Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» дл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол УМС № __________

Проректор по УРиКО

от «____» ___________ 201__г.

_______________ О.Н. Наумова

Проректор по УМР

______________ С.П. Ермишин

«____» ____________ 201__г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Конкурентоведение»

для студентов направления 100700.62 «Торговое дело»

Составитель: к.э.н., доцент Марченко Т. И.

Тольятти

АННОТАЦИЯ

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки 100700.62 «Торговое дело», утвержденным 22.12.2009 года.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки 100700.62 «Торговое дело», утвержденным 22.12.2009 года.

Составил: к.э.н., доцент Марченко Т. И.

Рассмотрено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № от «___»201__ г.

Зав. кафедрой д.э.н., профессор Е.В. Башмачникова

Согласовано научно – методическим советом направления 100700.62 «Торговое дело» профиля «Коммерция»

Протокол № от «____»____________201__ г.

Председатель научно-методического совета направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» профиля «Коммерция» к.э.н., доцент Т. И. Марченко

Рецензент: к.э.н., доцент Лысова М. Ю.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОВЕДЕНИЕ»

2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОВЕДЕНИЕ»

7.1. Рекомендуемая основная литература

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература

7.3. Программное обеспечение современных информационно -коммуникационных технологий и Интернет – ресурсы

ВВЕДЕНИЕ

Экспансия сферы услуг в постиндустриальной экономике обусловлена процессами изменчивости и наследственности экономических форм товара или услуги. Это позволяет предположить, что в России после устранения кризисных явлений не только усилится перелив ресурсов в сферу услуг из сферы производства товаров, но и произойдет отток внутри самой сферы услуг в сторону высокотехнологичных, наукоинтенсивных видов услуг. В этой связи создание эффективно функционирующих и конкурентоспособных предприятий данной сферы в современных условиях хозяйствования выступает не только условием укрепления рынка, но и фактором решения многих экономических и социальных проблем развития региональных народно – хозяйственных комплексов.

Наблюдающееся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг создает предпосылки для формирования в структуре сферы услуг системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов.

В контексте вышеизложенного следует заметить, что дисциплину «Конкурентоведение» необходимо рассматривать как фундаментальную основу подготовки бакалавров сферы товарного обращения.

Дисциплина «Конкурентоведение» изучается студентами дневного и заочного отделения направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» профиля «Коммерция».

Целью данного курса является освоение теоретических и практических аспектов обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг и на этой основе формирование знаний и умений у студентов по разработке конкретных рекомендаций, направленных на повышение потребительской привлекательности этих товаров и услуг как с позиции удовлетворения потребностей покупателя, так и с позиции соперничества за его свободные средства в рамках системного, процессного, поведенческого, ситуационного, инновационного и динамического подходов к управлению.

К основным задачам изучения дисциплины «Конкурентоведение» относятся:

— изучение студентами сущности, объектов, субъектов и роли оценки конкурентоспособности товаров и услуг в коммерческой деятельности;

— исследование факторов и критериев конкурентоспособности товаров и услуг;

— приобретение теоретических знаний и практических навыков по использованию основных методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг;

— формирование профессионального мышления по обеспечению конкурентоспособности товаров и услуг.

Дисциплина «Конкурентоведение» позволяет сформировать у будущих бакалавров профессиональные компетенции в области самостоятельного принятия решений, затрагивающих различные аспекты управления конкурентоспособностью как товаров и услуг, так и предприятия в целом.

Курс «Конкурентоведение» является одной из дисциплин профессионального цикла, его вариативной части. Данная дисциплина базируется на учебных дисциплинах гуманитарного, социального и экономического цикла; дисциплинах математического цикла; дисциплинах базовой (общепрофессиональной) части и вариативной части (дисциплинах профиля), что подчеркивает их неразрывную взаимосвязь.

Наряду с этим учебный план также включает перечень дисциплин, имеющих непосредственное отношение к управлению конкурентоспособностью объектов в сфере коммерции, а именно: «Функционирование российских и зарубежных рынков товаров и услуг» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть), «Региональная экономика» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть), «Эффективность оценки рисков и возможных социально – экономических последствий» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть), «Малое предпринимательство: экономические аспекты функционирования» гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть), «Методы оптимальных организационно – экономических решений» (профессиональный цикл, вариативная часть), «Методы социально – экономического прогнозирования» (естественнонаучный цикл, вариативная часть), «Теоретические основы товароведения и экспертизы» (профессиональный цикл, базовая часть), «Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия» (профессиональный цикл, базовая часть), «Рекламная деятельность» (профессиональный цикл, базовая часть), «Менеджмент» (базовая общепрофессиональная часть), «Маркетинг» (базовая общепрофессиональная часть), «Основы коммерческой деятельности и коммерческой безопасности» (профессиональный цикл, вариативная часть), «Планирование и прогнозирование в коммерческой деятельности» (вариативная часть, дисциплины профиля), «Товары и услуги как объект коммерческой деятельности» (вариативная часть, дисциплины профиля) и др.

Эта дисциплина закладывает основы преемственности и развития всех учебных дисциплин направлений 100700.62 и 100700.68 «Торговое дело» (профиль «Коммерция») в соответствии с учебным планом обоих уровней.

Данная дисциплина имеет статус учебной дисциплины и является одной из основных в цикле дисциплин направления четырехлетнего учебного плана направления 100700.62 «Торговое дело» (профиль «Коммерция») и от того, как она воспримется обучаемыми, будет зависеть уровень приобретения профессиональных компетенций в течение всего периода обучения по направлению 100700.68 «Торговое дело», а также весь комплексный процесс формирования экономического и коммерческого мышления.

Перечень тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения дисциплины:

1. Теоретико – методологические вопросы конкурентоведения товаров и услуг

2. Уровень качества как критерий конкурентоспособности товаров и услуг

3. Социальная адресность и потребительская новизна как критерии конкурентоспособности товаров и услуг

4. Подлинность и безопасность как критерии конкурентоспособности товаров и услуг

5. Имидж и престижность как критерии конкурентоспособности товаров и услуг

6. Информативность и цена потребления как критерии конкурентоспособности товаров и услуг

7. Факторы конкурентоспособности товаров и услуг

8. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг

9. Конкурсы как инструменты установления конкурентоспособности товаров и услуг

10. Управление конкурентоспособностью товаров и услуг

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

— способы выявления потребностей покупателей товаров (ПК – 6);

— маркетинговые исследования (ПК – 6);

— цели, объекты, субъекты профессиональной деятельности, договоры в профессиональной деятельности, внедоговорные обязательства, правовую охрану собственности и правовую защиту интересов субъектов профессиональной деятельности, ее государственное регулирование и контроль (ПК – 10);

— требования к оформлению технической документации, необходимой для ведения коммерческой деятельности (ПК – 12);

— систему оценки и разработки стратегии коммерческой организации (ПК – 14);

— миссии организаций, цели и стратегии управления коммерческой организацией (ПК – 14);

— научную процедуру проведения различных исследований в профессиональной деятельности (ПК – 16);

— цели, принципы, функции, средства и методы маркетинга, маркетинговую среду и ее анализ (ПК – 16);

— проектные технологии в коммерческой деятельности (ПК – 18);

— основные понятия, цели, классификацию информационных технологий и характеристику отдельных видов, интеграцию информационных технологий в коммерческую, маркетинговую, логистическую, товароведную и рекламную деятельность (ПК – 18);

Уметь:

— анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК – 6);

— выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять средства и методы маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и конъюнктуру рынка (ПК – 6);

— заключать договоры с контрагентами и контролировать их выполнение (соблюдение) (ПК – 10);

— оформлять документацию при осуществлении коммерческой деятельности (ПК – 12);

— составлять рекламные сообщения, выбирать носители рекламы с учетом финансовых возможностей организации и целесообразности организовать рекламные акции (ПК – 12);

— анализировать, оценивать контролировать, разрабатывать и корректировать стратегию (ПК – 14);

— определять ресурсы предприятия, экономические показатели его деятельности (ПК – 14);

— проводить научные исследования в сфере коммерции (ПК – 16);

— разрабатывать проекты в сфере коммерции с использованием информационных технологий (ПК – 18);

— использовать информационные компьютерные технологии в профессиональной деятельности (ПК – 18);

Владеть:

— информацией о маркетинговых коммуникациях (ПК – 6);

— методами и средствами выявления и формирования спроса потребителей; анализа маркетинговой информации; (ПК – 6);

— технологией воздействия на деловых партнеров с цель заключения договоров (ПК – 10);

— умениями вести деловые переговоры (ПК – 10);

— знаниями правильности оформления технической документацией коммерческой деятельности (ПК – 12);

— умением и навыками документационного и информационного обеспечения коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведной и рекламной деятельности организации (ПК – 12);

— процедурой разработки и планирования стратегии предприятия (ПК – 14);

— исследовательскими методами осуществления профессиональной деятельности (ПК – 16);

— умением проводить маркетинговые исследования (ПК – 16);

— современными информационными технологиями при разработке проектов в сфере коммерции (ПК – 18).

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОВЕДЕНИЕ»

Тема 1: «Теоретико – методологические вопросы конкурентоведения

товаров и услуг»

Цель занятия: изучить сущность и эволюцию концепции конкурентоспособности товаров и услуг, цель и задачи дисциплины, а также объекты, субъекты и критерии конкурентоспособности товаров и услуг.

Вопросы к занятию:

Сущность, объект, предмет и методы конкурентоведения товаров и услуг

Цель и задачи конкурентоведения товаров и услуг, связь с другими науками и дисциплинами

Закономерности приобретения (потребления) и сущность конкурентоспособности товаров и услуг

Роль оценки конкурентоспособности товаров и услуг в оценке конкурентоспособности предприятия и для развития коммерческого предпринимательства

Эволюция концепции конкурентоспособности товаров и услуг

Общая характеристика критериев конкурентоспособности товаров и услуг

Объекты и субъекты оценки конкурентоспособности товаров и услуг

Методические указания

Термин «конкурентоведение» произошел от слов «конкурент» и «ведать» и означает целенаправленную деятельность по формированию конкурентоспособности товаров и услуг, обеспечению условий ее сохранения.

Конкуренция в переводе с латинского означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции — это товары и услуги, с помощью которых соперничающие предприятия стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Объекты конкуренции — потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный предприятиями – соперниками, а субъектыпредприятия – изготовители и предприятия – услугодатели.

Конкурентоспособность предприятия в основном определяется конкурентоспособностью предложенных им товаров и услуг. Следовательно, объектом конкурентоведения товаров и услуг являются товар – конкурент или услага – конкурент.

Всякий товар (услуга) как предмет обмена обладает двумя свойствами – потребительской ценностью, т.е. способностью удовлетворить конкретную потребность соответствующей группы потребителей и меновой стоимостью (ценой), т.е. способностью обмениваться как вещь в известных пропорциях на деньги.

Для конкурентоведения в отличие от товароведения характерна не только потребительская ценность товара (услуги), но и цена потребления (меновая стоимость и стоимость расходов на эксплуатацию).

Предметом конкурентоведения товаров (услуг) является потребительская привлекательность товаров (услуг) – способность притягивать, располагать, побуждать обратить внимание, возбуждать интерес к себе.

Мерой потребительской привлекательности является конкурентоспособность товаров (услуг). Таким образом, конкурентоведение товаров (услуг) – это комплексная научная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров (услуг), определяющих их потребительскую привлекательность и о методах управления этими характеристиками.

Конкурентоведение товаров (услуг) как научная дисциплина пользуется диалектическим методом познания потребительской привлекательности товаров (услуг).

В конкурентоведении применяется в основном те же методы, что и в товароведении, а именно:

— экспериментальные;

— аналитические;

— экспертные;

— системный анализ.

Цель конкурентоведения товаров (услуг) – изучение основополагающих характеристик товаров (услуг), соответствующих их потребительскую привлекательность, а так же изменение этих составляющих на всех этапах жизненного цикла товара (услуги).

Для достижения этой цели данная дисциплина должна решать следующие задачи:

четкий анализ потребительского рынка: соотношение спроса и предложения, степень удовлетворения спроса, широту, полноту, структуру ассортимента, уровень качества, цену товаров;

оценка конкурентоспособности товара (услуги) в различных потребительских сегментах;

четкая сегментация потребителей товаров (услуг);

точное определение основополагающих характеристик, составляющих потребительскую привлекательность товаров;

мониторинг динамики конкурентоспособности и цен товаров-конкурентов (услуг-конкурентов) в жизненном цикле товара (услуги);

анализ весомости свойств, качества и цены потребления товаров (услуг) для отдельных потребительских сегментов;

мониторинг потребительского сегмента и конкурентов;

управление конкурентоспособностью товаров (услуг);

активизация творческих связей и обмена информацией между предприятиями, регионами, странами, участие специалистов в конференциях различного уровня.

Конкурентоведение связано с такими дисциплинами как товароведение (потребительская стоимость является частью потребительской привлекательности товара (услуги)); маркетинг (анализ структуры спроса, сегментация рынка, используемые как главные составляющие в аналитической функции маркетинга); ценообразование; техническая эстетика, эргономика; психология (раскрытие основ формирования и управления субъективными свойствами товаров (услуг)); математическая статистика (моделирование процессов и их вероятностная достоверность); социология (знание структуры социальных групп потребителей, их потребностей, денежных доходов, ценностных ориентаций).

Проектирование, производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг основываются на результатах анализа потребностей и желаний покупателей.

Поведение потребителей объясняется их мотивами, которые индивидуальны и зависят от психологии и личностно – социальных особенностей.

Потребности человека многочисленны и разнообразны. А. Маслоу ранжировал потребности человека по степени значимости в следующем порядке:

— физиологические потребности;

— потребности самосохранения;

— социальные потребности;

— потребности в уважении;

— потребности в самоутверждении.

В соответствии с природой возникновения и содержательной сущностью все личные потребности подразделяются на два класса – материальные и духовные.

Товары народного потребления – товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст