Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экономика, диагностик

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол УМС № __________

Проректор по УРиКО

от «____» ___________ 201__г.

_______________ О.Н. Наумова

Проректор по УМР

______________ С.П. Ермишин

«____» ____________ 201__г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Экономика, диагностика и эффективность деятельности торгового предприятия» для студентов направления 100700.62 «Торговое дело»

Составитель: к.э.н., доцент Марченко Т. И.

ТОЛЬЯТТИ

АННОТАЦИЯ

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экономика, диагностика и эффективность деятельности торгового предприятия» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки 100700.62 «Торговое дело», утвержденным 22.12.2009 г.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экономика, диагностика и эффективность деятельности торгового предприятия» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления 100700.62 «Торговое дело», утвержденного 22.12.2009 г.

Составил к.э.н., доцент Марченко Т. И.

Рассмотрено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № ________ от «____» __________ 20__г.

Зав. кафедрой д.э.н., профессор Башмачникова Е. В.______________

Согласовано научно – методическим советом направления подготовки 100700.62 «Торговое дело»

Протокол № от «____»____________20__ г.

Председатель научно-методического совета направления подготовки к.э.н., доцент Т. И. Марченко

Рецензент: к.э.н., доцент Сафарова И. М.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА, ДИАГНОСТИКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

1.1. Содержание лекционных занятий

1.2. Содержание практических занятий

2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА, ДИАГНОСТИКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

5.1. Нормативные документы

5.2. Основная литература

5.3. Дополнительная литература

5.4. Периодические издания

5.5. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

6.1. Цели курсовой работы

6.2. Общие требования к курсовой работе

6.3. Структура и содержание курсовой работы

6.4. Требования к оформлению курсовой работы

6.5. Написание курсовой работы

6.6. Защита курсовой работы

6.7. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой работы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения дисциплины «Экономика, диагностика и эффективность деятельности торгового предприятия» связана с требованиями высшей школы и обусловлена необходимостью подробного ознакомления обучаемых с хозяйственным механизмом функционирования и развития торгового предприятия, приобретения профессиональных компетенций в области диагностирования основных направлений деятельности торгового предприятия и оценивания эффективности использования всех видов ресурсов, выявления причинно – следственных связей между результатами деятельности торгового предприятия и факторами, их формирующими с целью оптимизации выбора рычагов экономического управления объектом.

Целями освоения дисциплины «Экономика, диагностика и эффективность деятельности торгового предприятия» являются:

— получение теоретических знаний о действии экономических законов на торговом предприятии, прикладных знаний в области развития форм и методов экономического управления торговым предприятием в условиях рыночной экономики, практическое использование полученных знаний;

— изучение теоретических и практических аспектов диагностики деятельности торгового предприятия и на этой основе формирование навыков у студентов по разработке управленческих решений;

— приобретение теоретических знаний в области оценки эффективности деятельности торгового предприятия и на этой основе формирование навыков у студентов по разработке конкретных рекомендаций, направленных на ее увеличение.

Знание основ экономики, диагностики и эффективности деятельности торгового предприятия – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов в сфере товарного обращения и решения любых хозяйственных задач.

К основным задачам курса «Экономика, диагностика и эффективность деятельности торгового предприятия» относятся:

— приобретение теоретических знаний о предприятии как основном субъекте рыночной экономики;

— изучение хозяйственного механизма функционирования и развития торгового предприятия;

— выявление сущности и видов диагностики и оценки эффективности деятельности торгового предприятия;

— формирование практических навыков по использованию основных приемов диагностирования состояния и использования всех видов ресурсов и проведению оценки эффективности деятельности торгового предприятия;

— приобретение способностей по выявлению основных направлений повышения эффективности деятельности торгового предприятия на основе комплексного и системного подходов.

Дисциплина «Экономика, диагностика и эффективность деятельности торгового предприятия» позволяет сформировать у будущих бакалавров компетенции в области самостоятельного принятия решений, затрагивающих различные аспекты хозяйственной деятельности торгового предприятия на основе овладения всем набором инструментов экономического управления.

Курс «Экономика, диагностика и эффективность деятельности торгового предприятия» является одной из дисциплин профиля вариативной части. Данная дисциплина базируется на учебных дисциплинах гуманитарного, социального и экономического цикла; дисциплинах математического цикла; дисциплинах базовой (общепрофессиональной) части и вариативной части (дисциплинах профиля), что подчеркивает их неразрывную взаимосвязь.

Наряду с этим учебный план также включает перечень дисциплин, имеющих непосредственное отношение к экономической и аналитической деятельности в сфере товарного обращения, а именно: «Функционирование российских и зарубежных рынков товаров и услуг» (гуманитарный, социальный и экономический цикл), «Региональная экономика» (гуманитарный, социальный и экономический цикл), «Эффективность оценки рисков и возможных социально – экономических последствий» (гуманитарный, социальный и экономический цикл), «Малое предпринимательство: экономические аспекты функционирования» гуманитарный, социальный и экономический цикл), «Методы оптимальных организационно – экономических решений» (профессиональный цикл), «Методы социально – экономического прогнозирования» (естественнонаучный цикл), «Экономика» (гуманитарный, социальный и экономический цикл), «Менеджмент» (профессиональный цикл), «Маркетинг» (профессиональный цикл), «Организация и эффективность коммерческой деятельности» (вариативная часть профессионального цикла) «Планирование и прогнозирование в коммерческой деятельности» (вариативная часть, дисциплины профиля), «Экономика организации» (профессиональный цикл), «Коммерческая деятельность» (профессиональный цикл), «Организация, технология и проектирование предприятий» (профессиональный цикл), «Конкурентоведение» (вариативная часть, дисциплины профиля), «Оборудование торговых предприятий» (вариативная часть, дисциплины по выбору) и др.

Эта дисциплина закладывает основы преемственности и развития всех учебных дисциплин направлений 100700.62 и 100700.68 «Торговое дело» в соответствии с учебным планом обоих уровней.

В соответствии с программой учебной практики руководители практики от университета и предприятия (организации, фирмы) формируют комплекс вариантов заданий на данную практику.

Студентам третьего курса направления 100700.62 «Торговое дело» в задания на практику обязательно включаются вопросы по информационному обеспечению исследований и разработок в области экономики, диагностики и эффективности деятельности торгового предприятия.

Руководители практики от университета и предприятия систематически контролируют качество прохождения практики, выполнение заданий по ней, представленных в отчете содержательных материалов по экономическому состоянию объекта исследованиям, а также степень владения комплектом собранной научной информации.

Данная дисциплина имеет статус учебной дисциплины и является одной из основных в цикле дисциплин направления четырехлетнего учебного плана направления 100700.62 «Торговое дело» и от того, как она воспримется обучаемыми, будет зависеть уровень приобретения профессиональных компетенций в течение всего периода обучения по направлению 100700.68 «Торговое дело», а также весь комплексный процесс формирования экономического, коммерческого и маркетингового мышления.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

— Сущность и значение информации для современного специалиста; основные методы и средства получения, хранения, переработки информации (ОК-8);

— Основные элементы торгово-технологического процесса на предприятии, порядок управления им; виды, типы и функции торговых предприятий и управление торгово-технологическим процессом, организацию труда и управление на предприятиях; виды товарных потерь, причины возникновения, порядок списания, меры предупреждения и сокращения (ПК-5);

— Способы выявления потребностей покупателей товаров; маркетинговые исследования, организацию деятельности маркетинговых служб (ПК-6);

— Методы осуществления сбора, хранения, обработки и оценки информации, необходимой для организации и управления коммерческой деятельностью; виды, формы, средства товарной информации, ее правовую базу (ПК-11);

— Требования к оформлению технической документации, необходимой для ведения коммерческой деятельности (ПК-12);

— Основные понятия, цели, принципы, сферы применения, субъекты, методологические основы коммерческой деятельности, ее государственное регулирование и контроль (ПК-13);

— Оценивать и разрабатывать стратегии коммерческой организации; миссии организаций, цели и стратегии управления коммерческой организацией (ПК-14);

— Инновационные методы, средства и технологии в области профессиональной деятельности, нормы и методы проектирования торговых предприятий; процедуру внедрения электронных платежных систем (ПК-17);

— Процедуру реализации проектной коммерческой деятельности (ПК-19).

Уметь:

— Получать, хранить, обрабатывать и перерабатывать профессиональную информацию (ОК-8);

— Регулировать процессы хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери; ориентироваться в вопросах управления предприятием; его материальными ресурсами, финансами (ПК-5);

— Анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка; выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять средства и методы маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и конъюнктуру рынка (ПК-6);

— Осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку коммерческой информации; применять методы сбора, хранения, обработки и анализа информации для организации и управления коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведной и рекламной деятельностью; получать товарную информацию об основополагающих характеристиках товара из маркировки и товаросопроводительных документов (ПК-11);

— Оформлять документацию при осуществлении коммерческой деятельности; составлять рекламные сообщения, выбирать носители рекламы с учетом финансовых возможностей организации и целесообразности организовать рекламные акции (ПК-12);

— Обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами; выбирать поставщиков и торговых посредников, осуществлять анализ, планирование, организацию, учет и контроль коммерческой деятельности (ПК-13);

— Анализировать, оценивать контролировать, разрабатывать и корректировать стратегию; определять ресурсы предприятия, экономические показатели его деятельности (ПК-14);

— Использовать инновационный подход в коммерческой деятельности (ПК-17);

— Внедрять проекты, разработанные в профессиональной сфере (ПК-19).

Владеть:

— Навыками работы с компьютером как современным средством управления информацией (ОК-8);

— Способами минимизации затрат материальных и трудовых ресурсов, а также товарных потерь; умениями применять принципы и методы менеджмента в профессиональной деятельности (ПК-5);

— Информацией о маркетинговых коммуникациях; методами и средствами выявления и формирования спроса потребителей; анализа маркетинговой информации; (ПК-6);

— Процедурой информационного обеспечения и управления коммерческой деятельностью; сбора, обработки и анализа маркетинговой информации (ПК-11);

— Знаниями правильности оформления технической документацией коммерческой

Деятельности; умением и навыками документационного и информационного обеспечения коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведной и рекламной деятельности организации (ПК-12);

— Методами анализа и оценки стратегии организации, а также материально-технического обеспечения и формирования запаса на коммерческом предприятии; осуществлять выбор каналов распределения, поставщиков и торговых посредников, заключать договоры и контролировать их исполнение (ПК-13);

— Процедурой разработки и планирования стратегии предприятия (ПК-14);

— Инновационными технологиями при проведении исследований в сфере коммерции (ПК-17);

— Технологией реализации проектов в коммерческой деятельности предприятия (ПК-19).

Перечень тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения дисциплины:

1. Торговое предприятие как основной субъект хозяйственной деятельности

2. Ресурсы торгового предприятия и диагностика эффективности использования экономического потенциала

3. Экономические основы развития коммерческих предприятий

4. Диагностика коммуникационных процессов, реализуемых торговым предприятием в системе рыночных отношений

5. Анализ основных показателей развития торгового предприятия

6. Исследование совокупных затрат торгового предприятия

7. Диагностика уровня налоговых изъятий на торговом предприятии

8. Цены и ценообразование в сфере товарного обращения

9. Планирование доходов и расходов торгового предприятия

10. Анализ качества торгового обслуживания покупателей

11. Диагностика и практика учета коммерческого риска торгового предприятия

12. Анализ эффективности деятельности торгового предприятия

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА, ДИАГНОСТИКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

1.1. Содержание лекционных занятий

Тема 1. Торговое предприятие как основной субъект хозяйственной деятельности

Лекционные вопросы:

Экономическая сущность и основные признаки торгового предприятия.

Классификация субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере товарного обращения.

Организационно-правовые формы, объединения и типы торговых предприятий.

Методические указания

Коммерция представляет собой сложный экономический механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой и обуславливают взаимное влияние друг на друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов, удовлетворяющих потребности населения в товарах и услугах.

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для осуществления закупки, хранения и реализации потребителям товаров и услуг, которые соответствуют их разнообразным потребностям, с целью получения прибыли.

Раскрывая экономическую сущность предприятия, функционирующего в сфере обращения, необходимо рассматривать его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.

С правовой точки зрения предприятие, ориентированное на коммерческую деятельность, следует рассматривать как юридическое лицо.

Традиционно выделяют четыре основополагающих признака, на основании которых предприятие, осуществляющее деятельность в сфере обращения, признается юридическим лицом: организационное единство; наличие обособленного имущества; способность отвечать своим имуществом по обязательствам; способность выступать в гражданско-правовом обороте от своего имени. Правила образования и прекращения деятельности юридического лица определяются ГК РФ.

По сравнению с юридическим большую степень конкретизации имеет хозяйственный аспект, в соответствии с которым предприятием считается самостоятельный хозяйствующий субъект рыночных отношений, созданный в целях удовлетворения определенных общественных потребностей и получения прибыли. В ст. 132 ГК РФ указывается, что предприятием как объектом гражданских прав является «имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». В состав предприятия как имущественного комплекса включаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование, товары, инвентарь, денежные средства, долги и права требования, права собственности (товарные знаки, фирменные наименования, образцы), а также нематериальные активы (авторские и лицензионные права, ноу-хау, деловая репутация и т. д.).

Специфика торговых предприятий в максимальной степени проявляется через отраслевой аспект их деятельности. Функционируя в сфере обращения товаров и услуг, предприятие имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально – вещественной, торгово-технологической и организационно – экономической структур.

Под материально – вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования.

Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных помещений.

Организационно – экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность, единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования коммерческой деятельности.

Экономическая сущность торговых предприятий обусловлена выполняемыми функциями, характерными для всех хозяйствующих субъектов отрасли. Основной функцией коммерции является реализация товаров. Эту функцию в соответствии с классической экономической теорией можно рассматривать в двух аспектах:

1) реализация потребительной стоимости, то есть доведение конкретного товара от производителя до потребителя путем применения таких технологических операций, как транспортировка, прием товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров и т.д.;

2) реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание. В момент купли – продажи (Д – Т), то есть выполнения расчетных операций, происходит смена форм стоимости и форм собственности: товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар, находящийся в государственной или иной собственности, переходит в личную собственность потребителя.

В ходе своей деятельности предприятие, являясь субъектом коммерческого предпринимательства, выполняет и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. Тем не менее, следует отметить разницу в функциях коммерции и торговли. К общим функциям относятся:

распределение товарно-материальных ценностей;

организация товарного обмена;

регулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

Выделяют следующие дополнительные функции коммерции:

изучение конъюнктуры рынка;

активное формирование спроса на товары и услуги;

удовлетворение платежеспособного спроса;

диверсификация в сферу производства;

поддержка предпринимательства и другие.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие коммерческую деятельность, классифицируются по следующим признакам:

По составу обслуживаемых клиентов:

оптовые;

розничные.

По используемым формам продвижения товара различают торговлю:

транзитную;

складскую;

«с прилавка».

По видам товаров (товарной номенклатуре) предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью, подразделяются как специализирующиеся на:

средствах производства;

товарах народного потребления (ТНП);

товарах общественного потребления;

универсальные.

4) Часть субъектов коммерческой деятельности представляют собой посредническое предпринимательство. Профессиональное посредничество сокращает текущие издержки, повышает прибыль, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных товаров и услуг.

По степени самостоятельности коммерческие посредники подразделяются на:

торгово-посреднических фирм;

агентов;

брокеров;

дилеров;

дистрибьюторов;

комиссионеров;

консигнаторов.

5) По масштабу деятельности предприятия (под масштабом следует понимать численность работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, пропускная способность торгового зала) можно подразделить на:

крупные;

средние;

мелкие.

6) По видам и особенностям устройства розничных предприятий:

магазины;

магазины – склады;

павильоны;

палатки;

автомагазины и др.

7) По географии деятельности субъектов хозяйствования, занимающихся коммерческой деятельностью можно подразделить на:

локальные;

региональные;

национальные;

международные.

8) По степени прерывности осуществления торгово-технологических процессов выделяют субъекты хозяйствования:

с прерывным режимом работы;

с непрерывным режимом работы.

9) По типам здания и особенностям его объёмно – планировочного решения

отдельно стоящие;

встроенно – построенные;

торговые комплексы.

10) По номенклатуре видов предприятий розничной торговли

универмаг;

супермаркет;

минимаркет;

продтовары;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст