Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы коммерческой д

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

____________С. П. Ермишин

«2» декабря 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Основы коммерческой деятельности и коммерческой безопасности»

для студентов направления 080100.62 «Экономика», профиль «Коммерция»

Авторы: П. В. Корчагин, Л. В. Кузнецова

Тольятти, 2012

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы коммерческой деятельности и коммерческой безопасности» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования направления 080100.62 «Экономика», утвержденного Министерством образования и науки РФ 21.12.2009 г.

Утверждено на заседании кафедры

«Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № _____ от «____» ________________ 2012 года

Зав. кафедрой _____________________ Е. В. Башмачникова

Утверждено на заседании научно-методического совета

по направлению 080100.62 «Экономика»

Протокол № _____ от «____» ________________ 2012 года

Председатель НМС ___________________ Т.В.Голощапова

Авторы: П. В. Корчагин, Л. В. Кузнецова

Рецензент: доц., к.э.н. Е. В. Романеева

СОДЕРЖАНИЕ

TOC \o «1-4» \u СТРУКТУРА И ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc342331068 \h 5

ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ PAGEREF _Toc342331069 \h 6

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ PAGEREF _Toc342331070 \h 8

Тема 1. Коммерческая деятельность PAGEREF _Toc342331071 \h 8

Тема 2. История развития коммерческой деятельности в России и за рубежом PAGEREF _Toc342331072 \h 12

Тема 3. Методологические основы дисциплины «Основы коммерческой деятельности и коммерческой безопасности» PAGEREF _Toc342331073 \h 16

Тема 4. Составляющие коммерческой деятельности PAGEREF _Toc342331074 \h 24

Тема 5. Проведение коммерческих переговоров PAGEREF _Toc342331075 \h 31

Тема 6. Формирование и планирование товарных запасов PAGEREF _Toc342331076 \h 53

Тема 7. Организация и управление процессами товародвижения и продажи товаров PAGEREF _Toc342331077 \h 61

Тема 8. Сервисное обслуживание PAGEREF _Toc342331078 \h 71

Тема 9. Государственное регулирование и регламентация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения PAGEREF _Toc342331079 \h 78

Тема 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение коммерческой деятельности и источники его развития PAGEREF _Toc342331080 \h 87

Тема 11. Результаты коммерческой деятельности PAGEREF _Toc342331081 \h 95

Тема 12. Необходимость и сущность системы безопасности PAGEREF _Toc342331082 \h 102

Тема 13. Информационная безопасность предприятия PAGEREF _Toc342331083 \h 108

Тема 14. Недружественное поглощение. Рейдеры и защита от них PAGEREF _Toc342331084 \h 119

Тема 15. Дебиторская задолженность и управление ею PAGEREF _Toc342331085 \h 122

Тема 16. Коммерческий риск и способы его уменьшения. Особенности рисков услуг PAGEREF _Toc342331086 \h 129

Тема 17. Система борьбы с корпоративным мошенничеством PAGEREF _Toc342331087 \h 135

Тема 18. Партнерские договорные обязательства. Защита от неисполнения партнером договорных обязательств PAGEREF _Toc342331088 \h 139

Тема 19. Финансовый кризис и способы выхода из кризисных ситуаций PAGEREF _Toc342331089 \h 145

Тема 20. Недобросовестная конкуренция. Противостояние агрессивной конкурентной политике PAGEREF _Toc342331090 \h 148

Тема 21. Налогообложение предприятий. Разработка системы налоговой защиты PAGEREF _Toc342331091 \h 154

Тема 22. Контроль деятельности предприятия. Контролирующие инстанции PAGEREF _Toc342331092 \h 160

Тема 23. Организация системы безопасности на предприятии PAGEREF _Toc342331093 \h 166

Тема 24. Товарный знак. Защита товарного знака PAGEREF _Toc342331094 \h 170

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc342331095 \h 174

СТРУКТУРА И ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды работ

Направление подготовки

100700.62 «Торговое дело»

(профиль «Коммерция»)

Всего часов,

в том числе

324

Лекции

54

Семинарские занятия

74

Самостоятельная работа

169

Формы контроля

Зачет

6 семестр

Курсовой проект

7 семестр

Экзамен

7 семестр (27 часов)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 324 часа (9 з.е.).

ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В рыночных условиях хозяйствования совершенствование и повышение эффективности коммерческой деятельности приобретают все большую актуальность. Коммерческая деятельность часто осуществляется в условиях непредсказуемой внешней среды, недобросовестной конкуренции, посягательств на собственность в виде материальных и нематериальных активов.

Цель изучения дисциплины – сформировать представление об основах коммерческой деятельности, о составе задач и их возможном решении, о влиянии факторов рыночной среды на развитие коммерческой деятельности, а также формирование у студентов знаний, практических навыков решения задач в области обеспечения коммерческой безопасности предприятия в условиях рыночной экономики.

Задачами курса являются:

освоение основ коммерческой деятельности применительно к сфере товарного обращения;

изучение методов организации и развития коммерческой деятельности;

ознакомление с государственным регулированием и регламентацией коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения;

рассмотрение роли финансового и материально-технологического обеспечения в формировании коммерческой деятельности предприятия;

определение результативности коммерческой деятельности предприятия;

управление товарными запасами;

организация и управление процессами купли-продажи и обмена товаров;

моделирование и проектирование коммерческой деятельности;

овладение теоретическими, практическими и методическими вопросами обеспечения коммерческой безопасности;

овладение навыками предупреждения, выделения и формулирования внешних и внутренних опасностей, угроз;

изучение комплекса проблем обеспечения коммерческой безопасности предприятия;

изучение принципов построения, функционирования и совершенствования правовых, организационных и технологических процессов, обеспечивающих коммерческую безопасность и формирующих структуру системы защиты предприятия.

Изучаемые вопросы рассматриваются в широком диапазоне современных проблем и затрагивают предметные сферы защиты информации, персонала.

«Основы коммерческой деятельности и коммерческой безопасности» — дисциплина по выбору из профессионального цикла основной образовательной программы, изучается студентами направления 080100.62 «Экономика» на третьем и четвертом курсах.

Связь с другими дисциплинами направления:

«Коммерческая деятельность».

«Организация и эффективность коммерческой деятельности».

«Маркетинг».

«Конкурентоведение».

Логическое построение учебного плана направления позволяет исключить дублирование материала по изучаемым дисциплинам. Включение данной дисциплины в учебный план соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по подготовке бакалавров в соответствии с требованиями конъюнктуры рынка труда. Использование современных информационных технологий позволяет сформировать конкурентоспособного бакалавра.

В процессе изучения дисциплины будущий бакалавр должен:

Знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин (ПК-1); особенности различных организационно — экономических форм деятельности хозяйствующих субъектов сферы товарного обращения, сущность и содержание хозяйственного механизма экономических объектов сферы товарного обращения, основные подходы к структуре его построения (совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства) (ПКВ-1); основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих развитие сферы товарного обращения на уровне региона и национальной экономики (ПКВ-2).

Уметь: использовать источники экономической, социальной, управленческой информации (ПК-1); выявлять критерии сравнения экономических систем по организационно – правовым формам деятельности, типологизировать формы хозяйственного механизма экономических объектов сферы товарного обращения (ПКВ-1); выявлять взаимосвязь социально – экономических показателей развития сферы товарного обращения и экономики регионов (ПКВ-2).

Владеть: современной методикой обоснования целесообразности выбора организационно – экономической формы деятельности и соответствующего ей хозяйственного механизма экономических объектов сферы товарного обращения (ПКВ-1); логикой проведения экономической диагностики и инструментами формирования конкурентоспособности региона (ПКВ-2).

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ

Тема 1. Коммерческая деятельность

Цель занятия: изучение сущности и содержания и понятийного аппарата дисциплины, ознакомление со сферами распространения коммерческой деятельности.

План занятия:

Понятия в коммерческой деятельности.

Предмет и метод.

Объекты и субъекты коммерческой деятельности.

Сферы применения.

Методические указания

Коммерция (от лат. coomercium – торговля) является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Предприниматели, занимающиеся коммерческой деятельностью, с выгодой для себя выполняют общественно полезную деятельность, содействуя производителям материальных благ в обмене продуктами их труда.

Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство. Из всех видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм предпринимательской деятельности. В то же время в различных видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов, т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.

С развитием рыночных отношений расширяется сфера коммерческой активности, охватывая обмен продуктами не только материального производства, но и интеллектуальной деятельности. Коммерция активно влияет на развитие процессов производств и потребления. Коммерческие структуры изучают тенденции рыночного спроса и ориентируют производителей на разработку и производство наиболее перспективных для сбыта товаров, а также нередко участвуют в финансировании их производства. Коммерсанты активно воздействуют и на потребителей, создавая условия для роста спроса на современные виды товаров. Закупкой исходных материалов и сбытом готовой продукции занимаются как сами производители, так и созданные ими или полностью независимые от них посреднические, потовые и розничные фирмы. Коммерческие структуры создают условия для сотрудничества заказчиков и подрядчиков при сооружении гражданских и промышленных объектов, содействуя повышению эффективности строительства и росту экономики в целом.

Специализированные коммерческие фирмы, организуют и оптимизируют отношения при аренде и лизинге имущества, являющихся одними из наиболее эффективных способов инвестирования средств в развитие экономики.

Коммерческие или производственные организации, участвующие в обращении товаров и услуг, называются сторонами или контрагентами.

Они заключают между собой сделки купли-продажи, мены, займа и др. Сделки оформляются устными договорами при розничной купле-продаже и письменными при оптовой.

Отношения сторон не ограничиваются заключением и исполнением основных договоров. Одновременно совершаются финансовые договоры перевозки, хранения, страхования, залога и т.д.

Комплекс основных и сопутствующих договоров называется на внутреннем рынке торговыми операциями, на внешнем – внешнеторговыми.

Внешнеторговые операции делятся на несколько видов:

экспортные, при которых продажа товаров и услуг осуществляется за границу или нерезидентами внутри национальной территории продавцов;

импортные, при которых осуществляется приобретение товаров из-за границы или у резидентов на территории покупателей;

реэкспортные, при которых за границу продаются ранее импортированные товары без их переработки в стране покупателя. Реэкспорт может осуществляться и без завоза товаров в страну покупателя;

реимпортные, при которых в страну ввозятся ранее проданные или вывезенные товары без их существенной переработки за границей. Например, товары сданные в аренды или вывезенные в качестве экспонатов на выставки.

Чтобы обеспечить продажи и приобретения товаров, торговые организации ведут исследования рынков, рекламу, вступают в договорные отношения с посредниками, банками, контролирующими организациями, защищают свои интересы в судах и арбитражах. Весь этот комплекс операций торговых организаций – производителей товаров и услуг или независимых торговых организаций называется коммерческой деятельностью.

Курс «Коммерческая деятельность» как научная дисциплина изучает рациональную организацию коммерческих процессов в торговле с целью их наиболее эффективного выполнения, быстрейшего доведения товаров до конечных потребителей путем осуществления актов купли-продажи.

Предмет курса – коммерческие процессы, совершаемые в оптовых и розничных организациях сферы товарного обращения.

Объектом изучения курса в узком понимании являются торговые, посреднические, сбытовые, маркетинговые организации и структуры, где осуществляются коммерческие процессы.

В более широком смысле к объекту изучения курса следует отнести коммерческую сторону всего процесса движения товаров от производителей до потребителей.

Практическое (семинарское) занятие

Цель занятия: усвоение лекционного материала и закрепление на основе обсуждений и практических заданий.

Задания, рекомендуемые к выполнению на практическом (семинарском) занятии:

Задание 1. Вопросы для обсуждения:

1. Что является предметом и методом курса «Основы коммерческой деятельности»?

2. Укажите факторы внешней среды, влияющие на развитие коммерческой деятельности торгового предприятия.

3. От каких факторов внутренней среды торгового предприятия зависит уровень его коммерческой деятельности.

4. Каковы задачи анализа информации о внешней и внутренней среде торгового предприятия для принятия коммерческих решений?

Задание 2. Деловая игра «Ассоциация»

Цель работы: Выявить индивидуальность, а также сформировать навыки работы в группе.

Методические указания: для выполнение работы необходимо всей учебной группе разбиться на подгруппы по 5-6 человек. Работа выполняется поэтапно.

Этап 1: Каждый член подгруппы должен написать пять качеств. Которые считает самыми необходимыми для специалиста коммерции.

Этап 2: Подгруппа должна обсудить все написанные каждым членом подгруппы качества и выбрать всего пять, по их мнению, самые необходимые, главные.

Этап 3: На данном этапе работы каждому члену подгруппы необходимо сравнить выбранные пять качеств с чем-либо или кем-либо. В итоге на пять выбранных качеств получится двадцать пять ассоциаций в подгруппе из пяти человек. Ассоциации могут совпадать.

Этап 4: Подгруппа, обсуждая все 25 ассоциаций, должна прийти к общему решению, выбрав только пять.

Этап 5: Каждая подгруппа, используя выбранные пять ассоциаций, рисует картину. Картина должна содержать определенную сюжетную линию.

Этап 6: Презентация. Представители от подгруппы демонстрируют получившуюся картину перед всей группой и дают обоснование выбранным качествам.

Задание 3. Ситуационная задача.

В конце года у А.Н. Петрова (менеджера крупного предприятия) накопилось много нерешенных проблем как личного, так и делового характера. Необходимо было:

1) организовать конференцию;

2) продлить договор с поставщиками на следующий год;

3) разрешить затянувшийся конфликт между начальниками подразделений;

4) подготовиться к проверке бухгалтерской отчетности предприятия налоговой инспекцией;

5) решить проблему с неуспеваемостью младшего сына в школе;

6) закончить ремонт квартиры;

7) подстричься в парикмахерской и купить новый костюм;

8) поздравить тещу с днем рождения.

За неделю до наступления Нового года он, очевидно, не успевает решить все эти вопросы.

Задание.

1. С учетом 10 ограничений, приведенных в табл. 1., выявите наиболее важные задачи менеджера, которые должны быть решены в первую очередь.

Таблица 1

Виды ограничений при принятии решений

Ограничения

Комбинации ограничений

1

2

3

4

5

6

7

1. Деньги есть

да

нет

да

нет

да

нет

да

2. Самочувствие хорошее

нет

да

да

нет

нет

нет

да

3. Штат укомплектован

да

нет



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст