Учебно-методическое пособие По организации и проведении трениров

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 443

111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 72 тел. 672-26-31

Учебно-методическое пособие

По организации и проведении тренировок

С персоналом по эвакуации учащихся

И тушению условного пожара

П Л А Н

ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОЖАРЕ

Мероприятия

Ответственный

Действия персонала и учащихся

1

2

3

4

1.

Тревога (включение звуковой сигнализации, объявление го-лосом по трансляции)

Зам. директора по ОБ Платов В.М.

Сотрудник охраны

Дежурный администратор

Любой человек – ученик или член персонала школы – при обнаружении пожара, задымлении должен без колебаний поднять тревогу о пожаре.

оповещение о пожарной тревоге (серия звонков, сообщение по трансляции) в любой части здания школы должно служить сигналом для полной эвакуации из здания школы

2.

Вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, милиции

Дежурный администратор

Сотрудник охраны

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар, нужно немедленно сообщить пожарной охране по тел. 01, моб. 112.

Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор, зам. по ОБ, который должен доло-жить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (зам. директора по ОБ)

3.

Эвакуация школы

1 этаж – зам. директора по ОБ Платов В.М

2 этаж – зам. по АХР Курылева В.В.

3 этаж – зам. по УВР Титаева Е.И.

4 этаж – зам по ВР Тымко Н.В.

Открытие выходов

Центральный – сотрудник охраны

Запасной – Седова О.М.

Услышав тревогу, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты, цепочкой по одному и идут по маршруту к сборному пункту (площадка перед школой на улице). Далее классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом. Перед выходом из класса каждому педагогу необходимо закрыть окна в кабинете, выключить электричество, дверь не запирать и закрывать все двери кабинетов по пути эвакуации, которыми больше никто пользоваться не будет. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время тревоги (находится в туалете, учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе. Весь персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора. Учителя, находящиеся в школе без классов, и обслуживающий персонал, осуществляют проверку всех помещений, где могут находиться дети (в туалете, коридоре, учительской и т.п.)

4.

Отключение электропитания школы

Рабочий – Сердюк И.В.

Директор школы или лицо его заменяющее, услышав сигнал тревоги, дает команду на отключение электропитания школы и немедленно должен проследовать к заранее установленному месту сборного пункта, где он будет у всех на виду и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.

5.

Вынос материальных ценнос-тей

Зам. по АХР – Курылева В.В.

Организовать вынос материальных ценностей с привлечении-ем технического персонала школы.

6.

Сбор всего состава школы в отведенном месте

Зам. по УВР – Титаева Е.И.

зам. по ВР – Тымко Н.В.

Место сбора – согласно схеме эвакуации. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее установленное место и находиться там, не покидая его без разрешения.

7.

Перекличка. Проверка уча-щихся и персонала школы

Директор школы.

Зам. по ОБ – Платов В.М.

По прибытии классов на место сбора, немедленно должна быть проведена перекличка по журналам, каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить дирек-тору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски – при этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.

8.

Встреча пожарной охраны

Директор школы

Зам. по ОБ – Платов В.М.

По прибытии пожарной охраны, начальника караула встречает директор школы, зам. по ОБ и немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы, место и источник возгорания, кротчайший маршрут движения к очагу пожара.

ТАКТИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Состоит из графической и текстовой части. В графической части должен быть план этажа и на нем – горящее помещение, где остались люди, первичные средства пожаротушения. На плане этажа или дворовой территории должны быть обозначены эвакуационный пункт, медицинский пункт, порядок построения учащихся перед перекличкой.

Оперативное

время (мин).

Вводные

Оперативная обстановка

(характеристика опасных факторов пожара)

Ожидаемые действия персонала

Реальные

действия

персонала

Оценка

действий

персонала

1

2

3

4

5

6

Ч + 0

Произошло возгора-ние в кааб. _____

Огонь распространяется по мебели в кааб. ______

В школе, в соответствии с расписанием, ве-дутся учебные занятия в классах.

Ч + 0,5

Учительница в ходе проведения учебных занятий в кааб. ____ обнаружила услов-ное возгорание

Учительница ____ класса организует и кон-тролирует выход учащихся в коридор.

Закрывает окна, отключает электричество, закрывает дверь кабинета, по мобильному телефону 112 сообщает о пожаре в пожар-ную охрану, информирует директора школы о пожаре и начатой эвакуации учащихся.

Берет с собой классный журнал.

Ч + 1

Директор школы

или лицо его заме-щающее

В закрытом кааб. ___ про-дожается распространение пламени

Получив сообщение по телефону о пожаре и информацию от оператора о срабатыва-нии пожарной сигнализации, дает распоря-жение секретарю – продублировать по тел. 01 сообщение о пожаре и задействовать план оповещения. Объявить по трансляции заранее подготовленные тексты для персо-нала школы, затем для учащихся (если это предусмотрено проектом СОУЭ).

Должностному лицу, ответственному за эвакуацию, организовать работу эвакуации-онного пункта. Организует и координирует работу по эвакуации учащихся и персонала, препятствует возникновению паники.

Подключает к эвакуации преподавателей, не занятых в учебном процессе. Назначает должностное лицо, ответственное за прове-рку помещений на этажах, отключение эле-ктроэнергии, встречу пожарного подразде-ления.

Ч + 2

Секретарь

В кааб. ____ продолжается распространение пламени с интенсивным выделением дыма. Площадь пожара увеличивается.

Сообщает о пожаре в пожарную охрану по тел. 01, называет адрес школы, место возни-кновения условного пожара, свою фамилию и место въезда на территорию школы. Со-общает охраннику о необходимости встречи пожарных подразделений. Через систему оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией объявляет о частичной или пол-ной эвакуации

Ч + 3

Члены доброволь-ной пожарной дру-жины (ДПД)

Работает система оповеще-ния о пожаре и управления эвакуацией

Члены ДПД собираются в установленном месте и получают команду о действиях по тушению возгорания

Учителя классов

Выводят учащихся по коридору к лестнич-ной клетке, определенной на плане эвакуа-ции, и далее в установленное планом эваку-ации место сосредоточения.

На эвакуационном пункте проверяют коли-чество эвакуированных учащихся и докла-дывает об этом лицу, ответственному за эвакуацию.

Ч + 5

Должностное лицо, отвечающее за эва-куацию

Организует работу эвакуационного пункта. Определяет лиц, отвечающих за перекличку учащихся и персонала школы по спискам. Вызывает скорую помощь, организует пункт первой медицинской помощи.

Должностное лицо, ответственное за проверку помеще-ний и отключение электроэнергии

На ___ этаже в кааб. ____ остались отрезанные ды-мом учащиеся и преподава-тель. Они стоят у окон, раз-махивают руками, подают другие знаки с тем, чтобы привлечь к себе внимание

Проверяет помещения этажей, закрывает двери на лестничные клетки. Из-за сильного задымления на ___ этаже, где остались люди, проверить не может. Докладывает о результатах проверки лицу, ответственному за эвакуацию.

Организует, при необходимости, отключе-ние электроэнергии, системы вентиляции, приведение в действие системы дымоудале-ния и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению расспро-странению пожара.

Охранник

Открывает наружные двери школы, ликви-дирует все возможные препятствия у выхо-дов. Встречает подразделения пожарной охраны.

Директор школы

или лицо его заме-щающее

Получает информацию о числе людей в классе, выход из которого блокирован ды-мом. Принимает меры к организации туше-ния пожара силами ДПД с помощью перви-чных средств пожаротушения. Возглавляет руководство тушением пожара до прибытия пожарной охраны.

Ч + 6

Расчет ДПД

Пожар в классе продолжа-ется. Дымовая обстановка в помещении пожара достиг-ла значений, при которых вход членов пожарного расчета в это помещение без средств защиты органов дыхания, опасен для жизни.

Члены ДПД, экипированные брезентовыми рукавицами с электрическими фонарями и огнетушителями ОП-10 прибыли к горящее-му помещению.

Командир ДПД обеспечивает соблюдение техники безопасности при открытии дверей в горящее помещение, дает указания членам ДПД проверить обстановку над помещении-ем пожара. Отдает приказание 2-м членам ДПД проложить рукавную линию со ство-лом, избегая скручивания и заломов рука-вов, от ближайшего пожарного крана.

Сам приступает к тушению пожара через дверной проем из коридора доставленными огнетушителями. Дает команду на подачу воды человеку, находящемуся у ПК, ствольщик приступает к тушению пожара.

Ч + 7

прибывает (условно) подразделение ГПС МЧС

Продолжается ликвидация пожара членами пожарного расчета

Охранник встречает пожарных ГПС, сопро-вождает их к месту пожара.

Директор школы докладывает начальнику прибывшего подразделения пожарной охра-ны: все необходимые сведения о наличии людей в здании, об очаге пожара, мерах, принятых по его ликвидации, о месте сосре-доточения эвакуированных учащихся и их количестве, о принятых мерах по локализа-ции пожара членами ДПД.

Оценка проведенной тренировки ________________________________________________

Руководитель тренировки – директор школы ___________________________________

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

ТРЕНИРОВОК С ПЕРСОНАЛОМ ГБОУ СОШ № 443

ПО ЭВАКУАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ТУШЕНИЮ

УСЛОВНОГО ПОЖАРА

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

Опасные факторы пожара.

Объемно-планировочные решения зданий школы.

Планы эвакуации людей при пожаре.

Требования к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

обязанности граждан и должностных лиц при пожаре.

Действия персонала школы при обнаружении пожара.

организация тренировки по эвакуации учащихся школы и тушение условного пожара.

Первичные средства пожаротушения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Правила ПБ в РФ (ППБ 01-03)

государственный стандарт «Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические». ГОСТ 28130-89.

Государственный стандарт «ПБ. Общие требования». ГОСТ 12.1.004-91.

Государственный стандарт «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики». ГОСТ Р 12.4.026-2001.

Государственный стандарт «Системы фотолюминесцентные эвакуационные». ГОСТ Р 12.2.143-2002.

Нормы ПБ «Цвета сигнальные. Знаки ПБ. НПБ 160-97».

Нормы ПБ «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97».

Нормы ПБ «Техника пожарная. Огнетушители. Порядок постановки огнетушителей на производстве и проведения сертификационных испытаний НПБ 155-2002 (введены в замен НПБ 155-96 и НПБ 156-96).

Нормы ПБ «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

НПБ 104-03.

Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и ЧС».

Вопрос 1. Опасные факторы пожара.

В п. 1.5 ГОСТ 12.1.004-91 «ПБ. Общие требования» перечислены опасные факторы пожара, а именно: «Опасными факторами, воздействующими на людей и материальные ценности, являются: пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода»

К вторичным проявлениям опасных факторов пожара, воздействующих на людей и материальные ценности, относятся:

осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

опасные факторы взрыва по ГОСТ 12.1.010, происшедшего вследствие пожара;

огнетушащие вещества.

Рассматривая опасные факторы пожара, необходимо помнить, что большинство погибших на пожаре задохнулись в дыму. Потеряв сознание от ожога органов дыхания или кислородной недостаточности. Нахождение человека в дыму без защиты органов дыхания свыше 10 минут в большинстве случаев приводит к его гибели.

Первостепенное значение при пожаре имеет время эвакуации людей из опасной зоны. При любой дымовой обстановке наибольшая концентрация дыма в верхней части помещения и, следовательно, чем ближе к полу, тем меньше риск потери сознания от кислородной недостаточности.

Предотвратить ожог органов дыхания можно, защитив носоглотку тканью, лучше смоченной в воде. Если в воздухе помещения пожара осталось менее 14-17% кислорода, тканевые повязки не помогут. В этом случае следует использовать для эвакуации автономные источники воздухоснабжения (СПИ-20 и т.п.).

Самые доступные действия для предотвращения распространения опасных факторов пожара на путях эвакуации – это закрытие дверей при выходе из помещения пожара.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст