Учебно-методическое пособие по дисциплине Философия для нефилосо

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Факультет философии и культурологии

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры философииДекан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол № 7 ___________________

от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Бакулов В.Д.

____________________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Философия для нефилософских специальностей (бакалавриат – факультет психологии)

Кредитно-модульно-рейтинговая модель образовательной программы новой генерации

Для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин

и студентов всех специальностей ЮФУ

Ростов-на-Дону

2009 год

Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено авторским коллективом в составе: доцент Иващук О.Ф., старший преподаватель Новохатько А.Г., к.ф.н. Пазина Л.О., доцент Кириллов А.А.

Научный редактор: доцент Кириллов А.А.

Оглавление

I. Пояснительная записка…………………………………………5

II. Введение. Общая характеристика и теоретико-концептуальное обоснование образовательной программы новой генерации учебной дисциплины «Философия» для бакалавров психологии………… 7

III. Модуль1. Историко-философское введение……………….14

Учебно-тематический план …………………………………… 14

Дидактические цели и задачи модуля…………………………..15

. Формы обучения. Резюме теоретического курса……………..16

. Глоссарий………………………………………………………..18

. Практический блок учебных единиц. Темы вариативных

заданий и литература……………………………………………….. 21

3.5.Система контроля. Тесты………………………………………..28

3.6.Вопросы для самоконтроля по каждому подмодулю…………35

3.7 Вопросы для индивидуального собеседования по каждому

подмодулю………………………………………………………….. 35

3.8.Метод вычисления индивидуального рейтинга ………………35

3.9. Вопросы модуля, выносимые на зачет (экзамен)……………..35

3.10.Самостоятельная работа студентов………………………… . 36

IV. Модуль 2. Фундаментальная философия.

Учебно-тематический план……………………………………….37

4.1.Дидактические цели и задачи модуля…………………………..39

Формы обучения. Резюме теоретического курса……………….39

. Глоссарий…………………………………………………………41

4.4.Практический блок учебных единиц. Темы вариативных

заданий и литература………………………………………………… 45

4.5.Система контроля. Тесты…………………………………………50

4.6.Вопросы для самоконтроля по каждому подмодулю……………52

4.7.Вопросы для индивидуального собеседования по каждому подмодулю……………………………………………………………..54

4.8.Метод вычисления индивидуального рейтинга…………………55

4.9.Вопросы модуля, выносимые на зачет (экзамен)……………… 55

4.10.Самостоятельная работа студентов…………………………… 56

V. Модуль 3. Социальная философия

Учебно-тематический план……………………………………….. 60

5.1.Дидактические цели и задачи модуля……………………………61

5.2.Формы обучения. Резюме теоретического курса………………..62

5.3. Глоссарий………………………………………………………….66

5.4.Практический блок учебных единиц. Темы вариативных

заданий и литература…………………………………………………..64

5.5. Система контроля. Тесты………………………………………….65

5.6. Вопросы для самоконтроля по каждому подмодулю……………66

5.7. Вопросы для индивидуального собеседования по каждому

подмодулю………………………………………………………………76

5.8. Метод вычисления индивидуального рейтинга………………….77

5.9. Вопросы модуля, выносимые на зачет (экзамен)…………………77

5.10.Самостоятельная работа студентов…………………………….. ..77Пояснительная записка.

Цель курса – формирование у студентов умений решения на теоретическом уровне мировоззренческих проблем, освоение вопросов, связанных с развитием сознания и самосознания, уяснение специфики познавательной деятельности, осмысление статуса науки в духовной культуре общества, выяснение связи и взаимоотношений химии и философии, формирование понимания природы общества, причин его развития, структуры социального организма и взаимосвязей между его элементами, что способствует выработке самостоятельного взгляда на социальные явления современности, ориентации в многомерном социокультурном пространстве.

Задачи курса:

Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мироощущения и мировоззрения, умению анализировать философские составляющие психологических проблем.

— выявление проблемного характера философского знания и специфики предмета философии;

— уяснение места философии в системе культуры, взаимоотношения философии и психологии;

раскрытие структуры философского знания и анализ его метафизического, гносеологического, социального и антропологического аспектов;

— раскрытие основных функций философии: мировоззренческой, познавательной, методологической, аксиологической и др.;

— изучение комплекса философских проблем;

— выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных направлений и школ;

— развитие творческого мышления;

а) общенаучных компетенций таких, как способность и постоянную готовность совершенствовать и углублять свои знания; способность быстро адаптироваться к любым ситуациям, умение опознавать при анализе сложных предметных систем логические категории;

б) инструментальных: способность к анализу и синтезу информации, полученной из любых источников, использовать категории как инструменты анализа и предсказания тенденций развития исследуемых предметов (на модели развивающегося мышления), способность к письменной и устной коммуникации;

в) социально-личностных и общекультурных: навыки межличностных отношений; работа в команде; способность к самокритике и критике.

Место курса в учебном процессе

Курс «Философия» читается бакалаврам психологии на втором курсе в течение одного семестра. Он состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познавательной деятельности в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, ее закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия, познания, человека, общества, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Философия и психология. Поскольку учебно-методическое пособие предназначено для студентов-бакалавров, специализирующихся по дисциплине «Психология», обязательной дополнительной целью данного курса «Философия» является ознакомление студентов с философскими основаниями психологической науки, а также с основными проблемами, возникающими на стыке исследовательских и методологических программ философии и психологии. Модуль предполагает усвоение не только философского материала, но и небольшую ретроспективу в прошлое философских и психологических учений. Современная философия психологии развивается по нескольким направлениям: философия психологии, философские проблемы психологической эпистемологии, историческая психология и т.д. Важнейшая задача курса состоит в том, чтобы показать студентам-психологам, что в любом из этих направлений огромную роль играет философско-методологический, а также категориальный анализ основ психологической науки.

Курс философии позволит студенту увидеть историю психологической науки в многомерном интеллектуальном пространстве философии.

Введение. Общая характеристика и концептуальное обоснование образовательной программы новой генерации учебной дисциплины «Философия» для бакалавров психологии

Процессы реформирования и модернизации, разворачивающиеся во всех сферах жизни нашей страны, предполагают интеграцию Российской Федерации в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство.

Интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство происходит в контексте так называемого Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 году. Болонский процесс предполагает создание единой европейской образовательной системы, в которой бы были совместимы структуры и содержание образовательной деятельности, введены единые критерии качества подготовки выпускников, а значит, сняты ограничения на возможность академической мобильности, создание равных возможностей трудоустройства граждан Евросоюза и т.п.

Три основных инструмента Болонского процесса:

— обеспечение качества обучения;

— европейское приложения к диплому (Diploma Supplement), которое должно выпускаться на достаточно широко распространенном европейском языке.

— европейская системы зачета кредитов (ECTS). Кроме выполнения своих непосредственных функций, этот инструмент призван играть самую существенную роль для развития и управления мобильностью студентов, разработки международных учебных планов и т.п.

Таким образом, в области образования процессы реформирования обусловливают существенные изменения в деятельности образовательных учреждений высшей школы, генерацию новых требований к целям, задачам и характеру обучения, качеству подготовки выпускников, новые критерии оценки результатов работы преподавателей.

Прежде всего, это введение многоуровневой системы высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура или докторантура).

Новые требования рынка труда, с которыми самым непосредственным образом придется столкнуться выпускникам высших учебных заведений, предполагают переориентацию с овладения знаниями об объекте (предмете) труда, на необходимость выработки определенных способностей умений и навыков деятельности субъекта, сочетания общепрофессиональных знаний, умений и навыков, со специфическими, имеющими функционально-прикладной смысл. В качестве важного критерия профессиональной подготовленности и профессиональной пригодности выпускника высших учебных заведения становится готовность к значительному, и даже кардинальному изменению навыков и умений, обладание способностью их применения к смежным или аналогичным сферам деятельности, к изменившимся условиям и т.п.

Важнейшим критерием профессиональной пригодности становится способность к постоянной переподготовке, адекватному восприятию инноватики в области профессиональной деятельности, подвижности границ профессиональной компетентности, креативному применению наличных знаний и умений к решению нестандартных проблем, решению задач в различных ситуациях.

Все это получило свое выражение в так называемом компетентностном подходе к подготовке выпускников высшей школы, а значит и к разработке соответствующих профессиональных образовательных программ.

Для осуществления контроля за качеством образования, всемерным развитием академической мобильности и т.п. в национальных образовательных системах вводится система кредитов, которые в отечественной теоретико-методической литературе сейчас больше принято называть зачетными единицами.

Система кредитно-зачетных единиц дополнена нами рейтинговыми баллами, которые выступают гораздо более тонким и гибким инструментом управления процессом усвоения предмета отдельной учебной дисциплины, повышения качества обучения, стимулирующего воздействия на обучаемых и повышения объективности и прозрачности оценки/самооценки объема и качества усвоения содержания материала дисциплины студентами.

Эти новые требования и критерии оценки результатов работы практически перед каждым педагогом очень остро поставили проблему качественного преобразования методов, форм и характера обучения, применения новых способов и новых средств контроля результатов усвоения студентами содержания изучаемых дисциплин.

В соответствии с новыми требованиями основными спецификациями программы новой генерации становятся:

— исходная направленность содержания учебной дисциплины на приобретение знаний, обладающих высоким потенциалом их поливариантного применения, развитие необходимых навыков когнитивно-методологического плана, умений и компетенций в области, соответствующей направлению подготовки бакалавра;

— изложение материала учебной дисциплины должно быть структурировано определенным образом. Это структурирование должно решать целый комплекс задач: во-первых, состоять из ряда частей, внутренне связанных по своему смыслу, логически завершенных; во-вторых, структура изложения материала дисциплины должна открывать возможность предварительной оценки усвоения части объема материала, что становится незаменимой спецификацией в ситуации академической мобильности; в-третьих, возможность мониторинга хода и качества усвоения содержания дисциплины и т.п.

программа новой генерации в качестве своей сущностной спецификации должна полагать разработку и применение процедур объективной оценки уровня и качества знаний выпускников, их навыков и компетенций на основе четких, однозначных, прозрачных и согласованных критериев.

Инновационный характер данной кредитно-модульной программы в создании возможности интенсификации и оптимизации процесса освоения данного курса студентами, развития у них навыков учебно-когнитивной деятельности, сознательного совершенствования своих эвристических, интеллектуальных способностей. Эта возможность связана с модульным по способу построения принципом контроля и самоконтроля за эффективностью усвоения курса, применением метода творческих заданий и использованием креативного потенциала каждого студента и системы стимулов усвоения студентами-бакалаврами содержания курса.

Несмотря на отличие уровня подготовки бакалавров от уровня подготовки магистров, предполагающее получение в целом не углубленного, а профилизированного образования, приобретаемые бакалаврами психологии, компетенции требуют, наряду с овладением практическими умениями и навыками, получения достаточно обширных знаний из самого широкого круга дисциплин, среди которых важнейшая роль принадлежит философии.

Изучение философии предполагает развитие навыков и способностей к пополнению имеющихся знаний, умение осуществлять сложную познавательную деятельность, решать связанные с ней философско-методологические проблемы.

Содержание Программы определяется составом компетенций, необходимых бакалавру для востребованности на рынке труда. С учетом содержания этих компетенций, Программа должна включать следующие тематические компоненты: историко-философский, фундаментально-философский, социально-философский. Сообразно этому содержание Программы внутренним образом поддается разбивке на автономные обучающие пакеты – модули.

Реализация модульного принципа построения курса позволяет не только интенсифицировать усвоение учебного материала и выйти на качественно новый принцип контроля и самоконтроля за данным процессом. Пошаговая проработка модульного материала позволяет также четко определить те проблемы и вопросы, по которым у обучаемого возникли пробелы, некорректное их понимание и, соответственно, педагогу переакцентировать внимание к данной проблематике, а при необходимости скорректировать методы и формы изложения определенных вопросов и проблем.

Курс философии для бакалавров психологии состоит из трех модулей: историко-философского, основ фундаментальной философии и социальной философии. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с историческими этапами развития философского знания, обусловленными спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох. Раздел курса, посвященный фундаментальной философии, включает в себя основные проблемы бытия, познания, методологии научного познания, которые рассматриваются через призму различных подходов философских школ и направлений. Третий модуль – социальная философия — дает студентам-бакалаврам возможность ознакомиться с подходом к пониманию общества как сложной самоорганизующейся системы, осмыслить большинство из острых проблем жизнедеятельности современного социума.

Формы обучения и контроля могут варьироваться от модуля к модулю, но «сквозное» требование к ним состоит в том, чтобы максимально, насколько позволяет уровень второкурсника, трансформировать функции преподавательского управления обучением и контроля в функции студенческого участия в выборе траектории обучения и самоконтроля. Поэтому, в соответствии с целями настоящей программы, акцент – и содержательный, и по количеству набираемых рейтинговых баллов должен быть сделан на поощрении вариативных форм обучения.

Вариативные виды обучения предполагают подготовку докладов либо парных докладов при условии, если изучаемая тема допускает противоположные, взаимоисключающие интерпретации, ответы на вопросы семинарского занятия; работу в «малых группах», экспресс-опрос, который может проводиться в виде краткого тестирования по теме семинара, работы с понятиями, ответов на контрольные вопросы (устно или письменно), дискуссию по проблеме семинарского занятия и др.

Виды самостоятельной (вариативной) работы могут быть состоять из составления детального глоссария к изучаемой теме, рецензирования базовых статей, глав монографий по изучаемой теме, написания рефератов, эссе, анализа первоисточников, подготовки докладов либо парных докладов при условии, если изучаемая тема допускает противоположные, взаимоисключающие интерпретации и т.д. Формами отчетности могут быть собеседования по теме как индивидуальные, так и групповые, обсуждение рефератов, круглые столы (коллоквиумы), проверка знаний по тестам.

Большое значение придается, системе контроля, которая включает способы вычисления индивидуального рейтинга, прозрачные для студента, и обоснование объективности оценки, содержательные рекомендации по самоконтролю (вопросы для самоконтроля), формы аттестации (тесты, вопросы для собеседования по самостоятельной работе, вопросы для зачета или экзамена).

Итогом изучения дисциплины «Философия» должен стать итоговый контроль, который должен проходить в форме зачета или экзамена. При этом итоговый контроль необходимо должен дополняться промежуточным контролем, который должен проводиться после каждого модуля. По результатам промежуточного контроля студенту начисляется рейтинговый балл.

Промежуточный контроль осуществляется без специального прерывания занятий, предусмотренных расписанием, во время последнего семинарского занятия в модуле. Промежуточный контроль осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Промежуточный контроль должен обеспечивать объективную оценку изученного материала, что позволяет студентам выявить, насколько хорошо они усвоили данный модуль, а для преподавателя способствует установлению обратной связи со студентами. Формы промежуточного контроля могут варьироваться в зависимости от темы модуля и целей, которые ставятся в том или ином модуле.

Зачет как итоговый контроль имеет смысл проводить в форме особой процедуры (индивидуального собеседования) для тех студентов, которые не набрали 56 баллов для зачета или не набрали рейтинга, соответствующего их притязаниям. Собеседование предполагает ответ на 2 вопроса из списка зачетных вопросов, каждый из которых соответствует 10 рейтинговым баллам.

.

Из 100 баллов, которые студент может максимально получить за курс, рейтинговые баллы желательно распределить так, чтобы поощрялась вариативная работа студента. Например, предложенной таблице количество баллов, набранных в обязательных формах, составляет только 3/5 из возможного количества. Они распределяются следующим образом:

ВИД ОБУЧЕНИЯ

БАЛЛЫ

ИТОГО ЗА СЕМЕСТР

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ

ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

0,5

ДО 36

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ

ДО 1

ДО 18

ТЕСТ

ДО 2

ДО 6

ВСЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

ДО 60

ВАРИАТИВНЫЕ

ВЫСТУПЛЕНИЕ С ДОКЛАДОМ ИЛИ ПИСЬМЕННАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ДО 4

ОТВЕТЫ ДОКЛАДЧИКА НА ВОПРОСЫ

ДО 1

ОППОНИРОВАНИЕ ДОКЛАДЧИКУ ИЛИ ПИСЬМЕННАЯ РЕЦЕНЗИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДО 4

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ РЕФЕРАТА ИЛИ ДОКЛАДА

ДО 2

СОСТАВЛЕНИЕ ГЛОССАРИЯ

ДО 3

ДО 6

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОТРАБОТКА ОДНОЙ ТЕМЫ СЕМИНАРА

ДО 1

ВСЕГО ПО ТЕКУЩЕМУ РЕЙТИНГУ

13*3



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст