Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государственн

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ

В РОССИИ»

для магистров 4 поколения факультета управления,

код и направление подготовки – 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»

Краснодар 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1

Содержание лекций

5

2

Тематика семинарских занятий

9

3

Программа самостоятельной работы студентов

10

3.1

Перечень форм самостоятельной работы студентов

10

3.2

Тематика форм самостоятельной работы студентов по темам (перечень вопросов для самостоятельного изучения, тематика докладов, тематика рефератов, тематика зачетных работ)

4

Фонд оценочных средств

15

5

Вопросы к зачету

15

6

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

16

6.1

Основная литература

16

6.2

Нормативная литература

17

6.3

Дополнительная литература

17

6.4

Учебно-методическая литература

17

7

Перечень программного обеспечения

18

ВВЕДЕНИЕ

Цель учебной дисциплины – сформировать у магистрантов целостное представление об истории становления и эволюции государственных органов и учреждений в России с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления.

Основные задачи учебной дисциплины:

— осмыслить историю российской государственности в контексте цивилизационного метода исторического познания и на этой основе уяснить общие закономерности и национальные особенности процесса рационализации государственного управления;

— сформировать у обучающихся развитый понятийный аппарат, знания новых концептуальных подходов к осмыслению истории государственных органов и учреждений в России;

— вооружить будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления пониманием специфики и содержания динамики социальной модернизации общества и рационализации государственного управления (центрального и местного);

— развить творческое отношение к освоению исторического опыта и умения использовать его в современных условиях.

Дисциплина «История государственных органов и учреждений в России» входит в вариативную часть общенаучного цикла ООП магистратуры (ДНМ).

Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с такими дисциплинами ООП как: «Теория и механизмы современного государственного управления», «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Совершенствование системы государственного и муниципального управления», «Государственная политика и управление».

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин – представление и понимание основных закономерностей и особенностей развития государства и системы государственного и муниципального управления.

Теоретические дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: «Теория и механизмы современного государственного управления», «Муниципальное управление и местное самоуправление», «Государственная политика и управление».

Требования к формируемым компетенциям. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):

Наименование компетенции

Код компетенции

Компетенция саморазвития. Способность и готовность к самосовершенствованию, к расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний. Умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня.

ОК-14

Компетенция критического анализа. Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей.

ОК-15

Обладать способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления

ПК-1

Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников

ПК-13

Уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления

ПК-16

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

— исторические аспекты становления и развития государственного аппарата в России;

— эволюцию системы государственных органов и учреждений на всех этапах российской истории, в том числе такие характеристики государственных органов как предпосылки создания и особенности возникновения, внутренняя организация и структура, компетенция, направления и характер деятельности, роль и значение, специфика функционирования, развития, преобразования и причины ликвидации.

уметь:

— выявлять общее и особенное в формировании традиционных основ и национальных моделей власти и управления;

— сравнивать модели государственного управления в различные периоды истории России;

— сравнивать и сопоставлять зарубежный и российский опыт модернизации государственного управления, проведения административных реформ, формирования государственной службы;

— ориентироваться в истории возникновения государственных учреждений в России, в причинах и обстоятельствах их создания, в объеме их полномочий;

— извлекать уроки из истории государственного управления в России и на их основе принимать осознанные решения.

владеть:

— навыками эффективного поиска информации, восприятия и анализа исторических источников и документов;

— общенаучными принципами познания общественных явлений;

— приемами ведения дискуссии и полемики;

— навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по различным проблемам в области истории государственных органов и учреждений.

1 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

№ темы лекции

Наименование и содержание темы лекции

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

История российской государственности в контексте современных подходов исторического познания. История российской государственности как процесс и как учебная дисциплина. Взаимосвязь с другими дисциплинами, предмет и задачи, цель и актуальность изучения дисциплины.

Теория государства и государственного аппарата. Понятие и признаки государства и государственной власти. Типы и форма государства. Формы государственного правления и устройства. Понятие и виды политического режима. Государственный механизм: понятие и структура. Классификация госорганов. Государственное управление, местное управление и самоуправление.

Основные этапы развития российской государственности и преемственность национальных типов государственного управления.

Закономерности и национальные особенности государственного развития России. Понятие и содержание политической культуры, ее роль в процессе становления и развития российской государственности; факторы, обусловившие специфические особенности политической культуры России. Политическая модернизация и национальные особенности реформаторских процессов в России: понятие и циклы политической модернизации, реформы и контрреформы в истории России.

2

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В IX-XIV ВВ.

Процесс и особенности формирования древнерусской государственности. Теории возникновения Древнерусского государства. Эволюция общественного строя и предпосылки становления государственности на Руси. Признаки Древнерусского государства. Законодательная система Древнерусского государства (Русская Правда). Государственное и военное устройство Киевской Руси. Социально-политичес-кая организация Киевской Руси и ее особенности.

Становление системы власти и управления в Киевской Руси. Великокняжеская власть и территориально-политическая структура Киевской Руси, принципы престолонаследия. Княжеская власть и народное собрание (вече) как институты власти и управления, их соотношение и эволюция. Княжеско-дружинное управление. Аппарат управления и должностные лица Древнерусского государства.

Особенности управления в древнерусских государственных центрах в период феодальной раздробленности: общее и особенное. Причины феодальной раздробленности Древнерусского государства. Роль князя, Боярской Думы и веча. Феодальные съезды. Причины особого политического строя, общественное и государственное устройство Новгородской феодальной республики. Влияние монголо-татарского ига на государственность Руси.

3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ И

РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XV-XVII ВВ.)

Особенности организации власти и управления в Русском государстве. Процесс и предпосылки образования единого Русского государства. Политика укрепления власти великого московского князя, государственная идеология. Перестройка системы управления в середине XVI в. на началах сословного представительства.

Особенности управления в период Смуты. Постепенный переход к абсолютной монархии во 2-ой половине XVII в. и становление самодержавия. Правовая система (законодательство) в XV-XVII вв. и ее значение для государственного управления.

№ темы лекции

Наименование и содержание темы лекции

3

Система высших государственных органов и учреждений. Боярская Дума: состав, компетенция, эволюция роли и значения. Избранная Рада: роль и значение, состав, государственные реформы, причины ликвидации. Земские Соборы: исторические корни становления и развития, структура, организация деятельности, группы Соборов по причине созыва, компетенция и периодизация деятельности, отличия от западных парламентов, политическое значение. Церковь как важнейшая политическая организация на Руси.

Система центральных государственных органов и учреждений. Дворцово-вот-чинная система: сущность и характеристика; Дворец, путные бояре и Казна, специфика должности казначея. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную в конце XV – начале XVI вв. Приказная система: сущность и характеристика, процесс формирования, структура, типы и виды приказов, аппарат приказов и организация их деятельности, направления развития после Смутного времени, недостатки, значение. Формирование в России «служилой» бюрократии и государственной гражданской службы как особого вида профессиональной деятельности.

Система местных государственных органов и учреждений: административно-территориальное деление в Русском государстве, система кормлений и ее недостатки, реформы по ограничению власти кормленщиков, целовальники и городовые приказчики; губная и земская реформы местного самоуправления, губные и земские органы; приказно-воеводская система местного управления, особенности воеводского управления.

4

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII ВЕКЕ

Направления политики и особенности организации власти и управления в Российской империи. Утверждение абсолютизма и военно-бюрократической (имперской) системы государственного управления в период правления Петра I: характерные признаки российского абсолютизма в 1-ой четверти XVIII века; предпосылки, характеристика и значение административно-политических реформ Петра I; Табель о рангах 1722 г. и ее значение для государственного управления. Особенности управления в эпоху дворцовых переворотов. Направления политики просвещенного абсолютизма Екатерины II. Контрреформы и система государственного управления при Павле I.

Система высших государственных органов и учреждений. Органы, созданные в период 1699-1708 гг. – Ближняя Канцелярия, Преображенский Приказ, Кабинет ЕИВ, Консилия Министров. Сенат: предпосылки создания, компетенция и структура, отличия от Боярской Думы, реформы Сената 1722 и 1763 гг., эволюция роли и значения. Церковь в системе государственного управления и Святейший Синод. Особые высшие органы власти при императорах в эпоху дворцовых переворотов и во 2-й половине XVIII века: Верховный Тайный Совет, Кабинет Министров, Конференция при Высочайшем Дворе, Императорский Совет, Совет при Высочайшем Дворе.

Система центральных государственных органов и учреждений: коллегиальная реформа 1717-1721, сущность и характеристика коллегиальной системы, отличия от приказной, недостатки, эволюция.

Система местных государственных органов и учреждений по местным реформам. Реформы городского самоуправления 1699 г. и 1720-1724 гг., губернские (областные) реформы 1708 и 1719-1720 Петра I. Значение реформ. Губернская реформа1775 г. Екатерины II: предпосылки, принципы проведения, структура местного

управления, судебная реформа, значение. Полицейская реформа 1782 г. Жалованные грамоты Екатерины II и реформы дворянского и городского сословного самоуправления 1785 г. Изменения в местном управлении по контрреформам Павла I.

№ темы лекции

Наименование и содержание темы лекции

5

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ

Направления политики и особенности организации власти и управления в Российской империи. Либеральная идеология Александра I, реакционный курс Николая I, великие либерально-буржуазные реформы Александра II и контрреформы Александра III. Государственные реформы и их роль в государственном развитии и управлении России: проект государственных реформ М.М. Сперанского, совершенствование организации государственной службы, кодификация законодательства, реформа государственных крестьян, либерально-буржуазные реформы 60-70-х гг., капиталистическая модернизация и реформы С.Ю. Витте.

Система высших государственных органов и учреждений. Особые высшие советы и комитеты при императорах: Непременный Совет и Негласный комитет Александра I, система высших комитетов при Николае I, крестьянские комитеты Александра II. Сенат: реформы Сената 1802 и 1864 гг., структура, компетенция, эволюция роли и значения. Государственный Совет: предпосылки создания, компетенция, структура, отличие от западных парламентов, эволюция роли и значения. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия: процесс формирования, структура и функции отделений, III отделение и корпус жандармов, реорганизация в 80-х годах. Комитет Министров и Совет Министров. Синод.

Система центральных государственных органов и учреждений. Министерская реформа 1802-1811: сущность, цель и правовая база реформы. Министерская система: сущность и преимущества по сравнению с коллегиальной, недостатки, структура и функции министерств, эволюция и создание новых министерств. Главные управления.

Система местных государственных органов и учреждений. Изменения в местном управлении в 1-ой половине XIX века: в связи с формированием ведомственной системы, по реформе управления государственными крестьянами 1837-41, формирование канцелярий губернских правлений в 1824 г. и их структура. Система местных органов и учреждений по реформам Александра II: реформа крестьянского общинного самоуправления 1861 г., земская реформа 1864 г., городская реформа 1870 г. Контрреформы местного управления Александра III: ведение института земских участковых начальников, изменение системы порядка формирования земств и городских дум, ограничение самостоятельности местных органов.

6

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИИ В 1905-1917 ГГ. ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ «ДУМСКОЙ МОНАРХИИ» И СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

Особенности организации власти и управления в России. Эволюция российской государственности и смена форм правления в 1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. и формирование партийной системы.

Система высших государственных органов и учреждений по реформам государственного управления 1905-1906 гг. Предпосылки реформ. Содержание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17.10.1905 г. Учреждение Государственной Думы: содержание избирательного закона «Положение о выборах в Государственную Думу» от 11.12.1905 г., компетенция и организация деятельности, признаки парламента и ограничения деятельности, характеристика 4-х созывов, Третьеиюньский государственный переворот и третьеиюньская монархия. Реорганизация Государственного Совета: компетенция, порядок формирования, структура, роль и значение. Создание единого правительства: предпосылки, суть реформы, организация деятельности Совета Министров. Основные государственные законы 1906 г. и изменения в статусе высших органов.

№ темы лекции

Наименование и содержание темы лекции

6

Особенности управления в период Первой мировой войны (1914-1918). Система и органы военного управления. Судебные органы. Органы управления экономикой.

Особенности управления в период буржуазно-демократической республики (март – октябрь 1917 г.). Предпосылки и результаты Февральской буржуазно-демократической революции. Система двоевластия. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов: функции, роль и значение, политическая программа большевиков, I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Временное Правительство: компетенция, содержание декларации от 3.03.1917 г., изменения в управлении, характеристика 4-х составов Временного Правительства и проведенных реформ, причины кризиса. Провал буржуазно-либеральной альтернативы развития России и приход к власти большевиков. Предпосылки Октябрьской социалистической революции 1917 г.

7

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (1917 – НАЧАЛО 50-Х ГГ.).

Особенности становления и развития Советской государственности. Особенности управления в годы Гражданской войны, в условиях политики «военного коммунизма», политики НЭПа, коллективизации и индустриализации. Правовые аспекты становления и развития советской государственности: деятельность и значение первых Всероссийских съездов Советов (1917-1918), содержание и значение Конституции РСФСР 1981 г., Конституций СССР 1924 и 1936 гг. Формирование однопартийной системы. Предпосылки социализма. Формирование и характерные черты административно-командной системы управления. Политический строй СССР в 30-х гг. ХХ в.

Формирование советского госаппарата. Высшие, центральные и местные органы государственной власти и управления РСФСР по Конституции 1918 г. Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет, Совет народных комиссаров, система народных комиссариатов (наркоматов). Состав и порядок формирования местных органов власти и управления: областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы депутатов. Система чрезвычайных органов защиты революции и советского строя (1917-1918).

Образование СССР и изменения в системе государственного управления по Конституции 1924 г. Съезд Советов СССР, Центральный исполнительный комитет СССР и его Президиум, Совет народных комиссаров. Система федеральных отраслевых органов центрального управления: общесоюзные, объединенные и республиканские наркоматы. Система управления экономикой и промышленностью, ее эволюция и развитие: «главкизм», деятельность ВСНХ, система отраслевых промышленных наркоматов.

Конституция 1936 г. и изменение структуры государственной власти и управления. Верховный Совет СССР: Совет Союза и Совет Национальностей. Партия в системе власти и управления. Развитие СССР как союзного государства. Складывание системы тоталитаризма. Изменения в государственном аппарате СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные тенденции развития государственных органов и учреждений СССР в послевоенный период.

№ темы лекции

Наименование и содержание темы лекции

8

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1950-80-Х ГГ. И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Кризис политической системы сталинизма и реорганизация властных структур в 50-х – 1-ой половине 80-х гг. Реформы Н.С. Хрущева. Государство и общество в эпоху «застоя». Конституция СССР 1977 г. Система высших органов власти и управления СССР в 70-е – 1-ой половине 80-х гг. Управление отдельными отраслями народного хозяйства. Госплан. Местные распорядительные и исполнительные органы.

Изменения в государственно-политической системе СССР в годы перестройки (1985-1991) и становления новой российской государственности (1991-1993). Перестройка М.С. Горбачева как вторая попытка модернизации советской системы. Реформирование государственного аппарата. Съезд народных депутатов и его место в системе высшего управления. Введение института Президента. Центральные и местные органы власти и управления. Причины распада СССР.

Конституция РФ 1993 г. и ее значение в формировании правовых основ новой российской государственности. Становление новой системы органов государственного управления. Институт Президента в системе власти и управления. Правовой статус и функции Федерального Собрания РФ. Функции и полномочия Правительства РФ. Судебная система и правосудие в новой России. Органы власти субъектов федерации. Проблемы и перспективы модернизации российской государственности в новом тысячелетии.

Организация местного самоуправления. Основные термины и понятия местного самоуправления. Вопросы местного значения. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления.

2 ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ темы лекции

Наименование и № семинарского занятия

1

Теоретические основы государства и национальные особенности государственного развития России.

2

Государственность Древней Руси: исторические особенности формирования и эволюции институтов власти и управления в IX-XIV вв.

3

Государственный аппарат в период образования и развития единого Русского государства (XV-XVII вв.).

4

Государственные органы и учреждения Российской империи в XVIII веке.

5

Государственные органы и учреждения Российской империи в XIX веке.

6

Государственный аппарат России в 1905-1917 гг. Институты власти «думской монархии» и становление российской парламентаризма.

7

Становление советской государственности и формирование административно-командной системы государственного управления (1917 – начало 50-х гг.).

8

Развитие советской государственности в 1950-80-х гг. и формирование современной российской государственности.

3 ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

3.1 Перечень форм самостоятельной работы студентов

№ темы лекции

Форма самостоятельной работы

Форма контроля

1

Проработка конспекта лекции и подготовка к опросу

по теме лекции

Устный опрос

Самостоятельное изучение отдельных вопросов

с помощью основной и дополнительной литературы

Устный опрос

Подготовка научно-исследовательских творческих

работ (реферат-эссе) по определенной теме

Проверка качества анализа проведенной работы

2-8

Проработка конспекта лекции и подготовка к опросу

по теме лекции

Устный опрос



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст