Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХI

Бочкарникова Анна Андреевна

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями)

Россия при Александре III.

Тема 1. Россия в80 – 90е гг. XIX в.

УРОК № 1. Внутренняя политика Александра III

Цели урока:

Образовательная: выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования

Развивающая: развивать навыки мышления, умение делать выводы и обобщения, умение выделять главное, сравнивать и обобщать, навыки работы с учебником

Воспитательная: воспитывать интерес к истории

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: рассказ учителя, просмотр учебного видеофильма, работа с учебником

Организационный момент.

Изучение нового материала.

1) Личность Александра III

В оценке личности Александра III историки до сих пор не могут отказаться от стереотипов, сложившихся в советский период. Это касается как уровня образования и воспитания императора, так и его личных качеств и способностей государственного деятеля. Эти стереотипы — малообразованность, недалекий ум, сквернословие, пьянство, стремление к подавлению любого проявления свободы и т.д. В настоящее время наблюдается стремление к более объективной оценке царствования Александра III. С позиции объективности должен подойти к этому вопросу и учитель. Для лучшего усвоения материала учащимися вопрос можно разделить на пункты.

1. Уровень образования и воспитания.

Нужно учесть, что Александр III не должен был стать императором. Его готовили к типичной для великих князей военной карьере. Наследником трона он стал после смерти своего старшего брата Николая, в 1865 г. Александру Александровичу было в то время уже 20 лет, и только с этого времени ему пришлось нагонять упущенное в образовании. Недостаток образования Александр III восполнял большим трудолюбием, самостоятельно вникая во все вопросы.

Рассказывая об этом, учитель может привести мнение современника.

Документ

«…Что же касается будущего императора Александра III, то, можно сказать, он был несколько в загоне; ни на его образование, ни на его воспитание особого внимания не обращали…

И действительно, император Александр III был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего образования; по наружности — походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошел бы костюм: полушубок, поддевка и лапти; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость…

Я не стану спорить о том, что император Александр III был человеком сравнительно небольшого образования, можно сказать — он был человеком ординарного образования. Но вот с чем я не могу согласиться и что часто мне приходилось слышать, это с тем, что император Александр III не был умным. Надо условиться, что подразумевать под словом ум: может быть, у императора Александра III был небольшой ум рассудка, но у него был громадный выдающийся ум сердца…»

Из воспоминаний СЮ. Витте

2. Личные качества Александра III.

Учитель отмечает, что в сфере личной жизни Александр III был отличный семьянин, образцовый хозяин. Что касается его манеры общения, то он действительно мог крепко отругать, обозвать грубым словом, но так обращался он только с провинившимися. Часто для характеристики личности Александра III учителя называют его приверженность к алкоголю. Учитель может упомянуть об этом, как об имеющей место версии, но в то же время нужно указать на ее недоказанность. Дело в том, что единственным источником в этом вопросе является статья революционера В.Л. Бурцева в газете «Будущее» (1912 г.), в которой он ссылается на рассказ физика П.Н. Лебедева о его беседе с начальником охраны и другом Александра III П.А. Черевиным. То есть информация о пьянстве царя, полученная через третьи руки и рассказанная врагом монархии, не может не вызывать сомнений. В подтверждение этой версии часто приводят ухудшение здоровья Александра III и его раннюю смерть. Но при этом забывают, что император подорвал свое здоровье в 1888 г. во время катастрофы в Борках, когда царский поезд сошел с рельс и Александр III, отличавшийся богатырской силой, удержал на себе падающую крышу вагона, чтобы спасти свою семью.

3.Если говорить о политических взглядах Александра III, то он был приверженцем абсолютной монархии не по причине недостатка образования и ума, а из-за убеждения, что конституционные преобразования приведут к серьезным общественным потрясениям. Он вынес эту уверенность из опыта царствования своего отца, чьи преобразования только усилили революционное движение. Правда, меры Александра III, направленные на укрепление самодержавия и сословного строя, нельзя назвать прогрессивными и даже в ряде случаев целесообразными. В этом месте учитель может обратиться к концу царствования Александра II, когда по инициативе М.Т. Лорис-Меликова был разработан проект представительного совещательного органа, а после гибели императора 1 марта 1881 г. Александр III отверг этот проект.

Организуется просмотр учебного фильма «Александр III» (сделанный с ДВД)

2) Эпоха контрреформ

ЗАДАНИЕ: почитать стр. 187 – 192, выделить меры, которые можно отнести к контрреформаторским

Область реформирования

Реформы Александра II

Реформы и Контрреформы Александра III

Крестьянский вопрос

1861 г. – отмена крепостного права

1881 г. — прекращено временнообязанное состояние крестьян (все крестьяне переводились на обязательный выкуп)

Снижение выкупных платежей на 1 руб.

Отмена подушной подати

1882 г. – создан крестьянский банк (предоставлял льготные кредиты для покупки земли)

1893 г. – ограничен выход крестьян из общины. Переделы земли – 1 раз в 12 лет

Запрет продавать общинные земли

Рабочее законодательство

1882 г. – запрещен детский труд до 12 лет

Рабочий день с 12 до 15 лет – 8 часов

1885 г. – запрещен ночной труд детей и несовершеннолетних

Ограничено взимание штрафов

Ответственность рабочих за участие в стачках

Местное самоуправление

1864 г. – земская реформа,

1870 г. – городская реформа

1889 г. – закон «о земских участковых начальниках». Создавались 2200 земских участков во главе с земскими начальниками (только дворяне), которые управляли крестьянами, имели право судить их. Имели право без суда приговорить крестьян к телесным наказаниям

1890 г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» — в земства могли быть избраны только дворяне, крестьяне могли избирать только гласных, которых затем утверждал губернатор

1892 г. – Городовое положение. Повышен имущественный ценз. Городское самоуправление поставлено под контроль правительства

Реформы в образовании

Университетский и школьный уставы

1884 г. – университеты лишались автономии

Выросла плата за обучение, запрещены студенческие организации

1887 г. – закон «о кухаркиных детях» — запрет на обучение в гимназиях детям из низших слоев., повышена плата за обучение

Дети крестьян учились в церковно-приходских школах

Ужесточена цензура в печати. Закрыты газеты и журналы

Судопроизводство

(рассказ учителя)

1864 г. – судебная реформа

Земские участковые начальники могли отменить решение волостного (мирового) суда

1887 г. – министр Юстиции имел право запретить публичное рассмотрение любого дела в суде

Закрепление.

Таким образом говорить о полном отказе Александра III от реформ неправильно. Это скорее ограничение действия реформ 60-70х гг, но не ликвидация. Хотя ограничения подчас были очень существенными. Те небольшие права и свободы, в частности всесословное местное представительство, вновь были отобраны. Что же касается понижения выкупных платежей на 16%, то это не ликвидировало той ситуации, когда крестьяне платили больше рыночной стоимости за выкупаемую землю

Домашнее задание. § 29-30. Национальная и религиозная политика Александра III — конспект

Национальная и религиозная политика Александра III. Одной из главных задач национальной и религиозной политики Александра III было стремление сохранить единство государства. Путь к этому видели прежде всего в русификации национальных окраин. Не без влияния Победоносцева Русская Православная Церковь была поставлена в исключительное положение. Те религии, которые признавались им «опасными» для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к сектантам. Нередко у родителей-сектантов даже отнимали детей. Преследованиям подвергались и буддисты — калмыки и буряты, им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал исповедовать прежнюю религию.

Суровое отношение правительство Александра III проявляло к приверженцам иудаизма. По Временным правилам 1882 г., у евреев отняли лраво селиться вне городов и местечек даже в пределах черты оседлости; им запрещалось приобретать недвижимое имущество в сельской местности. В 1887 г. была сокращена сама черта оседлости. В L891 г. был издан указ о выселении евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии. В 1887 г. было определено, какой процент от общего числа обучаемых в учебных заведениях мс гли составлять евреи (процентная норма). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности, например в адвокатуре. Все эти притеснения не распространялись на евреев, перешедших в православную веру.

Преследованиям подвергались и поляки-католики — для них был закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и в Западном крае.

В то же время на присоединенных к Российской империи зелслях Средней Азии были оставлены в неприкосновенности мусульманская церковь и мусульманские суды. Местному населению предоставлялось право внутреннего самоуправления, которое оказалось в руках местной верхушки. Но русские власти сумели расположить к себе и трудящиеся слои населения, проведя снижение налогов и ограничив произвол знати.

Александр III отказался от продолжения начатых его отцом либеральных преобразований. Он взял твердый курс на сохранение основ самодержавия. Реформаторская деятельность была продолжена лишь в области экономики.

УРОК № 2. Социально-экономическое развитие в годы правления Александра III

Цели урока:

Образовательная: выяснить основные тенденции и противоречия социально-экономического развития России в 1880 – 1990е гг.

Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать материал, определять и объяснять понятия, выделять главное и разрешать проблемы

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: рассказу учителя, опрос, работа с учебником, просмотр учебного фильма

Организационный момент.

Актуализация знаний по теме: «Внутренняя политика Александра III»

Назовите главную задачу царствования Александра III

Дайте характеристику внутренней политике Александра III в областях:

А) Крестьянский вопрос

Б) Образование и просвещение

В) Местное самоуправление

Г) Рабочее законодательство

3) Согласны ли вы с утверждением, что период правления Александра III , был периодом контрреформ, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

Изучение нового материала.

1) Развитие сельского хозяйства

Организуется фронтальная беседа с учащимися

??? Перечислите характерные черты развития крестьянского хозяйства во 2 пол. 19 в.

Малоземелье

Аграрное переселение

Экстенсивный путь развития сельского хозяйства

Сохранение выкупных платежей

??? Перечислите характерные черты развития помещичьего хозяйства

Использование отработочного труда крестьян, за долги

Помещичьи хозяйства – основной поставщик товарного хлеба за границу

??? В развитии сельского хозяйства преобладали капиталистические или феодальные черты?

??? Интенсивным или экстенсивным путем развивалось сельское хозяйство?

(В сельском хозяйстве преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма. Этим объясняется экстенсивный путь развития)

Все эти тенденции сохранялись и в 80-90е гг.

В 1891 – 1892 гг. – засуха, похолодание, продолжительные дожди → голод → погибло более 600 тыс. человек

2) Промышленное развитие России

Организуется просмотр видеофильма «Экономика при Александре III»

Затем: заполнение таблицы «Экономическая политика в области промышленности»

Министры финансов

Экономическая политика

Н.Х. Бунге

министр финансов

(1881 — 1887)

Отмена подушной подати

Снижение выкупных платежей

Ввел косвенные налоги – акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть

Повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы

И.А. Вышнеградский

Министр финансов (1887 — 1892)

Увеличение покупательной способности рубля

Продолжение протекционистской таможенной политики

Привлечение в Россию иностранных капталов

Винная монополия государства

С.Ю. Вите

(министр финансов)

(с 1892)

Увеличение косвенных налогов

Увеличение таможенных пошлин

Государственная монополия на производство и продажу водки

1897 г. — Денежная реформа (укрепление рубля) – обмен его на золото

Привлечение иностранного капитала

Строительство Траннсибирской магистрали

ИТОГИ: — создание благоприятной ситуации для развития отечественной промышленности, профицит бюджета,

Закрепление.

Исторический диктант (Приведите в соответствие — в слабом классе)

Исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков

Роспись расходов и доходов государства на определенный срок

Рабочие

Владельцы капитала, собственники орудий труда, использующие наемный труд

отрасль промышленности, активно развивающаяся в районе Баку и Грозного

Платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджет

Политика государства, направленная на защиту и покровительство отечественной промышленности

Министр финансов, который был инициатором строительства Транссиба

Взыскание рабочих за опоздание, выпуск некачественной продукции

Наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления

А) бюджет

Б) налоги;

В) штраф;

Г) винная монополия

Д) косвенные налоги

Е) протекционизм;

Ж) С.Ю. Витте

З) нефтяная

И) пролетариат;

К) буржуазия

Домашнее задание. § 31

УРОК № 3. Положение основных слоев общества в последней четверти 19 в.

Цели урока:

Образовательная: рассмотреть положение основных слоев населения России в 80 – 90е гг. 19 в., познакомиться с процессом перерастания сословной структуры в классовую, особенностями положения разных слоев общества

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение делать обобщения, выделять главное

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные, Ч/п

Формы работы: письменный исторический диктант, работа с учебником, заполнение таблиц

Организационный момент.

Актуализация знаний по теме: «Социально-экономическое развитие России в 80 -90е гг»

Исторический диктант (Приведите в соответствие — в слабом классе)

Исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков

Роспись расходов и доходов государства на определенный срок

Рабочие

Владельцы капитала, собственники орудий труда, использующие наемный труд

отрасль промышленности, активно развивающаяся в районе Баку и Грозного

Платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджет

Политика государства, направленная на защиту и покровительство отечественной промышленности

Министр финансов, который был инициатором строительства Транссиба

Взыскание рабочих за опоздание, выпуск некачественной продукции

Наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления

А) бюджет

Б) налоги;

В) штраф;

Г) винная монополия

Д) косвенные налоги

Е) протекционизм;

Ж) С.Ю. Витте

З) нефтяная

И) пролетариат;

К) буржуазия

Изучение нового материала.

Задание 1. Составить схемы сословия, классы:

SHAPE \* MERGEFORMAT

SHAPE \* MERGEFORMAT

прочитать параграф 32 – 33, заполнить таблицу

Сословия и классы

Характеристика

Крестьянство



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст