Учебно-методическое пособие «Организация деятельности фирмы в ус

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)»

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

«28» сентября 2012 г.

____________С. П. Ермишин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции»

для студентов направления 080400.68 «Управление персоналом»

Составитель: к.э.н., доцент Шнякина Ю.Р.

Тольятти, 2012г.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции» для студентов направления подготовки 080400.68 «Управление персоналом» , утвержденного Министерством образования и науки РФ 23.12.2010 г. №2009

содержит спектр вопросов, связанных с проблемами организации деятельности фирмы в условиях конкуренции. В процессе изучения студенты развивают и закрепляют представление о сущности, роли и взаимодействии таких понятий как факторы производства, затраты, альтернативные издержки, оптимальный объем производства, цена, ценность, маржинальный доход, прибыль; получают навыки отбора и использования данных, необходимых для проведения расчетов, обеспечивающих оценку этих параметров функционирования фирмы на практике; приобретают прочную основу для освоения и использования на практике различных видов экономического анализа.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № 1 от «10» сентября 2012 года

Зав. кафедрой _____________________ Е. В. Башмачникова

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Научно-методического Совета

направления подготовки 080400.68 «Управление персоналом»

Протокол №1 от «28»сентября 2012 г.

Председатель НМС направления __________________Г.М. Кулапина

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Структура дисциплины

2.Содержание дисциплины

3. Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего и промежуточного контроля

3.1 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине

3.2 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

3.3 Критерии выставления оценок

4Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Список основной литературы

4.2.Дополнительная литература

5. Методические рекомендации преподавателю

6. Методические рекомендации магистранту

7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания по выполнению курсовой работы

Приложение

4

8

8

52

52

54

59

60

60

62

63

63

64

65

73

ВВЕДЕНИЕ

Целью дисциплины направления специализированной подготовки «Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции» является овладение студентами знаниями и действиями, направленными на организацию деятельности фирмы в условиях конкуренции с учетом механизмов и принципов рыночных отношений.

Студент должен быть подготовлен к решению следующих задач:

организация и управление деятельностью фирмы с использованием принципов рыночной экономики и в рамках рыночных законов;

организация торговли и проектирование коммерческих процессов фирмы;

определение путей динамичного развития деятельности фирмы;

определять и оценивать конкурентный потенциал фирмы;

проектирование эффективного функционирования системы коммерции;

исследование и анализ переменных величин, характеризующих деятельность фирмы;

проектирование и разработка стратегий для проникновения фирмы на рынки товаров и услуг;

исследование и разработка методических основ для решения коммерческих задач.

Современные условия развития бизнеса, связанные с высокой динамичностью внешней среды, усложнением конкуренции на отраслевых рынках, стремительным развитием технологий, актуализируют вопросы организации деятельности фирмы в условиях конкуренции. Отечественная и мировая практика показывают, что большинство фирм терпят убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения конкурентной среды и не оценили свои внутренние возможности, ошиблись в выборе стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы. При становлении рыночной экономики возникает проблема выработки такой тактики и стратегии фирмы, которые позволяют поддерживать свою конкурентоспособность и устойчивое развитие в обозримой перспективе. Действия предприятий и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованного предвидения, регулирования, приспособления к целям фирмы, изменяющимся внешним условиям. Аналогично и фирма должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

В контексте выше изложенного, следует заметить, что дисциплину «Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции» необходимо рассматривать как фундаментальную основу подготовки студентов. Место и значимость дисциплины направления специализированной подготовки » Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции » определяется знаниями методологических аспектов, необходимых для организации и управления деятельностью фирмы с целью достижения намеченных целей в условиях конкуренции.

Дисциплина » Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции » относится к циклу специальных дисциплин учебного плана направления 080400.68 «Управление персоналом».

Учебная дисциплина «Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции» базируется на следующих учебных дисциплинах федерального компонента: «Современные проблемы экономической науки и производства», «История и методология экономической науки и производства».

Наряду с этим региональный (вузовский) компонент также включает перечень дисциплин, имеющих непосредственное отношение к проблеме организации деятельности фирмы в условиях конкуренции, а именно: «Экономика фирмы», «Развитие теории экономики отраслевых рынков».

Учебная дисциплина «Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции» развивает отдельные темы, направления, разделы и параграфы таких специальных дисциплин стандарта направления как «Прогнозирование деятельности предприятия в условиях изменяющейся внешней среды», «Бизнес – планирование», «Управление маркетингом», «Конкурентоведение», «Бизнес – логистика» и др.

Эта дисциплина закладывает основы преемственности и развития всех учебных дисциплин направлений 080400.68 «Управление персоналом»

в соответствии с учебным планом обоих уровней.

Данная дисциплина имеет статус экономической дисциплины и является одной из основных в цикле дисциплин направления двухлетнего учебного плана направления 080400.68 «Управление персоналом»

и от того, как она воспримется обучаемыми, будет зависеть уровень подготовки студентов по организации деятельности фирмы в условиях конкуренции.

Объектом изучения является деятельность фирмы в условиях конкуренции.

В качестве предмета изучения выступает теоретико-методологический аппарат и поддерживающие его инструментальные средства организации деятельности фирмы в условиях конкуренции.

Основными инструментами при изучении дисциплины «Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции» являются активные методы обучения с использованием: моделирования ситуаций, процессов, технологий, операций в логической последовательности от простейших к сложным; самостоятельной деятельности по разработке и принятию стратегических решений.

Требования к уровню и содержанию курса определяются государственным образовательным стандартом подготовки студентов, что предполагает изложение вопросов, связанных с организацией деятельности фирмы в условиях конкуренции; формированием целей; ситуационным анализом; разработкой конкурентоспособной стратегии фирмы; управлением реализацией стратегии; оценкой конкурентного потенциала фирмы.

Структура и содержание дисциплины определены с учетом указанных целей и задач, а также места дисциплины в учебном плане подготовки студентов по направлению 080100.68 «Экономика». Изучение дисциплины предусматривает традиционные формы обучения, такие как лекционные и семинарские занятия с подготовкой презентационных и реферативных работ по отдельным вопросам, так и решение ситуационных задач, в том числе использование метода «кейс – стадии», индивидуальные исследовательские проекты, анализ деловых ситуаций.

Изучение дисциплины направлено на формирование компетенций:

ПК-10: умением определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации;

ПК-12: умением формировать и поддерживать комфортный морально-психологический климат в организации и эффективную организационную культуру;

ПК-19: знанием принципов, форм и методов диагностики организационного развития и умением использовать их в своей профессиональной деятельности;

ПК-20: знанием технологии проведения диагностики и мониторинга состояния развития организации и ее кадрового потенциала;

ПК-29: умением определять и формулировать задачи, принципы и стандарты построения системы внутренних коммуникаций в соответствии со стратегическими целями организации;

ПК-30: владением методами и программными средствами обработки деловой информации, анализа деятельности и управления персоналом, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;

ПК-39: владением навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования;

В процессе изучения дисциплины «Организация деятельности фирмы в условиях конкуренции» студент должен знать:

основные составляющие методологии организации деятельности фирмы;

принципы функционирования и развития процессов на рынке товаров и услуг в условиях конкуренции;

основные направления динамичного развития деятельности фирмы;

системный подход к организации деятельности для достижения конечных результатов;

методы и показатели, характеризующие деятельность фирмы;

методические основы решения коммерческих задач.

Должен уметь:

анализировать и прогнозировать конъюнктуру рынка;

разрабатывать методы регулирования деятельности фирмы;

анализировать и моделировать коммерческие процессы и показатели, характеризующие деятельность фирмы;

выбирать необходимые методы для решения коммерческих задач и разрабатывать новые, исходя из складывающейся ситуации на рынке.

Должен владеть:

— методами получения, обработки и хранения научной информации, быть способным к разработке новых методов исследования в области организации деятельности фирмы; самостоятельно выдвигать и формулировать проблемы в данной области и изыскивать пути оптимального их решения.

1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Конкурентоспособность фирмы в системе рыночных отношений.

Тема 2. Методология организации деятельности фирмы в условиях конкуренции.

Тема 3. Теоретико-методологические аспекты управления деятельностью фирмы в условиях конкуренции.

Тема 4. Конкурентный статус фирмы.

Тема 5. Конкурентный потенциал фирмы.

Тема 6. Анализ и стратегическое планирование деятельности фирмы в условиях конкуренции.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Конкурентоспособность фирмы в системе рыночных отношений.

Лекционные вопросы:

1. Конкуренция в системе бизнеса.

2. Конкурентные преимущества как основа формирования конкурентной стратегии фирмы.

3. Конкурентоспособность как экономическая категория и ее многоаспектный характер.

Практическое занятие:

Письменный экспресс – опрос

Контрольные вопросы по теме

Подготовка рефератов

4. Тесты для самоконтроля

Рекомендуемая литература:

[осн. 1-11, 19, 30,31, доп.5]

Методические указания

Под конкуренцией в целом понимается соперничество на каком-либо поприще. В бизнесе такое соперничество осуществляется между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), которые заинтересованы в достижении конкретной цели. Для организаций это, как правило, максимизация прибыли за счет обладания как можно более широким кругом потребителей. Конкуренция охватывает все отрасли экономики. Если рассматривать исторический аспект развития конкуренции, то следует отметить, что в основном внимание акцентировалось на ценовой конкуренции. В трудах английского экономиста А. Смита впервые было высказано мнение, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — автоматически равновесным механизмом рынка. И, если принять во внимание, что основным аспектом знаменитого труда ученого «Исследование о природе и причине богатства народов» является действие «невидимой руки», очевидно, что А. Смит уделял огромное внимание конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общих интересов. А. Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал ряд основных положений, ставших впоследствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». К таким ключевым моментам в первую очередь необходимо отнести понимание того, что совокупность действии отдельных производителей на рынке устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется ценам, а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. В итоге обеспечивается результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Несмотря на то что А. Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, он описал конкуренцию с позиции средства ценового регулирования: на основе теории конкурентной цены вывел понятие конкуренции как соперничества, увеличивающего цены (при сокращении предложения) и снижающего цены (при избытке предложения);вывел основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, максимальную информацию о них, изменчивость используемых ресурсов; первым показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями; предложил модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей.

Модель совершенной конкуренции, теоретические основы которой предложил А. Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система децентрализованной экономики.

Другой экономист, Д. Рикардо, развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, отмечал: «Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеется в виду такой товар… на производство которого оказывает огромное значение конкуренция». Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, отличительным моментом является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен принадлежит конкуренции. Теоретическое абстрагирование помогло Д. Рикардо обосновать варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, теории ценности и распределения на основе предельной производительности. Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики. Экономика западного общества становилась все более централизованной, и свободное ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практике достаточно часто, привлекая внимание многих известных экономистов. Так, например, А. Маршалл, развивая основные положения классиков, наиболее последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления механизма на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Разработка теории анализа частичного и устойчивого долгосрочного равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении потребительских цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции — монополистической. Основным спорным моментом был тот факт, что экономическая концепция совершенной конкуренции была не в состоянии отразить истоки конкуренции, пренебрегала динамикой конкурентной деятельности, игнорировала важность временного фактора и обходилась поверхностной мотивацией активности конкурентов. Таким образом, совершенная конкуренция как теория имела много серьезных недочетов.

Работы Дж. Робинсон и Э. Чемберлина отражали дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Основной недостаток в описании монополии классической и неоклассической школами заключался в том, что в исследованиях уделялось большое внимание координирующей роли цены в долгосрочном равновесии. Поэтому монополия, содержащая признаки краткосрочного периода, не представляла собой интереса.

Теория монополии вообще не входила в экономическую теорию до 1838 г., пока А.О. Курно не установил равенство между маргинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этой основе теорию чистой монополии и олигополии. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.П. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек и др. Подводя итог, отметим, что к середине XX в. сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, отразившиеся в четырех классических моделях: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.

Тема 2. Методология организации деятельности фирмы в условиях конкуренции

Лекционные вопросы:

Сущность, роль и задачи организации деятельности фирмы.

Методология организации деятельности фирмы.

Функции, принципы, стратегия организации деятельности фирмы.

Литература: [осн. 1-11, 19, 30,31, доп.5]

Практическое занятие:

Устный (письменный) экспресс – опрос

Выполнение практических заданий

Конспектирование вопросов по теме

Подготовка индивидуального исследовательского проекта

5. Тесты для самоконтроля

Рекомендуемая литература:

[осн. 1-11, 19, 29-32, доп.2-5]

Методические указания

Фирмы являются главными субъектами рыночных отношений. Они осуществляют производство и реализацию товаров, оказывают самые разнообразные услуги. По сферам предпринимательской деятельности фирмы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, строительными, рекламными, юридическими и т. д. При проведении микроэкономического анализа, несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в разных отраслях и сферах экономики, обычно выделяют три основных их типа: единоличные владения, партнерства и корпорации. Здесь главный критерий— размеры предпринимательской деятельности. Если речь идет о малом и среднем бизнесе, то чаще всего это единоличные владения и партнерства. Крупный же бизнес будет представлен корпорациями.

В настоящее время в развитых странах наиболее распространены единоличные владения. Такие фирмы принадлежат обычно одному лицу (или семье), владелец отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, включая личное. Эта форма организации предпринимательской деятельности имеет свои достоинства и недостатки. Единоличные владения отличаются относительной простотой организации и являются самым дешевым способом организации предпринимательской деятельности — небольшие магазины, предприятия сферы услуг, фермерские хозяйства. В такой фирме владелец сочетает функции собственника, управляющего и работника, что делает бизнес простым, гибким и легко контролируемым, исключает возникновение и столкновение внутрифирменных интересов. Успех бизнеса полностью зависит от личных качеств и предпринимательских способностей владельца. Вместе с тем данный тип фирмы имеет ряд недостатков. Финансовые ресурсы единоличных фирм обычно ограничены капиталом одного владельца, что служит серьезным препятствием на пути расширения и развития бизнеса. В ситуации негативного изменения рыночной конъюнктуры ограниченность финансовых ресурсов зачастую является причиной банкротства единоличных фирм. Финансовые учреждения неохотно идут на предоставление кредитов небольшим предприятиям, учитывая большую вероятность их банкротства. И еще один недостаток подобной формы ведения бизнеса — неограниченная ответственность по своим обязательствам.

Партнерство возникает в случае объединения ресурсов и предпринимательских способностей двух и более лиц. Поскольку здесь объединяются ресурсы нескольких лиц — владельцев фирмы, то каждый из них имеет право на соответствующую часть общей прибыли и обязанность принятия на себя определенной доли ответственности по убыткам в случае их возникновения. Общая же ответственность партнеров по обязательствам является неограниченной. Партнерство не исключает разделения функций между партнерами — допустим, управление фирмой может быть поручено одному из них. Достоинства данной формы организации бизнеса следующие. Во-первых, у партнерств большая финансовая база, чем у единоличных владений. Во-вторых, относительная простота организации. В-третьих, возможность специализации между владельцами фирмами, что предполагает разделение хозяйственных функций между ними и позволяет повысить эффективность деятельности партнерства. В отличие от единоличного владения, партнерства могут быть достаточно крупными фирмами. Теперь о недостатках. Партнерства, так же как и единоличные владения, могут столкнуться с дефицитом финансовых ресурсов и сложностями в получении кредита. Кроме того, у партнерства может возникнуть проблема, не свойственная единоличным владениям, — возникновение конфликта интересов среди владельцев. Вероятность внутрифирменных конфликтов достаточно велика в случае, если функции управления осуществляются не всеми партнерами, тогда как ответственность, в том числе и своим личным имуществом, несут все участники партнерства. И еще один негативный момент — непредсказуемость существования партнерства во времени, так как выход одного или нескольких партнеров из бизнеса обычно ведет к распаду фирмы. Дело в том, что партнерские соглашения носят жесткий характер. Если ситуация меняется в связи с выходом одного из партнеров или, наоборот, появлением нового совладельца, то соглашение составляется заново. С другой стороны, в случае банкротства одного из партнеров, ответственность по обязательствам фирмы переносится на имущество остальных.

Несмотря на недостатки, единоличные владения и партнерства являются доминирующим типом фирм в развитых странах. Эти фирмы обычно небольшие по размерам и в силу этого обстоятельства обладают некоторыми чисто технологическими преимуществами — гибкостью и возможностью ускоренной переналадки производства, быстрой реакцией на изменение конъюнктуры рынка, возможностью организации такой фирмы практически в любой отрасли при минимальном первоначальном капитале.

Корпорация — форма организации бизнеса, базирующаяся на ограниченной ответственности. Владельцы такой фирмы получают доход и несут ответственность по обязательствам корпорации только в пределах вложенных средств и пропорционально их размеру. Ответственность, таким образом, не распространяется на личное имущество владельцев корпораций. Собственность корпорации разделена на части между владельцами в виде акций и паев. После своего учреждения корпорация может распростра­нять ценные бумаги в основном в форме акций и облигаций — это является источником привлечения средств для финансирования деятельности такой фирмы. Корпорация как форма организации предпринимательской деятельности также имеет свои достоинства и недостатки. Среди достоинств следует отметить, во-первых, практически неограниченные финансовые возможности за счет привлечения средств на основе выпуска акций и облигаций. Во-вторых, ограниченная ответственность владельцев корпорации в пределах взноса в уставной капитал фирмы. В-третьих, корпорации — это обычно значительные по объему производства, обеспечивающие ощутимую экономию за счет серийного выпуска продукции. В-четвертых, существенные масштабы деятельности обеспечивают корпорации углубление как производственной, так и управленческой специализации, что повышает эффективность функционирования фирмы. В-пятых, корпорации существуют как юридическое лицо независимо от воли своих учредителей, т. е. изменение количества собственников такой фирмы не приводит к прекращению ее существования.

Недостатки корпорации можно свести к следующим. Во-первых, это значительные сложности при организации и создании. Во-вторых, как правило, для корпораций характерно разделение функций собственности и управления, т. е. владельцы фирмы (акционеры) обычно не управляют компанией, а привлекают для этих целей наемных менеджеров (специалистов-управленцев). У последних могут быть свои цели, не совпадающие с интересами акционеров. Это может породить злоупотребления со стороны менеджеров. В-третьих, в крупных корпорациях не исключено подавление интересов мелких акционеров и подчинение деятельности фирмы интересам крупных владельцев корпорации. В-четвертых, в случае организации бизнеса в форме корпорации не исключается опасность двойного налогообложения доходов фирмы — налогообложения прибыли корпорации плюс налогообложения доходов по акциям (дивидендов), которые выплачиваются из прибыли и представляют собой форму распределения прибыли среди совладельцев фирмы.

Существуют и другие подходы, позволяющие классифицировать фирмы по типам. В зависимости от поведения фирм на рынке и преследуемых ими целей различают предпринимательские фирмы (здесь трактовка понятия «предпринимательская фирма» более узкая; выше фирма рассматривалась как способ организации предпринимательской деятельности), капиталистические, самоуправляющиеся, государственные и директорские.

Итак, предпринимательская фирма обычно небольшая по размерам. Это фирма, организованная и принадлежащая обычно одному лицу. Для предпринимательской фирмы характерно объединений функций собственности и управления. Главная цель деятельности таких фирм — стремление к максимизации прибыли. Если искать соответствия между рассматриваемым подходом к типизации фирм и приведенным выше, то можно однозначно отнести единоличные владения к данному типу фирм и с некоторыми оговорками сюда можно причислить и партнерства. Капиталистические фирмы обычно представляют собой крупные хозяйствующие субъекты, отличаются множественностью целей — это, возможно, не только стремление к максимизации прибыли, но и стремление к увеличению доли рынка, укрепление рыночной власти и т. п. Эти фирмы имеют сложную организационную структуру и принадлежат нескольким владельцам. Капиталистические фирмы обычно существуют в форме корпораций, им свойственно разделение функций собственности и управления. Самоуправляющаяся фирма принадлежит коллективу работников. Такие фирмы мало изучены. Считается, что целью деятельности таких фирм является стремление к максимизации дохода, получаемого работниками, а также обеспечение занятости. Государственная фирма — Некоммерческая, действующая вне рыночных условий, фирма, принадлежащая государству, в которой основные решения принимаются государством или его органами. От предпринимательских предприятий ее отличает лишь то, что здесь речь идет не о частной, а о государственной собственности, но функционирование государственной фирмы полностью определяется рыночными условиями. Деятельность государственных фирм обычно нацелена не на максимизацию прибыли, а на максимизацию общественной выгоды. Директорская фирма — такой тип фирм, для которых характерна размытость прав собственности. Основные решения в таких фирмах принимают управляющие, а деятельность самок директорской фирмы ориентирована на максимизацию выгод, получаемых управляющими. Считается, что такой тип фирм получил широкое распространение в нашей стране в результате ваучерной приватизации, породившей некоторую неопределенность с правами собственности. Поведение таких фирм сводится к борьбе за выживание и стремлению директората к максимизации собственной выгоды.

Один из важнейших показателей результатов деятельности фирмы — выручка от реализации производимой продукции. Целью фирмы может быть максимизация выручки. Многие фирмы в качестве основной цели деятельности ставят перед собой обеспечение экономического роста на предприятии, проявляющегося в наращивании объемов производства, росте выручки, позитивной динамике основных результирующих показателей, а главное, в увеличении доли рынка. Экономический рост на предприятии — индикатор успешности бизнеса, база для достижения более долгосрочных целей. Фундаментальным мотивом деятельности многих фирм является выживание в долгосрочном периоде. Это особенно актуально для фирм, функционирующих в конкурентной рыночной среде или близкой к ней. Выживание в долгосрочной перспективе предполагает постановку ряда промежуточных целей: внедрение и совершенствование технологий, повышение качества продукции, инновационная деятельность, диверсификация производства. В случае когда фирма представляет собой сложную иерархическую структуру корпорационного типа, целью ее деятельности может стать стремление к удовлетворенности, связанное с необходимостью поиска компромисса интересов сторон.

В качестве же основной цели экономической деятельности фирм многие экономисты выделяют стремление к максимизации прибыли, поскольку это основной мотив осуществления предпринимательской деятельности. Даже при наличии альтернативных целей любая фирма будет нацелена на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли. И этот мотив деятельности будет присутствовать всегда. Без этого невозможно обеспечить выживаемость фирмы в условиях рыночной конкуренции. И еще один аргумент — прибыль является главным источником вознаграждения предпринимателя, а ее отсутствие можно рассматривать как антистимул к осуществлению хозяйственной деятельности.

Тема 3. Теоретико-методологические аспекты управления деятельностью фирмы в условиях конкуренции

Лекционные вопросы:

1.Методологические и организационные основы управления деятельностью фирмы.

2. Организационные структуры управления деятельностью фирмы

3. Место и роль коммерческой службы в структуре фирмы.

4. Оценка эффективности управления деятельностью фирмы

Практическое занятие:

Письменный экспресс – опрос

Выполнение практических заданий

Анализ деловых ситуаций

Рекомендуемая литература:

[осн. 1-11, 19, 29-32, доп.5]

Методические указания

Управление коммерческой деятельностью ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в коммерческие и торговые процессы, организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь согласованности и координации действий.

Процесс управления коммерческой деятельностью предприятия базируется на рыночных принципах и методах управления.

К основополагающим принципам управления коммерческой деятельностью предприятия относятся:

— Согласованность в действиях между подразделениями.

— Соответствие прав и обязанностей между исполнителями и руководителями на всех уровнях иерархии.

— Обеспечение адаптивности структуры управления.

— Обеспечение комплексности в управлении.

— Обеспечение рациональности в структуре управления.

Методы управления – это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью предприятия.

В зависимости от характера воздействия на объект управления выделяют три группы методов: административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы относятся к методам прямого воздействия. Основой их применения являются властные полномочия. Формами реализации административных методов являются директивы органов управления ( приказы, положения, распоряжения, инструкции). Особое значение данные методы приобретают при решении организационных и координационных вопросов в период создания организации и ее реорганизации. Регламентирование исполнения действий по срокам и содержанию позволяет координировать деятельность персонала, упрощает процедуру его оценки. Применение административных методов эффективно в критических, непредвиденных ситуациях, при решении масштабных задач, требующих координации усилий большого числа людей.

Экономические методы— методы косвенного воздействия. Механизм их действия строится на экономической заинтересованности группы людей или отдельных сотрудников. Экономические методы управления представляют собой совокупность способов управленческого воздействия на экономические интересы персонала, с целью обеспечения единства целей работодателя и работника. Выделяют две разновидности экономических методов- материальное стимулирование и экономическая ответственность. Материальное стимулирование представляет собой воздействие на персонал путем денежных выплат и предоставления иных материальных прав, величина и характер которых способствуют увеличению вклада работника в достижение целей организации. Экономическая ответственность предполагает воздействие на экономические интересы работника с помощью санкций, и относятся к способам отрицательного подкрепления. Одной из форм реализации экономической ответственности является материальная ответственность, представляющая собой обязательство работника возмещать ущерб, причиненный работодателю в случае неправомерных действий при выполнении должностных обязанностей.

Социально-психологические методы представляют систему способов управления, обусловленных нематериальными потребностями индивида. Механизм их воздействия строится на знании психологических характеристик работника и социальных аспектах его поведения. Социально-психологические методы управления состоят из социальных и психологических методов управления.

К социальным методам относятся методы социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и т.д.

К психологическим методам управления относятся методы психологического побуждения, профессионального отбора и обучения, формирования малых групп и т.д.

Перечисленные группы методов тесно взаимосвязаны друг с другом. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования коммерческой организации.

При управлении коммерческой деятельностью выполняются функции процесса управления: планирование, организация, учет и контроль.

Планирование – одна из важнейших функций управления коммерческой деятельности предприятия. Планирование закупок, товарных запасов и продаж связано с динамикой торговых процессов и способствует достижению поставленных целей предприятия. Планы закупок и продаж обычно содержат показатели, которые должны быть достигнуты в результате их выполнения. В планах отражается содержание работ, устанавливается персональная ответственность за их выполнение, определяются сроки и методы контроля эффективности выполнения заданий.

Организация как функция управления коммерческой деятельностью предприятия состоит в упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в процессах закупки, продажи и продвижения товаров до потребителей.

Организация управления коммерческой деятельностью включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:

— цели и задачи;

— виды функций (работ) в коммерческих службах, соответствующие целям и задачам;

— построение организационной структуры, способной реагировать и адаптироваться к изменениям;

— распределение прав, обязанности и ответственности в рамках осуществления коммерческой деятельности;

— создание обратной связи, обеспечивающей эффективность принятия и реализации решений, координации и контроля.

Среди представленных элементов, основополагающим является построение организационной структуры.

Организационная структура управления коммерческой деятельностью предприятия — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых структурных звеньев, выполняющих закрепленные за ними коммерческие действия и операции.

Факторами, учитываемыми при построении организационных структур управления коммерческой деятельностью предприятий являются:

-общая численность управленцев и торгово-оперативных работников;

-вид коммерческой деятельности;

-ранжирование товарных рынков в целях результативного участия;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст