Учебно-методическое пособие по гематологии для иностранных студе

ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 2

Доктор мед. наук, доцент ПЕСОЦКАЯ Л.А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ГЕМАТОЛОГИИ

для иностранных студентов 6 курса

(Составлено по учебной программе кредитно-модульной системы обучения)

2011 г.

г. Днепропетровск

СОДЕРЖАНИЕ:

Перечень сокращений ……………………………………………………..

Первичный контроль знаний по модулю гематология……………………

План проведения занятий………………………………………………….

Практическое занятие 1.

Анемии

Содержание темы……………………………………………………….

Классификация анемий…………………………………………

Сбор анамнеза обследование, основные клинические

симптомы при анемиях…………………………………………………

1.1.3. Патогенез, клиника, диагностика и лечение отдельных видов анемий:

Острая постгеморрагическая анемия………………………………….

Железодефицитная анемия…………………………………………….

В12 (фолиево)- дефицитная анемия………………………………….

Гипо(а)пластические анемии…………………………………………

Гемолитические анемии………………………………………………

1. врожденные или наследственные…………………………………

2. приобретенная аутоиммунная……………………………………..

1.1. Контрольные вопросы………………………………………………….

1.2. Тесты выходного уровня знаний……………………………………….

1.3. Клинические задачи……………………………………………………..

1.4.Материал для самоподготовки…………………………………………..

2. Практическое занятие 2.

Острые и хронические лейкемии

Содержание темы……………………………………………………….

Острые лейкемии………………………………………………….

2.1.2. Хронические лейкемии………………………………… ……..

Хронический миелоцитарный лейкоз……………………….

Истинная полицитемия………………………………………

Хронический лимфоцитарный лейкоз………………………

Множественная миелома……………………………………

Тесты выходного уровня знаний……………………………………….

Практическое занятие 3.

Дифференциальная диагностика лимфаденопатий

Содержание темы…………………………………………………….

Общие понятия, причины. Основные заболевания…………

3.1.3. Отдельные заболевания, протекающие с лимфаденопатией.

Инфекционный мононуклеоз…………………………………

Болезнь Стилла………………………………………………..

Болезни Гоше и Ниманна–Пика……………………………..

Макроглобулинемия Вальденстрема……………………….

Саркоидоз…………………………………………………….

. Иммунодефицитные состояния…………………………….

Инфекцмонные заболевания……………………………….

СПИД…………………………………………………………

Острые вирусные инфекции………………………………Лимфогранулнматоз………………………………………..

Неходжкинские лимфомы……………………………………

Лимфопролиферативные заболевания………………………

3.2. Тесты выходного уровня знаний……………………………….

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

АА – апластическая анемия

АИГА – аутоиммунная гемолитическая анемия

АЛПС – аутоиммунный лимфопролиферативный синдром

АТ — антитела

ГА – гемолитическая анемия

ГК — гюкокортикоиды

Г-6-ФДГ – глюкоза-6-фосфатдегидрогеназа

ВОЗ – всемирная организация здравоохранения

ВЭБ – вирус Эпштейн-Барр

ДА – дефицитная анемия

ДВС – синдром диссиминированного внутрисосудистого свертывания

ЖДА – железодефицитная анемия

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИП — истинная полицитемия

ИТП – идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура

КМ – костный мозг

ЛАП — лимфаденопатия

ЛДГ – дактатдегидрогеназа

ЛЦ — лимфоциты

МКАТ – моноклональные антитела

НС – наследственный сфероцитоз

ОАК – общий анализ крови

ОЛ – острая лейкемия (лейкоз)

ОЛЛ – острый лимфобластный лейкоз

ОМЛ – острый миелобластный лейкоз

ОРЗ – острая респираторная инфекция

ОЦК – объем циркулирующей крови

ОПТ – прямой антикоагулянтный тест

ПЦР – полимеразная цепная реакция

СКВ – системная красная волчанка

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

ХЛЛ – хронический лимфоцитарный лейкоз (лейкемия)

ХММ – хроничесий миелоцитарный лейкоз

ЦМВ — цитомегаловирус

ЦНС – центральная нервная система

ЦП — цветовой показатель

ЭПО – эритропоэтин

Ig — иммуноглобулин

ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО МОДУЛЮ ГЕМАТОЛОГИЯ

Анемия – это заболевание, для которого характерно _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нормальные показатели анализа крови _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Написать нормальный анализ крови __________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Указать показатели гемоглобина по степени тяжести анемии __________________________________________________________________________________________________________________________

Какие анемии бывают по цветовому показателю? Его расчет .__________________________________________________________________________________________________________________________

Для железодефицитной анемии в анализе крови характерно _____________________________________________________________

Какие железосодержащие препараты вы знаете? __________________________________________________________________________________________________________________________

Для В12— и фолиеводефицитной анемии в анализе крови характерно_________________________________________________________________________________________________________________

Для гемолитической анемии в анализе крови характерно _____________________________________________________________

Виды гемолиза по механизму развития _________________________________________________ ___________

Характерные клинические синдромы для лейкозов (перечислить): __________________________________________________________________________________________________________________________

Острый лейкоз – это опухоль кроветворной системы из (каких клеток?) ____________________________________________________________

Хронический лимфолейкоз – опухоль из (каких клеток?) _____________________________________________________________

Клеточный состав крови и костного мозга при хроническом миело- лейкозе представлен _____________________________________________________________

Основные синдромы при миеломной болезни __________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислить заболевания, при которых могут встречаются вторичные эритроцитозы: __________________________________________________________________________________________________________________________

17. Лимфоаденопатия характерна для следующих заболеваний: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План проведения занятий.

Индивидуальная работа с пациентами. Курация их с письменным обоснованием диагноза по каждой теме.

Опрос по теме занятий.

Написание и разбор анализов периферической крови по теме занятий.

Тесты исходного уровня знаний.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

(модуль по гематологии)

Практическое занятие 1

АНЕМИИ

Актуальность проблемы

В основе развития анемичных состояний лежат различные патологични процессы. В большинстве случаев анемии являются вторичными и их следует рассматривать в контексте основного заболевания. В ряде случаев анемический синдром является ведущим в клинической картине и обусловливает прогноз заболевания, в других случаях анемия выражена умеренно. Помимо общих для всех анемий симптомов, каждая форма имеет свои специфические признаки (дефицит железа при железодефицитных анемиях, геморрагический синдром и инфекционные осложнения при апластической анемии и др.). Поэтому своевременная диагностика анемий, выявление заболений, вызвавших их, вопросы лечения и профилактики имеют важное значение.

Учебные цели:

• научить студентов грамотно собрать анамнез у пациентов с детализацией жалоб, распознавать основные симптомы и синдромы при анемиях;

• ознакомить студентов с методами исследования, которые применяются для диагностики анемий, показаниями к их использованию, диагностической ценностью каждого из них;

• научить студентов самостоятельно трактовать результаты общего анализа крови при различных вариантах анемий;

• научить студентов правильно выбирать схему лечения и поддерживающую терапию при анемиях.

Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию:

1.Изучить определения основных видов анемий — железодефицитной анемии (ЖДА), В12-дефицитной анемии, апластической анемии (АА), постгеморрагической анемии, гемолитических анемий (ГА).

2. Изучить этиологию, патогенез основных видов анемий. Освоить современные представления об этиологии и патогенезе ЖДА, В-12 (фолиево), АА, постгеморрагической и ГА.

3. Изучить клиническую картину основных видов анемий. Усвоить основные синдромы и признаки, присущие анемиям, — анемичный, сидеропенический, геморрагический, фуникулярный миелоз и др.

4. Изучить методы лабораторного обследования больных анемией. Необходимо уметь назначать соответствующие для диагностирования определенных видов анемий методы лабораторного обследования больного и интерпретировать полученные результаты.

5. Научиться проводить дифференциальный диагноз. Усвоить основные диагностические критерии ЖДА, В-12 (фолиево), АА, постгеморрагической и гемолитических анемий. Надо уметь провести дифференциальный диагноз между отдельными видами анемий (ЖДА и анемией хронического заболевания; АА с острым лейкозом, дефицита В-12 с острой формой идиопатической тромбоцитопенической пурпуры (ИТП), метастазами опухоли в костный мозг и т.д.).

6. Усвоить принципы лечения основных видов анемий, препараты, применяемые для этого. Уметь выписать рецепты.

Студент должен уметь:

1. Собрать анамнез у больных ЖДА, В-12 (фолиево)ДА, АА и гемолитической анемии. Провести физикальное обследование больного анемией. Провести необходимое лабораторное и инструментальное обследования больного анемией, состоящий из следующих этапов:

— Выявить дефицит железа, витамина В-12 или фолиевой кислоты;

— Выяснить причину, которая привела к этому, уметь интерпретировать полученные данные.

2. Провести дифференциальную диагностику между основными видами анемий, назначать лечение, проводить вторичную профилактику, осуществить неотложную помощь при анемической коме, профузных кровотечениях и т.д.

Перечень основных навыков, которые студент должен усвоить:

1. Сбор анамнеза и физикальное обследование пациентов с различными формами анемий.

2. Интерпретацию анализа крови при анемиях.

3. Знать особенности обмена железа в организме человека, синтеза гемоглобина.

4. Знать причинные факторы, приводящие к развитию ЖДА, В-12 и фолиево-дефицитных анемий, апластической, гемолитических анемий.

5. Знать лабораторные методы исследования при гемолизе.

6. Знать препараты, назначаемые для лечения основных видов анемий и уметь выписать рецепты.

7. Уметь осуществлять переливание крови, тромбоцитарной массы, плазмы.

Тесты исходного уровня знаний

1. Анемии – это все перечисленное, кроме:

А. Уменьшение уровня гемоглобина или эритроцитов в единице объёма крови

В. Уменьшение количества эритроцитов в единице объёма крови

С. Уменьшение содержания гемоглобина в единице объёма крови

Д. Уменьшение объёма циркулирующей крови

2. Острая постгеморрагическая анемия есть:

А. Нормохромная

В. Гипохромная

С. Гиперхромная

3. Для какого вида анемии характерен сидеропенический синдром?

А. Железодефицитной

В. Мегалобластной

С. Гемолитической

Д. Гипопластической

4. Определение понятия гипохромной анемии:

А. Анемии, при которых синтез гемоглобина отстает от созревания эритроцитов

В. Анемии, при которых созревание эритроцитов отстает от синтеза гемоглобина

С. Анемии, связанные с нарушением синтеза глобина

Д. Анемии, связанные с нарушением синтеза гема

5. Основная причина развития железодефицитной анемии у женщин:

А. Потери железа при менструальных кровопотерях

В. Нарушения в процессе всасывания железа

С. Алиментарный фактор

Д. Беременность

6. Основная причина развития дефицита железа у мужчин:

А. Кровотечения из желудочно-кишечного тракта

В. Хронические заболевания

С. Алиментарный фактор

Д. Физиологические потери железа

7. Сидеропенический синдром при железодефицитной анемии проявляется всем перечисленным, кроме:

А.Трофическими нарушениями, пристрастием к необычным продуктам питания

В. Слабостью, головокружением, дисфагией

С. Глосситом



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст