Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «передача инф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тольяттинский государственный университет

Институт финансов, экономики и управления

Кафедра «Менеджмент организации»

Институт заочного обучения

Сыротюк С.Д.

Передача информации в управлении

Сборник учебно-методических материалов

Тольятти 2010

УДК 65.01 (075.8)

ББК 65.291.21

П27

Рецензенты:

Передача информации в управлении: сборник учебно-методических материалов / Ред. и сост. С.Д.Сыротюк – Тольятти: ТГУ, 2010. – 372 с.

Сборник включает учебно-методическое пособие по изучению дисциплины, курс лекций, практикум по дисциплине, материалы для контроля знаний, задания с методическими рекомендациями для их выполнения.

Предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500 «Менеджмент». Рекомендован студентам заочной формы обучения.

Рекомендовано к изданию …….

©冴 Тольяттинский государственный университет, 2010

Оглавление

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc257251832» ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc257251832 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc257251833» 1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ» PAGEREF _Toc257251833 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc257251834» 1.1. Цели, задачи и требования к уровню изучения курса «Передача информации в управлении» PAGEREF _Toc257251834 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc257251835» 1.2. Методические указания по изучению дисциплины PAGEREF _Toc257251835 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc257251836» 1.3. Вопросы к зачету PAGEREF _Toc257251836 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc257251837» 1.4. Библиографический список PAGEREF _Toc257251837 \h 27

HYPERLINK \l «_Toc257251838» 1.5. Интернет-ресурсы PAGEREF _Toc257251838 \h 28

HYPERLINK \l «_Toc257251839» 1.6. Глоссарий PAGEREF _Toc257251839 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc257251840» 2. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ» PAGEREF _Toc257251840 \h 48

HYPERLINK \l «_Toc257251841» Тема №1. Межличностное общение: понятие, сущность PAGEREF _Toc257251841 \h 48

HYPERLINK \l «_Toc257251842» Тема №2. Общение как обмен информацией. Сущность, структура, средства PAGEREF _Toc257251842 \h 55

HYPERLINK \l «_Toc257251843» Тема № 3. Коммуникативная сторона общения: стили, общения, способы, эффективность PAGEREF _Toc257251843 \h 77

HYPERLINK \l «_Toc257251844» Тема №4. Риторика делового общения PAGEREF _Toc257251844 \h 86

HYPERLINK \l «_Toc257251845» Тема №5. Типология личности: коммуникативные аспекты PAGEREF _Toc257251845 \h 111

HYPERLINK \l «_Toc257251846» Тема №6. Общение в группах и коллективах» PAGEREF _Toc257251846 \h 157

HYPERLINK \l «_Toc257251847» Тема №7. Лидерство и власть PAGEREF _Toc257251847 \h 166

HYPERLINK \l «_Toc257251848» Тема №8. Психология ролевого общения PAGEREF _Toc257251848 \h 177

HYPERLINK \l «_Toc257251849» Тема №9. Деловое общение: понятие, структура, конфликтология PAGEREF _Toc257251849 \h 193

HYPERLINK \l «_Toc257251850» 3. ПРАКТИКУМ PAGEREF _Toc257251850 \h 236

HYPERLINK \l «_Toc257251851» 3.1. Практикум по теме «Общение как обмен информацией. Сущность, структура, средства» PAGEREF _Toc257251851 \h 237

HYPERLINK \l «_Toc257251852» 3.2. Практикум по теме «Коммуникативная сторона общения: стили, общения, способы, эффективность» PAGEREF _Toc257251852 \h 248

HYPERLINK \l «_Toc257251853» 3.3. Практикум по теме «Риторика делового общения» PAGEREF _Toc257251853 \h 258

HYPERLINK \l «_Toc257251854» 3.4. Практикум по теме «Типология личности: коммуникативные аспекты» PAGEREF _Toc257251854 \h 264

HYPERLINK \l «_Toc257251855» 3.5. Практикум по теме «Общение в группах и коллективах» PAGEREF _Toc257251855 \h 278

HYPERLINK \l «_Toc257251856» 3.6. Практикум по теме «Лидерство и власть» PAGEREF _Toc257251856 \h 286

HYPERLINK \l «_Toc257251857» 3.7. Практикум по теме «Психология ролевого общения» PAGEREF _Toc257251857 \h 293

HYPERLINK \l «_Toc257251858» 3.8. Практикум по теме «Деловое общение: понятие, структура, конфликтология» PAGEREF _Toc257251858 \h 297

HYPERLINK \l «_Toc257251859» 3.9. Тестовые задания по дисциплине «Передача информации в управлении» PAGEREF _Toc257251859 \h 309

HYPERLINK \l «_Toc257251860» 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ PAGEREF _Toc257251860 \h 366

HYPERLINK \l «_Toc257251861» ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc257251861 \h 370

ВВЕДЕНИЕ

Успех профессиональной деятельности любого современного специалиста во многом зависит от его способностей и умения общаться, т.к. позитивное межличностное общение способствует решению сложных корпоративных задач, обретению уверенности и эмоционального равновесия членов коллектива.

Дисциплина «Передача информации в управлении» посвящена изучению одного из важнейших аспектов деятельности специалиста, постоянно работающего с людьми – общению. Знания, полученные в ходе изучения данного курса помогут в преодолении проблем межличностного общения, дадут возможность объективной интерпретации собственных психических состояний и состояний коллег, деловых партнеров, а, следовательно, сделают человека более гибким и толерантным.

Данный сборник учебно-методических материалов предназначен для оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Передача информации в управлении» по технологии дистанционного обучения. Комплекс включает в себя руководство по изучению дисциплины, учебное пособие и практикум по дисциплине.

Сборник дает студенту полные сведения о содержании и последовательности изучения курса «Передача информации в управлении», формах аудиторной и самостоятельной работы, требованиях к знаниям и умениям, формах отчетности, позволяет планировать и прогнозировать результаты процесса обучения.

Сборник учебно-методических материалов предназначен для студентов заочной формы, обучающихся по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» и изучающих дисциплину «Передача информации в управлении».

1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ»

Изучение дисциплины «Передача информации в управлении» согласно учебному плану предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:

Наименование специальности (направления)

4 курс

080500 «Менеджмент»

Лекции

(час.)

Практика

Самостоя-тельная работа

(час.)

Формы

контроля

Дисциплина

«Передача информации в управлении»

10

4

136

Контрольная работа

Зачет

Итого

150 часов

Устройство курса «Передача информации в управлении»

Тема № 1 «Межличностное общение: понятия, сущность».

Тема № 2 «Общение как обмен информацией. Сущность, структура, средства».

Тема № 3 «Коммуникативная сторона общения: стили, общения, способы, эффективность».

Тема № 4 «Риторика делового общения».

Тема № 5 «Типология личности: коммуникативные аспекты».

Тема № 6 «Общение в группах и коллективах».

Тема № 7 «Лидерство и власть».

Тема № 8 «Психология ролевого общения».

Тема №9 «Деловое общение: понятие, структура, конфликтология».

1.1. Цели, задачи и требования к уровню изучения курса «Передача информации в управлении»

Цель:

формирование у студентов коммуникативной и корпоративной культуры общения в предстоящей профессиональной деятельности.

Задачи:

знакомство студентов с основами теории общения, путями налаживании межличностных контактов, способами влияния на собеседника;

практическое освоение приемов общения и эффективного управления;

развитие коммуникативных навыков межличностного общения;

формирование первичных психолого-педагогических умений специалиста — руководителя (менеджера);

отработка приемов ведения деловых контактов.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

сущность понятий: общение, деловой разговор, язык труда, дискуссия, диспут, полемика, спор, коммуникация, переговоры;

роль коммуникации в формировании личности менеджера и социума, техники и приемы общения, эффективность групповой деятельности в зависимости от развития коммуникаций;

риторический инструментарий, принцип речевого воздействия;

приемы стимулирования внимания и интереса слушателей;

правила проведения производственных совещаний, ведения телефонных деловых разговоров и подготовки деловых писем;

стратегию и этапы ведения переговоров;

б) уметь:

оценивать качество своей речи и речи других людей;

подготовить выступление, сообщение; доклад и оценить качество композиции и содержания публичной речи;

выступить с докладом или сообщением перед аудиторией, оценивать коммуникативный эффект выступления;

описывать объекты и события с использованием эвристических предписаний;

подготовить и провести совещание, вести телефонные деловые разговоры деловую переписку;

определять, имеются ли проблемы, назревает ли конфликтная ситуация, кто участники конфликта и какова вероятность возникновения инцидента;

преодолевать коммуникативные барьеры в общении, развивать способности устанавливать контакт с собеседником, достигать взаимопонимания, четко излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

в) получить представление:

о способах саморазвития культуры делового общения, переговоров и разрешения конфликтов;

о методах оценки умения слушать, коммуникативно-лидерских способностей, уровня конфликтности личности, типа оратора, конкурентоспособности личности, творческого потенциала.

1.2. Методические указания по изучению дисциплины

Тема № 1. Межличностное общение: понятия, сущность

Учебные вопросы:

Классификация межличностных коммуникаций: официальные и неофициальные отношения, отношения руководства и подчиненных, деловые и личные отношения. Общение как восприятие людьми друг друга. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о классификации межличностных коммуникаций;

знать основные типы взаимоотношений;

уметь различать механизмы межличностного восприятия.

При освоении темы необходимо:

изучить учебный материал по теме 1;

акцентировать внимание на следующих терминах: межличностное общение, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, теория межличностных отношений, официальные взаимоотношения, неофициальные взаимоотношения, рациональные взаимоотношения, идентификация, эмпатия, рефлексия, обратная связь, стереотипизация, аттракция, заражение, внушение, убеждение, подражание.

выполнить тест по теме 1;

ответить на контрольные вопросы по заданной теме:

Что понимается под межличностным отношением?

Дайте понятие невербальной коммуникации.

Каковы цели общения?

Какие существуют варианты отношений?

Опишите классификацию взаимоотношений.

Какие характеристики влияют на личное отношение человека к тому или иному явлению?

Назовите основные механизмы взаимопонимания.

В чем заключается понятие рефлексия?

Какие способы воздействия включает в себя содержание общения?

Тема № 2. Общение как обмен информацией. Сущность, структура, средства

Учебные вопросы:

Общение: содержание, структура и средства общения. Общение как обмен информацией. Функции общения. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация. Средства невербальной коммуникации. Понятия коммуникативных барьеров.

.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о теоретических основах делового общения и передачи информации;

знать

механизмы социального восприятия;

понятия вербальной и невербальной коммуникации;

в чем заключается перцептивная сторона общения;

структуру общения;

виды общения;

средства общения;

функции общения;

формы невербального общения;

в чем заключается коммуникативная сторона общения;

виды коммуникативных барьеров;

в чем заключается интерактивная сторона общения;

уметь

предвидеть барьеры;

прогнозировать поведение партнера в деловом общении.

При освоении темы необходимо:

изучить учебный материал по теме 2;

акцентировать внимание на следующих терминах: общение, перцептивная сторона общения, коммуникативная сторона общения, интерактивная сторона общения, каузальная атрибуция, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, кинесика, проксемика, просодика, интонация, такесика, ольфакторная система, прагматическая функция, функция формирования и развития, функция объединения, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная функция, массовая коммуникация, межгрупповая коммуникация, межнациональная коммуникация, национальная коммуникация, барьеры непонимания, фонетический барьер, стилистический барьер, семантический барьер, логический барьер, барьер социально-культурного различия, барьер отношений;

выполнить задание из практикума 3.1.;

выполнить тест по теме 2;

ответить на контрольные вопросы по заданной теме:

Что входит в структуру общения?

Что означает перцептивная сторона общения?

Что означает коммуникативная сторона общения?

Что означает интерактивная сторона общения?

Дайте понятие каузальная атрибуция.

Что входит в механизмы социального восприятия?

Какие существуют виды взаимодействия людей?

Что понимается под вербальной коммуникацией? Назовите вербальные средства общения.

Что понимается под невербальной коммуникацией? Назовите невербальные средства общения.

Что относится к кинесическим, такесическим средства общения?

Назовите функции общения.

Что понимается под барьером общения? Назовите формы барьеров общения и виды барьеров.

Тема № 3. Коммуникативная сторона общения: стили, общения, способы, эффективность

Учебные вопросы:

Стили общения. Способы коммуникаций. Потребности в информации и информационные потоки. Проблемы коммуникации и информационные перегрузки. Процессы коммуникации. Письменная коммуникация. Письменное деловое общение. Деловые письма. Документы личного характера.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о стилях и способах общения;

знать

стили общения;

способы коммуникации;

элементы техники общения;

в чем заключается механизм обратной связи;

формы делового общения;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст