Учебно-методическое пособие по дисциплине «оценка стоимости бизн

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Финансы и кредит»

СОГЛАСОВАНО

Проректор по УМР

Протокол УМО №____

«___»_____________2012 г.

_______________С. П. Ермишин

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

________________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА»

для бакалавров направления

080100.62«ЭКОНОМИКА»

шифр наименование

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»,

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

ЛЕКЦИЙ……………………………………………18

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ………………… 28

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА…………….. 98

ВСЕГО 144….ЧАСОВ ………………… …. (4..З.Е.)

ЗАЧЕТ……27 ………………………… 4…семестр

ТОЛЬЯТТИ, 2012Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденного Министерством образования и науки РФ «__»____________ 2012 г. №___

Автор (составитель) к.э.н., доц. Несмеянова Н.А.

Рассмотрена на заседании кафедры «Финансы и кредит»

Протокол № ______ от «__» _________ 2012_г.

Зав. кафедрой д.э.н.,проф. В.В. Янов

Одобрено научно-методическим советом

специальности «Финансы и кредит»

Протокол № ______ от « __ _______ 2012_г.

Председатель научно-методического совета

специальности к.э.н., ст. преп. О.А. Серебрякова

ВВЕДЕНИЕ

Динамично развивающийся рынок купли-продажи предприятий, а также инвестирования диктует необходимость своевременного получения полноценных сведений об объекте купли-продажи еще на стадии принятия решения о заключении сделки. В этой связи с каждым годом возрастает интерес к вопросам оценки стоимости как в целом предприятия, так иотдельных его составляющих (бизнес-линий, отдельных объектов имущества предприятия, миноритарных пакетов акций).

Оценка стоимости бизнеса является одним из актуальных направлений оценочной деятельности. Она включает в себя не просто оценку совокупной стоимости активов предприятия, но и определение стоимости отдельных направлений работы (бизнес-линий) предприятия, оценку его ликвидности, анализ возможности реализации инновационных проектов, требующих привлечения внешних инвестиций.

В настоящее время отечественная практика оценки стоимости предприятия (бизнеса) в основном опирается на стандарты оценки (международные, федеральные и др.), но в тоже время на основе традиционных подходов оценки формируются новые методики, учитывающие современное состояние экономики, отраслевую принадлежность предприятий. Всё это определяет необходимость изучения основ, отдельных методических подходов, конкретных методов и способов оценки стоимости предприятия (бизнеса).

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов современной системы знаний в области оценочной деятельности и устойчивых навыков профессионального пользования оценочных услуг.

Задачи дисциплины: изучение нормативно-правового регулирования оценочной деятельности и приобретения навыков использовать данные знания в профессиональной деятельности; формирование представления о принципах, подходах и метод оценки бизнеса и умения использовать результаты оценки в своей деятельности; выработка самостоятельного мышления для принятия управленческих решений.

«Оценка стоимости бизнеса» является дисциплиной профиля «Финансы и кредит» (вариативная часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100 «Экономика»).

Для успешного освоения данного курса студент должен овладеть знаниями макро- и микроэкономики, теоретических основ финансов, денежного обращения и кредита, экономической статистики, гражданского и финансового права, бухгалтерского учета и экономического анализа. В свою очередь, изучение оценки стоимости бизнеса позволит глубже понять современные механизмы финансового менеджмента, банковского и страхового дела, налогообложения, корпоративного управления.

В совокупности с другими дисциплинами профиля «Финансы и кредит» дисциплина «Оценка стоимости бизнеса» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций профиля (ПК) бакалавра экономики:

Знать:

термины и понятия, используемые в профессиональной оценочной деятельности;цели оценки и соответствующие виды стоимости;

принципы и методы оценки;

действующую систему регулирования оценочной деятельности России и соответствующие нормативные правовые акты.

Уметь:

анализировать рынки и строить прогнозы макроэкономические, отраслевые и региональные;

анализировать отчетность предприятия, делать соответствующие выводы и строить на этой основе прогнозы развития бизнеса;

собирать информацию из разных источников, ее анализировать использовать для оценки стоимости бизнеса;

рассчитывать ставку дисконтирования стоимость активов предприятия, выбирать аналогичные предприятия и строить мультипликатор выводить итоговую величину стоимости бизнеса.

Владеть

навыками анализа оцениваемого бизнеса;

адекватными методами оценки;

— методами расчета стоимости бизнеса (доходным, затратным и сравнительным);

навыками расчета стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций;

навыками управления стоимостью компании;

— навыками выстраивание отношений между заказчиком, оценщиком, экспертом и пользователем оценочных услуг.

2. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, __144___часа.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

семестра

Число

недель

в семестре

Количество часов по плану

Количество зачетных единиц

ЛекцииПракт. занятияЛабор.

работыСамост. работаВсегоЛекцииПракт. занятияЛабор.

работаСамост.

работа Всего4171828-711440,50,9-2,64

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение фонда времени по темам и видам занятий

п/пРазделдисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах)Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам

ЛекцииПрактические занятияСамостоятельная работаРАЗДЕЛ I. Методологические основы оценки рыночной стоимости предприятия (бизнеса)

1Понятия, цели и принципы оценки предприятия (бизнеса)812415Семинар,

Реферат,

тестирование2Стандартизация и регулирование оценочной деятельности822310Семинар,

Реферат,

Решение задач

тестирование3Подготовка информации, необходимой для оценки предприятия (бизнеса)83-124315Семинар,

Реферат,РАЗДЕЛ II. Основные подходы и методы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

4Доходный подход и его методы8132412Семинар,

Реферат,

Решение задач5Затратный подход и его методы8142310Семинар,

Реферат,

Решение задач6Сравнительный подход к оценке бизнеса и его методы8152412Семинар,

Реферат,

Решение задач7Премии и скидки за размер пакета и ликвидность8162312Семинар,

Реферат,

Решение задач8Выведение итоговой величины стоимости предприятия (бизнеса). Отчет об оценке стоимости предприятия (бизнеса)8172412Семинар,

Реферат,

Решение задач

тестированиеИтого182898

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

Тема 1. Понятие, цели и принципы оценки предприятия (бизнеса)

Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении, с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это процесс, то есть для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов. Вместе с тем, можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например, определение цели оценки, выбор вида стоимости, подлежащего расчету; сбор и обработка необходимой информации; обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта, внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласование полученных результатов.

Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременно обязательным требованием является ее привязка к конкретной дате.

Принципиальное значение имеет тот факт, что качественная рыночная оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат, она обязательно принимает во внимание экономический имидж — положение предприятия на рынке, фактор времени, риски, уровень конкуренции. Оценщик подходит к определению стоимости с позиций экономической концепции фирмы. Данная концепция в противовес бухгалтерской модели позволяет определить ее рыночную ценность. Она учитывает такие факторы как время, риск, неосязаемые активы, внешнюю конкурентную среду и внутренние особенности оцениваемого объекта.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объектов и субъектов оценки. Субъектами оценочной деятельности являются физические и юридические лица, а также органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т. е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг. Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К объектам оценки относятся:

отдельные материальные объекты (вещи);

совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

права требования, обязательства (долги);

работы, услуги, информация;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для реализации его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменное наименование, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельные части имущественного комплекса (активы и обязательства).

Предприятие как объект оценки должно иметь чётко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяются несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объекты общенационального значения. При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие будучи юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом, поэтому его стоимость должна учитывать наличие определенных юридических прав. Это является одной из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая отличительная особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость как имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) так и эффективность самого процесса получения дохода и создания увеличения стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансовую, управленческую составляющую).

Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур — предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill.

Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании.

Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохода, то возникает спрос на бизнес, и он становится товаром.

В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами.

Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Таким образом, бизнес как определенный вид деятельности и предприятие или организация как его организационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.

Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Но это — товары особого рода их особенности обуславливают принципы, подходы и методы их оценки.

Оценку бизнеса проводят в целях:

повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;

принятия обоснованного инвестиционного решения;

купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям.

установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора, или в случае смерти одного из партнеров;

реструктуризации предприятия.

разработки плана развития предприятия.

определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании.

страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;

налогообложения.

принятия обоснованных управленческих решений.

осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса.

Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также, если определяется налог на имущество и т. п., то отдельно оценивается необходимый объект, например, недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимость, отличный от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности Российской Федерации, определено 10 видов стоимости, в том числе:

рыночная стоимость;

стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;

стоимость замещения объекта оценки;

стоимость воспроизведения объекта оценки;

стоимость объекта оценки при существующем использовании;

инвестиционная стоимость;

стоимость объекта для целей налогообложения;

ликвидационная стоимость;

утилизационная стоимость;

специальная стоимость;

Кроме того в международной практике оценки применяются и другие виды стоимости.

Рассчитываемые оценщиком виды стоимости можно классифицировать по различным критериям.

I. По степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно-рассчитанную стоимость.

II. В зависимости от методологии оценки, от учитываемых факторов стоимости различают стоимость замещения и стоимость воспроизводство объекта. III. В зависимости от предполагаемого состояния объекта после оценки различают стоимость при существующем использовании, ликвидационную стоимость.

IV. В зависимости от конкретных целей и ситуаций различают инвестиционную стоимость, стоимость, для целей налогообложения, утилизационную стоимость, специальную стоимость.

Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком, является оценкой ценностей конкретного объекта собственности в данный момент в соответствии с выбранной целью. Выбор того или иного вида стоимости определяется целью оценки. Данная зависимость представлена в таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязь между целью оценки и видами стоимости, используемыми для оценки

Цель оценки

Виды стоимости

Помочь потенциальному покупателю (продавцу) определить предполагаемую цену.

Рыночная стоимость.

Определение целесообразности инвестиций.

Инвестиционная стоимость.

Обеспечение заявки на получение ссуды.

Залоговая стоимость.

Определение налогооблагаемой базы.

Рыночная стоимость или иная стоимость, признаваемая налоговым законодательством.

Определение суммы покрытия по страховому договору или обеспечение требований в связи с потерей или повреждением застрахованных активов.

Страховая стоимость.

Возможная ликвидация (частичная или полная) действующего предприятия.

Ликвидационная стоимость.

Основными факторами, определяющими оценочную стоимость, являются:

спрос;

прибыль оцениваемого бизнеса, настоящая и будущая;

затраты на создание аналогичных предприятий;

соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты;

риск получения доходов;

степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.

Можно выделить три группы принципов оценки:

основанные на представлениях собственника;

связанные с эксплуатацией собственности;

обусловленные действием рыночной среды.

Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта.

Бизнес, предприятие, фирма, капитал как объекты собственности и оценки

Собственность в обыденном понимании представлена своим внешним признаком — властью человека над вещью. Владеть вещью может только субъект: физическое или юридическое лицо, в том числе государство, делегирующее свое право собственности представителям администрации.

Субъект собственности — это экономически обособленное юридическое или физическое лицо, обладающее конкретным объектом (капиталом, землей и соответствующими экономическими интересами). Реализуя экономические интересы, субъекты вступают в экономические отношения, в частности по поводу владения, распоряжения и использования принадлежащих им объектов. Таким образом, собственность — это отношения между субъектами. Нет и не может быть отношений между субъектом и материальным (духовным) благом. Может быть только отношение между определенными субъектами по поводу владения, распоряжения и использования конкретного блага. Такое же понимание собственности заложено в основу всех экономическиx, юридических, организационно-управленческих процессов, в том числе в основу определения ее стоимости, в основу оценки. Рыночная оценка должна учитывать не только ценность составных элементов определенного объекта — совокупность факторов производства, но и экономических отношений, реализующих право собственности на него.

В современных условиях любой объект собственности может являться источником дохода и объектом рыночной сделки, в том числе таким объектом являются/ и права собственника. Особый интерес при этом представляет бизнес как процесс получения дохода, как собственность, приносящая доход. Основу бизнеса, его неотъемлемую суть составляет капитал. Капитал является материальной базой современной экономической системы. На разных ступенях развития экономическая наука определяла его по-разному. Однако большинство ученых и практиков давали более или менее одинаковое толкование данной категории: капитал — это богатство, средства производства, факторы производства, т.е. различные материально-вещественные формы инвестированного труда, труда, приносящего доход. Процесс получения дохода предполагает определенные экономические отношения, в том числе отношения собственности. Значит, кроме того, что капитал — это материально-вещественные факторы производства, это также экономические отношения между субъектами процесса создания дохода.

Собственность и капитал формируются и используются в рамках определенных организационных структур — предприятий, организаций, фирм, а также в сфере определенного бизнеса. Поэтому их рыночную оценку производят применительно к конкретной форме существования. Хотя предприятие и фирма своим внутренним экономическим содержанием имеют капитал, между ними существуют не только общие черты, но и отличия. Общим является материальная, трудовая, денежная, информационная основа, а отличия выражаются в нематериальных активах, оказывающих существенное влияние на эффективность, конкурентоспособность, положение на рынке и перспективы развития. В нематериальных активах фирмы/ выделяются фирменное имя, фирменные знаки, технологии, маркетинговая система, являющиеся дополнительным источником дохода, реализованным или потенциальным.

Бизнес — это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель — получение прибыли. Таким образом, капитал является основой, внутренним содержанием любого процесса создания продукта или услуги, осуществляемого с целью получения дохода. Получение дохода — это цель и конечный результат деятельности во многих сферах, отраслях экономики, т.е. цель и результат бизнеса. Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Предприятие, стремясь занять свою собственную рыночную нишу, выделиться из среды подобных, закрепить свои специфические особенности, создает и регистрирует свои отличия в виде фирменного названия и атрибутов. Фирма — это вывеска, знак, имя конкретного предприятия, являющегося в данной сфере экономико-организационной формой бизнеса, имеющего в своей основе капитал.

Оценка предприятия как действующего применительно к оценке имущественного комплекса предполагает, что весь имущественный комплекс останется в одних руках и будет продолжать использоваться для выпуска продукции определенного типа (возможно, обновленной). Тогда сохранятся рабочие места и источники поступлений в местный, региональный и федеральный бюджеты. При этом для оценки несущественно, в чьих руках окажется имущественный комплекс, если он сохраняется как действующий. В гл. 3, например, рассматривается продажа имущественного комплекса третьим лицам с изъятием его из фирм-банкротов.

Стоимость имущественного комплекса как действующего не обязательно должна совпадать со стоимостью компании, обладающей этим имущественным комплексом и рассматриваемой как действующая, так как:

• в компании могут иметься так называемые избыточные активы, которые не нужны для имущественного комплекса по выпуску и сбыту определенной продукции, но которые могут быть проданы и способны, следовательно, увеличить стоимость компании как действующей;

• стоимость имущественного комплекса как действующего, понимаемая в качестве вероятной выручки от его продажи в расчете на разумное время по поиску заинтересованных покупателей, не равна ценности этого комплекса для обладающей им фирмы в силу необходимости уменьшать эту величину при его продаже на сумму издержек трансакций по подготовке и осуществлению продажи комплекса.

В конкретных случаях могут существовать и иные причины.

Ликвидационная стоимость предприятия как имущественного комплекса представляет собой величину вероятной выручки от срочной распродажи входящих в этот комплекс активов, прав собственности и контрактных прав (в увязке с обязательствами по тем же контрактам) по частям. При такой распродаже многие активы и права не смогут быть проданы в силу их низкой ликвидности, т.е. отсутствия по ним активной торговли и наличия лишь узкого круга заинтересованных в подобных специальных активах и правах покупателей (за короткое время распродажи их, возможно, вообще не удастся отыскать). Следовательно, ликвидационная стоимость имущественного комплекса, как правило, ниже стоимости имущественного комплекса как действующего.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст