Учебно-методическое пособие по дисциплине «Методы социально-экон

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

«12» ноября 2012 г.

____________С. П. Ермишин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«Методы социально-экономического прогнозирования»

для студентов направления подготовки 100800.62 «Товароведение»

профиль «Товарный менеджмент», «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья»

Авторы: д.э.н., профессор Башмачникова Е.В.

к.э.н., старший преподаватель А. В. Морякова

Тольятти, 2012 год

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Методы социально-экономического прогнозирования» для студентов направления подготовки 100800.62 «Товароведение» разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 100800.62 «Товароведение», утвержденного Министерством образования и науки РФ 22.12.2009 г.

Рассмотрено

на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № 3 от «08»ноября 2012 года

Зав. кафедрой _____________________ Е. В. Башмачникова

Утверждено

на заседании Научно – методического совета

направления подготовки 100800.62 «Товароведение»

Протокол № 2 от «12» ноября 2012 г.

Председатель НМС_____________________М.Ю.Лысова

Авторы: д.э.н., проф. Башмачникова Е.В.

к.э.н., старший преподаватель А. В. Морякова

Рецензент: к.э.н., доцент Марченко Т.И.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение. Цели освоения дисциплины……………………………….………………………4

2. Структура дисциплины.…………………………………………………….……………..….6

3. Содержание ………………………………………………………………….…………….….6

4. Тематический план изучения дисциплины………………………………………………….8

5. Содержание лекционных и практических занятий………………………………………..10

Тема 1. Методология и теория социально-экономического прогнозирования ……………10

Тема 2. Инструментарий социально-экономического прогнозирования … ………………21

Тема 3. Анализ объекта прогнозирования ….…………………………………………….….28

Тема 4. Методы социально-экономического прогнозирования:

обзорная характеристика ………………………………………………………………………37

Тема 5. Анализ временных рядов ………………………………………….…….……………45

Тема 6. Сглаживание временных рядов с помощью

скользящих средних ………………………………..…………………………………..………50

Тема 7. Прогнозирование социально-экономического развития

с помощью моделей кривых роста……………………………………………….……….…..54

Тема 8. Использование адаптивных методов прогнозирования

в социально-экономических исследованиях. Применение многофакторных

моделей прогнозирования ………………………………………………………………….…57

Тема 9. Прогнозирование социального развития ……………………………………………69

Тема 10. Доверительные интервалы прогноза

Оценка адекватности и точности моделей……………………………………………………85

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины …………….………………..92

6.1. Вопросы для самопроверки ………………………………………………………………92

6.1. Тестовые задания по дисциплине

«Методы социально-экономического прогнозирования»………………………………..….96

6.3. Примерный перечень вопросов к экзамену …………………………………………..100

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………….….……102

7.1. Основная литература……………………………………………………………………..102

7.2. Дополнительная литература……………………………………………………………..103

7.3. Программное обеспечение использования современных

информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы ………..…………104

1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Методы социально-экономического прогнозирования» изучается студентами направления 100800.62 «Товароведение» на 3 курсе дневной формы обучения.

Цель преподавания дисциплины «Методы социально-экономического прогнозирования» — получение теоретических знаний о принципах и методах социально-экономического прогнозирования, приобретение необходимых навыков работы в организации социально-экономического прогнозирования.

Наиболее важными сторонами метода курса являются:

системный подход к решению задач прогнозирования, планирования и управления;

изучение процесса развития коммерции в динамике;

анализ и обобщение новых перспективных явлений в развитии коммерции;

учёт специфики объекта исследования;

сопоставление альтернатив решения задач для выявления оптимальной, с точки зрения принятых критериев эффективности, стратегии развития;

широкое применение математических методов для решения прогнозных и управленческих задач.

Задачами дисциплины «Методы социально-экономического прогнозирования» являются:

— изучение основных методов социально-экономического прогнозирования;

— изучение основных видов прогнозов;

— изучение основ организации прогнозирования на предприятиях;

— изучение особенностей прогнозирования экономических параметров деятельности предприятия и развития отраслей хозяйственной деятельности.

Все перечисленные задачи полностью соответствуют требованиям, предъявленным к подготовке бакалавра по направлению 100800.62 «Товароведение».

Курс «Методы социально-экономического прогнозирования» представляет собой учебную дисциплину по выбору из гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы.

Связь с другими дисциплинами направления (профиль «Товарный менеджмент»):

Экономика организации.

Управление маркетингом.

Эффективность деятельности торгового предприятия.

Связь с другими дисциплинами направления (профиль «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья»):

Экономика организации.

Изучение и прогнозирование спроса на товары и услуги

Управление маркетингом.

В процессе изучения дисциплины будущий бакалавр должен:

Знать: теоретические основы организации и управления предприятием (ПК-2); технические регламенты и другие российские и международные нормативно-правовые документы, регламентирующие качество и безопасность потребительских товаров (ПК-3); принципы формирования ассортимента и управления товарными потоками на всех этапах товародвижения, принципы товарного менеджмента в организации товароведной и коммерческой деятельности (ПК-10).

Уметь: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, стремиться к саморазвитию и повышению квалификации (ПК-1); работать с нормативными и правовыми документами в соответствии с направлением и профилем подготовки (ПК-3); использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-4); использовать знания основных законов естественнонаучных дисциплин для обеспечения качества и безопасности потребительских товаров (ПК-5); осуществлять товарный менеджмент при производстве, закупке, продвижении и реализации сырья и товаров и осуществлять продвижение товаров (ПК-10).

Владеть: навыками разработки, принятия и реализации управленческих решений (ПК-2); нормативной документацией в товароведной и оценочной деятельности (ПК-3); навыками применения знания в области естественнонаучных и прикладных инженерных дисциплин для организации торгово-технологических процессов (ПК-6); методами реализации и продвижения товаров (ПК-10).

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Виды работ

Направление

подготовки 100800.62 «Товароведение»

Дневное отделение

Заочное отделение

Всего часов,

в том числе

180

180

Лекции

32

6

Практические занятия

42

6

Самостоятельная работа

79

159

Формы контроля, № семестра

Экзамен

6

6

Курсовой проект

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/пРазделдисциплины

 СеместрНеделя семестраВиды учебной работы, включая самостоятельную работу студентови трудоемкость (в часах)Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

Лекции Практ. занятияЛабор. занятия Самост. работа1Методология и теория социально-экономического прогнозирования 63,434-7Решение ситуационных задач, устный опрос, подготовка докладов2Инструментарий социально-экономического прогнозирования64,534-8Решение ситуационных задач3Анализ объекта прогнозирования65,634-8Тестирование, решение ситуационных задач

4Методы социально-экономического прогнозирования: обзорная характеристика66,734-8Решение ситуационных задач, подготовка докладов5Анализ временных рядов67,834-8Решение прогнозных задач6Сглаживание временных рядов с помощью скользящих средних68,934-8Решение прогнозных задач, тестирование7Прогнозирование социально-экономического развития с помощью моделей кривых роста 69,10,1145-8Решение прогнозных задач8Использование адаптивных методов прогнозирования в социально-экономических исследованиях. Применение многофакторных моделей прогнозирования611,12,1345-8Решение прогнозных задач, контрольная работа9Прогнозирование социального развития613,1434-8Решение ситуационных задач, тестирование, подготовка докладов10Доверительные интервалы прогноза. Оценка адекватности и точности моделей614,1534-8Решение прогнозных задач, подготовка докладовИтого

32

42

79

Экзамен

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1

Методология и теория социально-экономического прогнозирования

Цель занятия: получение теоретических знаний в области методологии и теории социально-экономического прогнозирования.

Содержание: Предмет и метод курса «Методы социально-экономического прогнозирования». Необходимость и возможность социально-экономического прогнозирования. Предвидение и социально-экономического прогнозирование: общие понятия, логико-гносеологические основы предвидения.

Рекомендуемая литература: 1,2,4,6,8,12,14,15,20,25,26,28,29,31.

Тема 2

Инструментарий социально-экономического прогнозирования

Цель занятия: рассмотрение теоретических основ инструментария социально-экономического прогнозирования, ознакомление с типологией прогнозов, изучение задач прогностики и прогнозирования, а также основных этапов разработки социально-экономических прогнозов.

Содержание: Способы научного обоснования предсказаний. Типология социально-экономических прогнозов. Прогнозирование и прогностика: общие понятия и задачи. Способы и последовательность разработки социально-экономических прогнозов.

Рекомендуемая литература: 1,2,4,6,8,14,15,19,20, 21,25,26,28,30.

Тема 3

Анализ объекта прогнозирования

Цель занятия: определение сущности и содержания анализа объекта прогнозирования и его характерных особенностей.

Содержание: Подходы для исследования объекта прогнозирования. Основные методологические принципы объекта прогнозирования. Классификация объектов прогнозирования. Моделирование объектов прогнозирования. Система прогнозирования.

Рекомендуемая литература: 1,2,4,7,8,9,10,11,13,14,15,16,19,20,21,23,24, 26,27,28,31.

Тема 4

Методы социально-экономического прогнозирования: обзорная характеристика

Цель занятия: изучение сущности и основных подходов к классификации методов социально-экономического прогнозирования и их характерных особенностей.

Содержание: Классификация методов социально-экономического прогнозирования. Статистические методы, используемые в социально-экономическом прогнозировании. Экспертные методы социально-экономического прогнозирования.

Рекомендуемая литература:1,2,3,4,5,9,10,13,14,15,17,18,20,23,26,27,28,31.

Тема 5

Анализ временных рядов

Цель занятия: изучить процедуру анализа временных рядов.

Содержание: Виды временных рядов. Требования, предъявляемые к исходной информации. Компоненты временных рядов. Основные показатели динамики экономических явлений.

Рекомендуемая литература: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,15,16,17,18,19,22,23,24,26,27,28,31.

Тема 6

Сглаживание временных рядов с помощью скользящих средних

Цель занятия: изучить процедуру сглаживания временных рядов с помощью скользящих средних.

Содержание: Применение простых скользящих средних. Использование взвешенных скользящих средних.

Рекомендуемая литература: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,15,16,17,18,19,22,23,24,26,27,28,31.

Тема 7

Прогнозирование социально-экономического развития с помощью моделей кривых роста

Цель занятия: изучить процедуру прогнозирования социально-экономического развития с помощью моделей кривых роста

Содержание: Применение моделей кривых роста в социально-экономическом прогнозировании. Методы выбора кривых роста.

Рекомендуемая литература: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,13,14,15,16,17,18,19,22,23,24,26,27,28,31.

Тема 8

Использование адаптивных методов прогнозирования в социально-экономических исследованиях. Применение многофакторных моделей прогнозирования

Цель занятия: научиться использовать адаптивные методы прогнозирования в социально-экономических исследованиях и многофакторные модели прогнозирования

Содержание: Сущность адаптивных методов. Экспоненциальное сглаживание. Адаптивные модели сезонных явлений. Особенности применения корреляционно-регрессионного анализа.

Рекомендуемая литература: 1,2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,16,17,18,23,24,26,27,28,31.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст