Учебно-методическое пособие по дисциплине «мировая экономика» («

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

(«The international economics»)

Специальности:

080200 – Менеджмент организации;

080502 — Экономика и управление

на предприятии природопользования;

080801 – Прикладная информатика

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

030602 Связи с общественностью

Курс: III

Санкт–Петербург

2012

ББК

Рецензенты: д-р экон. наук, проф. Н. М. Межевич (СПбГУ),

д-р экон. наук, проф. Е. Г. Ефимова (СПбГУ)

Шалденкова Т. Ю.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Мировая экономика » – СПб.: Изд. РГГМУ, 2012. – 29 с.

ISBN

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой дисциплины «Мировая экономика». Даются рекомендации по изучению дисциплины. Приводятся вопросы для самопроверки и рекомендуемая литература.

ББК

© Шалденкова Т. Ю.

ISBN

© РГГМУ, 2012.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Современная мировая экономика представляет собой многомерное экономическое пространство. Территориально-отраслевую структуру мирового хозяйства формируют элементы и подсистемы, сети и потоки, взаимосвязанные экономической деятельностью. Статико-пространственная и динамико-временная составляющие мировой экономики отражаются в процессе мирового экономического развития. Актуальной особенностью мирохозяйственной системы является разностадийность развития стран и регионов, их одновременное нахождение на постиндустриальной, индустриальной и доиндустриальной стадиях. Разностадийность во многом определяет механизм пространственной самоорганизации мирового хозяйства, например, в рамках переноса производств предыдущего цикла в менее развитые страны. Несмотря на присущую мировому хозяйству внутреннюю самоорганизацию, в нём действуют разнообразные регулирующие механизмы, несущие функцию управления мировым экономическим развитием. Таким образом, сложность и высокая степень неопределенности мировой экономической системы обусловливают необходимость её изучения.

Перспективы экономического развития России во многом зависят от условий её участия в мировом хозяйстве. Широкое вовлечение нашей страны в систему международных экономических отношений (МЭО) привело к возникновению достаточно разнонаправленных эффектов, связанных, в частности, с усилением зависимости страны от экспорта сырья и импорта готовой продукции, оттоком капитала и «утечкой мозгов» из страны. В силу данных причин возрастает значимость изучения курса «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления о мировой экономике как сложной системе, все элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Эта цель подразумевает изучение мирового хозяйства, его субъектов и взаимодействия между ними в сфере экономики.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

изучение структуры и динамики развития мирового хозяйства;

исследование современных тенденций и проблем развития глобальной экономики;

характеристика основных форм МЭО (международная торговля, зарубежное инвестирование, международная передача технологий, международная миграция рабочей силы, международные валютно-финансовые отношения, региональная экономическая интеграция);

выявление комплекса экономических эффектов, возникающих в результате осуществления различных форм МЭО с использованием графического метода;

осмысление необходимости регулирования МЭО на межгосударственном уровне;

на основе решения указанных задач оценка современных особенностей и перспектив участия России в МЭО.

Основой методологии является теория. Для успешного освоения дисциплины студенты должны обладать базовыми знаниями по дисциплинам «Экономическая теория» и «Экономическая география», а также знанием иностранного (английского) языка.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

На лекциях по дисциплине «Мировая экономика» предусматривается изучение разделов «Введение в курс мировой экономики», «Мировая экономика как система», «Типологизация стран в мировой экономике», «Международная торговля», «Международная торговая политика», «Международное перемещение факторов производства», «Международная экономическая интеграция», «Международные валютно-финансовые отношения», «Регулирование международных экономических отношений на уровне межгосударственных организаций».

На семинарах происходит закрепление лекционного материала в ходе дискуссий, устных ответов на вопросы, письменных контрольных работ. На основе теоретических знаний, анализируется эмпирический материал по экономике ведущих мировых держав, на основе которого студенты готовят доклады. Схема доклада представлена в форме таблицы (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Основное внимание уделяется экономике стран «большой двадцатки» (Group of Twenty (G-20)) — формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик: 19 крупнейших национальных экономик и Европейский Союз (ЕС). Для изучения на семинарах страны «двадцатки» группируются по региональному принципу. В основе региональной группировки стран лежит модель «центр-периферия». Рассматриваются страны «триады» (США и Канада, развитые страны ЕС, развитые страны Азии) и их «периферия». В завершении производится подробный анализ экономики России и её участия в МЭО (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Критериями оценки успеваемости студента на семинарах являются:

посещение занятий;

количество и качество подготовленных докладов;

количество и качество устных ответов на вопросы;

участие в дискуссии;

оценка за текущие письменные контрольные работы.

Исходя из результатов работы на семинарах в течение семестра, составляются рейтинги студентов по успеваемости, определяющие критерии получения оценок «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» на экзамене для студентов каждой группы рейтинга. Итоговый экзамен проходит в форме письменного теста (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

.ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Куликов Л.М. Основы экономической теории. – М.: Финансы и статистика, 2007.

Мировая экономика / под ред. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2007.

Мировая экономика и международные экономические отношения / под. ред. Сутырина С.Ф. – СПб., 2007.

Овчинников Г.П. Международная экономика. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., Изд-во «Полиус», 1998.

Кочергина Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность. – Ростов на Дону.: Феникс, 2006.

Михайлов А. И. Мировое хозяйство в пространственно-временном континууме: Учебное пособие для вузов. — М., 2009.

Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс. Под ред. Полякова В. В., Щенина Р.К. – М., 2010.

Хейфец Б. БРИК: миф или реальность? // Мировая экономика и международные отношения, № 9, Сентябрь 2010, C. 72-80.

Байков Н. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. // Мировая экономика и международные отношения, № 10, Октябрь 2010, рубрика «Точка зрения», C. 119-122.

Ананьин О., Хаиткулов Р., Шестаков Д. Вашингтонский консенсус: пейзаж после битв // Мировая экономика и международные отношения, № 12, Декабрь 2010, C. 15-27.

Спартак А. Современный регионализм // Мировая экономика и международные отношения, № 1, Январь 2011, C. 3-15.

Иванов И. Реальный шаг в постсоветской хозяйственной реинтеграции // Мировая экономика и международные отношения, № 9, Сентябрь 2010, C. 3-13.

Parker J. The 9 billion-people question. A special report on feeding the world // The Economist, February 24, 2011.

Tarr D. Russian trade and foreign direct investment policy at the crossroads // The world bank policy research working paper № 5255, March, 2010.

Plagued by politics: Biofuels are an example of what not to do // The Economist, February 26, 2011, U.S. Edition // HYPERLINK «http://proxy.lib.pu.ru/»http://proxy.lib.pu.ru

To each his own; North American integration // The Economist, February 26, 2011, U.S. Edition // HYPERLINK «http://proxy.lib.pu.ru/»http://proxy.lib.pu.ru

A Mao in every pocket; The yuan goes global // The Economist, September 25, 2010, U.S. Edition. // HYPERLINK «http://proxy.lib.pu.ru/»http://proxy.lib.pu.ru

World Investment Report 2010: investing in a low-carbon economy // HYPERLINK «http://www.unctad.org/en/docs/wir2010_en.pdf»http://www.unctad.org/en/docs/wir2010_en.pdf

http: europa. eu. int

http: www. archipelag.ru/geoeconomics/theoretical-aspect/.

http: www. cor. eu.int.

http: www. esc.eu.int.

http: www. hwwa.de.

http: www. imemo.ru.

http: www.ey.com.

http: HYPERLINK «http://www.polit.ru/research/2005/04/27/dеmoscope1999.html»www.polit.ru/research/2005/04/27/dеmoscope1999.html.

http: HYPERLINK «http://www.un.org/»www.un.org.

HYPERLINK «»http: www.beac.mid.ru

HYPERLINK «»http: www.state.gov

HYPERLINK «http://www/gks.ru»http: www/gks.ru

http:www.duel.ru.

http: www.baltic-sea-forum.org/en/.

http: HYPERLINK «http://www.bdforum.org/»www.bdforum.org.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Интегрум

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

Наука — журналы издательства на платформе компании East View — East View Information Services

Наука — журналы издательства на платформе компании eLibrary

eLIBRARY.RU

EastView

Электронная библиотека диссертаций (РГБ)

Academic Search Complete — база данных компании EBSCO — EBSCO Publishing Co.

Blackwell Synergy Journals — Blackwell Publishing

Wiley Interscience

Business Source Complete — база данных компании EBSCO — EBSCO Publishing Co.

База данных по бизнесу и экономике

Cambridge Journals Online — Cambridge University Press

DigiZeitschriften

Ebrary Academic Complete

EBSCO Publishing Co. — базы данных — EBSCO Publishing Co.

Econlit with Full Text — EBSCO Publishing Co.

Econlit with Full-Text

Elsevier

Emerald Management Plus — Emerald

Euromonitor International — Passport GMID

Passport GMID

InfoTrac General Onefile — Gale

InfoTrac General Onefile

JSTOR — The Scholarly Journal Archive — JSTOR

LexisNexis Academic — LexisNexis

Newspaper Source™ — база данных компании EBSCO — EBSCO Publishing Co.

Oxford Journals — Oxford University Press

Palgrave Dictionary of Economics Online

The New Palgrave Dictionary of Economics Online Regional Business News — база данных компании EBSCO — EBSCO Publishing Co.

Полнотекстовая база экономических сводок новостей

Springer — журналы

Springer — электронные книги

Taylor and Francis — InformaWorld

Wiley InterScience — журналы Wiley-Blackwell

World Bank Databases — The World Bank Group

УКАЗАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ

Введение в курс мировой экономики

Понятие экономики. Оikonomikē (гр.) – искусство ведения домашнего хозяйства. Современные направления определения термина «экономика»:

совокупность общественных отношений;

производственная система;

научная и учебная дисциплина.

Система экономических наук и её подсистемы:

экономическая теория (общетеоретическая и методологическая база для всех экономических наук);

конкретные экономические науки (изучают отдельные области хозяйственной жизни общества): отраслевые, функциональные, на стыке с другими науками.

Выявление места мировой экономики в системе экономических наук. Определение предмета и методов изучения мировой экономики. Предметом изучения мировой экономики являются альтернативные методы использования ресурсов, ограниченных в пределах мирового хозяйства. Отмечается важность методов, используемых общей экономической теорией (абстрагирование, анализ, синтез, системный, графический методы) и обращается внимание на специфику методологии мировой экономики (влияние неэкономических факторов, необходимость межстранового сопоставления).

Конкретизизация понятия мировой экономики. В рамках данного курса мировая экономика определяется как совокупность экономических субъектов, взаимосвязанных процессом международного разделения труда (МРТ) и международными экономическими отношениями (МЭО).

Формы МЭО (международная торговля, международное перемещение факторов производства, международная экономическая интеграция, международные валютно-финансовые отношения, регулирование международных экономических отношений на уровне межгосударственных организаций) и уровни, на которых они проявляются (микроэкономический, макроэкономический, наднациональный).

Л и т е р а т у р а

[1] – п. 1, [2] – Введение, п. 1.1, [3] – Введение, п. 1.1 – 1.3, [6], [7] – гл.1., [8], [9], [10], [13].

Вопросы для самопроверки

Что означает древнегреческой термин «oikonomikē»?

Назовите современные направления определения термина «экономика».

Приведите примеры отраслевых, функциональных и находящихся на стыке с другими науками экономических дисциплин. Какое место занимает мировая экономика в системе экономических наук?

В чём заключается специфика методологии мировой экономики по сравнению с общенаучной методологией?

Поясните, как используется графический метод при изучении мировой экономики.

Какие есть способы определения термина «мировая экономика»?

Перечислите формы международного экономического взаимодействия.

Назовите исторически и логически исходную форму МЭО. Какие формы МЭО приобретают всё большее значение в настоящее время?

Мировая экономика как система

Мировое хозяйство в пространственно-временном континууме. Возникновение и развитие мирового хозяйства как системы: основные этапы. История развития мировой торговли как исходной формы международного экономического взаимодействия. Роль Великих географических открытий (XV – XVII вв.), появления машинной индустрии и современных транспортных средств и коммуникаций (XIX в.) в развитии мировой экономики. Формирование мирового рынка в конце XIX – начале XX в. Развитие международного разделения труда и специализации, активизация обмена продуктами труда и научно-технической деятельности, формирование крупных международных компаний, образование международного финансового капитала как основные черты целостного механизма мирового воспроизводства.

Структура и субъекты мировой экономики. Национальные экономики как основа системы мировой экономики. Подсистемы мирового хозяйства: сфера межгосударственных отношений; область деятельности отраслевых и территориальных интеграционных объединений, ТНК, международных экономических организаций. Надстройки мировой экономики как регулирующие механизмы взаимодействия внутри системы: международное право и международные институты.

Субъекты мировой экономики:

микроэкономический уровень (фирмы-производители и индивидуумы-потребители);

макроэкономический уровень (народнохозяйственные комплексы и их основные секторы);

мезоэкономический уровень (отрасли, группы отраслей);

наднациональный уровень (международные интеграционные объединения, международные экономические организации).

Современные тенденции развития мировой экономики (глобализация, либерализация, регионализация, транснационализация, постиндустриализация и др.) и экономические последствия глобальных проблем (экологической, демографической, продовольственной).

Л и т е р а т у р а

[2] – п. 1.1, 1.2, 4.1 – 4.6, [3] – п. 1.1 – 2.3, [6].

Вопросы для самопроверки

В какой исторический период времени возникло мировое хозяйство?

Опишите пространственно-временной механизм развития различных форм МЭО.

Охарактеризуйте мировую экономику как систему. Выделите её основу, подсистемы, надстройку.

Определите субъектов мировой экономики.

Каковы современные тенденции развития мировой экономики?

Назовите особенности постиндустриального этапа развития экономики.

Проанализируйте основные недостатки и противоречия глобальной капиталистической системы.

Каковы критерии выделения глобальных проблем? Перечислите наиболее важные, на ваш взгляд, глобальные проблемы и назовите их социально-экономические последствия.

Типологизация стран в мировой экономике

Направления типологизациии (выделения в группы) стран мира.

Основные макроэкономические показатели, применяемые при анализе экономики стран-участниц мирового хозяйства:

ВВП / GDP (валовой внутренний продукт/ gross domestic product);

ВНП / GNP (валовой национальный продукт/ gross national product);

ВНД / GNI ( валовой национальный доход / gross national income).

Понятие паритета покупательной способности (ППС / PPP – purchasing power parities). Сопоставление номинального ВВП и ВВП по ППС.

Региональный подход (деление на историко-культурные регионы). Регион как территориальное образование, составленное из ряда стран, расположенных на общей территории и объединенных рядом других признаков. Основные регионы мирового хозяйства: Северная Америка, Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа и Азия.

Уровень экономического развития. Критерии: ВВП/ВНП/ВНД; ВВП/ВНП/ВНД на душу населения; отраслевая структура ВВП; уровень образования населения и продолжительности жизни. Группы стран: развитые, развивающиеся, наименее развитые.

Размер (масштаб) экономики. Критерии: площадь территории; ресурсный потенциал (население, запасы природных ресурсов, наличие реального капитала); количественные и качественные показатели уровня экономического развития. Группы стран: крупные (высокоразвитые, среднеразвитые, менее развитые), средние (высокоразвитые, среднеразвитые, менее развитые), малые (высокоразвитые, среднеразвитые, менее развитые).

Социально-экономический тип хозяйства. Группы стран: капиталистические и социалистические страны; страны с командно-административной, рыночной, переходной экономикой.

Классификация стран ООН. Критерии: характер экономики: рыночная, административно-командная или переходная; уровень социально-экономического развития, который определяется производством ВВП/ВНД на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни. Группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) и его составляющие: индексы ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования, уровня ВВП на душу населения.

Показатели открытости национальной экономики (экспортная, импортная, внешнеторговая квота). Зависимость степени открытости от размера территории и численности населения.

Л и т е р а т у р а

[2] – п. 3.1, 3.2, [3] – п. 1.2, [6] – Приложение, [7] – гл.1., [8].

Вопросы для самопроверки:

Какие основные макроэкономические показатели используются для международных сопоставлений?

Перечислите известные вам способы и принципы классификации стран в мировой экономике.

В чём заключаются особенности типологической дифференциации стран?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст