Учебно-методическое пособие по производственной практике для сту

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития России

Кафедра сестринского дела

Утверждено

ЦМК по производственной практике УГМА

«_7_» _декабря_ 2011 г.

Помощник палатной и процедурной медицинской сестры

Учебно-методическое пособие по производственной практике

для студентов специальности 060105 Медико-профилактическое дело

Екатеринбург – 2012

ВВЕДЕНИЕ

Производственная практика «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» студентов специальности 060105 Медико-профилактическое дело проводится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010 г.) и является обязательным компонентом практической подготовки выпускников специальности.

Производственная практика «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» проводится после второго семестра на клинических базах кафедры сестринского дела.

В учебно-методическом пособии изложены основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы производственной практики, приведены ее цель, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 060105 Медико-профилактическое дело медицинских вузов и преподавателей — руководителей практики.

Цель производственной практики – продолжение формирования общекультурных и профессиональных навыков и компетенций студента под руководством среднего медицинского персонала лечебного учреждения и преподавателя кафедры сестринского дела в условиях, приближенных к производственным.

Задачи производственной практики:

закрепление и углубление теоретической подготовки студента;

комплексное освоение студентами профессиональной деятельности;

приобретение опыта практической работы студентов по профессии;

обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов в рамках помощника палатной и процедурной медицинской сестры, необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Производственная практика «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры», предусмотренная учебной программой I курса, проводится в соответствии с:

«Положением о производственной практике студентов Уральской государственной медицинской академии», разработанным в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 года № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»;

требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста (ФГОС 2010);

рабочей программой производственной практики УГМА (Екатеринбург, 2012).

Общая продолжительность производственной практики составляет 12 дней. В период производственной практики студенты под руководством среднего медицинского персонала и преподавателей кафедры сестринского дела работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) г. Екатеринбурга шесть академических часов в день по графику шестидневной рабочей недели.

Порядок работы и обязанности студентов в период производственной практики:

1. В своей работе ориентироваться на приобретение и закрепление практических умений, предусмотренных учебной программой и государственным образовательным стандартом.

2. Соблюдать график работы и выполнение требований трудовой дисциплины в ЛПУ.

3. Соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ.

4. Руководствоваться основными принципами этики и нормами деонтологии медицинского работника и строго соблюдать их.

5. Регулярно и правильно вести «Дневник производственной практики», составить «Отчет по производственной практике».

6. По завершении практики сдать зачет.

Порядок работы и обязанности руководителей в период производственной практики:

1. Перед началом практики провести собрание со студентами, сверив их списочный состав, осветив порядок и условия прохождения производственной практики, проинформировать о характеристике базы практики, познакомить студентов с нормативно-правовой базой в здравоохранении и др.

2. Обеспечить студентов учебно-методическими пособиями, составить графики прохождения производственной практики.

3. Осуществлять контроль обеспечения учреждением нормальных условий труда, а также своевременности проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности.

4. Консультировать студентов на этапах выполнения научно-исследовательской работы (НИР) и по оформлению отчета о производственной практике.

5. Регулярно контролировать ведение дневника производственной практики, проведение НИР, подготовку отчета о производственной практике.

6. Обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам.

II. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Знакомство с программой производственной практики, правилами поведения в клинике.

Инструктаж по технике безопасности.

Проверка личных медицинских книжек.

Знакомство с лечебным учреждением, отделением

Работа в отделениях в качестве помощника палатной медицинской сестры:

выполнение умений в рекомендованном объеме (раздел III),

осуществление сестринского процесса: обследование пациента, анализ его проблем, составление плана ухода с учетом выявленных проблем, осуществление ухода (в том числе консультирование пациентов и их родственников по вопросам ухода и самоухода, здорового образа жизни), оценка результатов,

описание сестринского процесса (всех пяти этапов) у двух пациентов.

Работа в процедурном кабинете в качестве помощника процедурной медицинской сестры и работа с тренажёрами в учебных комнатах:

выполнение умений в рекомендованном объеме (раздел III).

Научно-исследовательская работа (НИР) проводится студентами под руководством преподавателя:

− провести сбор, обработку и систематизацию литературного материала;

− подготовить и провести беседу для пациентов по вопросам самоухода, здорового образа жизни, приверженности к рекомендациям врачей и медицинских сестёр;

− подготовить наглядные материалы (санбюллетени) для отделения.

Примерные темы беседы (памятки) для пациентов

1. Обучение пациентов и их родственников элементам ухода и самоухода.

2. Обучение пациентов и их родственников приемам самоконтроля.

3. Обучение пациентов и их родственников приемам самопомощи.

4. Приверженность здоровому образу жизни: профилактика никотинозависимости.

5. Приверженность здоровому образу жизни: профилактика употребления алкоголя.

6. Здоровое питание и профилактика гиподинамии.

7. Влияние курения на развитие заболеваний органов дыхания.

8. Влияние курения на развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы.

9. Влияние алкоголя на развитие заболеваний желудка и кишечника.

10. Влияние алкоголя на развитие заболеваний печени и поджелудочной железы.

11. Основные принципы питания при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

12. Основные принципы питания при заболеваниях желудка и кишечника.

13. Основные принципы питания при заболеваниях печени и поджелудочной железы.

14. Основные принципы питания при заболеваниях почек.

15. Основные принципы питания у лиц пожилого и старческого возраста.

16. Особенности питания после оперативных вмешательств у пациентов с заболеваниями пищеварительной системы.

17. Основные принципы физической активности у лиц пожилого и старческого возраста.

Семинарские занятия проводятся с целью более детального освещения актуальных направлений деятельности младшего медицинского персонала. График проведения двух семинарских занятий и темы докладов устанавливаются преподавателем.

Темы семинарских занятий

1. Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничных инфекций (ВБИ).

Примерные темы докладов:

Принципы инфекционной безопасности.

Современные сестринские технологии профилактики внутрибольничной инфекции.

Мероприятия по предупреждению ВБИ в хирургических отделениях.

Мероприятия по предупреждению ВБИ в терапевтических отделениях.

Мероприятия по предупреждению ВБИ в реанимационных отделениях.

Современные средства дезинфекции.

Контроль качества стерилизации медицинских изделий.

Медицинские отходы как эпидемиологическая угроза.

Медицинские отходы как экологическая угроза.

Сбор и утилизация токсических отходов.

Сбор и утилизация биологических отходов.

2. Безопасность медицинской сестры на рабочем месте.

Примерные темы докладов:

Оптимизация физической нагрузки, связанной с перемещением пациентов, аппаратуры, каталок.

Профилактика негативного влияния токсичных веществ, содержащихся в лекарственных препаратах, анестезирующих газах, дезинфицирующих, моющих средствах.

Профилактика негативного влияния источников излучения.

Профилактика инфицирования ВИЧ, гепатитами В и С, туберкулезом.

Тактика медицинской сестры в аварийной ситуации.

Меры профилактики профессионального травматизма у медицинских сестер.

Профилактика профессионального стресса у медицинских работников.

III. ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

№ п.п.

Наименование манипуляции

Объём работы (кол-во)

Выполн. самост.

Присутствие

Перестилание больных.

0-3

Кормление больных.

1-3

Раскладка и раздача лекарств.

10

Оформление листа назначений.

7

Сбор выделений больного (моча, кал, мокрота).

5-7

Измерение температуры тела с отметкой в температурном листе.

10-15

Исследование пульса.

10-15

Измерение АД.

10-15

Кислородотерапия.

0-2

Стерилизация материала.

3-5

Подготовка больного к рентгеновскому (эндоскопическому) исследованию (желудка, кишечника, почек, мочевыводящих путей, желчного пузыря).

0-2

Наложение асептических повязок.

0-3

Участие в плевральной пункции.

0-1

Подготовка к плановым и экстренным операциям.

0-2

Транспортировка больных.

3-7

Кормление больных через зонд.

0-2

На тренажерах

Подкожные инъекции.

2-3

Внутримышечные инъекции.

3-5

Внутривенные инъекции.

3-5

Венепункции.

3-5

Внутривенные капельные инфузии с подготовкой системы.

2

Постановка очистительной клизмы.

2

Катетеризация мочевого пузыря резиновым катетером.

2

Проведение закрытого массажа сердца, искусственной вентиляции лёгких.

2

Наложение шин и гипсовых повязок.

2

Промывание желудка.

2

IV. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Объем выполняемой работы студенты отражают в дневнике производственной практики. Контроль выполненных практических навыков осуществляется преподавателем при работе со студентами.

4.1 Правила ведения дневника производственной практики

1. Учёт выполненной работы в соответствии с планами производственной практики ведется студентами в дневнике производственной практики четко и аккуратно.

2. Титульный лист дневника производственной практики студента должен соответствовать образцу, приведенному ниже.

ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Ф.И.О. ______________________________________________________

Группа _____________________________________________________

Место прохождения практики – ________________________________

Начало практики _____________ Окончание практики_______________

Ф.И.О. руководителя __________________________________________

3. Запись в дневнике производственной практики ведется ежедневно и по итогам работ за каждый день дневник подписывает со всеми замечаниями и предложениями старшая сестра лечебного отделения. Два раза в неделю дневник производственной практики проверяется преподавателем кафедры.

4. Образец ежедневного ведения дневника производственной практики представлен ниже.

Дата

Вид выполненной работы

Кол-во

Роспись старшей сестры и преподавателя



Страницы: 1 | 2 | Весь текст