Учебно-методическое пособие по учебной практике для студентов сп

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения России

Кафедра сестринского дела

Утверждено

ЦМК по производственной практике УГМА

«_7_» _декабря_ 2011 г.

Л.А. Шардина, Т.А. Найданова, Е.А. Курячая

УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Учебно-методическое пособие по учебной практике

для студентов специальности 060105 Медико-профилактическое дело

Екатеринбург – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3

II. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

5

III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН

ОВЛАДЕТЬ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

6

IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ

ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

7

V. КРИТЕРИИ ПОСТАНОВКИ ЗАЧЕТА

8

VI. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

8

6.1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

8

6.2. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

9

VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

11

ВВЕДЕНИЕ

Учебная практика Уход за больными хирургического профиля студентов специальности 060105 Медико-профилактическое дело проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010 г.) и является обязательным компонентом практической подготовки выпускников специальности.

Учебная практика Уход за больными хирургического профиля проводится в первом — втором семестрах на кафедре сестринского дела.

В учебно-методическом пособии изложены основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы учебной практики, приведены ее цель, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских вузов специальности 060105 Медико-профилактическое дело и преподавателей — руководителей практики.

Целями учебной практики являются

начальное формирование общекультурных и профессиональных навыков и компетенций будущего врача,

начальное приобретение практических умений студента под руководством преподавателя в условиях хирургического стационара,

теоретическая подготовка студента по основным вопросам ухода за больными хирургического профиля.

Задачи учебной практики

получение и закрепление профессиональных навыков и умений по уходу за больными хирургического профиля,

обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по специальности врач.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная практика Уход за больными хирургического профиля, предусмотренная учебной программой I курса, проводится в соответствии с:

«Положением о производственной практике студентов Уральской государственной медицинской академии», разработанным в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 года № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 года № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»,

требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста (ФГОС 2010),

рабочей программой учебной практики УГМА (Екатеринбург, 2011).

В период учебной практики студенты под руководством преподавателей кафедры сестринского дела работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ).

Порядок работы и обязанности студентов и руководителей в период учебной практики:

а) студентов

1. В своей работе ориентироваться на приобретение и закрепление практических умений, предусмотренных учебной программой и государственным образовательным стандартом.

2. Соблюдать график работы и выполнение требований трудовой дисциплины в ЛПУ.

3. Соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ.

4. Руководствоваться основными принципами этики и нормами деонтологии медицинского работника и строго соблюдать их.

5. Регулярно и правильно вести «Дневник учебной практики», составить «Отчет по учебной практике».

6. По завершении практики сдать зачет.

б) преподавателей

1. Перед началом практики провести собрание со студентами, сверив их списочный состав, осветив порядок и условия прохождения учебной практики, проинформировав о характеристике баз практики, познакомив студентов с нормативно-правовой базой в здравоохранении и др.

2. Обеспечить студентов учебно-методическими пособиями, составить графики прохождения учебной практики.

3. Осуществлять контроль обеспечения учреждением нормальных условий труда, а также своевременности проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности.

4. Обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам.

II. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Раздел практики

Содержание занятия

1

Вводный семинар

Содержание учебной практики. Знакомство с правилами поведения в лечебном учреждении и нормативно-правовой базой в здравоохранении. Инструктаж по технике безопасности.

2

Приемное отделение больницы

Структура современного хирургического стационара. Уход за больными в хирургическом стационаре. Прием больных в хирургический стационар. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала приемного отделения.

3

Работа в хирургических отделениях

Понятие о внутрибольничной инфекции. Меры борьбы с внутрибольничными инфекциями. Инфекционная безопасность.

Принципы асептики и антисептики в хирургическом стационаре. Особенности санитарно-эпидемиологического режима при туберкулезе, гепатите, ВИЧ-инфекции. Правила обращения с медицинскими отходами.

Санитарно-эпидемиологический режим в хирургическом отделении. Особенности работы постовой медсестры. Виды, последовательность, техника уборки отдельных помещений с применением дезинфектантов.

Санитарно-эпидемиологический режим в операционном блоке. Структура, оснащение и оборудование, принципы организации труда. Система асептики в операционном блоке и меры ее поддержания.

Гигиена медицинского персонала. Обработка рук.

Особенности ухода и подготовки больных к операциям. Общая подготовка больных к плановой операции на органах брюшной и грудной полостей. Специальная подготовка больных к операции. Подготовка больных к неотложным операциям.

Особенности ухода за больными после хирургического вмешательства на органах грудной и брюшной полости, профилактика послеоперационных осложнений. Лечебно-охранительный и двигательный режим.

Особенности ухода за больными с черепно-мозговой и скелетной травмой. Особенности лечебно-охранительного и двигательного режима. Организация ухода за телом больного, профилактика пролежней.

Санитарно-эпидемиологический режим в отделении реанимации. Особенности работы медсестры. Уход за больными с трахеостомой, находящимися на ИВЛ. Правила ухода за катетером в магистральной вене. Отработка навыков СЛР на тренажере.

Гигиена питания и транспортировки больного. Методы кормления тяжелобольных.

Устройство и оборудование перевязочной. Понятие о десмургии. Классификация повязок. Использование клеевых, пластырных повязок, эластического трубчатого бинта. Освоение техники наложения различных типов мягких повязок.

Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

4

Выполнение УИРС

Сбор, обработка и систематизация литературного материала.

Оформление и защита реферата.

Конференция по результатам учебно-исследовательской работы (защита рефератов).

5

Зачет

III. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Учебная практика Уход за больными хирургического профиля направлена на формирование у студента следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

— владение письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, знанием одного иностранного языка как средства делового общения, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2);

— способность и готовность к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3);

— способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4);

— готовность к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способность к кооперации с коллегами, умение анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владение политической культурой, владение способами разрешения конфликтов, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1);

— способность и готовность к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач (ПК-23);

— способность и готовность к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками (ПК-25);

— способность и готовность к обучению медицинского персонала правилам общения и к взаимодействию с населением, коллективом и партнерами (ПК-26);

— способность и готовность к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни (ПК-27).

В результате прохождения учебной практики студент должен

Знать:

— принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование хирургических отделений больниц;

— теоретические основы и современную концепцию сестринского дела, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала;

— виды санитарной обработки и способы транспортировки больных;

— особенности наблюдения и ухода за хирургическими больными;

— принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях;

— правила обращения с медицинскими отходами;

— принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля, формирования приверженности больных к выполнению рекомендаций по лечению и здоровому образу жизни.

Уметь:

— проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;

— проводить санитарную обработку помещений хирургических отделений и операционного блока;

— соблюдать принципы асептики и антисептики;

— осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;

— проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных;

— осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде;

— осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела;

— оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях;

— проводить легочно-сердечную реанимацию (на тренажерах);

— осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными;

— обрабатывать руки дезинфицирующими растворами;

— проводить сбор, обработку и систематизацию литературного материала.

Владеть:

— навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания;

— навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными.

IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Объем выполняемой работы студенты ежедневно отражают в дневнике практики, который предоставляется при сдаче зачета. Контроль знаний и умений студентов по результатам семинарских занятий осуществляется при работе со студентами ежедневно. Согласно «Методике балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной практике «Уход за больными хирургического профиля»», к аттестации по учебной практике допускаются студенты, имеющие рейтинг в общей сложности не менее 40 баллов. Студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 50 баллов, приобретают право на получение зачета в формате «автомат».

Зачет по учебной практике является обязательным условием выполнения учебного плана подготовки студента. В аттестацию включается: тестовый контроль, отчет по учебной практике и демонстрация практических навыков.

Итоги учебной практики по пятибалльной системе заносятся в зачетную ведомость, а также в зачетную книжку студента.

V. КРИТЕРИИ ПОСТАНОВКИ ЗАЧЕТА

Итоговый рейтинг студента по учебной практике «Уход за больными хирургического профиля» определяется в результате суммирования рейтинговых баллов, набранных по результатам текущего контроля, премиальных баллов и рейтинговых баллов, полученных по результатам экзаменационного контроля. Для перевода итогового рейтинга студента по учебной практике в аттестационную оценку вводится следующая шкала (табл. 1).

Таблица 1

Шкала перевода итогового рейтинга студента в аттестационную оценку

Рейтинговые баллы

Аттестационная оценка студента по учебной практике

0 – 49

«неудовлетворительно»

50 – 69

«удовлетворительно»

70 – 84

«хорошо»

85 – 100

«отлично»

Студент, выбравший сдачу зачета по учебной практике «Уход за больными хирургического профиля» в формате «автомат», может получить оценку «удовлетворительно» или «хорошо». 

VI. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

За время прохождения учебной практики студенты должным образом оформляют следующие документы:

1. Дневник учебной практики. Дневник должен отражать объем выполненной работы.

2. Отчет об учебной практике с рефератом по итогам учебно-исследовательской работы в виде приложения.

6.1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1. Учёт всех видов выполненной работы студентов в соответствии с планами учебной практики по разделам ведется четко и аккуратно во время практики.

2. Титульный лист дневника учебной практики студента должен соответствовать образцу, приведенному ниже.

ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

«Уход за больными хирургического профиля»

Ф.И.О. ______________________________________________________

Группа _____________________________________________________

Место прохождения практики – ________________________________

Начало практики _____________ Окончание практики_______________

Ф.И.О. преподавателя __________________________________________

3. Запись в дневнике учебной практики ведется ежедневно и по итогам работ за каждый день дневник подписывает со всеми замечаниями и предложениями преподаватель. Образец ежедневного ведения дневника учебной практики представлен в таблице 2.

Таблица 2

Образец ежедневного ведения дневника учебной практики



Страницы: 1 | 2 | Весь текст