Учебно-методическое пособие по дисциплине «Теоретические основы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по УР и КО

_______________О.Н. Наумова

«______»_______________2012г.

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

___100700.62_________ «Торговое дело»

100800.62_________»Товароведение»

шифрнаименование

Лекций…….. . …………….. …36 часов

практических ЗАНЯТИЙ42 часа

Самостоятельная работа………….111 часов

Всего………..216 часов (6 з.е.)

Зачет …………………………….……….. 1 семестр

экзамен…………………………….……..2 семестр

крсовой проект………………….……..2 семестр

Составители: к.э.н., доцент Е.Н.Гутюк

Тольятти 2012

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело» от

направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» от

Автор (составитель)___________к.э.н. Гутюк Е.Н.______________

Утверждено на заседании кафедры

«Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № _____от ____________2012 г.

Зав. кафедрой д.э.н., профессор Е. В. Башмачникова

Утверждено на заседании научно – методического совета

Направления подготовки 100700.62 «Торговое дело»

Протокол №_____ от _____________ 2012 г.

Председатель НМС:

Утверждено на заседании научно – методического совета

Направления подготовки 100800.62 «Товароведение»

Протокол №_____ от _____________ 2012 г.

Председатель НМС:

Рецензент: кандидат экономических наук

Издается в авторской редакции

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-3» \h \z \u

HYPERLINK \l «_Toc342948130» 1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА PAGEREF _Toc342948130 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc342948131» 1.1.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc342948131 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc342948132» 1.2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЙ 100700.62 «ТОРГОВОЕ ДЕЛО» И 100800.62 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ» PAGEREF _Toc342948132 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc342948133» 1.3.КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ» PAGEREF _Toc342948133 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc342948134» 1.4. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ» PAGEREF _Toc342948134 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc342948135» 1.5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc342948135 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc342948136» 1.6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ PAGEREF _Toc342948136 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc342948137» 1.7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ PAGEREF _Toc342948137 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc342948141» 2. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ PAGEREF _Toc342948141 \h 18

HYPERLINK \l «_Toc342948152» 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. PAGEREF _Toc342948152 \h 152

HYPERLINK \l «_Toc342948153» 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА PAGEREF _Toc342948153 \h 171

HYPERLINK \l «_Toc342948154» 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc342948154 \h 172

HYPERLINK \l «_Toc342948155» 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ PAGEREF _Toc342948155 \h 175

HYPERLINK \l «_Toc342948156» 7.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ PAGEREF _Toc342948156 \h 176

HYPERLINK \l «_Toc342948157» 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc342948157 \h 177

1. Рабочая учебная программа

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теоретические основы товароведения и экспертизы» являются формирование теоретических знаний товароведения и экспертизы товаров (дать понимание основных категорий, методов и средств в области товароведения и экспертизы товаров), подготовка студента к изучению других дисциплин профессионального и естественнонаучного цикла, создание базы для формирования специалиста широкого профиля, способного работать не только на предприятиях оптовой и розничной торговли, но и в других коммерческих структурах, а также на предприятиях и в организациях государственного сектора, в учебных и научных учреждениях Российской Федерации. Успешное освоение дисциплины призвано развить у студентов основы коммерческого мышления, поискового умонастроения, предпринимательской интуиции и инициативы.

Место дисциплины в структуре ООП направлений 100700.62 «Торговое дело» и 100800.62 «Товароведение»

Дисциплина входит в перечень дисциплин профессионального цикла (Б. 3), базовую (общепрофессиональную) часть. Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла (Б. 1) – экономикой, правовым регулированием коммерческой деятельности, с дисциплинами естественнонаучного цикла (Б. 2) – химией, физикой, физико-химическими методами исследования, а также дисциплинами профессионального цикла (Б. 3) – стандартизацией, подтверждением соответствия и метрологией, безопасностью жизнедеятельности.

Для освоения дисциплины необходимы знания правовых документов, регулирующих коммерческую деятельность, научно-методических основ стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия, основных экономических категорий, научных основ физических, химических, физико-химических и биологических методов экспертизы.

Данная дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин естественнонаучного цикла (Б. 2) – материаловедения, идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных (или непродовольственных) товаров, а также для освоения большого числа дисциплин профессионального цикла (Б. 3) – товароведения однородных групп продовольственных (или непродовольственных) товаров, безопасности товаров, таможенной экспертизы, товарного менеджмента, товароведения и экспертизы различных групп продовольственных и непродовольственных товаров, упаковки товаров, эстетики и дизайна непродовольственных товаров и других.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные категории товароведения и их взаимосвязь; методы анализа потребительной стоимости; виды и методы классификации и кодирования товаров; виды, показатели и методы управления ассортиментом; факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров; общие и специфические требования, предъявляемые к товарам; номенклатуру потребительских свойств товаров; основные процедуры при контроле качества товаров; основы идентификации товаров; основные понятия в области товарной экспертизы; принципы, виды, объекты, субъекты, средства товарной экспертизы; правила, порядок производства и оформления результатов экспертизы товаров в экспертной организации;

Уметь: систематизировать и обобщать информацию о товарах, их свойствах; работать с нормативной и технической документацией в области товароведения, оценки качества, совершенствования ассортимента и экспертизы товаров (законодательными и нормативными актами РФ, классификаторами, стандартами, сертификатами соответствия, санитарно-эпидемиологическими заключениями и др.); анализировать показатели ассортимента коммерческого и производственного предприятия; определять основные направления формирования эффективной структуры ассортимента; применять методы контроля качества товаров и обрабатывать результаты контроля; определять порядок операций при проведении экспертизы товаров; устанавливать соответствие содержания маркировки товаров установленным требованиям (в том числе обязательным требованиям, предъявляемым к информации для потребителей); использовать знания в области защиты прав потребителей.

Эти знания позволяют рационально осуществлять профессиональную деятельность с учетом кризисных изменений и инноваций современного рынка, а также стимулируют заинтересованность в профессиональном и личном росте (ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-18, ПК-19).

Владеть: методами классификации и кодирования товаров, методами и средствами определения показателей ассортимента и качества товаров и способами сохранения качества товаров; методами и средствами естественно-научных дисциплин для оценки потребительских свойств товаров; методологией товароведения для решения коммерческих задач в современных экономических условиях; рациональными способами и методами хранения, транспортирования и реализации товаров; методикой проведения экспертизы качества товаров; навыками оценки соответствия маркировки установленным требованиям; методами и средствами идентификации, экспертизы, оценки качества и безопасности товаров (ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-13, ПК-14, ПК-16, ПК-18, ПК-19).

1.4. Структура и объем дисциплины «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, _216_часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

семестра

Число

недель

в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самост.

работа

ЛекцииПракт. занятияПодготовка к экзаменамВсегоЛекцииПракт. занятияПодготовка к экзаменамВсегоВ неделю1

171814-8711-553,2

2

19182827129111562,9

итого364227216111

1.5. Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий

п/пРазделдисциплины

 Семестр

 Неделя семестра

 Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентови трудоемкость (в часах)Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

Лекции Практ. занятия Лабор. занятия Самост. работа1Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы товароведения11225Обсуждение рефератов или докладов, решение ситуационных задач2Тема 2. Классификация и кодирование потребительских товаров 122210Фронтальный опрос 3Тема 3. Ассортимент товаров132210Выполнение рефератов и обсуждение докладов4Тема 4. Качество товаров14,54210Промежуточное тестирование5Тема 5. Свойства и потребительские свойства товаров16,74210Обсуждение рефератов или докладов, решение ситуационных задач 6Тема 6. Оценочная деятельность в товароведении18,94410Обсуждение рефератов или докладов, выполнение практических заданий 7Тема 7. Информация о товаре.2104610Решение ситуационных задач8Тема 8. Правовое регулирование товароведной деятельности.2112410Решение ситуационных задач9Тема 9. Основные понятия в области экспертизы товаров, принципы, виды, объекты и субъекты товарной экспертизы.212,134610Опрос по вопросам для самопроверки и самостоятельного изучения;

Обсуждение рефератов и докладов10Тема 10. Средства и методы товарной экспертизы214,154610Проверка индивидуальных письменных заданий,

опрос по вопросам для самопроверки и самостоятельного изучения;

Обсуждение рефератов и докладов11Тема 11. Правила и порядок производства экспертизы товаров и оформление результатов экспертизы в экспертной организации216,174616Проверка индивидуальных письменных заданий,

опрос по вопросам для самопроверки и самостоятельного изучения;

Обсуждение рефератов и докладовитого3642111

1.6. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы» используются следующие образовательные технологии:

1) лекции с использованием методов проблемного изложения материала;

2) тренинги, направленные на овладение методами идентификации и экспертизы товаров с использованием современных методов;

3) ситуационные задачи по темам 5, 6, 8,10, 11;

3) мастер-классы экспертов по экспертизе товаров.

Показатель

Требования ФГОС, %

Фактически, %

удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги), %

Не менее 20

30

1.7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим лабораторно-практические занятия):

контрольные работы;

письменные домашние задания;

написание эссе, в том числе по первоисточникам на иностранных языках;

подготовка докладов, рефератов, выступлений;

промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:

зачет: в комбинированной форме (собеседования, тестирования, письменной форме)

экзамен в устной или письменной форме.

Формирование оценки по текущему и итоговому контролю уровня знаний по дисциплине осуществляется с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента, приведенной в таблице 1, и системы перевода оценок (таблица 2).

Таблица 1

Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

Цифровое выражение

Словесное выражение

Описание

5

Отлично

(зачтено)

Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры

4

Хорошо

(зачтено)

Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено

3

Удовлетворительно

(зачтено)

Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют

2

Неудовлетворительно

(не зачтено)

Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

Таблица 2

Перевод российских оценок в европейскую систему оценок (ECTS)

Российская система оценок

100% шкала оценок

Европейская система оценок (ECTS)

5 — отлично

90-100

A – отлично

81-89

B – очень хорошо

4 – хорошо

65-80

C – хорошо

3 – удовлетворительно

56-64

D – удовлетворительно

50-55

E – посредственно

2 — неудовлетворительно

<50



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст