Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию

Маленький человек и большой мир

О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

Я, ТЫ, МЫ

Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

«Дрофа»

«ДиК»

УДК 372.36 ББК 74.200.51 К54

Князева О. Л., Стеркина Р. Б.

К54 Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.— 128 с. — (Маленький человек и большой мир).

ISBN 5—7107—2761—X («Дрофа») ISBN 5—8213—027 — 4 («ДиК»)

Настоящее пособие является составной частью учебно-методического комплекта по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы». В книгу включена Программа и учебно-методическое пособие, состоящее из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». Предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Может быть также использовано при воспитании детей в семье.

УДК 372.36 ББК 74.200.51

ISBN 5—7107—2761—X («Дрофа») ISBN 5—8213-0027—4 («ДиК»)

© «Дрофа», 1999 ©«ДиК», 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы»

Введение

Структура, цели и задачи программы

Возрастные характеристики социально-эмоционального развития ребенка на завершающем этапе дошкольного образования

Основное содержание программы

Раздел 1. Уверенность в себе

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

Раздел 3. Социальные навыки

Примерный тематический план занятий с детьми разных возрастных групп

Организационно-методические рекомендации по реализации программы

Рекомендации по работе с родителями

Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы»

Введение

Материалы и оборудование

Младший дошкольный возраст

Раздел 1. Уверенность в себе

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

Раздел 3. Социальные навыки

Средний дошкольный возраст

Раздел 1. Уверенность в себе

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

Раздел 3. Социальные навыки

Старший дошкольный возраст

Раздел 1. Уверенность в себе

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

Раздел 3. Социальные навыки

ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я, ТЫ, МЫ»

Введение

Необходимость разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако, само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», змоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Большинство педагогов достаточно ясно осознает эти новые общественные тенденции и проявляет живой интерес к современным образовательным программам и технологиям. Однако, поскольку эти направления развития ребенка все еще относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования, в настоящее время целесообразно обратиться к опыту других стран с устоявшимися демократическими традициями.

Втечение ряда лет осуществлялись профессиональные контакты российских специалистов — ученых и педагогов — с их коллегами из Голландии в рамках проекта «Развитие ребенка», который был включен в план сотрудничества между министерствами обеих стран в области образования.

Участниками данного проекта с голландской стороны являлись сотрудники Института разработки учебных программ (SLO) Юлиэтти Йонгериус, Брам Донкерс, Питер Клаас, Тео Беккер. Российскими участниками были практические работники детских садов АОО «ГАЗ» Нижнего Новгорода и московского Метростроя, а также представители других регионов России — Алтайского и Ставропольского краев, Ростовской, Владимирской областей, городов Тольятти и Волжский. В этих дошкольных учреждениях, число которых сегодня уже более сорока, проходила апробацию нидерландская программа по социально-эмоциональному развитию ребенка. Накопленный в результате этой многолетней работы опыт и послужил основой для создания данной российской программы.

Программа является частью учебно-методического комплекта по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, который включает также учебно-методическое пособие и семь учебных наглядных пособий-альбомов для самостоятельной деятельности детей:

«Какой ты?» Для детей младшего дошкольного возраста.

«Что тебе нравится?» Для детей среднего дошкольного возраста.

«Веселые, грустные…» Для детей среднего дошкольного возраста.

«Веселые, грустные…» Для детей старшего дошкольного возраста.

«Мы все разные» Для детей старшего дошкольного возраста.

«Как вести себя» Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

«С кем ты дружишь?» Для детей старшего дошкольного возраста.

Данные материалы рекомендованы Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Настоящая Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки». Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и по работе с родителями.

Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих,

Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.

Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Педагоги обучают детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Педагоги помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрим свойства и качества личности ребенка к концу дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог в процессе работы с данной программой. Отметим, какова их роль в построении преемственности дошкольного и общего среднего образования.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает чувством собственного достоинства, осознает на доступном ему уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий. Проявляет инициативу в разных видах деятельности: рисует по собственному замыслу; самостоятельно выбирает тему, композицию, сюжет, а также роль и выразительные средства в художественно-эстетической, конструктивной, игровой и других видах деятельности. Владеет навыками самообслуживания (самостоятельно убирает игрушки, кладет на место одежду, содержит в порядке свое «рабочее место» и др.); самостоятельно использует личное время. При благоприятной эмоциональной атмосфере у него сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Все эти качества необходимы ребенку для того, чтобы перейти в новую социальную ситуацию развития. Личная свобода, самостоятельность и инициативность помогают ему включиться в учебную деятельность и занять позицию ученика.

Маленькому ребенку изначально присущи доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении всего дошкольного детства, и у ребенка развивается уверенность в себе. Психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно ему оказывать, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации.

Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать конкретные результаты собственных действий и действий другого.

Он вступает в диалог с окружающими по собственной инициативе; задает тему беседы; пользуется речевыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; использует элементарные формы речевого этикета; принимает доброжелательные шутки в свой адрес; охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); обсуждает и согласовывает с другими замысел, сюжет и распределение ролей; вносит собственный вклад в коллективную деятельность, реализуя свои интересы и стремления. Он способен оценить достижения других и свои собственные, терпимо относится к промахам и ошибкам других, воспринимает доброжелательную критику со стороны.

Ребенок делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями; сочувствует старикам, слабым, больным; с уважением и терпимо относится к людям, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности; языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; способен оказать помощь и принять ее от другого.

При этом ребенок уже владеет разными формами и средствами общения, в том числе для осуществления совместной продуктивной и познавательной деятельности. А это является необходимым условием становления учебной деятельности.

Одна из важнейших целей непрерывного, в том числе дошкольного, образования — развитие личной ответственности, которая является функциональным качеством свободного человека. При создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребенок начинает проявлять это качество в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Это чувство постепенно перерастает и в сознательное отношение к учебе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая.

Эмоциональное благополучие человека — его уверенность в себе, чувство защищенности, настроение и жизненные успехи — во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но могут выручить в трудных ситуациях.

Раздел 1. Уверенность в себе

Уверенность в себе является важным качеством личности человека. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.

Темы этого раздела предполагают оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будут способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя.

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь своим воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом воспитатели учат детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.

Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста. С этой целью педагоги должны помочь ребенку постепенно открыть, чем он похож на других людей и в то же время чем от них отличается. Начать можно с особенностей внешности, рассматривая вместе отражение ребенка в зеркале, а затем помочь детям определить свои предпочтения в цвете глаз и волос, одежде, еде, погоде, времени года, играх, занятиях и пр.

По внешности человека о нем можно многое узнать. Это и возраст, и личная привлекательность (непривлекательность), и род занятий, и место проживания. Определяется это прежде всего по одежде и чертам лица. Как изменится восприятие человека, если он переоденется, загримируется, наденет (снимет) очки, улыбнется или нахмурится? Организуя экспериментирование детей среднего дошкольного возраста с масками, гримом, головными уборами, педагог создает условия для понимания детьми того, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера.

Уверенность в себе связана с представлениями человека о своих внешних и внутренних особенностях. Поэтому в старшем дошкольном возрасте важно формировать у ребенка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей — детей и взрослых. Например, в процессе изобразительной деятельности дети могут нарисовать автопортрет или свою семью.

Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они позволяют не только выяснить, как дети относятся к своей внешности, и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим независимо от внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что-то особенно приятное, например подарить любимые цветы. Рассказывая о своих друзьях и о том, что именно нравится в друге, каждый ребенок начнет лучше понимать, как важно уметь быть хорошим другом самому.

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является важнейшей основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то ваши дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем, педагогу важно специально знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении. Радость и грусть, гнев, обида и доверие — обо всем этом и о многом другом могут рассказать и выразительные жесты, и позы, и мимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

Многие темы этого раздела для детей младшего дошкольного возраста предусматривают привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.

Соответствующие темы представляют педагогам возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества. Вместе с тем, не следует забывать и о соблюдении безопасности: в определенных ситуациях нельзя воспитывать у детей абсолютное бесстрашие, напротив, им надо объяснять, как важно в некоторых случаях быть осторожным (например, при контактах с чужими людьми; в ситуациях, когда остаешься один дома, и др.). При этом целесообразно побеседовать с детьми о необходимости доверять близким, которые не дадут ребенка в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.

В более старшем возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза. Педагоги обучают их не только выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Некоторые темы для детей этого возраста направлены на дальнейшее приобщение ребенка к языку эмоций.

По сравнению с содержанием раздела для младших дошкольников, где ребенка знакомят лишь с основными эмоциями (грусть, радость, страх), спектр чувств существенно расширяется. Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

В старшем дошкольном возрасте настоящий раздел предлагает уже не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию.

Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.

Для старших дошкольников настоящий раздел предусматривается знакомство со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто). Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, ведь у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать соответствующий словарный запас детей.

Одновременно содержание этого раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть отрицательные, а порой тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами.

Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.

Раздел 3. Социальные навыки

Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте?

Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки.

Педагоги должны объяснить своим воспитанникам, как можно познакомиться с незнакомым сверстником, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например: показать и дать подержать свою игрушку; назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что ребенок любит, и спросить, что любит собеседник (назвать любимую игру, еду, любимое занятие); просто сказать: «Давай играть вместе» и др.

Раздел предполагает также обучение детей нормам и правилам общения. При этом педагоги должны помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.

Для того чтобы научить своих воспитанников строить отношения с другими людьми, уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, воспитатели могут предложить детям проблемные ситуации, разрешая которые дети будут овладевать определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр-драматизаций различного содержания. Например, «отнял игрушку», «толкнул», «долго катается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «нечаянно разрушил постройку товарища», «в группу пришел новенький и играет один» и др.

Содержание данного раздела предполагает также знакомство детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании и др. Педагоги должны помочь понять детям, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей, когда сам выступаешь в роли хозяина дома. А для лучшего понимания другого порой так важно поинтересоваться, что он любит, как это отражается на его манере одеваться, обустраивать свое жилище — ведь вещи и дом всегда немножко похожи на своих хозяев.

Очень важно, чтобы педагог помог детям осознать, что социально принятые правила поведения (этикет) обусловливают лишь внешний слой общения. Хорошие манеры не только приятны окружающим, за ними скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.

В разделе содержатся темы, которые позволят воспитателю побеседовать с детьми об одиночестве; объяснить преимущества дружбы на примере того, насколько коллективные игры богаче и разнообразнее индивидуальных.

Ряд тем знакомит детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе. Здесь предполагается обучить детей анализировать с этих позиций себя и своих знакомых, обсудить с детьми такие качества, как лживость — правдивость, внимательность — равнодушие, смелость —трусость, доброта — жадность и их роль в дружбе.

Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Воспитатель помогает им понять, что дружба дает радость общения, и надо уметь доставлять эту радость другому: вовремя поздравить с каким-нибудь праздником или днем рождения, изготовить и преподнести подарок другу или просто проявить внимание, сказав хорошие добрые слова (похвалить за что-либо, высказать свою симпатию и пр.).

Необходимо отметить, что представленная на основе трех разделов структура Программы рассматривается как примерная и носит рекомендательный характер, то есть задает только основу планирования педагогического процесса. При более подробном знакомстве с Программой воспитатель наверняка заметит, что обозначенные три раздела не только тесно связаны между собой, но их содержание постоянно перекликается. Поэтому воспитатель вправе варьировать программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.

Так, важнейшей стороной общения с окружающими людьми (раздел «Социальные навыки») является положительное отношение к другому, способность к сочувствию и сопереживанию (раздел «Чувства, желания, взгляды»). Ребенок имеет право на свое мнение, чувства и желания, он, как и любой другой человек, уникален и не похож на остальных (раздел «Уверенность в себе»). Важно помочь ребенку осознать, что ему нравится, вызывает у него положительные эмоции («Чувства, желания, взгляды»). При этом нужно постоянно сопоставлять и сравнивать свои и чужие предпочтения, которые далеко не всегда совпадают, только тогда контакты с окружающими будут складываться успешно («Социальные навыки»).

Для формирования у ребенка образа «Я» важно, чтобы он осознавал свои предпочтения и вкусы («Уверенность в себе»), понимал, что иногда они могут не совпадать со вкусами и желаниями других людей. Лучше понять это несовпадение помогает внимательное отношение к сверстникам во время совместной игры или при других формах общения с ними («Социальные навыки»). Для более глубокого понимания другого человека важно уметь распознавать его эмоциональные состояния — уметь читать мимику, жесты, выразительные движения («Чувства, желания, взгляды»).

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

МЛАДШПП ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

№ п/п

Тема Программное содержание

РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

1

РЕБЕНОК И КУКЛА

Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия — куклы

2

ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ

Знакомить детей с отражением в зеркале

3

КАКОГО ЦВЕТА ТВОИ ВОЛОСЫ

Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом волос

4

КАКОГО ЦВЕТА ТВОИ ГЛАЗА

Знакомить детей с отличительными особенностями своей внешности — цветом глаз

5

РЕБЯТА И ЗВЕРЯТА

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным

6

КАКОЙ ПОДАРОК ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЛУЧИТЬ

Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках

7

ВКУСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

1

КАК МЫ ВЫРАЖАЕМ СВОИ ЧУВСТВА

Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам

2

ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям

3

ИЗМЕНЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения

4

СТРАХ

Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

1

ВЗАИМОПОМОЩЬ

Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

2

ПЛОХО БЫТЬ ОДНОМУ

Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга

3

ССОРА

И ПРИМИРЕНИЕ

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

№ п/п

Тема

Программное содержание

РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

1

ТВОЯ ЛЮБИМАЯ ЕДА

Продолжать определять вместе с детьми вкусы и предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей

2

ТВОЕ ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ

Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других

3

ЖИВОТНОЕ, КОТОРОЕ ТЕБЕ НРАВИТСЯ

Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей

4

РАСТЕНИЕ, КОТОРОЕ ТЕБЕ НРАВИТСЯ

Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к растениям, сравнивать с предпочтениями других людей

5

ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ

Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к цвету, сравнивать со вкусами других людей

6

ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к сказкам, сравнивать с предпочтениями других

7



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст