных работ PAGEREF _Toc347086279 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc347086280» 7. Защита выпускных квалификационных работ PAGEREF _Toc347086280 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc347086281» Приложение А. Примерная тематика выпускных квалификационных работ по специальности 030912.51 «Право и организация социального обеспечения» PAGEREF _Toc347086281 \h 27

HYPERLINK \l «_Toc347086282» Приложение Б. Образец титульного листа PAGEREF _Toc347086282 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc347086283» Приложение В. Форма отзыва научного руководителя выпускной квалификационной работы PAGEREF _Toc347086283 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc347086284» Приложение Г. Форма рецензии на выпускную квалификационную работу PAGEREF _Toc347086284 \h 32

HYPERLINK \l «_Toc347086285» Приложение Д. Календарный план выполнения выпускных квалификационных работ Современного открытого колледжа «Сокол» PAGEREF _Toc347086285 \h 33

1. Общие положения и выбор темы выпускной квалификационной работы

Организация выполнения и защиты выпускных квалификационных работ в Современном открытом колледже «СОКОЛ» осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (Приложение к письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.07.1998 № 12-52-111 ин/12-23).

Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов, обучающихся по специальности 030912.51 «Право и организация социального обеспечения» к выполнению выпускной квалификационной работы* в форме дипломной работы.

Дипломная работа служит формой итогового контроля подготовленности студента к профессиональной деятельности по образовательным программам как базового, так и повышенного уровней.

Цель дипломной работы – систематизация и закрепление теоретических знаний студента по специальности при решении практических задач исследовательского и аналитического характера, а также выявление его способности к самостоятельной работе. Этим обуславливается необходимость творческого, а не формального подхода к выбору тематики, выполнению содержательной части работы, написанию и оформлению дипломной работы.

На выбор темы дипломной работы должна влиять тематика предшествующих курсовых работ по дисциплинам «Трудовое право», «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Конституционное право», «Теория государства и права», «Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда РФ (ПРФ)» и «Право социального обеспечения».

Дипломная работа — это комплексная самостоятельная исследовательская работа, в ходе которой студент решает конкретные практические задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования, развивает практические навыки в реальных условиях в период прохождения преддипломной практики. При этом используются знания, полученные по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Дипломная работа должна соответствовать следующим требованиям:

рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в литературе, либо новую постановку известной проблемы;

содержать элементы научного исследования актуальной темы;

иметь четкое построение и логическую последовательность в изложении материала;

содержать убедительную аргументацию, достаточный иллюстративный материал;

завершаться доказательными выводами и обоснованными рекомендациями.

В дипломной работе студент должен показать умение работать с нормативными документами, инструктивным материалом, литературой и другими информационными источниками по праву, знание современной правовой документации, способность критически оценивать правовую деятельность организии.

Наряду с творческими вопросами, которые отражаются в содержании дипломной работы, студент-выпускник должен уметь выполнять стандартные операции и знать порядок и форму представления дипломной работы.

По содержанию дипломной работы и в процессе ее защиты устанавливаются:

уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по специальности;

умение изучать, анализировать, обобщать информационные источники в соответствующей области знаний;

способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;

умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам дипломного исследования.

2. Организация разработки тематики и выполнения выпускных квалификационных работ

Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями колледжа или специалистами предприятий / организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются на заседании учебно-методического совета Института открытого образования. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.

Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, права, культуры и образования. (Приложение А)

Директор колледжа назначает руководителя выпускной квалификационной работы.

Выбор темы дипломной работы должен начинаться с определения проблемной ситуации и общей формулировки проблемы, соответствующей области исследования, которую определяет сам студент, исходя из своих научных, учебных или практических интересов

Прежде всего, студент-дипломник должен установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме дипломного исследования.

Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки студента искать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море современной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и их оценки. Основная задача студента-дипломника – найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера. Это – показатель его научной грамотности и добросовестности.

Иногда студенты просят дать им для ознакомления дипломные работы прошлых лет. Однако дипломная работа – это самостоятельное исследование, поэтому чтение чужих работ на аналогичную тему приводит к тому, что студент рассматривает их как образец, а это снижает как творческую инициативу дипломника, так и ценность дипломного сочинения.

При работе над дипломным сочинением следует использовать следующую научную литературу:

монографии (научные книги по специальным темам);

статьи, опубликованные в журналах, газетах и сборниках юридического и неюридического профиля

рецензии на опубликованные монографии и научные статьи;

авторефераты диссертаций, имеющиеся в библиотеках;

научно-практические комментарии законодательства;

материалы “круглых столов” по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать:

алфавитные, систематические каталоги библиотек, а также алфавитно-предметные указатели к систематическому каталогу;

систематическую картотеку газетно-журнальных статей

библиографические указатели;

реферативные журналы;

указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются или в последнем номере за истекший год, или в 1-2 номере следующего года, в таких журналах, как:

Адвокат;

Вестник МГУ;

Вестник СПбГУ;

Государство и право;

Дело и право;

Домашний адвокат;

Законность;

Закон;

Законодательство;

Правоведение;

Российская юстиция;

Российский следователь;

Российский судья;

Российский юридический журнал;

Хозяйство и право;

Уголовное право;

Юридический мир;

Юрист и другие.

Нужно иметь также в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные “Библиографические указатели”, которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той или иной теме (разделу, вопросу и проблеме) литературы за определенный период времени. Информацию об этом можно получить у библиографов в библиотеках.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или, в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографических указателях.

Необходимо учесть определённую научную ценность советской и дореволюционной литературы.

Следует иметь в виду и поступающие из государственных и муниципальных органов методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности. Кроме того, нужно активно использовать получившие широкое распространение в последние годы автоматизированные компьютерные справочные правовые системы “Консультант Плюс”, “Гарант”, “Кодекс” и др., содержащие информацию обо всех действующих нормативных правовых актах, тексты этих актов и комментарии к ним.

Кроме этого, не следует упускать из виду возможность получения информации из сети Интернет. Так, например, существуют электронные версии ряда журналов, многие суды, органы государственной власти имеют собственные официальные сайты, где можно найти полезную информацию для подготовки дипломного проекта. В частности, можно использовать следующие Интернет-ресурсы:

— www.law.edu.ru/magazine/pravoved – электронная версия журнала Правоведение;

— www.ks.rfnet.net – официальный сайт Конституционного суда РФ;

— www.supcourt.ru – официальный сайт Верховного Суда РФ;

— www.scourt.vens.ru – официальный сайт Ульяновского областного суда и др.

Студенту-юристу необходимо постоянно помнить, что право нужно исследовать, прежде всего, по правовым источникам, а уже затем или параллельно по научной и учебной литературе.

При выполнении дипломной работы необходимо использовать нормативно-правовые и другие официально-документальные источники: законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера. Указанные источники содержатся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных и иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т. п.). В последнем случае их можно использовать с разрешения руководителей этих учреждений. Студент может получить необходимую информацию в ходе прохождения своей преддипломной практики.

Изучать и использовать при цитировании и ссылках нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются:

Российская газета;

Собрание законодательства Российской Федерации (до 1993 г. – Собрание актов Президента и Правительства РФ);

Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ);

Бюллетень международных договоров РФ (издается с 1993 г);

Сборник международных договоров СССР;

Вестник Конституционного Суда РФ;

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;

Бюллетень Верховного Суда РФ;

Бюллетень Высшего Арбитражного Суда РФ и др.

Темы и характер дипломных работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед студентом-дипломником стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки или “белые пятна” в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему совершенствованию практики применения этого законодательства.

Студент должен иметь ясное представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения практики. Для того чтобы изучение практики было плодотворным, студент совместно с научным руководителем должен определить методику обобщения (в зависимости от характера обобщения и поставленной задачи).

Материалы обобщения практики могут использоваться как для подтверждения и иллюстрации каких-то теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического применения.

Надлежащие примеры судебно-следственной практики должны быть взяты только из специализированных источников (Бюллетень Верховного Суда РФ, сборники примеров судебной практики по судебным делам и т. п.) за последние пять-семь лет. Обязательно необходимо указывать источник, откуда был получен пример. При описании примеров из местной судебной практики, следует указывать наименование суда, номер дела, дату приговора и инициалы подсудимых. Недопустимо использование примеров судебно-следственной практики, взятых из учебной либо научной литературы.

Собранные студентом материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к дипломной работе.

Такая форма внедрения результатов исследования повышает ценность дипломной работы.

Изучение литературы в одном случае целесообразно начать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом – с журнальных статей. Все зависит от темы диплома, наличия, характера и полноты литературы, уровня подготовки студента.

Примерная тематика дипломных работ представлена в данных методических указаниях. (Приложение А). Однако, выпускником могут быть выбраны и другие темы, касающиеся вопросов социально-правовой сферы, по которым ведется подготовка специалиста. Выбрать тему и дать ее конкретную формулировку поможет будущий научный руководитель дипломной работы.

3. Руководство дипломной работой

Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляют директор колледжа.

Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:

— разработка индивидуальных заданий;

— консультирование по вопросам содержания и последовательности

выполнения выпускной квалификационной работы;

— оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

— контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;

— подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную

работу.

По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в учебную часть.

4 Содержание дипломной работы

4.1 Состав работы

Дипломная работа включает следующие элементы:

Титульный лист (Приложение Б)

Оглавление

Текстовая часть

Список использованных источников

Приложения

Отзыв научного руководителя о дипломной работе (Приложение В)

Рецензия (Приложение Г)

Отзыв научного руководителя и рецензия, являются так называемым окружением работы. Они не брошюруются вместе с дипломной работой, а помещаются в конце работы в отдельные прозрачные файлы-папки, их желательно подшить в основную папку, в которой находится дипломная работа.

Титульный лист выполняется по форме, приведенной в приложении Б. Под названием темы (для него рекомендуется шрифт 18-20 пт) в скобках чуть более мелким шрифтом (14-16 пт) указывается, на материалах какого банка выполнен дипломная работа. На титульном листе ставятся подписи дипломника – автора работы, научного руководителя и директора колледжа.

Оглавление (используется именно этот заголовок, а не «Содержание») содержит все рубрики, против каждой делается отточие и указывается страница начала рубрики. Если работа содержит приложения, то не рекомендуется перечислять их все в оглавлении (это можно оформить отдельным листом перед самими приложениями), достаточно ограничиться одним словом – «Приложения».

Список использованных источников (синоним – Библиографический список) размещается в конце работы после Заключения. Он должен содержать достаточно обширный перечень не только книг (учебников и монографий), но и законодательных и нормативных актов национального масштаба, постановления, ГОСТы и другие стандарты, методические материалы, справочные, информационные источники, научные статьи и другие материалы из периодической печати, Интернета, в некоторых случаях, внутрифирменные материалы.

Приложения не являются обязательным элементом дипломной работы, а включаются в нее в случае необходимости и содержат вспомогательный материал, на который студент ссылается в основном тексте. Это могут быть формы первичных документов или копии самих документов, выдержки из нормативных материалов, схемы, алгоритмы, перечни, результаты анкетных опросов и т.п. – все то, что имеет смысл продемонстрировать, но не загружать этим основной текст работы. Все листы Приложения помещаются в конце дипломной работы, нумеруются как ее продолжение, но не учитываются в общем объеме работы. Это дает дипломнику возможность в определенных пределах манипулировать основным объемом работы, желая увеличить или уменьшить его.

4.2. Структура работы, требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы:

Содержание выпускной квалификационной работы включает в себя:

введение;

теоретическую часть;

практическую (опытно–экспериментальную) часть;

выводы и заключение, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;

список используемой литературы;

приложения.

По структуре дипломная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, анализом экспериментальных данных, продуктом творческой деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Содержание текстовой части дипломной работы

Текстовая часть дипломной работы состоит из введения, двух глав и заключения. Общий объем работы колеблется в пределах от 50 до 65 листов машинописного текста (без учета приложений) выполненного в соответствии с требованиями, определяемыми стандартами и изложенными в вышеуказанной учебно-методической разработке по оформлению письменных работ студентов. Дипломные работы, выходящие за указанные пределы объема, к рассмотрению не принимаются.

Конкретный состав глав, их количество, круг рассматриваемых в них вопросов, выделяемых в отдельные пункты (параграфы) – все это определяется студентом самостоятельно и согласовывается с научным руководителем.

Внутри каждая глава обязательно разбивается на пункты (параграфы), количество которых не может быть меньше двух (т.е. глава не может состоять из одного параграфа). В то же время не следует слишком дробить главу на большое число мелких пунктов. Оптимальное число параграфов – 2-3, а объем каждого – 7-10 страниц.

Общая логика построения дипломной работы сводится примерно к следующему:

Теоретическая часть – Я знаю, что это такое и как это можно сделать.

Практическая часть — Я посмотрел, как это делается на данном предприятии, и вижу, чтó делается хорошо, а чтó нужно и можно улучшить. Я показываю, как сделать лучше и доказываю, насколько это хорошо.

Введение (1,5 — 2 страницы) является своеобразной пояснительной запиской к дипломной работе. В нем раскрываются следующие моменты.

Обоснование выбора темы, ее актуальность. Выбор может быть определен и актуальностью данной проблемы в современной юриспруденции, и личным познавательным интересом дипломника к ней, и потребностями организации, где работает или будет работать специалист, заявкой конкретной организации и т.п.

Цель дипломной работы должна иметь конкретное выражение с ориентацией на конечные полезные результаты по теме и юридическое обоснование мероприятий по их использованию; В качестве цели не могут выступать изучение теоретических положений, анализ нормативных документации, законодательных актов — это лишь средства достижения поставленной цели, они отражаются в перечне задач.

Задачи, решаемые в дипломной работе для достижения поставленной цели, обычно во многом соответствуют вопросам, раскрываемым в работе и отраженным в оглавлении.

Объект исследования (базовая организация), на материалах которого выполняется работа, а также очерчивается круг вопросов, которыми ограничивается рассмотрение.

Источники, использованные при подготовке работы (нормативные и законодательные акты, учебная, научная литература, статьи из периодической печати, материалы Интернет, внутрифирменные материалы и т.п.). Их полный перечень дается в библиографическом списке, здесь же следует акцентировать внимание на том, что представляет особый интерес или чему было уделено особое внимание.

Основные средства и методы, использованные при выполнении дипломной работы. В частности, отмечается применение новых, оригинальных научных подходов, передового отечественного и зарубежного опыта; указывается, в какой мере использована компьютерная техника.

Где и как могут быть использованы результаты дипломной работы (в практической деятельности предприятия, в дальнейших научных исследованиях и т.п.)

Теоретическая часть содержит теоретические основы рассматриваемой темы. В ней необходимо отразить состояние проблемы на данный момент, раскрыть содержание основных категорий, показатели, закономерности, структуру, присущие данному процессу (объекту исследования). Особое внимание следует уделить методам исследования, представить различные точки зрения специалистов по рассматриваемым вопросам, а также дать свою оценку существующих и новых, нетрадиционных подходов. В частности, можно рассмотреть несколько существующих определений какого-либо понятия, имеющих место в тех или иных источниках, дать их сравнительную характеристику, выбрать лучшее с вашей точки зрения или сформулировать свое определение. Или, к примеру, можно проанализировать различный перечень факторов или элементов в той или иной системе. Перечни, классификации, формулировки разных авторов полезно сравнивать, выбирать лучший вариант, высказывать свое суждение.

Главное внимание в теоретической части должно быть уделено той проблеме, которая обозначена в заголовке темы. Так, если тема касается путей повышения эффективности в той или иной области деятельности, то необходимо как можно глубже описать факторы, влияющие на предмет исследования, а также существующие (в теории и практике) пути, которые приведут к повышению эффективности.

При изложении теоретических основ дипломник должен показать не только осознание сущности основных положений, но и широту кругозора, значение и понимание различных подходов к решению проблемы, осмысление их прогрессивности, необходимости использования научных, комплексных подходов, основанных на теории системного анализа и синтеза, достижениях современного права и других наук, компьютерной техники, информационных технологий.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст