Учебно-методическое пособие по сестринскому делу в психиатрии дл

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им. И.М. СЕЧЕНОВА

Факультет высшего сестринского образования

Кафедра психиатрии и медицинской психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО СЕСТРИНСКОМУ ДЕЛУ В ПСИХИАТРИИ

для студентов заочного отделения по специальности 040600-СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Москва, 2004

Учебно-методическое подготовлено на кафедре психиатрии лечебного факультета Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова (заведующий – член-корр. РАМП, профессор Н.Н.Иванец) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040600 — Сестринское дело, утверждённым 15 марта 2000 года, номер гос. Регистрации 239 мед/сп.

Авторы: доцент Тюльпин Ю.Г., доцент Балабанова В.В., доцент Прохорова С.В., доцент Максимова Т.Н., ассистент Жуков А.О.доцент Кинкулькина М.А.

Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании учебно-методического совета по специальности «Сестринское дело», протокол № 5 от 06.04.2004 г. (председатель совета — профессор Г.М. Перфильева) и рекомендовано для студентов заочного отделения по специальности 040600 — Сестринское дело

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z HYPERLINK \l «_Toc68432460» 1. Введение PAGEREF _Toc68432460 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc68432461» 2. Организация заочной формы обучения на кафедре психиатрии PAGEREF _Toc68432461 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc68432462» 2.1. Структура и краткое содержание учебной дисциплины PAGEREF _Toc68432462 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc68432463» Введение PAGEREF _Toc68432463 \h 3

HYPERLINK \l «_Toc68432464» Правовые аспекты психиатрии PAGEREF _Toc68432464 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc68432465» Наблюдение и уход за психически больными PAGEREF _Toc68432465 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc68432466» Общая психопатология PAGEREF _Toc68432466 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc68432467» Методы обследования, применяемые в психиатрии PAGEREF _Toc68432467 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc68432468» Лечение и реабилитация психически больных PAGEREF _Toc68432468 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc68432469» Частная психиатрия PAGEREF _Toc68432469 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc68432470» Деонтология в психиатрии, основы медицинской психологии PAGEREF _Toc68432470 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc68432471» Организация психиатрической помощи PAGEREF _Toc68432471 \h 12

HYPERLINK \l «_Toc68432472» 2.2. Цели обучения PAGEREF _Toc68432472 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc68432473» 2. 3. Основные разделы курса PAGEREF _Toc68432473 \h 15

HYPERLINK \l «_Toc68432474» 2. 4. Тематический план лекций PAGEREF _Toc68432474 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc68432475» 2. 5. Тематический план практических занятий PAGEREF _Toc68432475 \h 22

HYPERLINK \l «_Toc68432476» 2. 6. Самостоятельная работа студентов на кафедре PAGEREF _Toc68432476 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc68432477» 2. 6. 1. Содержание и виды самостоятельной работы PAGEREF _Toc68432477 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc68432478» 2. 6. 2. Задания для самостоятельной работы PAGEREF _Toc68432478 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc68432479» 2. 6. 3. Требования к оформлению, порядок и сроки сдачи контрольных работ PAGEREF _Toc68432479 \h 39

HYPERLINK \l «_Toc68432480» 2. 7. Материалы к зачету по дисциплине PAGEREF _Toc68432480 \h 39

HYPERLINK \l «_Toc68432481» 2. 7. 1. Краткая характеристика процедуры зачета PAGEREF _Toc68432481 \h 39

HYPERLINK \l «_Toc68432482» 2. 7. 2. Перечень вопросов к зачету PAGEREF _Toc68432482 \h 39

HYPERLINK \l «_Toc68432483» 2. 8. Литература PAGEREF _Toc68432483 \h 41

HYPERLINK \l «_Toc68432484» 2. 8. 1. Основная литература PAGEREF _Toc68432484 \h 41

HYPERLINK \l «_Toc68432485» 2. 8. 2. Дополнительная литература PAGEREF _Toc68432485 \h 41

HYPERLINK \l «_Toc68432486» 2. 9. Приложение PAGEREF _Toc68432486 \h 43

HYPERLINK \l «_Toc68432487» Образец оформления титульного листа самостоятельной работы PAGEREF _Toc68432487 \h 43

1. Введение

Настоящие методические рекомендации по преподаванию сестринского дела в психиатрии составлены для заочного отделения факультета высшего сестринского образования с учетом основных практических задач, стоящих перед будущими руководителями среднего медицинского персонала, поскольку в своей деятельности им придется в том или ином объеме иметь дело с лечебными, диагностическими и организационными вопросами психиатрии и наркологии.

Основной задачей курса психиатрии для будущих главных медицинских сестер является формирование представления о сущности психиатрической службы, о задачах, которые решают психиатрические учреждения, о социальных, медицинских и психологических проблемах, которые возникают в процессе оказания психиатрической и наркологической помощи.

Весьма важным является обсуждение роли психиатрии в жизни общества в целом. Медицинские работники любого уровня должны ясно понимать размер урона, который наносят обществу психические расстройства. В то же время следует особо подчеркнуть в процессе преподавания, что психически больные являются наиболее уязвимой и социально незащищенной частью населения, что требует не просто гуманного, но и особо внимательного подхода при обслуживании данных пациентов. Немаловажно отметить тесную связь психиатрии с другими медицинскими специальностями, что делает знание психической патологии обязательным для медицинского работника любого профиля. Учитывая успехи, достигнутые в лечении психических расстройств в 20-м веке, следует подробно ознакомиться с психофармакологическими средствами и изучить их возможности в лечении больных самого различного (в первую очередь соматического) профиля.

2. Организация заочной формы обучения на кафедре психиатрии

2.1. Структура и краткое содержание учебной дисциплины

Студенты заочного отделения в 7 семестре прослушивают 6 часов лекционного курса и проводят 9 часов практических занятий. В 8 семестре 15 часов практических занятий. В апреле студенты сдают курсовую работу. После проверки курсовой работы и внесения необходимых исправлений и дополнений учащиеся допускаются к зачету. Итоговым контролем является зачет в форме устного собеседования. Согласно типовой программе, утвержденной в 1999 году в настоящем курсе должны быть изучены следующие вопросы.

Введение

Предмет и задачи психиатрии, ее отношение к другим разделам медицины и психологии. Распространенность психических заболеваний. Преставление о социальном значении психических расстройств, оценка урона наносимого обществу. Связь соматического и психического. Отношение к душевнобольным в различные исторические эпохи и в различных культурах. Изменение отношения к психическим расстройствам в Европе в эпоху Пинеля, принцип нестеснения. Основные этапы развития научной и клинической психиатрии: донозологический этап, работы Бейля, Крепелина, Корсакова и развитие нозологического подхода, работы Фрейда и развитие научной психологии. Введение в практику биологических методов лечения и психофармакологических средств и связанные с ним изменения в организации психиатрической службы. Антипсихиатрическое направление и его роль в изменении отношения общества к душевнобольным.

Правовые аспекты психиатрии

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (введен в действие 01.01.93). Правила освидетельствования, госпитализации и постановки на учет при психических расстройствах. Основания к недобровольной госпитализации и правила ее осуществления. Принцип информированности в ведении психически больных. Отличия консультативного и диспансерного наблюдения. Льготы, предоставляемые психически больным. Профессиональные ограничения и отношение психически больных к военной службе. Права психически больных при совершении гражданских актов, понятие дееспособности, правила определения недееспособности. Общественно опасное поведение душевнобольных. Ответственность душевнобольных за совершение уголовных преступлений, понятие вменяемости. Ответственность медицинских работников за порядок оказания психиатрической помощи.

Наблюдение и уход за психически больными

Роль среднего и младшего медицинского персонала в психиатрии. Причины беспомощности в психиатрической клинике: слабоумие, состояния пассивности, состояния ступора, отказ от еды, отказ от соблюдения правил гигиены и санитарии. Агрессивное и суицидальное поведение больных, правила поведения с возбужденным больным, методы удержания больного, правила применения фиксации. Поиск допустимого компромисса. Наблюдение за больным в условиях стационара, сбор объективных сведений об амбулаторном больном, правила составления письменного отчета о наблюдении. Оценка социального положения больного, роль психиатрической службы в охране социальных интересов больных. Оценка результатов лечения, своевременное выявление побочных эффектов терапии.

Основные отчетные документы деятельности медицинской сестры, ведение журналов сестринского наблюдения, составление заключения о социальном и медицинском состоянии пациента, понятие сестринского диагноза. Роль медицинской сестры в обучении младшего медицинского персонала.

Общая психопатология

Основные положения общей психопатологии. Понятия психотического и невротического уровня расстройств. Понятие синдрома. Негативная (дефицитарная) и продуктивная психопатологическая симптоматика. Ранги психопатологических расстройств. Оценка специфичности симптомов.

Расстройства восприятия и ощущений. Расстройства ощущений: гиперестезия, гипестезия, анестезия, парестезии. Сенестопатии. Иллюзии, истинные и псевдогаллюцинации, психосенсорные расстройства. Объективные признаки галлюцинаций. Социально опасное поведение лиц с расстройствами восприятия. Императивные галлюцинации.

Расстройства мышления. Нарушения ассоциативного процесса: ускорение и замедление мышления, патологическая обстоятельность (вязкость) мышления, бессвязность, разорванность, резонерство, персеверации, аутистическое мышление, символическое мышление, ментизм, шперрунг. Сверхценные идеи. Навязчивые состояния (обсессии, фобии, компульсии, ритуалы). Бредовые идеи. Варианты бреда, отличия острого и хронического бреда. Важнейшие бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный, синдром Кандинского-Клерамбо. Понятия ипохондрии и дисморфомании, отличия навязчивой, сверхценной и бредовой ипохондрии. Особенности общения с больными при выраженных расстройствах мышления, правила работы с бредовыми больными. Общественно-опасное и суицидальное поведение при расстройствах мышления.

Расстройства памяти. Нарушения памяти: гипермнезия, гипомнезия, амнезия (ретроградная, антероградная, фиксационная). Парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции). Корсаковский синдром. Беспомощность больных с расстройствами памяти, необходимый уход и надзор.

Нарушения интеллекта. Формирование интеллекта в процессе развития человека. Методы оценки интеллекта и его снижения. Понятие интеллектуального индекса (IQ) и его вычисление. Отличие деменции от олигофрении. Варианты органического слабоумия: лакунарное (дисмнестическое), тотальное (глобарное), концентрическое. Понятие шизофренического слабоумия. Степени олигофрении. Уход за больными с нарушениями интеллекта, возможности использования остаточной трудоспособности при различных вариантах интеллектуального дефекта.

Расстройства эмоционально-волевой сферы. Расстройства воли и влечений: гипербулия, гипобулия, абулия, парабулия, расторможенность влечений, извращение влечений, импульсивные действия. Аффективные расстройства: гипертимия, гипотимия, эйфория, дисфория, амбивалентность, эмоциональная ригидность, эмоциональная лабильность, слабодушие, апатия. Физиологический и патологический аффекты. Депрессивный, маниакальный и апатико-абулический синдромы. Понятие маскированной депрессии. Социально-опасное и суицидальное поведение лиц с данными расстройствами. Особенности надзора и ухода.

Двигательные расстройства. Кататонический синдром: мутизм, активный и пассивный негативизм, стереотипии двигательные и речевые, пассивная подчиняемость, восковидная гибкость, эхолалия, эхопраксия. Виды психомоторного возбуждения (маниакальное, кататоническое, галлюцинаторно-бредовое, эпилептиформное, истерическое, ажитация). Виды ступора (кататонический, депрессивный, истерический, психогенный). Возможность социально-опасных действий и меры их предупреждения. Особенности ухода и надзора за больными. Транспортировка возбужденного больного

Нарушения сознания. Критерии К. Ясперса для определения расстроенного сознания: отрешенность, дезориентировка, нечеткость мышления, амнезия. Синдромы выключения (снижения уровня сознания): оглушение, сопор, кома. Болезненные состояния, приводящие к выключению сознания, ранние признаки снижения уровня сознания. Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачение сознания. Социально-опасное поведение у лиц с помрачением сознания. Признаки, указывающие на утяжеление состояния больного и на развитие осложнений. Надзор и уход за больными.

Пароксизмальные состояния. Судорожные и бессудорожные припадки, пароксизмы без выраженного расстройства сознания. Истерические припадки и их отличие от эпилептических. Понятие эпилептического статуса, его причины и возможные исходы Действие среднего медицинского персонала при вышеуказанных состояниях.

Нарушения физиологических функций и соматические расстройства как проявление психических заболеваний. Нарушения питания (нервная анорексия, булимия, нервная рвота, поедание несъедобного – пикацизм), их связь с состояниями дисморфомании, депрессии, расстройствами личности и интеллекта. Уход и наблюдение за больными с нарушениями питания. Бессонница как ранний симптом острых психозов, как проявление депрессии, мании и неврозов. Отличие болезненной бессонницы от естественного снижения потребности во сне, возникающего в пожилом возрасте. Медикаментозные и немедикаментозные методы коррекции сна. Гиперсомния. Сексуальная дисфункция как проявление депрессии, неврозов, алкоголизма, наркомании и токсикоманий. Астенический синдром, его связь с самыми различными соматическими и неврологическими заболеваниями, неврозами и органическими поражениями головного мозга. Ипохондрический синдром. Соматические проявления маскированной депрессии (запоры, тахикардия, гипопродукция желез, повышение артериального давления, головные, суставные и загрудинные боли). Истерические (конверсионные) расстройства соматических функций: боли, анестезия и параличи, афония, астазия-абазия, нарушения глотания, одышка, рвота. Отличие истерической и ипохондрической симптоматики от симуляции. Суицидальное поведение при ипохондрических состояниях. Способы психологической поддержки, особенности ухода и надзора.

Методы обследования, применяемые в психиатрии

Клинический метод, объективность клинического метода. Правила описания психического состояния больного на момент осмотра, сбора «субъективных» и «объективных» анамнестических данных, регистрации изменений в состоянии больного.

Возможности инструментальных методов в диагностике психических расстройств. Показания к проведению электроэцефалографии, реоэнцефалографии, рентгенографии черепа, компьютерной томографии, магнитного резонанса, исследования М-эха, психологического обследования. Значение консультаций врачей смежных специальностей (невропатолога, офтальмолога, эндокринолога и др.) в диагностике психических расстройств.

Лечение и реабилитация психически больных

История развития методов лечения психических расстройств.

Биологические методы лечения. Шоковые методы: инсулино-коматозная и электро-судоржная терапия (ЭСТ). Пиротерапия, депривация сна, физиотерапевтические методы, рефлексотерапия. Показания, основные представления о порядке проведения, осложнениях ипротивопоказаниях.

Психофармакотерапия. Переворот в организации психиатрической помощи и скачок в развитии клинической психиатрии в связи с появлением психофармакопрепаратов. Основные классы психотропных средств: нейролептики (антипсихотические средства), антидепрессанты, транквилизаторы (анксиолитики), психостимуляторы, ноотропы, нормотимические средства (соли лития). Показания к назначению, наиболее опасные побочные эффекты и осложнения терапии каждой группы препаратов (нейролептический синдром, ортостатический коллапс, агранулоцитоз, задержка стула и мочеиспускания, нарушения зрения, злокачественный нейролептический синдром). Ранние признаки возникновения осложнений и побочных эффектов. Средства, вызывающие привыкание и зависимость. Использование психотропных средств в качестве основных и дополнительных при лечении соматических заболеваний. Границы терапевтической эффективности при психофармакотерапии, купирующая и поддерживающая терапия, проблема терапевтических ремиссий, ситуация «вращающихся дверей».

Психотерапия. Основные психотерапевтические методики и приемы: рациональная психотерапия, суггестия (в том числе гипноз), условно-рефлекторная (бихевиориальная) терапия, аутотренинг. Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых методов психотерапии. Связь метода психотерапии с личностными особенностями пациентов. Способы формирования доверия и психотерапевтического контакта с больными. Соблюдение деонтологических требований при проведении психотерапии.

Психогигиена, психопрофилактика, реабилитация. Первичная, вторичная и третичная профилактика (реабилитация). Роль медико-генетических и психологических консультаций, пропаганда здорового образа жизни как основа первичной профилактики психических заболеваний. Активная купирующая терапия и полноценная поддерживающая терапия как основа вторичной профилактики. Роль социальных работников и психологов в процессе реабилитации и реадаптации психически больных. Наиболее важные приемы реабилитации и реадаптации в психиатрии: система «открытых дверей», создание режима занятости, понятие патронажа. Трудотерапия и принцип наиболее полного использование остаточной трудоспособности при различных психических заболеваниях.

Частная психиатрия

Современная классификация психических расстройств. Нозологический и синдромологический подход в классификации психических расстройств. Основные этиологические факторы и типы течения психических болезней, понятия приступа, ремиссии, интермиссии, исхода и дефекта. Отличия между органическими и функциональными расстройствами. Принципы построения и основная структура международной классификации 10-го пересмотра (МКБ-10).

Психические расстройства при органических заболеваниях мозга.

Общие черты органических, эндогенно-органических, экзогенно-органических, экзогенных и соматогенных психических расстройств. Понятие психоорганического (энцефалопатического) синдрома. Концепция «экзогенного типа реакций» Бонгеффера.

Наиболее распространенные дегенеративные заболевания мозга: болезнь Альцгеймера и старческое слабоумие, болезнь Пика, хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона. Ранние признаки, различия в прогнозе, особенности ухода за слабоумными больными.

Церебральный атеросклероз и другие сосудистые заболевания мозга: ранние признаки, особенности картины слабоумия, специфика течения и прогноза, терапевтические возможности. Уход за сосудистыми больными.

Опухоли мозга и метастазы злокачественных опухолей в мозг: ранние признаки, типичные общемозговые и локальные симптомы. Пароксизмы как возможное проявление опухолей. Особенности поведения больных при опухолях различной локализации. Возможности инструментальной диагностики.

Мозговые инфекции. Сифилитическое поражение мозга: клиника прогрессивного паралича и сифилиса мозга, серологическая диагностика, течение и прогноз, возможности лечения. Психические нарушения при СПИДе в инициальном периоде и на позднем этапе. Особенности ухода.

Черепно-мозговые травмы: клинические проявления на разных этапах течения, склонность к регрессу симптоматики, возможные отдаленные последствия. Уход за больными в острый период и в период реконвалесценции. Характерологические особенности больных, перенесших травмы.

Интоксикационные психозы. Ведущие синдромы при острых и хронических интоксикациях. Лекарственные средства, бытовые и промышленные вещества, провоцирующие психозы.

Психические нарушения при поражениях ионизирующим излучением. Психические расстройства при острой и хронической лучевой болезни.

Симптоматические психозы и психические расстройства при соматических заболеваниях и немозговых инфекциях. Общие черты клинических проявлений и течения различных соматогенных психических расстройств. Психоорганический (энцефалопатический) синдром как проявление исхода тяжелых соматических заболеваний. Психические расстройства при хронических сердечных заболеваниях, системных коллагенозах, внемозговых злокачественных опухолях, неспецифических пневмониях и туберкулезе, эндокринных заболеваниях. Предменструальный и климактерический синдром, послеродовые психозы. Тактика в отношении больных с психотическими расстройствами в соматическом стационаре. Порядок перевода больного в психиатрический (психосоматический) стационар. Организация наблюдения (индивидуального поста) и ухода за больным с сочетанием соматической и психической патологии. Организация работы психосоматического отделения соматического стационара.

Эпилепсия. Определение и критерии заболевания. Этиология и патогенез. Большой судорожный припадок и бессудорожные пароксизмы (малые припадки — абсансы, дисфории, сумеречные состояния, особые состояния сознания). Отличия парциальных припадков от генерализованных. Эпилептические психозы. Исход эпилепсии, специфические изменения личности, особенности слабоумия при эпилепсии. Возможность социально опасного поведения при сумеречные помрачениях сознания и дисфориях. Особенности течения эпилепсии у детей и подростков. Возможности лечения и основные требования при проведении лекарственной терапии. Уход за больными, помощь больному в момент припадка. Трудоустройство и противопоказанные виды труда.

Алкоголизм и алкогольные психозы. Диагностика алкогольного опьянения, патологическое опьянение. Профилактика агрессивного поведения. Алкоголизм, определение, факторы риска заболевания, стадии. Понятия измененной толерантности, психической и физической зависимости. Проявления алкогольного абстинентного синдрома (психические, неврологические, сомато-вегетативные). Понятие алкогольной деградации личности. Соматические последствия хронической алкогольной интоксикации, исход алкоголизма. Особенности развития алкоголизма у женщин, подростков, значение этнокультурных факторов. Терапевтические возможности, значение семейных и микросоциальных факторов в поддержании ремиссии. Анонимные общества взаимопомощи.

Алкогольные (металкогольные психозы). Алкогольный делирий: условия возникновения, ранние признаки, клинические проявления в развернутую фазу психоза, течение и прогноз. Признаки тяжелых вариантов делирия. Алкогольный галлюциноз и алкогольный параноид. Клинические проявления, возможность социально опасного поведения, прогноз. Профилактика гетеро- и аутоагрессивных действий пациентов с острыми алкогольными психозами. Формы алкогольной энцефалопатии: корсаковский психоз и энцефалопатия Гайе-Вернике. Прогноз при алкогольных энцефалопатиях. Уход за больными. Принципы терапии алкогольных психозов и энцефалопатий.

Наркомании и токсикомании. Наиболее важные психоактивные вещества, вызывающие зависимость. Признаки патологического пристрастия: изменение толерантности, психическая и физическая зависимость, абстинетный синдром. Юридические условия отнесения вещества к наркотикам. Принципы применения медицинских препаратов с наркотическим действием, правила хранения наркотических препаратов. Группы риска. Распространенность наркоманий, связь с социальными и этно-культуральными факторами. Употребление препаратов опия; кокаина и психостимуляторов; препаратов конопли; седативных средств (бензодиазепинов, барбитуратов, оксибутирата натрия, антигистаминных средств и др.); летучих растворителей; холинолитических средств: диагностика опьянения, последствия хронического употребления, клиника абстинентного синдрома, медицинские и социальные последствия, причины преждевременной смерти больных. Возрастные особенности злоупотребления психоактивными веществами. Профилактика агрессивного поведения и суицидов. Способы купирования абстинентного синдрома и общие принципы лечения больных с наркоманиями и токсикоманиями. Особенности общения среднего медицинского персонала с данными больными, правила ухода. Профилактика наркоманий и токсикоманий. Значение микросоциальных факторов и психотерапии. Анонимные общества взаимопомощи.

Шизофрения и другие бредовые психозы. Определение и современное представление о сущности шизофрении. Краткая история развития учения о шизофрении. Понятие схизиса (расщепления). Продуктивные и негативные симптомы заболевания (расстройства мышления, аутизация, эмоционально-волевое оскудение). Понятие о специфических изменениях личности, шизофреническом дефекте и исходных состояниях. Ведущие формы заболевания: параноидная, кататоническая, гебефреническая, простая. Типы течения заболевания. Признаки благоприятного и неблагоприятного прогноза. Представление о шизотипическом расстройстве (вялотекущей шизофрении) и острых шизоаффективных психозах (рекуррентной, циркулярной шизофрении). Принципы лечения шизофрении и других бредовых психозов, показания к проведению активных методов лечения (ЭСТ, инсулиновые комы), возможности терапии, значение поддерживающего лечения, возможности трудоустройства, реабилитация больных на различных этапах заболевания.

Аффективные психозы. Краткая история учения о маниакально-депрессивном психозе (МДП). Клиника маниакальных состояний: гипертимия, ассоциативное и двигательное возбуждение, усиление влечений, отвлекаемость, завышенная самооценка и пр. Симптоматика депрессивного приступа: тоска, идеаторная и двигательная заторможенность, подавление влечений, соматовегетативные расстройства, заниженная самооценка, нарушения сна, суицидальное поведение. Маскированная депрессия, клинические признаки. Течение МДП, длительность приступов, понятие интермиссии, отдаленный прогноз, причины утраты трудоспособности. Типы течения: биполярный, монополярный, циклотимия. Возможности терапии, применение ЭСТ. Особенности ухода и надзора при разных состояниях, возможности реабилитации.

Неврозы и расстройства, обусловленные стрессом. Общие признаки психогенных заболеваний (триада К. Ясперса). Понятия стресса и дистресса, психической травмы, межличностного и внутриличностного конфликта. Роль преморбидных особенностей личности. Критические возрастные периоды. Соматические заболевания как психологический стресс.

Реактивные психозы, определение. Острые реакции: аффективно-шоковые (ступор или возбуждение) и истерические психозы (псевдодеменция, ганзеровский синдром, пуэрилизм, истерические сумерки). Затяжные реактивные психозы: реактивная депрессия, реактивные параноиды. Причины возникновения, течение, прогноз. Тактика ведения, предотвращение суицидов и социально-опасных поступков.

Неврозы. Критерии диагностики. Роль личности и внутриличностного конфликта в возникновении неврозов. Наиболее важные проявления неврозов: астенический синдром, тревога, фобии, обсессии, конверсионная соматическая симптоматика, соматоформные расстройства (ипохондрия), панические атаки. Связь симптомов с преморбидными особенностями личности. Прогноз при неврозах, понятие о невротическом развитии личности. Значение психотерапии и психофармакотерапии в лечении неврозов. Вопросы реабилитации, роль семьи, профессиональной деятельности и микросоциального окружения в восстановлении здоровья.

Расстройства личности (психопатии). Понятие психопатии, критерии психопатий по П.Б.Ганнушкину. Отличие психопатий от акцентуаций характера и от изменения личности вследствие прогредиентных психических заболеваний. Динамика психопатий, понятие компенсации и декомпенсации. Основные варианты психопатий: возбудимые (эксплозивные, эмоционально неустойчивые), паранойяльные, шизоидные, ананкастные (психастенические), истерические (гистрионические), неустойчивые (асоциальные, диссоциальные). Способы поддержания психотерапевтического контакта с пациентами с расстройствами личности. Психотерапевтическая и психофармакологическая коррекция поведения, реабилитация и реадаптация.

Психическое недоразвитие (олигофрении). Определение. Распространенность олигофрений. Систематика олигофрений по этиологии (наследственные, хромосомные, связанные с эмбрио- и фетопатиями, вызванные перинатальными повреждениями, недифференцированные) и по степени выраженности (идиотия, имбецильность, дебильность). Профилактика олигофрений, реабилитация и социальная адаптация. Навыки общения с данными больными, правила надзора и ухода.

Особенности психических расстройств в детском и подростковом возрасте возрасте. Расстройства, характерные для детского возраста: заикание, тики, энурез. Синдром детского аутизма и детской гиперактивности. Дисморфоманический синдром. Особенности неврозов и эндогенных психозов, возникающих в детском и подростковом возрасте. Прогноз и методы терапии при перечисленных состояниях.

Ургентные состояния в психиатрии. Своевременная диагностика и купирование угрожающих жизни состояний: острое психомоторное возбуждение, эпилептический статус, тяжелые формы делирия, отказ от приема пищи в период психоза, активное суицидальное поведение, отравление психотропными средствами и наркотиками, фебрильный приступ шизофрении и злокачественный нейролептический синдром.

Деонтология в психиатрии, основы медицинской психологии

Требования к сохранению профессиональной тайны при психических расстройствах. Соблюдение гражданских прав больных в условиях недобровольного лечения. Принцип разумной информированности больного, вовлечение пациента в терапевтический процесс. Формирование терапевтического союза с больным.

Варианты личностного реагирования на психическое и соматическое заболевание. Понятия гипернозогнозии, гипонозогнозии и анозогнозии, симуляции, аггравации и диссимуляции, манипулятивного и установочного поведения. Особенности поведения среднего и младшего медицинского персонала при общении с больными с разным типом личностного реагирования на болезнь. Общение с родственниками больных соматического или психиатрического стационара и роддома. Взаимоотношения с лечащим врачом – основным координатором всей психотерапевтической работы с больным и его родственниками. Психиатрические аспекты соматических заболеваний: психологическое переживание боли, тревога, связанная с предстоящим обследованием и оперативным вмешательством, психогенная бессонница.

Организация психиатрической помощи

Основные принципы организации больничной и внебольничной психиатрической помощи в России. Учреждения, оказывающие психиатрическую помощь: психоневрологические диспансеры, городские психиатрические стационары, загородные психиатрические больницы, психоневрологические интернаты. Меры обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи. Устройство отделения психиатрической больницы. Основные принципы распределения больных в психиатрическом стационаре. Правила содержания больных в беспокойном отделении. Роль среднего и младшего медицинского персонала в организации лечения и реабилитации больных. Организация реабилитации и досуга больных в условиях стационара, задачи трудового инструктора, социального работника. Организация лечения и реабилитации в условиях дневного стационара.

Виды амбулаторной психиатрической помощи: консультативно-лечебная помощь и диспансерное наблюдение. Показания к установлению (или прекращению) диспансерного наблюдения. Роль диспансеров в оказании профилактической, лечебной и социальной помощи больным. Лечение и наблюдение за больными в домашних условиях, роль среднего медицинского персонала в оценке социального положения больного и в проведении его реабилитации в условиях амбулаторного лечения. Лечебно-трудовые мастерские, дневные стационары, ночные профилактории, их задачи при оказании лечебно-профилактической и реабилитационной помощи.

2.2. Цели обучения

Основной целью курса обучения на кафедре является формирование навыков организации психиатрической помощи в условиях, обеспечивающих максимальную безопасность и гуманность с соблюдением санитарных и гигиенических требований в различных звеньях психиатрической службы, в том числе на этапах профилактики и реабилитации.

В соответствии с требованиями квалификационной характеристики к медицинской сестре с высшим образованием после прохождения цикла сестринского дела в психиатрии выпускники факультета должны ЗНАТЬ:

особенности сестринского дела в психиатрии;

особенности работы различных звеньев психиатрической службы;

основные положения «Закона о психиатрической помощи населению и правах граждан»;

учетно-отчетную документацию психиатрических отделений в различных звеньях службы;

современные представления об этиологии основных психических заболеваний и их профилактике;

основные принципы систематики психических расстройств в соответствии с МКБ-10;

основные симптомы наиболее распространенных психических заболеваний;

основные методы диагностики в психиатрической практике;

правила работы, технику безопасности при работе с аппаратурой, приборами и инструментами, используемыми в диагностическом и лечебном процессе в психиатрии;

принципы лечения наиболее распространенных заболеваний и неотложных состояний в психиатрии;

разовые, суточные дозы наиболее часто используемых в психиатрической и терапевтической практике психотропных препаратов, основные показания, противопоказания и побочные эффекты, меры профилактики и тактику сестринского персонала при возникновении у больного медикаментозных осложнений;

знать психотропные средства, способные вызвать психическую и физическую зависимость, а также средства, подлежащие предметно-количественному учету;

основные задачи сестринского ухода за психически больными;

основные этапы трудовой и социальной реабилитации больных в психиатрической практике;

роль особенностей личности в реакции пациента на болезнь в терапевтической практике.

В результате выполнения программы цикла студент ФВСО должен УМЕТЬ:

организовать процесс лечения и ухода за психически больными в психиатрическом отделении;

использовать принципы медицинской этики и деонтологии в повседневной работе;

распознавать типичные проявления основных психических расстройств, давать предварительное заключение о ведущем синдроме, квалифицировать выставленный предварительный диагноз в терминах международной классификации МКБ-10;

проводить наблюдение за психически больным, а также грамотно описать наблюдаемые психические расстройства и изменения в состоянии больного;

своевременно распознать и оказать первую медицинскую помощь при наиболее тяжелых и опасных психических расстройствах (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, отказ от еды, суицидальное поведение и пр.);

при возникновении острого психоза уметь организовать консультацию врача и последующий надзор за возбужденным больным, его удержание и транспортировку в лечебное учреждение;

уметь обеспечить безопасность как для самого больного, так и для окружающих его лиц;

использовать навыки общения и психотерапевтической беседы с психически больными и пациентами соматического профиля, у которых отмечаются психические расстройства;

уметь обеспечить в отделении соблюдение принципа гуманности в обслуживании сознательных и беспомощных больных;

определить настоящие, потенциальные и приоритетные проблемы пациента, обусловленные болезнью;

сформулировать задачи ухода и составить план их выполнения, с реализацией всех принципов лечения и сестринского ухода;

выполнить все необходимые действия, связанные с лечением, диагностикой, проведением неотложной помощи;

оценить отношение больного к проводимому лечению, уметь своевременно выявить отказ больного от приема лекарств, а также формирование у него зависимости от психотропных средств;

своевременно выявлять побочные эффекты проводимого лечения, уметь оказать первую помощь при тяжелом нейролептическом синдроме, ортостатическом коллапсе, задержке мочеиспускания и других осложнения психофармакотерапии;

проводить обучение больного и его родственников соблюдению здорового образа жизни, мерам профилактики заболеваний и управлению симптомами психических заболеваний;

составить заключение (сестринский диагноз) о социальном положении пациента, степени его адаптации, возможных проблемах в трудовой деятельности и самообслуживании, специфичных психологических реакциях на болезнь;

составить план медико-психологической, социальной и профессиональной реабилитации психически больных;

составить план занятий со средним медицинским персоналом отделений в различных звеньях психиатрической службы.

2. 3. Основные разделы курса

Положение психиатрии среди других медицинских специальностей. Распространенность психической патологии. Отношение к душевнобольным в различные периоды истории. Проблема стигмы. Роль профессионалов в дестигматизации психически больных. История, цели и задачи сестринского дела в психиатрии. Правовые и организационные основы психиатрической помощи населению в России. Задачи различных звеньев психиатрической службы: диспансер, больница, полустационар, интернат (лекция — 2 часа).

Цель: изучить структуру и принципы организации психиатрической службы; задачи, решаемые на различных этапах оказания психиатрической помощи: психоневрологический диспансер, психиатрическое отделение районной психиатрической больницы, психосоматическое отделение в многопрофильном стационаре, полустационар, лечебно-трудовые мастерские, интернат.

Знать: стандарты организации рабочего места медицинской сестры, принципах аттестации, аккредитации и лицензирования; медицинскую документацию, функциональные обязанности сестринского и вспомогательного персонала психоневрологического диспансера, отделения психиатрической больницы; основные положения «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; задачи и функциональные обязанности сестринского персонала, статистические формы учетно-отчетной документации медицинской сестры, инфекционная безопасность, лечебно-охранительный режим.

Современные представления об этиологии и патогенезе психических заболеваний. Психиатрический диагноз: симптом-синдром-нозология. Понятия психического здоровья и болезни, патологии и нозологии; эндогенных и экзогенных этиологических факторов психических расстройств, психоза, невроза. Продуктивная и негативная симптоматика. Ранги психопатологических расстройств. Принципы современной классификации психических расстройств (лекция — 2 часа).

Цель: изучить современные воззрения на роль генетической предрасположенности, экзогенных и психогенных факторов в развитии различных психических заболеваний, сформировать представление об этапах и принципах клинической диагностики психических заболеваний.

Знать: этиологические и триггерные (пусковые) причины болезней; отличие продуктивных и негативных симптомов и синдромов психических расстройств, их диагностическое и прогностическое значение; иметь представление о регистрах поражения психики и использовании понятия ранга психических расстройств для диагностики психических заболеваний; отнесение основных психопатологических синдромов к тому или иному рангу психических расстройств; иметь представление о структуре МКБ-10.

Уметь: соотнести клинический диагноз с рубрикой МКБ-10.

Методы лечения, применяемые в психиатрии. Основные психотропные средства, побочные эффекты и осложнения при их применении. Психотерапия, ее значение в лечении психозов и пограничных расстройств, соматических заболеваний. Социальная, трудовая и семейная реабилитация больных. Основы медицинской психологии. Правила установления контакта с больным. Понятие симуляции, диссимуляции, анозогнозии. Этика и деонтология в работе медицинской сестры с психически больными и их родственниками (лекция 2 часа).

Цель: изучить принципы лечения и реабилитации психически больных с применением основ медицинской психологии.

Знать: основные методы лечения психических расстройств и техники их применения. Биологические методы терапии психических заболеваний: инсулино-коматозная терапия, электро-судорожная терапия: показания к применению, техника проведения. Основные группы психофармакологических препаратов: нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропы. Основные методы психотерапии: суггестивная, когнитивно-бихевиоральная, психодинамическая. Показания к их применению в психиатрии и психосоматике. Принципы установления и поддержания контакта с психически больным; роль среднего медицинского персонала в развитии у больных навыков управления болезнью при психозах. Этические и деонтологические основы поведения медицинской сестры в отношении больных и их родственников. Типы реакции личности на болезнь: нормальные и патологические. Психотерапевтическая роль медицинской сестры в переживании больным своего заболевания.

Гуманное отношение к психически больным, принцип нестеснения. Права психически больных. Сестринский диагноз: оценка рисков (отказ от приема медикаментов, агрессивное и суицидальное поведение, мера социальной, в том числе бытовой, дезадаптации), определение основных задач сестринского наблюдения и ухода. Виды наблюдения (надзора) за больными, порядок регистрации данных о результатах наблюдения. Основная документация медицинской сестры (занятие 3 часа).

Цель: изучить принципы построения сестринского диагноза в психиатрии и выработать навыки наблюдения и ухода за психически больным с учетом его индивидуальных потребностей.

Знать: принципы moral treatment и no-restraint. Компоненты сестринского диагноза: определение основных рисков и формулировка в соответствии с этим основных задач сестринского наблюдения и ухода за больным. Потенциальная опасность больных для себя и окружающих при различных психопатологических состояниях.

Уметь: Организовать работу среднего и вспомогательного персонала в психиатрическом отделении, кабинете диспансера, обеспечивающую безопасность больного и его окружение, с учетом индивидуальных потребностей пациента. Вести тетрадь сестринского наблюдения; оформить амбулаторную карту, историю болезни, статистический талон и другие формы учетно-отчетной документации, связанные с работой среднего медицинского и вспомогательного персонала. Составить график дежурств.

Аффективные расстройства. Депрессивный синдром. Типология. Нозологическая принадлежность. Признаки эндогенной депрессии. Маскированная депрессия. Этапы развития и варианты суицидального поведения. Выявление суицидальных тенденций у депрессивного пациента. Предупреждение суицида: доверительный контакт с больным, строгий надзор. Задачи медицинской сестры при оказании помощи депрессивному больному. Маниакальный синдром. Особенности взаимодействия с маниакальным больным, задачи медицинской сестры. Аффективные психозы (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления аффективных расстройств с целью формулировки сестринского диагноза при депрессивном, маниакальном и аффективном смешанном синдромах и организации наблюдения и ухода за этой группой больных.

Знать: клинические проявления и типологию депрессивного синдрома. Этапы развития суицидальности: пассивная суицидальность, суицидальные фантазии, суицидальное поведение. Меланхолический раптус: клинические проявления. Клинические проявления маниакального состояния и задачи наблюдения и ухода за маниакальным больным.

Уметь: организовать надзор и уход за депрессивным больным: контроль за приемом пищи, физиологическими отправлениями, ночным сном. Оценить риск суицидального поведения и обеспечить соответствующий надзор за больным. Устанавливать доверительный контакт с депрессивным больным. Организовать наблюдение и уход за маниакальным больным. Корректировать поведение маниакального больного, предупреждать столкновения с другими пациентами отделения.

Галлюцинаторные расстройства. Нозологическая принадлежность истинных и псевдогаллюцинаций. Бредовые синдромы: острого чувственного бреда, паранойяльный, параноидный, парафренный. Организация помощи больным с галлюцинаторными и бредовыми расстройствами, задачи надзора за больными. Шизофрения: определение, основные клинические формы и типология течения. Шизофренический дефект. Прогноз и задачи реабилитации (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления галлюцинаторных и бредовых расстройств, многообразие типов течения и прогноза заболевания для формулировки сестринского диагноза больным этой группы и организации надзора и ухода за ними.

Знать: клинические проявления основных галлюцинаторных и бредовых синдромов; задачи наблюдения за больными с этими расстройствами. Проявления синдрома растерянности (острого чувственного бреда), задачи надзора и ухода за больными с синдромом растерянности. Основные клинические проявления шизофрении. Понятие шизофренического дефекта, его значение для социального прогноза. Задачи наблюдения и ухода за больными с шизофреническим дефектом. Реабилитационные задачи: навыки самообслуживания, соблюдения личной гигиены, социального взаимодействия.

Уметь: оценить и предупредить опасность больного для себя и окружающих при бреде и галлюцинациях; выявить объективные признаки галлюцинаций и бреда; установить доверительный контакт с галлюцинирующим больным или больным с бредовыми расстройствами; правильно реагировать на высказывания болезненного характера (бредовые идеи, сообщения о галлюцинациях и др.). Проводить реабилитацию больных с шизофреническим дефектом (апатико-абулическим синдромом), в том числе побуждая этих больных к соблюдению личной гигиены, поддержанию и приобретению навыков самообслуживания.

Синдромы поражения памяти и интеллекта. Олигофрения и деменция. Психоорганический синдром. Органические заболевания головного мозга. Хронические ослабоумливающие заболевания (дегенеративные, сосудистые, опухолевой процесс, СПИД, прогрессивный паралич). Организация наблюдения и ухода за больными в состоянии беспомощности. Эпилепсия. Пароксизмальные расстройства и изменения личности (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления патологии когнитивных функций (памяти, интеллекта) для организации адекватного наблюдения и ухода.

Знать: Отличия олигофрении от деменции. Степени олигофрении и потребности больных в наблюдении и уходе. Варианты органической деменции и задачи наблюдения и ухода за беспомощными больными. Клинические проявления эпилептических пароксизмов и изменений личности при эпилепсии.

Уметь: формулировать сестринский диагноз больным с различными вариантами этой патологии. Организовать наблюдение и уход за беспомощными больными. Обеспечить специальные меры для максимальной адаптации больных с деменцией в отделении (маркировка комнат, палат, коек и т.п.). Оказать первую медицинскую помощь при развернутом судорожном припадке, обеспечив профилактику травматизма, западения языка, а также аспирации содержимого полости рта. Отличать большой эпилептический и истерический припадки. Выявлять развитие малых эпилептических припадков и психических эквивалентов у больных эпилепсией с целью объективизации их наличия и частоты. Устанавливать и поддерживать доверительный контакт с больными эпилепсией с учетом особенностей их личности.

Синдромы двигательно-волевых расстройств. Оказание помощи возбужденному больному. Правила насильственного удержания возбужденного больного. Временная фиксация: правила проведения и задачи медицинской сестры. Уход за возбужденным и фиксированным больным. Правила транспортировки. Экзогенные и соматогенные заболевания. Понятие «экзогенного типа реакций». Травмы, инфекции, интоксикации как причина психических расстройств. Психические расстройства при соматических заболеваниях и лекарственных интоксикациях (занятие 3 часа).

Цель: изучить варианты двигательного возбуждения вследствие различных психических расстройств для организации помощи возбужденному больному; клинические варианты соматогенных психозов для организации помощи таким больным в соматическом стационаре.

Знать: правила удержания возбужденного больного, временной его фиксации, предупреждение травматизма больного и персонала при этом. Препараты, наиболее часто используемые для купирования возбуждения, способы и техника их введения (аминазин, тизерцин, галоперидол, дроперидол, хлоралгидрат, диазепам).

Уметь: удерживать и фиксировать возбужденного больного; организовать перевод больного с острым психозом из соматического стационара в психиатрический в условиях обеспечивающих безопасность и гуманность: оформить медицинскую документацию, обеспечить сохранность документов и вещей больного.

Психогенные заболевания (неврозы и реактивные психозы). Соматическая болезнь как психотравмирующий фактор. Психосоматические расстройства. Расстройства личности (психопатии). Понятие акцентуаций, особенности различного типа личностей в реагировании на болезнь. Понятие “внутренней картины болезни” (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления неврозов, реактивных состояний и психопатий; сформировать представление о роли личностных особенностей в реагировании на болезнь.

Знать: этиологию и клинические проявления психогений (неврозов и реактивных психозов) и психопатий. Связь между психикой и соматической сферой, роль соматической болезни как психотравмирующего фактора, возможные соматические реакции в ответ на стресс. Типы акцентуаций и психопатий. Различия между гармоничными, акцентированными и психопатическими личностями, их особенности в реагировании на болезнь. Сильные и слабые стороны акцентированных и психопатических личностей в плане их адаптации в жизни вообще и в ситуации болезни.

Уметь: организовать наблюдение и уход за больными с реактивными состояниями (психозы, реактивные и невротические депрессии); определить тип личности и использовать знание для установления доверительного контакта с больными, создания благоприятной атмосферы помощи этой группе больных.

Алкоголизм и алкогольные психозы. Наркомании и токсикомании. Ургентные состояния в наркологии: алкогольный делирий, абстинентный алкогольный или наркоманический синдром, передозировка психоактивных средств. Организация помощи наркологическим больным в отделении стационара. Работа с родственниками. Выписка больного из стационара. Роль среднего медперсонала в профилактике злоупотребления психоактивными веществами (занятие 3 часа).

Цель: изучить клинические проявления болезней зависимости для установления сестринского диагноза в наркологии, обеспечения ухода и надзора, проведения профилактических мероприятий.

Знать: основные клинические проявления патологического влечения к психоактивным веществам, проявления физической зависимости (абстинентного синдрома), изменений личности с формированием картины деградации. Клиническую картину опьянения и абстиненции при алкогольной зависимости, опийной, кокаиновой и гашишной наркомании, а также барбитуровой и бензодиазепиновой токсикомании. Клинические проявления и проноз ургентных состояний в наркологии (алкогольный абстинентный синдром, алкогольный делирий, передозировка опиатов, барбитуратов или транквилизаторов). Понятие созависимости родственников наркологических больных. Группы лекарственных препаратов, способных вызвать психическую и физическую зависимость.

Уметь: выявлять состояния опьянения и абстиненции при болезнях зависимости от различных психоактивных веществ. Оказать первую медицинскую помощь при передозировке психоактивных средств. Организовать надзор и уход при основных ургентных состояниях в наркологии. Обеспечить профилактику проноса психоактивных веществ в отделение. Обеспечить профилактику инфицирования медицинского персонала при проведения манипуляций с кровью больных, принимающих наркотики. Выявлять у больных, принимающих психофармакологические средства, признаки формирующейся зависимости.

Основные группы психотропных препаратов. Побочные эффекты и осложнения психотропной терапии. Инсулиновые комы и ЭСТ, показания к применению и техника проведения (занятие 3 часа).

Цель: изучить основные виды биологической терапии при психических расстройствах для обеспечении их максимальной эффективности и безопасности

Знать: основные и побочные эффекты психотропных средств; возможные осложнения при их применении; разовые и средние суточные дозы основных психофармакологических препаратов, применяемых в психиатрии. Показания к применению психотропных препаратов в соматической медицине. Показания к применению шоковых методик (ЭСТ, инсулиновые комы), их эффективность и безопасность.

Уметь: Владеть техникой внутримышечного введения нейролептиков (в т.ч. пролонгированного действия). Обеспечивать правильную выдачу психотропных препаратов больным в психиатрическом отделении. Выявлять побочные эффекты и осложнения проводимой больному лекарственной терапии, оказывать доврачебную помощь в случае развития коллапса, задержки мочеиспускания.

2. 4. Тематический план лекций

Всего согласно учебному плану предусматривается 6 часов лекций в 7 семестре.

Семестр

Темы лекций

Часы

VII

1

Положение психиатрии среди других медицинских специальностей. Распространенность психической патологии. Отношение к душевнобольным в различные периоды истории. Проблема стигмы. Роль профессионалов в дестигматизации психически больных. История, цели и задачи сестринского дела в психиатрии. Правовые и организационные основы психиатрической помощи населению в России. Задачи различных звеньев психиатрической службы: диспансер, больница, полустационар, интернат.

2

2

Современные представления об этиологии и патогенезе психических заболеваний. Психиатрический диагноз: симптом-синдром-нозология. Понятия психического здоровья и болезни, патологии и нозологии; эндогенных и экзогенных этиологических факторов психических расстройств, психоза, невроза. Продуктивная и негативная симптоматика. Ранги психопатологических расстройств. Принципы современной классификации психических расстройств.

2

3



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст