Учебно-методическое пособие по дисциплине «Прогнозирование спрос

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

«19» сентября 2012 г.

____________С. П. Ермишин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«Прогнозирование спроса на товарных рынках»

для студентов направления подготовки 100700.62 «Торговое дело»

профиль «Реклама в торговой деятельности»

Авторы: д.э.н., профессор Е. В. Башмачникова,

к.э.н., старший преподаватель А. В. Морякова

Тольятти, 2012 год

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Прогнозирование спроса на товарных рынках» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело», утвержденного Министерством образования и науки РФ 22.12.2009 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № 1 от «10»сентября 2012 года

Зав. кафедрой _____________________ Е. В. Башмачникова

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Научно-методического Совета

направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» (профиль «Реклама в торговой деятельности»)

Протокол № 1 от «19» сентября 2012 г.

Председатель НМС _______________ Т.И. Марченко

Авторы: д.э.н., профессор Е. В. Башмачникова,

к.э.н., старший преподаватель А. В. Морякова

Рецензент: к.э.н., доц. Марченко Т. И.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение. Цели освоения дисциплины……………………………………………….………4

2. Структура дисциплины…………………………………………………………………….….6

3. Содержание дисциплины……………………………………………………………………..6

4. Тематический план дисциплины….. ………………………………………………………..8

5. Содержание лекционных и практических занятий ……………………..…………….…..11

Тема 1. Методология и теория изучения и прогнозирования спроса

на товарных рынках.……………………………………………………………………………11

Тема 2. Инструментарий изучения и прогнозирования спроса

на товарных рынках ………………………………………………………………………..…..22

Тема 3. Анализ объекта прогнозирования ………………………………………………..…..29

Тема 4. Методы научного прогнозирования спроса на товарных рынках.…………..…..….38

Тема 5. Моделирование и прогнозирование спроса на товарных рынках.………….……….46

Тема 6. Организация процесса прогнозирования спроса на товарных рынках.…..……..…54

Тема 7. Анализ влияния спроса на экономические

показатели деятельности предприятия.………..………………………………………………65

Тема 8. Теоретические основы анализа результатов прогнозирования спроса

на товарных рынках.……………………………………………………………………………84

Тема 9. Прогнозирование спроса на товарном рынке

как основа деятельности предприятия.

Основные сферы прогнозирования..……………………………………….…………………90

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ………………….………….99

6.1. Вопросы для самопроверки………………………………………………………………100

6.2. Тестовые задания и контрольные вопросы по дисциплине

«Прогнозирование спроса на товарных рынках» ….………………………………….……102

6.3.Примерный перечень вопросов к зачету ………………………………………………..106

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………….…….108

7.1. Основная литература………………………………………………………………….…..108

7.2. Дополнительная литература………………………………………………………….…..109

7.3. Программное обеспечение использования современных

информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы….………….……110

8. Методические указания по выполнению курсовой работы… …………………….…….111

1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Прогнозирование спроса на товарных рынках» изучается студентами направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» Института экономики на 4 курсе.

Цели преподавания дисциплины «Прогнозирование спроса на товарных рынках»

получение студентами теоретических и практических знаний о принципах и методах изучения и прогнозирования спроса на товарных рынках;

приобретение студентами необходимых навыков в определении прогнозируемых параметров спроса на товары и услуги, объемов продаж, в прогнозировании внутренней и внешней среды в современных условиях.

Наиболее важными сторонами метода курса являются:

системный подход к решению задач прогнозирования спроса на товары и услуги;

анализ и обобщение новых перспективных явлений в развитии экономики и прогнозировании технико-экономических показателей деятельности предприятий сферы услуг;

учёт специфики объекта исследования;

сопоставление альтернатив решения задач для выявления оптимальной, с точки зрения принятых критериев эффективности;

широкое применение математических методов для решения прогнозных и управленческих задач.

Задачами дисциплины «Прогнозирование спроса на товарных рынках» являются:

изучение методологических основ изучения и прогнозирования спроса на товарных рынках;

ознакомление студентов с процедурой и принципами анализа объектов прогнозирования, их классификацией;

изучение методов научного прогнозирования, возможностями их практического применения;

овладение навыками экономико-математического моделирования покупательского спроса;

изучение основ организации и особенностей прогнозирования на предприятиях в современных условиях;

овладение навыками анализа результатов прогнозирования спроса на товары и услуги.

Все перечисленные задачи полностью соответствуют требованиям, предъявленным к подготовке бакалавра по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело».

Курс «Прогнозирование спроса на товарных рынках» представляет собой дисциплину по выбору из профессионального цикла основной образовательной программы.

Связь с другими дисциплинами направления:

Методы социально-экономического прогнозирования.

Экономика организации.

Маркетинг.

Перечень тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения дисциплины:

Методология и теория изучения и прогнозирования спроса на товарных рынках.

Инструментарий прогнозирования спроса на товарных рынках.

Анализ объекта прогнозирования.

Методы научного прогнозирования спроса на товарных рынках.

Моделирование и прогнозирование спроса на товарных рынках.

Организация процесса прогнозирования спроса на товарных рынках.

Анализ влияния спроса на экономические показатели деятельности предприятия.

Теоретические основы анализа результатов прогнозирования спроса на товарных рынках.

Прогнозирование спроса на товарном рынке как основа деятельности предприятия

Основные сферы прогнозирования.

В процессе изучения дисциплины будущий бакалавр должен:

Знать: методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1); принципы и процедуру прогнозирования бизнес-процессов и методы оценки их эффективности (ПК-4); методы сбора, хранения, обработки и оценки информации, необходимой для организации и управления профессиональной (маркетинговой, рекламной) деятельностью (ПК-11).

Уметь: применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения профессиональных задач (ПК-1); прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность (ПК-4); осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной (маркетинговой, рекламной) деятельностью (ПК-11).

Владеть: математическим аппаратом при решении профессиональных задач (ПК-1); навыками прогнозирования бизнес-процессов и оценки их эффективности (ПК-4); навыками сбора, хранения, обработки и оценки информации, необходимой для организации и управления профессиональной (маркетинговой, рекламной) деятельностью (ПК-11).

2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Виды работ

Направление подготовки

100700.62 «Торговое дело»

Дневное отделение

Заочное отделение

Всего часов,

в том числе

288

288

Лекции

24

8

Практические занятия

36

12

Самостоятельная работа

228

260

Формы контроля, № семестра

Зачет

7,8

7,8

Курсовая работа

8

8

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/пРазделдисциплины

 СеместрНеделя семестраВиды учебной работы, включая самостоятельную работу студентови трудоемкость (в часах)Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

Лекции Практ. занятияЛабор. занятия Самост. работа1Тема 1. Методология и теория изучения и прогнозирования спроса на товарных рынках.7124-26Решение ситуационных задач, опрос, подготовка докладов2Тема 2. Инструментарий изучения и прогнозирования спроса на товарных рынках

7524-26Тематическая дискуссия, решение задач, подготовка докладов3Тема 3. Анализ объекта прогнозирования.7924-24Тестирование, подготовка докладов

4Тема 4. Методы научного прогнозирования спроса на товарных рынках.71324-26Решение прогнозных задач, контрольная работа, подготовка докладов5Тема 5. Моделирование и прогнозирование спроса на товарных рынках.71744-26Решение ситуационных прогнозных задач, тестирование, подготовка докладов6Тема 6. Организация процесса прогнозирования спроса на товарных рынках.

8124-24Опрос, решение задач, подготовка докладов7Тема 7. Анализ влияния спроса на экономические показатели деятельности предприятия.8444-26Решение ситуационных прогнозных задач, подготовка докладов8Тема 8. Теоретические основы анализа результатов прогнозирования спроса на товарных рынках.8724-24Решение задач, подготовка докладов9Тема 9. Прогнозирование спроса на товарном рынке как основа деятельности предприятия. Основные сферы прогнозирования.81044-26Решение задач, контрольная работа, подготовка докладовИтого

24

36

228

Зачет

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Методология и теория изучения и прогнозирования спроса на товарных рынках

Целью занятия является изучение методологических основ дисциплины, ознакомление с системой исходных понятий прогнозирования и типологией прогнозов.

План занятия:

Предмет и метод курса «Прогнозирование спроса на товарных рынках».

Необходимость и возможность прогнозирования спроса на товарных рынках, его сущность.

Предвидение и прогнозирование: общие понятия. Логико-гносеологические основы предвидения.

Способы научного обоснования предсказаний.

Типология прогнозов.

Прогнозирование и прогностика: общие понятия и задачи.

Отличия прогнозирования спроса на товары и услуги от планирования.

Рекомендуемая литература: 1,2,4,6,8,12,14,15,20,25,26,28,29,31.

Тема 2. Инструментарий изучения и прогнозирования спроса на товарных рынках

Целью занятия является ознакомление с инструментальным аппаратом изучения и прогнозирования спроса на товарных рынках.

План занятия:

Основные категории инструментального аппарата прогнозирования спроса на товарном рынке.

Способы разработки прогнозов и их информационная основа.

Этапы разработки прогнозов.

Система прогнозирования.

Рекомендуемая литература: 1,2,4,6,8,14,15,19,20, 21,25,26,28,30.

Тема 3. Анализ объекта прогнозирования

Целью занятия является изучение методологических принципов анализа объектов прогнозирования и моделирования.

План занятия:

Подходы к исследованию и анализу объекта прогнозирования.

Основные методологические принципы анализа объекта прогнозирования.

Классификация объектов прогнозирования.

Моделирование объекта прогнозирования: принципы, требования, предъявляемые к моделям.

Рекомендуемая литература: 1,2,4,7,8,9,10,11,13,14,15,16,19,20,21,23,24, 26,27,28,31.

Тема 4. Методы научного прогнозирования спроса на товарных рынках

Целью занятия является ознакомление с видами классификации методов прогнозирования, их характеристиками и особенностями применения.

План занятия:

Классификация методов прогнозирования.

Статистические методы, используемые в прогнозировании.

Использование корреляции и регрессии в прогнозировании.

Экспертные методы прогнозирования.

Метод экспертных оценок «Дельфи».

Рекомендуемая литература:1,2,3,4,5,9,10,13,14,15,17,18,20,23,26,27,28,31.

Тема 5. Моделирование и прогнозирование спроса на товарных рынках

Целью занятия является изучение методов прогнозирования, ознакомление с особенностями моделирования и видами моделей спроса населения на товары и услуги.

План занятия:

Спрос населения на товары и услуги и его основные параметры. Ценовая и перекрестная эластичность спроса.

Анализ методов прогнозирования спроса на товарных рынках

Комбинированный метод прогнозирования спроса на товарных рынках.

Моделирование покупательского спроса. Виды моделей.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст