Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы научных исслед

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

«26» октября 2012 г.

____________С. П. Ермишин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Основы научных исследований и дипломное проектирование»

для студентов направления 080100.62 «Экономика»

Составитель: к.э.н., доцент Марченко Т. И.

Тольятти

АННОТАЦИЯ

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы научных исследований и дипломное проектирование» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления 080100.62 «Экономика», утвержденного 29.12.2009 г.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы научных исследований и дипломное проектирование» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления 080100.62 «Экономика», утвержденного 29.12.2009 г.

Составил к.э.н., доцент Марченко Т. И.

Рассмотрено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № ________ от «____» __________ 20__г.

Зав. кафедрой д.э.н., профессор Башмачникова Е. В.______________

Согласовано научно – методическим советом направления подготовки 080100.62 «Экономика»

Протокол № от «____»____________20__ г.

Председатель научно-методического совета направления подготовки

к.э.н., доцент Т. И. Марченко

Рецензент: к.э.н., доцент Сафарова И. М.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Содержание лекционных занятий

1.2. Содержание практических занятий

2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

3.1. Теоретические вопросы

3.2. Примерный перечень вопросов промежуточного тестирования

4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

4.1. Нормативно – правовая документация

4.2. Рекомендуемая основная литература

4.3. Рекомендуемая дополнительная литература

4.4. Периодические издания

4.5. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения дисциплины «Основы научных исследований и дипломное проектирование» связана с требованиями высшей школы и обусловлена необходимостью подробного ознакомления обучаемых с единой системой современных стандартов, нормативов, принципов, методов научных исследований и особенностями осуществления научной работы в коммерческой деятельности, а также подготовки студентов к планированию, организации и осуществлению самостоятельной научной работы, в том числе при выполнении выпускных квалификационных работ.

Курс «Основы научных исследований и дипломное проектирование» как неотъемлемая часть теории науки, научных исследований, науковедения является одной из дисциплин вариативной части (дисциплин профиля), а как учебная дисциплина появилась в связи с необходимостью привить студентам начальные основы научно-теоретического мышления при организации и эффективном выполнении студенческих научных и проектных работ.

Дисциплина «Основы научных исследований и дипломное проектирование» призвана оптимизировать возможности использования студентами научных знаний и творческих способностей при решении практических задач в одном из видов их профессиональной деятельности:

1) расчетно – экономическая:

— подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в сфере товарного обращения;

— проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий в сфере товарного обращения, на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

— разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, функционирующих в сфере товарного обращения;

2) аналитическая, научно – исследовательская:

— поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

— обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

— построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

— анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

— подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

— проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

— участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

3) организационно – управленческая деятельность:

— участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

— организация выполнения порученного этапа работы;

— оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

— участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, функционирующих в сфере товарного обращения, с учетом правовых, административных и других ограничений.

Целями освоения данной дисциплины являются:

— развитие способностей к аналитической и научно – исследовательской деятельности, а также интерпретации полученных результатов и обоснованию выводов на микро – и макроуровне как в России, так и за рубежом с использованием информационных технологий;

— развитие навыков у студентов по самостоятельному комплексному исследованию проблем, возникающих в обозначенных выше видах их профессиональной деятельности в границах различных дисциплин, предусмотренных учебным планом направления 080100.62 «Экономика» (профиль «Коммерция»);

— повышение качества проведения преддипломной практики на заключительной стадии подготовки бакалавров.

Учебная дисциплина «Основы научных исследований и дипломное проектирование» базируется на учебных дисциплинах гуманитарного, социального и экономического цикла; дисциплинах математического цикла; дисциплинах базовой (общепрофессиональной) части и вариативной части (дисциплинах профиля), что подчеркивает их неразрывную взаимосвязь.

Наряду с этим учебный план также включает перечень дисциплин, имеющих непосредственное отношение к научной деятельности в сфере коммерции, а именно: «Теория и практика экспериментальных исследований для решения экономических задач» (математический цикл), «Методы оптимальных организационно-экономических решений» (математический цикл), «Теория систем и системный анализ» (математический цикл), «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (вариативная часть (дисциплины профиля)), «Планирование и прогнозирование в коммерческой деятельности» (вариативная часть (дисциплины профиля)) и др.

Эта дисциплина закладывает основы преемственности и развития всех учебных дисциплин направлений 080100.62 и 080100.68 «Экономика» (профиль «Коммерция») в соответствии с учебным планом обоих уровней.

Учебная дисциплина «Основы научных исследований и дипломное проектирование» развивает отдельные темы, направления, разделы и параграфы таких специальных дисциплин учебного плана направления подготовки как «Международная торговля», «Экономика, диагностика и эффективность деятельности торгового предприятия», «Оценка состояния и прогноза развития экономических процессов и явлений», «Региональная экономика», «Теория отраслевых рынков», «Организация и эффективность коммерческой деятельности», «Логистика» и др.

Эта дисциплина также особенно требует повышенного внимания со стороны студентов в системе двухуровневой подготовки специалистов (на уровне бакалавриата) к изучению и освоению иностранного (английского) языка, переводам коммерческой документации на английский язык и наоборот, ведению переговоров на английском языке в связи с высоким уровнем современного развития международных научных связей, научного обмена технологиями, результатами исследований и специалистами, частым проведением международных конференций, симпозиумов, семинаров, встреч, оперативностью научного общения с коллегами из разных стран по глобальной сети в реальном времени, а также в связи со стремительным развитием международных экономических отношений, международных транспортных перевозок, коммуникаций и связей всех уровней, слоев общества и собственно национальной и международной коммерции, международного маркетинга, международной торговли, национальной и международной рекламы, электронного маркетинга, консалтинга, бизнеса и внешнеэкономической торговли.

В соответствии с программой учебной и производственной практики руководители практики от университета и предприятия (организации, фирмы) формируют комплекс вариантов заданий на данную практику.

Студентам второго и третьего курсов направления 080100.62 «Экономика» (профиль «Коммерция») в задания на практику обязательно включаются вопросы, как минимум, по информационному обеспечению научных исследований и разработок в сфере коммерческой деятельности.

Руководители практики от университета и предприятия систематически контролируют качество прохождения практики, выполнение заданий по ней, представленных в отчете содержательных материалов по научным исследованиям, а также степень владения комплектом собранной научной информации.

Обязательно руководителями включаются в план-задание на производственную практику вопросы для сбора содержательных информационных материалов и подготовки к научным докладам на студенческих конференциях.

Данная дисциплина имеет статус научной дисциплины и является одной из основных в цикле дисциплин направления четырехлетнего учебного плана направления 080100.62 «Экономика» (профиль «Коммерция») и от того, как она воспримется обучаемыми, будет зависеть уровень осуществления научных изысканий в течение периода дипломного проектирования, всего периода обучения по направлению 080100.68 «Экономика», а также весь комплексный процесс формирования экономического и коммерческого мышления.

Дисциплина выстроена не только как научная, но и как учебная, поэтому в ней рассмотрены только те вопросы, которые связаны с выработкой у студентов первичных навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

— профессиональные функции в соответствии с направлением и профилем подготовки (ОК – 11);

— основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин (ПК – 1);

— основы теории вероятностей и математической статистики, необходимых для решения экономических задач (ПК – 4);

— основы методов оптимизации, теории игр, необходимых для решения экономических задач (ПК – 6);

— методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов (ПК – 6);

— методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов (ПК – 10);

— содержание экономических дисциплин (ПК – 15);

Уметь:

— формулировать задачи и цели деятельности предприятий в современных условиях (ОК – 11);

— применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности (ОК – 11);

— использовать источники экономической, социальной, управленческой информации (ПК – 1);

— применять методы теории вероятностей и математической статистики в теоретических и экспериментальных исследованиях (ПК – 4);

— осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК – 4);

— применять методы моделирования для решения экономических задач (ПК – 6);

— строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК – 6);

— анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК – 8);

— представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи (ПК – 9);

Владеть:

— методами и приемами выполнения профессиональных функций (ОК – 11);

— навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений (ОК – 11);

— методикой математической обработки данных экономических процессов (ПК – 4);

— современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (ПК – 4);

— методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (ПК – 6);

— современной методикой построения эконометрических моделей (ПК – 6);

— методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей (ПК – 6);

— современными техническими средствами и информационными технологиями (ПК – 10).

Перечень тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения дисциплины:

Часть 1. Основы научных исследований для решения экономических задач.

1. Науковедение и его развитие.

2. Организация труда научных работников

Часть 2. Основы дипломного проектирования.

3. Структура и тематика выпускных квалификационных работ.

4. Организация выполнения выпускной квалификационной работы.

4.1. Подготовка к дипломному исследованию.

4.2. Выполнение выпускной квалификационной работы.

4.3. Оформление и защита выпускной квалификационной работы.

5. Структура основных разделов выпускной квалификационной работы.

6. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы.

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Содержание лекционных занятий

Часть 1. Основы научных исследований для решения экономических задач

Тема 1. Науковедение и его развитие

Лекционные вопросы:

1. Науковедение как дисциплина о науке: сущность, предмет и задачи курса, история, тенденции.

2. Структура и классификация наук.

3. Научная проблема и обоснование темы исследования.

Методические указания

Отрасль науки, которая изучает саму науку в широком смысле слова, называется науковедением. Она включает в себя целый ряд дисциплин: гносеологию, логику науки, семиотику (учение о знаках), социологию науки, психологию научного творчества и т.д.

Для данной дисциплины наибольшее значение имеет гносеология, поскольку, в частности, методология науки (научного исследования), как правило, рассматривается как составной компонент гносеологии.

Гносеология – это теория научного познания (синоним эпистемология), одна из составных частей философии. В целом гносеология изучает закономерности и возможности познания, исследует ступени, формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного знания.

Методология же науки как учение об организации научно-исследовательской деятельности – это та часть гносеологии, которая изучает процесс научной деятельности (его организацию).

Необходимо также уяснить различие между терминами «научное познание» и «научное исследование». Научное познание рассматривается как общественно-исторический процесс и является предметом исследований гносеологии. Исследование (научное) рассматривается как субъективный процесс – как деятельность по получению новых научных знаний отдельным индивидом – ученым, исследователем или их группой, коллективом, что является предметом методологии науки (методологии научного исследования). Научное познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут что-то познавать (исследовать) лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения ученых к другому.

Наука – это особый вид HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%29» \o «Познание (философия)» познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C» \o «Объективная реальность» объективных, системно-организованных и обоснованных HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5» \o «Знание» знаний о HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0» \o «Природа» природе, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE» \o «Общество» обществе и HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5» \o «Мышление» мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%82» \o «Факт» фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7» \o «Анализ» анализ и, на этой базе, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7» \o «Синтез» синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7» \o «Прогноз» прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

— разделение и кооперацию научного труда

— научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование

— методы научно-исследовательской работы

— HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82&action=edit&redlink=1» \o «Понятийный аппарат (страница отсутствует)» понятийный и HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82&action=edit&redlink=1» \o «Категориальный аппарат (страница отсутствует)» категориальный аппарат

— систему научной информации, а также всю сумму накопленных ранее научных знаний.

В узком смысле термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания: наука «математика», «социология», «экономика» и т.д.

Специфика науки заключается в том, что если в других отраслях человеческой деятельности используются знания, получаемые наукой, то наука – эта та область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания.

В целом специфические черты науки следующие:

— универсальность (наука сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком);

— фрагментарность (наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент);

— общезначимость (получаемые наукой знания пригодны для всех людей, и ее язык — однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты);

— обезличенность (ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания;

-системность (наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей);

— незавершенность (хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать);

— преемственность (новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями);

— критичность (наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты);

— достоверность (научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам);

— внеморальность (научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению);

— рациональность (наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня);

— чувственность (научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными).

Цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

Задачи науки:

1) сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

С позиций системного подхода науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя, наряду с процессом получения новых достоверных знаний, следующие элементы:

1) объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание;

2) субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация.

Выделяют следующие общие закономерности развития науки:

1. Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики.

2. Относительная самостоятельность развития науки.

3. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания.

4. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений.

5. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки.

6. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений.

Необходимо отметить следующие свойства науки как результата:

1. Кумулятивный характер развития научного знания. Новые знания соединяются, интегрируются с прежними знаниями, не отвергая, а дополняя их.

2. Дифференциация и интеграция науки. Накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук. Появляются новые и новые отрасли научного знания. В то же время происходят и интеграционные процессы, когда появляются общие теории, позволяющие объединить и объяснить сотни и тысячи разрозненных фактов.

Наука выполняет следующие функции:

— описание – фиксирует, создает образ объектов, явлений, феноменов;

— понимание – ведет поиск причин через анализ интерпретаций явления, определяя их значения;

— объяснение – разрабатывает теории, теоретические аспекты и концепции, позволяющие наблюдать и объяснять связи явлений в их постоянном функционировании;

— прогноз – предлагает направления развития и проявлений феноменов на основе открытых законов и закономерностей, предвидит проблемы той или иной области науки и возможности их решения;

— созидание – создает новые теории, методы, выявляет законы и закономерности на основе изучения уже имеющихся разработок, определяет возможности сохранения, защиты окружающего мира и Вселенной в целом.

Классификация наук — раскрытие взаимной HYPERLINK «http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/266098» связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их HYPERLINK «http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/266098» связи в виде логически обоснованного расположения ( HYPERLINK «http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/137502» или ряда) наук; при этом важную HYPERLINK «http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/257382» роль играют способы ее изображения (табличные, графические); имеет огромное HYPERLINK «http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/133970» значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.

Связи наук определяются предметом наук и объективными отношениями между различными его сторонами; методом и условиями познания предметов наук; целями, которыми порождаются и которым служат научные знания.

С гносеологической точки зрения принципы классификации наук делятся на объективный, когда связь наук выводится из связи самих объектов исследования, и субъективный, когда в основу классификации наук кладутся особенности субъекта. С методологической точки зрения принципы классификации наук делятся в соответствии с тем, как понимается связь между науками; как внешняя, когда науки лишь ставятся рядом друг с другом в определённом порядке, или как внутренняя, органическая, когда они с необходимостью выводятся и развиваются одна из другой. В первом случае имеет место принцип координации; во втором случае — принцип субординации.

С логической точки зрения за основу классификации наук берутся различные стороны общей связи наук, характеризующие начальный и конечный пункты основного ряда наук. Таковы два принципа расположения наук в порядке: убывающей общности — от общего к частному и возрастающей конкретности — от абстрактного к конкретному. Соответственно принципу субординации науки располагаются в порядке развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Здесь главное внимание направляется на пункты соприкосновения и взаимного проникновения наук. Возможны другие аспекты выделения различных сторон общей связи наук с образованием соответствующих принципов (например, от эмпирического описания к теоретическому объяснению, от теории к практике и др.).

  Содержательная классификация рассматривает связи между науками как выражение или как результат: 1) движения познания от общего закона к частным его проявлениям или от общих законов развития к частным законам природы и общества, чему соответствует принцип классификации наук, основанный на учёте последовательного перехода от общего к частному; 2) перехода познания от одной стороны предмета к совокупности всех его сторон, чему соответствует принцип перехода от абстрактного к конкретному; 3) отражения в мышлении движения объекта от простого к сложному, от низшего к высшему, чему соответствует принцип HYPERLINK «http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/095/119.htm» развития. Последний принцип охватывает движение и развитие познания как от общего к частному, так и от абстрактного к конкретному.

Диалектико-материалистические принципы, лежащие в основе марксистской классификации наук, предполагают нераздельность принципа объективности и принципа развития (или субординации). Гносеологические, методологические (диалектические) и логические аспекты всеобщей связи наук выступают при этом в их внутреннем единстве.

Кроме принципов классификации наук большую роль играют также графические, в том числе табличные, способы её изображения.

Все науки обычно делятся на три группы:

— естественные науки (физика, химия, науки биологического ряда и др.)

— социальные и гуманитарные науки (экономическая наука, социология, политические науки, социальная психология, науки исторического ряда, лингвистика и др.)

— формальные науки (логика, математика).

Такая классификация не является единственно возможной. Существуют многообразные иные основания деления наук.

Такие науки, как математика, логика, информатика, и кибернетика, одними учёными выделяются в отдельный класс — HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8&action=edit&redlink=1» \o «Формальные науки (страница отсутствует)» формальные науки, иначе называемые абстрактными науками. Формальным наукам противопоставляются естественные и социальные науки, которые получают общее обозначение HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AD%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&action=edit&redlink=1» \o «Эмпирический (страница отсутствует)» эмпирические науки. Другие же учёные считают математику HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8» \o «Точные науки» точной наукой, а остальные HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8» \o «Когнитивные науки» когнитивными науками.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст