Учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ по дисц

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Финансы и кредит»

СОГЛАСОВАНО

Протокол УМС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по УМР

____________С.П. Ермишин

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

__________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол НТС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по ИиНИД

____________В.Н. Якунин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика»

профиль «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»

Составитель: Старикова С.С.

ТОЛЬЯТТИ, 2012

Содержание

Стр.

1.Общие указания

4

2. Примерный перечень тем курсовых работ

6

3. Исходные данные для выполнения курсовой работы

11

4. Методические рекомендации по выполнению основных разделов курсовой работы

13

5. Указания по выполнению графической части курсовой работы

18

6. Список рекомендуемой литературы

21

7. Приложения

23

Общие указания

Курсовая работа являются формой организации учебно-исследовательской деятельности студента. Цель курсовой работы — развитие познавательной самостоятельности специалиста, его умений самостоятельно приобретать, углублять и творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания.

Курсовая работа является также формой контроля уровня профессиональной подготовки обучающихся, и потому выполняются с соблюдением единых требований и правил ФГОСТа. Данная работа выполняется во внеурочное время в сроки, установленные учебным планом.

Объем выполняемых работ определяется числом страниц машинописного текста. Счет страниц идет, начиная с титульного листа и включая Приложение. Нормативные объемы курсовой работы — не менее 30 – 35 страниц;

Тематика курсовых работ разрабатывается по принципу восхождения сложности, пишутся в пределах как минимум двух учебных дисциплин. Курсовая работа является самостоятельной формой аттестации студента (соответственно — текущей и итоговой), проходит стадии защиты. В режиме курсовой работы выполняются так называемые выпускные работы. Учебно-исследовательские работы выполняются под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава кафедр. Курсовая работа выполняется в двух экземплярах, один из них остается в качестве документа на кафедре и хранится до окончания обучения в вузе. Курсовая работа — это письменная работа, выполняемая на более высоком, чем реферат, уровне и включающая в себя реферирование и связанные с ним умения. Курсовая работа, как правило, носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и более сложными методами. Выполняя эту работу, студент учится интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания и анализа практики.

Исследования, которые могут проводить студенты, подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и смешанные. Основанием такого деления служит типология источников познания.

Теоретические исследования основаны на работе с научной и научно-популярной литературой как источниками познания того, что накопила наука по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования здесь являются идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

К теоретическим относятся два вида исследований: исторические и методологические, которые нередко называют тоже теоретическими.

Исторические исследования, как правило, посвящаются изучению неизвестных страниц истории науки и образования, научной и практической деятельности персоналий. К ним также относятся: изучение тенденций развития тех или иных идей или явлений, сравнительная характеристика каких-либо фактов, данных, научных положений, имеющих место в различные временные периоды истории образования и науки. Методологические исследования чаще всего проводятся как познавательные, посвященные теоретическому изучению и описанию какого-либо явления, а также как науковедческие, концептуальные и по разработке новых методов исследования.

Эмпирические исследования — это работы, связанные с изучением и описанием практики изучаемой проблемы. Предметом таких исследований становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. К эмпирическим относятся такие виды, как экспериментальные исследования и опытно-практическая работа.

Экспериментальные исследования предполагают изучение изменений показателей, под влиянием изменяемых экспериментатором условий.

Опытно — практическое исследование проводится как изучение и описание практического опыта работы финансового учреждения, банка, предприятия и др. Как правило, изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в финансовой среде. К такому виду исследований относятся также те, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию изучаемой проблемы.

Смешанные работы — это работы, включающие в себя оба эти типа и разные их виды. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования и представлять теоретико-экспериментальные, историко-методологические, теоретико-опытнические и др. исследования. Сочетания видов могут быть самые разнообразные. Чаще всего студенты и слушатели прибегают к смешанным работам, посвящая одну — главу теории вопроса, а другую — практике.

Практика показывает, что целесообразнее этими типами и видами исследований овладевать постепенно. Курсовую работу можно выполнять, объединяя два вида, например методологический и опытно-практический или исторический и методологический.

2. Примерный перечень тем курсовых работ

Тема – это наикратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность. Она формулируется в виде заглавия работы. Темы предлагаются для выбора с возможным последующим уточнением. Студент имеет право предложить свою тему в соответствии с изучаемыми учебными курсами и целями обучения.

Выбор темы совершается с соблюдением нескольких общих правил.

Правило первое: тема выбирается строго с учетом профиля подготовки специалиста.

Правило второе: тема выбирается с учетом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя. Личные познавательные и исследовательские возможности — это особенности мышления, характера и накопленного практического опыта. Склонность к абстрагированию, систематике или образность, эмоциональность потребуют разных средств реализации. Характер исполнителя влияет на темп выполнения работы, ритмичность и отношение к ней. Личный практический опыт может ограничить или расширить возможности выбора темы, к тому же опыт сделает исследование более убедительным и доказательным.

Правило третье: тема выбирается с учетом ее актуальности, то есть востребованности наукой или практикой конкретного образовательного учреждения или лично самим исполнителем. Это значит, что тема кому-нибудь должна быть нужна, а ее разрешение принесет пользу. Возможно, что на нее существует государственный или региональный заказ, возможно, что массовая практика обозначила эту проблему, а способов ее решения не знает, возможно, также, что сам студент желает более глубоко изучить данную тему. По востребованности определяется актуальность исследования.

Правило четвертое: тема выбирается с учетом времени, отводимого на ее исследование. Это правило заставляет заранее просчитывать время, необходимое для полного выполнения работы. Надо оценить имеющиеся материалы, умения ими пользоваться, рассчитать, сколько дней и недель потребует поиск и чтение литературы, ее анализ, подготовка и проведение эксперимента и т. д. Предстоит также оценить доступность источников исследования, количество времени, специально отводимое на данную работу в течение дня, недели, месяца.

Выбор темы курсовой работы производится по первой букве фамилии

Буква алфавита

№ темы

Буква алфавита

№ темы

А, Ж, Н, У, Щ

1, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43

Г, К, Р, Ц, Я

4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 2

Б, З, О, Ф, Э

2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44

Д, Л, С, Ч

5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 3

В, И, П, Х, Ю

3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 1

Е, М, Т, Ш

6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 4

Тема 1. Налоги как источник формирования местного бюджета. Экономическая сущность местного бюджета. Характеристика налогов, поступающих для формирования местного бюджета. Доходы местного бюджета их анализ. Расходы местного бюджета их анализ.

Тема 2. Налогообложение промышленных предприятий. Экономическое содержание налогов, перечисляемых промышленными предприятиями. Виды налогов с промышленных предприятий. Особенности исчисления. Анализ налогов с промышленных предприятий. Способы оптимизации налогов с промышленных предприятии.

Тема 3. Налогообложение индивидуальных предпринимателей. Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей. Патентная система налогообложения. Налоги и отчисления, перечисляемые во внебюджетные фонды в процессе индивидуальной трудовой деятельности. Анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей. Налог на вмененный доход. Определение тяжести налогового бремени.

Тема 4. Налогообложение прибыли банков. Экономическое содержание налогов, перечисляемых банками. Формирование прибыли банка. Порядок исчисления налога на прибыль (доходы банка). Анализ налогообложения банка. Оптимизация налога на прибыль банков.

Тема 5. Налогообложение страховых организаций. Экономическая сущность налогов, уплачиваемых страховыми организациями. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по операциям страховых организаций. Состав доходов, включаемых в облагаемый оборот. Особенности состава расходов, учитываемых при расчете налогов от прибыли. Анализ налогообложения страховых организаций. Налог на прибыль страховых организаций. Оптимизация налогов от страховой деятельности.

Тема 6. Налогообложение субъектов малого предпринимательства. Экономическая сущность предпринимательской деятельности. Способы налогообложения малого бизнеса. Виды налогов, уплачиваемых малыми предприятиями. Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства. Определение тяжести налогового бремени.

Тема 7. Налогообложение предприятий торговли и общественного питания. Особенности исчисления налога на прибыль предприятиями торговли и общественного питания. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость предприятиями торговли и общественного питания. Другие налоги предприятий общественного питания и торговли. Анализ налогообложения предприятий торговли и общественного питания. Оптимизация налогов.

Тема 8. Налогообложение предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции. Экономическая сущность экспортно-импортных операций. Особенности налогообложения импортных и экспортных операций. Механизм исчисления таможенных пошлин при осуществлении экспортно-импортных операций. Анализ налогообложения импортных и экспортных операций. Оптимизация налогообложения.

Тема 9. Ресурсные налоги, их экономическая сущность и значение. Виды ресурсных налогов, их краткая характеристика. Особенности исчисления ресурсных налогов. Источники ресурсных налогов. Анализ ресурсных налогов. Способы оптимизации ресурсных налогов.

Тема 10. Налоги в системе финансовых и экономических отношений. Объективная необходимость налогов. Роль государства во введении, развитии и мобилизации налогов. Анализ налогов в доходах государственного бюджета. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное обложение, экономические условия их применения. Налоговое регулирование и стимулирование экономики.

Тема 11. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ. Экономическая сущность федеральных налогов», формирующих бюджет. Виды федеральных налогов. Права и обязанности федеральных и региональных органов законодательной власти в области налогообложения. Анализ налогов в доходах государственного бюджета. Тенденции и основные направления в области налогообложения.

Тема 12. Налогообложение посреднических операций. Экономическая сущность посреднических операций. Особенности налогообложения посреднических операций. Доверительное управление, особенности налогообложения. Налогообложение биржевой деятельности, брокерских операций. Анализ налогов от посреднической деятельности. Перспективы налогообложения посреднических операций.

Тема 13. Документальные проверки налогооблагаемой базы по различным видам налогов. Экономическое содержание документальных проверок. Виды документальных проверок. Права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков в ходе документальных проверок. Анализ динамики налоговых правонарушений. Реструктуризация задолженности бюджету.

Тема 14. Налоговые льготы, их экономическое содержание и функции. Экономическое содержание и функции льгот по налогу на прибыль. Льготы по налогу на добавленную стоимость. Льготы по налогу по налогу на имущество организаций. Анализ налоговой базы с применением и без применения налоговых льгот. Оптимизация налогов путем применения льгот.

Тема 15. Современная налоговая система России. Экономическое значение и функции налоговой системы. Разграничение налогов между бюджетами различных уровней. Федеральные налоги, их роль в современной налоговой системе. Региональные и местные налоги и сборы. Анализ налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Полномочия органов власти различных уровней в области введения налогов и регулировании отдельных элементов налогов.

Тема 16. Учет и отчетность по налогам. Организация учета налоговых поступлений. Особенности учетных операций в зависимости от вида налоговых поступлений. Проверка правильности налоговых поступлений. Анализ налогов по данным отчетности. Определение налоговой нагрузки.

Тема 17. Налогообложение в Древнем Риме. Статьи доходов и расходов в Древнем Риме. Отличие налогообложения граждан Рима и провинций. Черты налогообложения Древнего Рима, унаследованные современным обществом.

Тема 18. Налогообложение как метод государственного регулирования в современных условиях. Основные методы государственного регулирования. Сдерживающие меры государства по ограничению концентрации населения и производства с целью сохранения природной окружающей среды. Анализ налогообложения в свободных экономических зонах. Перспективы государственного регулирования. Налоговое администрирование.

Тема 19. Налоговые системы развитых государств. Налоговая система США. Налоговая система Швейцарии. Налоговая система ФРГ. Анализ отличий от отечественной системы налогообложения. Перспективы развития.

Тема 20. Налогообложение стран СНГ. Налоговая система Белоруссии. Налоговая система республики Казахстан. Анализ отличий от отечественной системы налогообложения. Перспективы развития.

Тема 21. Упрощенная система налогообложения. Экономическая сущность предпринимательской деятельности. Способы налогообложения малого бизнеса. Виды налогов, уплачиваемых малыми предприятиями. Анализ налогообложения по упрощенной системе. Определение тяжести налогового бремени.

Тема 22. Прямые налоги в налоговой системе. Экономическая сущность прямого налогообложения. Виды прямых налогов в налоговой системе. Анализ прямых налогов в налоговой системе и на предприятии. Совершенствование прямого налогообложения.

Тема 23. Налог на прибыль в налоговой системе. Экономическая сущность налога на прибыль организаций. Анализ налога на прибыль в налоговой системе, в системе налогов организации. Перспективы совершенствования налога на прибыль.

Тема24. Налог на добавленную стоимость в налоговой системе РФ. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость. Анализ налога на добавленную стоимость в налоговой системе, в системе налогов организации. Перспективы совершенствования налога на добавленную стоимость.

Тема 25. Налогообложение единым налогом на вмененный доход отдельных видов деятельности. Экономическая сущность и необходимость налогообложения отдельных видов деятельности. Порядок налогообложения единым налогом на вмененный доход. Анализ налогообложения единым налогом на вмененный доход. Совершенствование налогообложения единым налогом на вмененный доход.

Тема 26. Налогообложение кредитной организации. Экономическая сущность кредитной деятельности. Виды налогов взимаемых с кредитных организаций. Анализ налогообложения кредитной организации. Оптимизация налогообложения кредитной организации.

Тема 27. Налогообложение профессиональных участников рынка ценных бумаг. Экономическая сущность деятельности на рынке ценных бумаг. Виды налогов взимаемых с профессиональных участников ценных бумаг. Анализ доходов и расходов профессиональных участников ценных бумаг. Совершенствование налогообложения профессиональных участников ценных бумаг.

Тема 28. Налогообложение ценных бумаг и операций с ними. Необходимость и сущность налогообложения операций с ценными бумагами. Виды налогов по операциям с ценными бумагами. Анализ налогообложения операций с ценными бумагами. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.

Тема 29. Роль налогов с физических лиц в налоговой системе РФ. Экономическая сущность налогообложения физических лиц. Виды налогов с физических лиц. Роль налогов с физических лиц в налоговой системе. Анализ налогов с физических лиц. Направления совершенствования налогообложения физических лиц.

Тема 30. Косвенное налогообложение, тенденции и перспективы в современной налоговой системе. Эволюция косвенного налогообложения. Виды косвенных налогов. Анализ косвенных налогов в налоговой системе, на предприятии. Направления совершенствования косвенного налогообложения.

Тема 31. Налогообложение транспортных предприятий. Экономическая сущность деятельности транспортных предприятий. Виды налогов взимаемых с транспортных предприятий. Анализ налогообложения транспортного предприятия. Оптимизация налогов транспортных предприятий.

Тема 32. Налогообложение бюджетной организации. Экономическая сущность деятельности бюджетной организации. Виды налогов взимаемых с бюджетной организации. Анализ налогообложения бюджетной организации. Направления совершенствования налогообложения бюджетной организации.

Тема 33. Налогообложение в сфере здравоохранения. Экономическая сущность деятельности в сфере здравоохранения. Виды налогов взимаемых в сфере здравоохранения. Анализ налогообложения в сфере здравоохранения. Направления совершенствования налогообложения в сфере здравоохранения.

Тема 34. Налогообложение аграрного сектора. Особенности деятельности в аграрном секторе экономики. Виды налогов взимаемых в аграрном секторе экономики. Анализ налогообложения в аграрном секторе экономики. Направления совершенствования налогообложения в аграрном секторе экономики.

Тема 35. Налогообложение машиностроительного предприятия. Особенности деятельности машиностроительного предприятия. Виды налогов взимаемых с машиностроительного предприятия. Анализ налогообложения машиностроительного предприятия. Оптимизация налогообложения машиностроительного предприятия.

Тема 36. Налогообложение иностранных юридических лиц. Особенности деятельности иностранных юридических лиц на территории РФ. Виды налогов с иностранных юридических лиц на территории РФ. Анализ налогообложения иностранного юридического лица. Оптимизация налогообложения иностранного юридического лица.

Тема 37. Региональные налоги как источник формирования бюджета. Роль региональных налогов в формировании бюджета. Виды региональных налогов. Анализ налоговых доходов в бюджете региона. Направления совершенствования региональных налогов.

Тема 38. Налогообложение предприятий, организаций сервиса. Особенности деятельности в сфере сервиса. Налогообложение в сфере сервиса. Анализ налогообложения организации в сфере сервиса. Направления оптимизации налогообложения предприятий, организаций сервиса.

Тема 39. Налогообложение туристической деятельности. Особенности туристической деятельности. Виды налогов взимаемых с туристической деятельности. Анализ налогообложения туристической деятельности. Направления оптимизации налогообложения туристической деятельности.

Тема 40. Налогообложение рекламной деятельности. Особенности рекламной деятельности. Виды налогов взимаемых с рекламной деятельности. Анализ налогообложения рекламной деятельности. Направления оптимизации налогообложения рекламной деятельности.

Тема 41. Единый социальный налог: его роль и функции в реализации социальной политики государства. Экономическая сущность единого социального налога. Значение единого социального налога в реализации социальной политики. Анализ единого социального налога в налоговой системе и во внебюджетных фондах. Направления совершенствования единого социального налога и социальной политики государства.

Тема 42. Традиционная и упрощенная системы налогообложения, преимущества и недостатки. Экономическая сущность традиционной системы налогообложения. Экономическая сущность упрощенной системы налогообложения. Анализ налогообложения по традиционной и упрощенной системе. Оптимизация налогообложения с использованием специальных налоговых режимов.

Тема 43. Налоговая система, ее эволюция и структура. Эволюция налоговой системы. Сравнительная характеристика налоговых систем развитых стран. Анализ налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Полномочия органов власти различных уровней в области введения налогов и регулировании отдельных их элементов. Реформирование налоговой системы.

Тема 44. Налогообложение малого бизнеса. Экономическая сущность малого бизнеса, критерии его оценки. Особенности налогообложения малого бизнеса. Анализ налогообложения малого предприятия (предпринимателя). Оптимизация налогообложения малого бизнеса.

3. Исходные данные для выполнения курсовой работы

Научные тексты — главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения — важная составляющая работы исследователя. Можно много прочесть, но сделать работу посредственно и, наоборот, на малом материале выполнить ее блестяще. Выбор и изучение литературы осуществляется в два этапа: первый этап — первичное ознакомление и белое чтение источника, второй — глубокое чтение и анализ. На первом этапе отсеивается ненужная литература.

Основания выбора литературы для чтения и изучения:

— по ключевым понятиям, составляющим тему исследования;

— по рекомендации научного руководителя;

— как случайный выбор из имеющейся под рукой литературы (например, из периодической печати).

При написании курсовой работы студент сам осуществляет подбор и выбор источников, что и определяет степень его самостоятельности.

Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать. При выборе книги или статьи для чтения целесообразно установить степень сложности источника. Это определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источника, можно более рационально спланировать их изучение, начав с более простых и постепенно переходя к более сложным. Как правило, более сложными являются теоретические тексты и менее сложными — методические, то есть эмпирические описательные. Целесообразно чтение научной литературы начать с источника, в котором интересующая вас проблема представлена более широко или даже целиком. Такой источник даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся. Им может быть даже учебник или учебное пособие. Хорошо также такой источник законспектировать и пользоваться для ориентировки в ходе своего исследования.

Вторичное чтение литературы — чтение более медленное, продуманное, глубокое с обязательным конспектированием. К тому же это чтение целенаправленное и ведущееся по плану, составленному в соответствии с задачами исследования и планом написания работы. Подбор литературы следует вести с учетом: жанра (монографии, статьи, тезисы, методические разработки), предметной тематики (по финансам, налогам, финансовому менеджменту, банковскому делу и др.), периода издания (литературы прошлых лет издания, новая и новейшая), авторских научных школ. Конечно, выбор диктует цель и план работы, но при этом надо помнить о целесообразности разнообразия источников

Непременно следует познакомиться с работами своих преподавателей, работников своего вуза и поспособствовать развитию научной школы.

Минимальный объем научного текста, изучаемый для выполнения исследовательской работы для курсовой — не менее 500 страниц.

Информатизация учебно-исследовательской деятельности студента в первую очередь означает выявление и анализ той информации, которую накопила наука и практика об изучаемом объекте и предмете исследования. Информация — это и есть знание о чем-то, о ком-то, то есть содержание. Информатизация — это также процесс ее использования для создания новых идей и нового знания. Из всех форм организации обучения в вузе и колледже именно написание реферата, курсовой и дипломной работ нуждается в информации.

Персональный компьютер как сложное техническое устройство обеспечивает информатизацию учебно-исследовательской деятельности студента. С его помощью можно быстро получить информацию, обработать ее, хранить на электронных носителях, совершенствовать прежнюю информацию и создавать новую, а также выводить на бумажные носители, то есть оформлять и сдавать работу на проверку. Расширение возможностей персонального компьютера происходит за счет его подключения к Интернету — глобальной информационно-телекоммуникационной сети. Интернет значительно расширяет информационное поле исследования. К тому же там можно найти уже готовые тексты работ по исследуемой теме и использовать их в качестве дополнительных источников информации.

4. Методические рекомендации по выполнению основных разделов курсовой работы

В процессе выполнения курсовой работы студент должен продемонстрировать знания по изучаемой дисциплине, умение анализировать информационный материал, систематизировать его, а также сделать соответствующие выводы и предложения по изучаемой теме. В курсовой работе необходимо отразить теоретические аспекты изучаемой проблемы, привести практические данные, проанализировать его и дать оценку, в конце работы необходимо предложить способы совершенствования или оптимизации изучаемой проблемы, для чего необходимо определить стратегические и тактические аспекты исследования.

Стратегия исследования — это поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования. К исследовательским операциям стратегического характера относятся:

— определение актуальности темы;

— выявление противоречия;

— определение проблемы;

— формулировка конечной цели исследования.

Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании:

— соответствия тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, указах, постановлениях и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе и в налогообложении;

— степени ее разработанности в науке, отечественной, прежде всего, в том числе и учеными своего вуза;

— состояния практики и ее потребности в разрешении вопросов, составляющих тему.

Противоречие исследования выявляется на материале анализа актуальности темы. Студент может увидеть несоответствие практической значимости и научной разработанности темы, востребованности со стороны практики и слабой научной разработкой изучаемой проблемы и т. д. Определение противоречия — это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой-либо экономической системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие. В этих связях есть «слабое звено», которое мешает успешному развитию. Любое противоречие, таким образом, состоит из «сильного» и «слабого» звеньев. Формулируется оно с помощью союза «между».

Проблема исследования формулируется на «слабом звене» противоречия. Например, таким звеном является отсутствие «методики формирования налоговой нагрузки» Проблема формулируется как вопрос, определяющий направление поиска.

Цель исследования является продолжением поставленной проблемы. Если в проблеме задан вопрос, то поиск ответа на него и будет целью исследования. Например, это: «Разработать комплекс методов и приемов формирования налоговой нагрузки». Так ликвидация «слабого звена» в противоречии становится целью исследования. Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, как правило, с помощью глагольных форм «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др.

Все четыре операции последовательно связаны между собою, одна как бы вытекает из другой. Постановкой цели завершается процедура выработки стратегии исследования.

Тактика исследования — это серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность. Ее можно определить как систему локальных практических действий, направленных на достижение поставленной цели исследования. Сюда входят:

— объект исследования;

— предмет исследования;

— гипотеза исследования;

— задачи исследования;

— методы исследования;

— этапы исследования.

Объект исследования — это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство — это теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое пространство — это конкретные предприятия, организации, банки, налоговые системы и др. процессы или ситуации. Объект исследования определяет условия, в которых будет достигаться цель, только в их рамках и на них самих будет выполняться исследование.

Предмет исследования — это та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Им становится «слабое звено», которое обнаруживается уже в противоречии, затем становится проблемой и, наконец, входит в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично с целью.

Гипотеза исследования разрабатывается только при четком представлении о предмете исследования. Гипотеза есть предположение о путях достижения цели по преобразованию этого предмета, по созданию условий для её развития и совершенствования. Чаще всего гипотезы строятся по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются Б, С, Д».

Задачи исследования хотя и являются порциями цели, подцелями, но ставятся только после разработки гипотезы. Гипотезы достижения одной и той же цели могут быть разными. Задачи есть ступеньки поиска и потому выделяются в соответствии с ею логикой. Так, выделяется задача изучения теории, но именно той, которая нужна для проверки конкретной гипотезы. В качестве самостоятельной может быть выделена задача изучения и обобщения практического материала работы. Задачами может стать разработка новой методики, а также разработка и проведение ее экспериментальной проверки, разработка новых методических рекомендаций по совершенствованию методики. Задачи могут формулироваться как через глагольное действие, а могут и через имя существительное — «проведение», «изучение», «обобщение», «разработка».

При выработке задач надо помнить, что ни одна из них не может повторять цель или быть шире цели. Цель достигается через решение задач, а потому каждая поставленная задача должна в своем решении продвигать исследование к цели и в сумме своей соответствовать ей.

Методы исследования определяются конкретно поставленными задачами. Для разрешения каждой из них требуются особые методы. Если речь идет об изучении теории вопроса, то нужны теоретические методы, например критический, системный и другие виды анализа, обобщение, моделирование и т. д. Если же речь идет о практике, то нужны методы наблюдения, изучения продуктов деятельности и документации, эксперимент, различные виды анализа и т. д. Это есть эмпирические методы. Особо выделяются методы обработки полученных данных — конкретных фактов или статистических показателей. Поэтому выделяют методы качественного и количественного, то есть статистического анализа.

Этапы исследования определяют последовательность выполнения всего исследования. Так, могут быть этапы: 1) изучения теоретического материала; 2) изучения практики; 3) проведения эксперимента; 4) написание самой работы. Описание этапов обязательно сопровождается указанием календарного времени их выполнения. Они согласуются с контрольными точками исследовательской деятельности. Разработка тактики исследования, как видим, касается его процедурной стороны. Формируя эту часть научного аппарата, мы моделируем все исследование, направляя его на достижение уже поставленной цели. Определив объект, предмет, гипотезу, задачи, методы и этапы исследования, можно приступить к самому исследованию, выполняя его поэтапно и определенными методами.

Цель и задачи курсовой работы. При написании курсовой работы необходимо определить цель и задачи курсовой работы, отразить актуальность выбранной темы курсовой работы, источники информации, дать краткую характеристику исследуемого объекта.

Для чего необходимо разбить подготовку написания курсовой работы на ряд этапов:

I — Определить актуальность темы курсовой работы, обосновать ее значение в развитии деятельности предприятий, экономики в целом;

II -Ознакомиться с теоретическими аспектами изучаемой проблемы, обосновать свою точку зрения:

III-Собрать необходимую информацию для анализа выбранной темы;

IV- Провести анализ, используя современные приемы и методы;

V- Разработать рекомендации и выводы на основе проведенного анализа;

VI- Оформить курсовую работу согласно требованиям, предъявляемым к ней. Выполненная курсовая работа должна быть предъявлена руководителю не позднее чем за две недели до защиты.

Информационной базой для выполнения курсовой работы могут служить публикации, сборники научных статей, экономическая периодическая литература, публичная финансовая отчетность анализируемого объекта исследования.

Во введении курсовой работы должна быть раскрыта актуальность темы, дана краткая характеристика объекта исследования, поставлена цель и определены задачи. Актуальность рассматривается в двух аспектах: в формулировке темы исследования и в отношении результатов, полученных в ходе работы. Выполнение исследований в той информационной сфере, в которой имеются определенные проблемы, повышает актуальность избранной темы. Второе условие оценки темы курсовой работы в направленности ее на решение первоочередных задач: повышения уровня предпринимательской деятельности и инвестиционной активности, создание условий для роста благосостояния общества, предприятия. Краткая характеристика объекта исследования заключается в том, что необходимо дать беглую оценку деятельности объекта исследования в настоящий период, отразить влияние налогов на результаты деятельности предприятия. Здесь же необходимо привести информацию, на основании которой будет выполнена курсовая работа. Целью исследования является тема курсовой работы проблемы связанные с ней, из поставленной темы вытекают задачи, которые совпадают с планом, содержанием курсовой работы. Введение начинается с третьей страницы и составляет не более трех страниц.

В содержании научной работы надо различать анализируемые теории, идеи, научные подходы и положения. Они не только излагаются и демонстрируют знания и эрудицию пишущего. Они анализируются применительно к выдвинутой проблеме, в соответствии с целью, с применением теоретических методов. В тексте курсовой работы непременно должны быть так называемые «Я-суждения», то есть высказывание своего мнения, своих оценок, критических замечаний и вообще своих суждений. Делается это с помощью употреблений словосочетаний типа «необходимо заметить», «мы считаем», «следует подчеркнуть», «представляет интерес», «нами доказано» и др. Без таких суждений нельзя определить степень самостоятельности и творчества студента. В любой работе обязательно надо цитировать. Цитата — это краткое высказывание какого-либо автора, достойное его полного воспроизведения для доказательства какой-то мысли пишущего работу цитировать можно в виде прямой речи, можно краткими выражениями вставлять в свой текст, а можно приблизительно или полно пересказывать текст, с пропуском отдельных положений. В любом случае необходима ссылка на автора. Цитаты даются в кавычках. Весь текст курсовой работы пишется своими словами, но с обращением к авторам и работам, которые те или иные позиции уже высказывали. Категорически нельзя переписывать чужие тексты, цитировать более чем два раза на странице с длиной цитаты более чем в пять — семь строк (в среднем на весь текст), нельзя сокращать слова, используемые аббревиатуры следует расшифровывать. В первой главе курсовой работы должны содержаться теоретические аспекты поставленной проблемы, приводиться различные точки зрения, а также составляющие элементы указанной проблемы. Излагается собственная точка зрения на проблему и исследования связанные с ней. Первая глава должна содержать 10-15 страниц текста, два раздела.

Во второй главе производится анализ информационной базы. Анализ производиться на основе квартальной или годовой отчетности, бюджета региона, федерального бюджета. В ходе анализа должна прослеживаться динамика за 3-5 лет, либо 4 квартала одного года, применяются различные приемы анализа. В связи с логикой анализа выбираются необходимые показатели, отражающие сущность поставленной проблемы. Глава содержит два раздела и должна содержать 10-15 страниц текста.

В третьей главе курсовой работы предлагаются рекомендации, пути или направления совершенствования или оптимизации выбранной темы. Глава должна содержать два раздела, 7-10 страниц текста.

В заключении приводятся выводы и предложения по исследуемой теме. Текст заключения содержит 1,5-2 листа. По стилю написания Заключение должно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Надо помнить, что к нему, как и к Введению, наиболее внимательны и научный руководитель, и оппоненты, дающие отзыв на работу

Список использованной литературы должен содержать не менее 20-25 источников.

Приложения к курсовой работе должны содержать используемую финансовую отчетность, налоговые декларации, данные бюджетов различных уровней, крупные схемы и графики.

Оформление курсовой работы.

Законченная курсовая работа должна быть сброшюрована в следующем порядке:

— титульный лист;

— содержание с указанием страниц, глав, разделов;

— введение;

— первая глава;

— вторая глава;

— третья глава;

— заключение;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст