Учебно-методическое пособие по дисциплине «Управление маркетинго

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол УМС № Проректор по УР и КО

От «___»___________2010 г. ____________О. Н. Наумова

Проректор по УМР«____» __________ 2010 г.

___________С. П. Ермишин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Управление маркетингом»

для студентов направления 100700.62 «Торговое дело»

Составители: д. э. н., профессор Е. В. Башмачникова, ассистент Л. А. Абрамова

Тольятти, 2011 г.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Управление маркетингом» для студентов направления 100700.62 «Торговое дело» разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

Утверждено на заседании кафедры

«Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № от « » 20 года

Зав. кафедрой ___________ Е. В. Башмачникова

Утверждено на заседании научно-методического Совета

по специальности «Коммерция (по отраслям)»

Протокол № ____ от ________ 20 года

Председатель НМС направления

100700.62 «Торговое дело»________________________________С. Д. Кукина

Составители: д. э. н., профессор Е. В. Башмачникова, ассистент Л. А. Абрамова

Рецензент: доц., к.э.н. Лысова М. Ю.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление маркетингом»

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление маркетингом»

Дисциплина «Управление маркетингом» предназначена для изучения студентами направления 100700.62 «Торговое дело» на 3 курсе.

Целью изучения дисциплины является освоение теоретических и практических аспектов управления маркетингом и формирование у студентов навыков профессиональной деятельности в сфере решения основных проблем управления маркетинговой деятельностью предприятия на стратегическом и тактическом уровне.

Изучение дисциплины «Управление маркетингом» направлено на получение студентами глубоких теоретических знаний и практических навыков для решения следующих задач:

овладение концепцией управления маркетингом как современной философией бизнеса;

выработка знаний, умений и навыков принятия маркетинговых решений на стратегическом уровне управления;

оценка организационных форм управления маркетингом в результате оптимизации процессов структурного построения, направлений реструктуризации и диверсификации;

реализация рыночной ориентации хозяйственной деятельности с использованием современных технологий операционного маркетинга в процессах планирования, организации распределения, продвижения и позиционирования товаров, услуг;

формирование имиджа и высокой репутации компании за счет изучения общественного мнения, социальной ответственности и корпоративной культуры удовлетворения потребностей общества;

принятие компетентных управленческих маркетинговых решений в области товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики;

контроль, оценка и корректировка планово-управленческих решений для достижения устойчивого рыночного положения и эффективных результатов маркетинговой деятельности.

Все перечисленные задачи полностью соответствуют требованиям, предъявленным к подготовке студентов по направлению 100700.62 «Торговое дело» профиль «Маркетинг».

Курс «Управление маркетингом» представляет собой учебную дисциплину из цикла естественнонаучных дисциплин (дисциплины по выбору) основной образовательной программы и непосредственно связан с такими дисциплинами как:

— «Маркетинг»

— «Менеджмент»

— «Рекламная деятельность»

— «Организация маркетинговой деятельности по отраслям и сферам применения»

— «Маркетинговые коммуникации»

— «Маркетинговые исследования»

— и др.

Предмет изучения дисциплины «Управление маркетингом» — это принципы, инструменты, элементы, формы и методы управления маркетингом в различных сферах и отраслях экономики, а также методология процессов принятия стратегических и тактических маркетинговых решений в условиях функционирования рынка товаров и услуг.

Курс состоит из лекционных и практических работ, самостоятельной работы студентов и завершается экзаменом.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные вопросы.

В результате изучения дисциплины «Управление маркетингом» обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

ПК-14 готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации;

ПКВ-03 способен критически оценивать варианты товародвижения и обосновывать выбранный вариант с позиции оптимальности системы;

Содержание курса строится исходя из того, что компетенции специалиста в области управления маркетингом охватывают:

наличие системных профессиональных знаний (знания в области управления маркетингом, об интеграции субсистемы «управление маркетингом» в систему «управления» и суперсистему «национального хозяйства»);

способность решать профессиональные проблемы (умение выбирать и применять методы управленческих решений в области маркетинга, компетентность в принятии управленческих решений в области маркетинга);

способность к социально-экономическому и коммуникационному взаимодействию (социально-экономическая и коммуникационная компетентность, способность эффективно участвовать в решении профессиональных и личных проблем).

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а)знать:

процесс формирования концепции управления маркетингом;

основные теоретические и методологические положения управления маркетинговой деятельностью;

структурное построение отделов маркетинга с учетом диверсификации и реструктуризации;

процесс принятия управленческих решений по планированию, организации и сервисному обслуживанию потребителей;

порядок выполнения маркетинговых программ в области товарной, ценовой и коммуникационной политики;

содержание системы контроля и учета комплекса маркетинга.

б)уметь:

использовать формы и методы маркетингового управления для успешной реализации маркетинговых проектов;

разрабатывать планово-управленческие решения в области маркетинга на стратегическом, тактическом и операционном уровнях;

внедрять систему основных принципов управления маркетингом в хозяйственную деятельность с учетом влияния внутренних и внешних факторов рыночной среды;

активно использовать маркетинговые коммуникации для стратегических решений проникновения на рынок, привлечения потребителей и успешного позиционирования;

способствовать достижению коммерческого успеха в результате своевременного контроля, учета и комплексной оценки коммерческого потенциала.

в) владеть навыками:

экономического, социального и информационного обоснования концепции управления маркетинговой деятельностью предприятия;

использования маркетинговых инструментов для освоения новых сегментов рынка сбыта;

успешного формирования портфеля заказов, повышения качественного и сервисного удовлетворения спроса населения.

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление маркетингом»

1.2.1. Структура и объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа (4 з.е.).

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

№ семестра

Число недель в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самост. работа

Все-гоЛекцииЛаб. занятияПракт. занятияКурс. проектыВсе-гоЛекцииЛаб. занятияПракт. занятияКурсов. проектыЧасов всегоЧасов в неделюДневное отделение

5154618-28+3,101,20-1,87+986,50Итого154618-28+3,101,20-1,87+986,50

1.2.2. Распределение фонда времени по темам и видам занятий

п/пРазделдисциплины

 СеместрНеделя семестраВиды учебной работы, включая самостоятельную работу студентови трудоемкость (в часах)Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

Лекции Практ. занятияЛабор. занятия Самост. работа1Маркетинг как интегрирующая функция в принятии управленческих решений51

1

2-

8Опрос по теме; составление кроссворда по основным категориям дисциплины; решение практических и ситуационных задач2Управление маркетингом на корпоративном уровне: портфельные стратегии, стратегии роста, конкурентные стратегии. Конкурентные преимущества предприятия

51,3

2

4-

12

Опрос по теме; подготовка докладов и рефератов; решение практических и ситуационных задач

3 Управление маркетингом на функциональном уровне: сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование и репозиционировнаие, разработка комплекса маркетинга53,5

2

4-

12Опрос по теме ; подготовка докладов и рефератов; решение практических и ситуационных задач; индивидуальная работа на тему «Разработка комплекса маркетинга и маркетинговые исследования»

4Управление маркетингом на инструментальном уровне: управление товаром, ценой, каналами распределения и коммуникационными маркетинговыми средствами55,6

2

3-

12

Опрос по теме; подготовка докладов и рефератов; решение практических и ситуационных задач5 Функциональные связи маркетинга на предприятии56,8

2

3-10Опрос по теме; подготовка докладов и рефератов; решение практических и ситуационных задач6Типовое положение и организационные структуры службы маркетинга 58,10

1

2-10Опрос по теме; подготовка докладов и рефератов; решение практических и ситуационных задач7Стратегическое и оперативное планирование маркетинга на предприятии. Последовательность разработки планов. Бюджет маркетинга.510,12

4

4-14

Опрос по теме; подготовка докладов и рефератов; решение практических и ситуационных задач8Особенности выбора стратегии развития малых, средних и крупных фирм512,14

2

2-10Опрос по теме; подготовка докладов и рефератов; решение практических и ситуационных задач9Контроль, оценка и аудит маркетинга514,15

2

4-10Опрос по теме; подготовка докладов и рефератов; решение практических и ситуационных задачИтого

18

28

98

Зачет

Курсовая работа

1.2.3. Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля по дисциплине

«Управление маркетингом»

Изучение дисциплины «Управление маркетингом» и определение уровня освоения программы предполагает следующие формы контроля:

— вопросы для самопроверки;

— промежуточный контроль знаний в форме выполнения тестовых заданий;

— итоговый контроль знаний в форме экзамена.

Вопросы для самопроверки

Тема 1. Маркетинг как интегрирующая функция в принятии управленческих решений

Маркетинговый план — это…

Назовите основных субъектов управления маркетингом и укажите их функции.

Приведите алгоритм процесса принятия решений с точки зрения различных критериев.

Представьте типологию предпринимательских решений.

Рассмотрите точки зрения на категорию «управление маркетингом» различных авторов (Н.К. Моисеева, Т.А. Бурцева и др., И.И. Кретов, Е.С. Юдникова, Б.А. Соловьев). Дайте определениям сравнительную оценку.

Назовите этапы стратегического планирования.

Субъект управления – это …

Приведите основные отличия стратегических решений от тактических.

Дайте определение понятию «управление маркетингом» исходя из классического набора управленческих функций.

Охарактеризуйте основные этапы принятия маркетинговых решений.

Из каких элементов складывается технология управления маркетингом?

Приведите перечень маркетинговых работ. Раскройте сущность каждой из них.

Приведите классификацию маркетинговых решений.

На основе совокупности каких элементов системы маркетинга осуществляется управление маркетинговой функцией? Охарактеризуйте каждый из них.

Структура управления маркетингом – это…

Назовите наиболее распространенные стратегии маркетинга.

Функции управления – это…

Какие элементы включает в себя маркетинг как управленческая деятельность?

Технология управления маркетингом – это …

На решение каких вопросов направлена маркетинговая функция?

Методы управления маркетингом – это…

Назовите основные группы принципов управления маркетингом и раскройте их содержание.

Принятие решений – это…

Перечислите и охарактеризуйте основные функции управления маркетингом.

С позиций каких основных концепций осуществляется маркетинговая деятельность? Охарактеризуйте каждый из них.

Охарактеризуйте уровни управления маркетингом.

Цель управления маркетингом — …

Охарактеризуйте точку зрения Ф. Котлера на сущность маркетинг менеджмента. Согласны ли вы с ней? Выделите достоинства и недостатки этого определения.

Бюджет маркетинга – это…

Охарактеризуйте уровни маркетингового планирования.

Тема 2. Управление маркетингом на корпоративном уровне: портфельные стратегии, стратегии роста, конкурентные стратегии. Конкурентные преимущества предприятия

1. Бенчмаркинг – это …

2. Перечислите основные составляющие формирования ответной реакции на действия конкурента.

3. Назовите источники получения конкурентного преимущества.

4. Дайте характеристику матрице «Дженерал Электрик – МакКинзи» и алгоритму ее построения.

5. Из каких этапов состоит методика сопоставления эффективности хозяйственной деятельности.

6. Опишите области применения стратегии концентрированной деятельности и стратегии специализированной деятельности.

7. Какие стратегии маркетинга относят к корпоративным? Охарактеризуйте их.

8.Охарактеризуйте модель пяти сил конкуренции.

9. Стратегия – это…

10. Назовите направления маркетинговых стратегий на функциональном уровне.

11. Раскройте сущность упреждающих и пассивных стратегий в зависимости от позиции на рынке.

12. Дайте характеристику матрице И. Ансоффа «Продукт — рынок» и алгоритму ее построения.

13. На решение каких задач и вопросов направлены корпоративные, функциональные и инструментальные маркетинговые стратегии?

14. Раскройте сущность стратегий создания конкурентных преимуществ.

15. Дайте характеристику матрице БКГ и алгоритму ее построения.

16. Назовите преимущества бенчмаркетинга. В чем, по Вашему мнению, заключаются его недостатки?

17. Раскройте сущность портфельного анализа. Перечислите его основные этапы.

18. Дайте характеристику матрице внешних приобретений и алгоритму ее построения.

19. Какие стратегии маркетинга относят к инструментальным? Охарактеризуйте их.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст