Учебно-методическое пособие Орел 2006 ббк 67. 401я 73 ш-33

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И РЕГИОНАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

ШЕДИЙ М.В.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Учебно-методическое пособие

Орел 2006

ББК 67.401я 73

Ш-33

Рекомендовано к изданию кафедрой теории государственной службы и региональной кадровой политики Орловской региональной академии государственной службы.

Рецензенты:кандидат социологических наук,

доцент Проказина Наталья Васильевна,

Шедий М.В.: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. Орел: Издательство редакции журнала «Образование и общество», 2006. 112 с.

Учебно-методическое пособие построено по принципу: «вопрос – ответ» и отражает основное содержание курса «Государственная кадровая политика и механизм ее реализации». Пособие является информационно-методической основой для получения упорядоченных и концентрированных знаний, необходимых для подготовки к экзамену по курсу «Государственная кадровая политика и механизм ее реализации». Материал подготовлен на основе курса лекций доктора социологических наук, профессора Хохлова А.А.

Пособие предназначено для студентов и слушателей управленческих специальностей, изучающих курс «Государственная кадровая политика и механизм ее реализации».

ББК 67.401я 73

Ш-33

© Шедий М.В., 2006.

© Издательство редакции журнала «Образование и общество», 2006.

СОДЕРЖАНИЕTC «СОДЕРЖАНИЕ»

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»…………………………………………3

1.1. Какой смысл вкладывается в понятия: «власть», «государственная и муниципальная власть», «органы государственной и муниципальной власти», «государственное и муниципальное управление»?……………………………………………………3

1.2. Какой смысл вкладывается в понятия: «политика», «кадровая политика», «государственная кадровая политика», «муниципальная кадровая политика»?………………………………………….3

1.3. Какой смысл вкладывается в понятия «персонал», «кадры», «кадровый корпус», «кадровый потенциал», «потенциал кадров», «резерв кадров»? Каковы основные характеристики теоретических концепций изучения кадров?………..4

1.4. Какие классические теоретические подходы используются при изучении проблем кадровой политики……………..6

1.5. Какие инновационные подходы используются в процессе изучения кадровой политики?…………………………………….9

1.6. В чем особенность социологического подхода к процессу исследования кадровой политики?…………………………….11

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРО-ВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………………………………………………………………………………14

2.1. Как протекало кадровое становление древнерусского государства?……………………………………………………………………………..14

2.2. Как развивалась кадровая политика в русском централизованном государстве?…………………………………………………16

2.3. В чем сущность законодательного оформления кадровой политики в российской империи?………………………………..17

2.4. Каковы особенности большевистской кадровой политики?………………………………………………………………………………….20

2.5. В чем заключалась сущность сталинской кадровой революции?………………………………………………22

2.6. В чем сущность кадровой политики КПСС, ее сильные и слабые стороны?…………………………………………………..24

2.7. Каковы особенности протекания кадровых процессов в России на рубеже ХХI века?…………………………………………………….27

2.8. В чем заключаются основные тенденции протекания кадровых процессов в современной России?………………………………29

2.9. Каковы основные количественные и качественные характеристики кадрового состава государственной и муниципальной службы современной России?…………………………32

2.10. В чем состоят особенности анализа и диагностики кадровой ситуации?……………………………………………………………………42

2.11. Каковы перспективы модернизации кадровой политики в Российской Федерации и за рубежом?………………………44

РАЗДЕЛ 3. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………..47

3.1. В чем заключается сущность кадровой политики как социального явления?………………………………………………………….47

3.2. Каковы субъекты кадровой политики, в чем состоят их потребности и цели?………………………………………………..47

3.3. Каковы средства и способы реализации кадровой политики?…………………………………………………………………..49

3.4. В чем заключаются социально-политические условия формирования и реализации кадровой политики?………….51

3.5. В чем сущность социального воспроизводства кадров? Каковы основные элементы воспроизводственного цикла (стадии, этапы, фазы)?……………………………………………………………….54

3.6. В чем сущность процесса профессионализации государственной гражданской службы?………………………………………58

3.7. Что общего и особенного в содержании понятий «кадровая политика» и «управление персоналом»?……………………..60

РАЗДЕЛ 4. КАДРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ СУБЪЕКТА ВЛАСТИ………………………………………………………………63

4.1. В чем заключается содержание стадий воспроизводства кадров?……………………………………………………………63

4.1.1. В чем заключается сущность допрофессиональной стадии воспроизводства кадров?……………….63

TC «»

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»TC «РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»«

1.1. Какой смысл вкладывается в понятия: «власть», «государственная и муниципальная власть», «органы государственной и муниципальной власти», «государственное и муниципальное управление»?tc «1.1. Какой смысл вкладывается в понятия\: «власть», «государственная и муниципальная власть», «органы государ-ственной и муниципальной власти», «государственное и муниципальное управление»?»

Власть – это одна из форм человеческих отношений, определяющая влияние одного субъекта на другого.

Государственная и муниципальная власть – система деятельности народа, составляющих его общностей и индивидов, а также создаваемых ими органов по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставляемых полномочий, обязанностей и возложенной ответственности, выражающих их социальное качество и потребности.

Органы государственной и муниципальной власти – это организационно-оформленная группа должностных лиц и государственных или муниципальных служащих, наделенная компетенцией и необходимыми средствами для осуществления управления определенным территориальным образованием, отраслью хозяйства, социально-культурной сферой и т.п.

Государственное и муниципальное управление – это деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, по средствам принятия решений (правовых актов), организации и контроля исполнения этих решений (актов) и решений (актов) органов законодательной (представительной) власти.

1.2. Какой смысл вкладывается в понятия: «политика», «кадровая политика», «государственная кадровая политика», «муниципальная кадровая политика»?tc «1.2. Какой смысл вкладывается в понятия\: «политика», «кадровая политика», «государственная кадровая политика», «муниципальная кадровая политика»?»

Политика – это вид, способ, образ, то есть форма целенаправленной деятельности, обусловленной теми или иными интересами и потребностями своего субъекта.

Кадровая политика – это выражение (определение) стратегии и тактики работы с кадрами каждого субъекта управленческой деятельности, своего рода программу деятельности.

Государственная кадровая политика – это способ удовлетворения субъектом государственной власти своих кадровых потребностей имеющимися в его распоряжении средствами.

Муниципальная кадровая политика представляет собой рассчитанную на длительный период линию развития человеческих ресурсов, систему подбора, расстановки и воспитания кадров, способных обеспечить определенную перспективу экономического, политического и культурного развития местного сообщества, целостное использование всех имеющихся на территории ресурсов: природных, человеческих, производственно-хозяйственных, образовательных, культурно-исторических и др.

1.3. Какой смысл вкладывается в понятия «персонал», «кадры», «кадровый корпус», «кадровый потенциал», «потенциал кадров», «резерв кадров»? Каковы основные характеристики теоретических концепций изучения кадров?tc «1.3. Какой смысл вкладывается в понятия «персонал», «кадры», «кадровый корпус», «кадровый потенциал», «потенциал кадров», «резерв кадров»? Каковы основные характеристики теоретических концепций изучения кадров?»

Персонал – это весь личный состав работающих в той или иной организации; это постоянные и временные сотрудники, основные и вспомогательные.

Кадры – это часть персонала, составляющую костяк организации, и выполняющую основные функции этой организации. К кадрам органов государственной власти относятся та часть персонала этих органов, которая непосредственно выполняет функции государственной власти. Это прежде всего, политические и линейные руководители, должностные лица, которые имеют в своем подчинении специалистов, вспомогательный и иной персонал, это те лица, которые самостоятельно принимают решения.

Кадровый корпус – это профессионально подготовленные специалисты различной квалификации, способные по своим личным деловым качествам и образованию компетентно выполнить функции государственного управления.

Кадровый потенциал – это совокупность социальных возможностей людей, занятых во всех сферах жизни общества, государства, организации, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения определенных задач, проблем, достижения поставленных целей.

Потенциал кадров – это главное конкурентное богатство организации, определяющийся на основе обобщения потенциала сотрудников и введения дополнительных характеристик, отражающих особенности коллективной профессиональной деятельности.

Кадровый резерв – это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных служащих, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми и морально-психологическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения очередных должностей.

В научной литературе выделяют пять основных концепции изучения кадров:

1.Кадры – как трудовые ресурсы. Вместо человека здесь рассматривается лишь его функция – труд, измеряемый рабочим временем и зарплатой. Эта концепция нашла свое отражение в тейлоризме и марксизме.

2.Кадры – как персонал. Здесь человек рассматривается через формальную роль – должность. Эта концепция нашла отражение в теориях рациональной бюрократии, в теории организаций, теории управления, где управление персоналом осуществляется через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

3.Кадры – как невозобновляемый ресурс. Здесь человек рассматривается уже не как должность (элемент структуры), а как элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В России эта концепция получила в первые годы перестройки распространение в виде требований «активизации человеческого фактора».

4.Человек – как условие. Здесь человек – главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как «ресурс». В соответствии с этой концепцией – стратегия и структура организации строится исходя из желаний и способностей человека. Основоположниками данной концепции считаются японцы – К. Мацусита, А. Морита. В России эта концепция созвучна с концепцией всестороннего развития личности.

5.Кадры как социальная субстанция субъектов тех организаций, в которых они работают и олицетворяют собой эти субъекты. Кадры военных органов олицетворяют собой войска, кадры педагогов – учебные заведения, медицинских работников – медучреждения и т. д. Эта концепция основывается на социологической аксиоме о том, что общество состоит из людей и отношений между ними. Все остальное в этом обществе – результат (продукт) человеческих отношений: экономических, политических, демографических и др. Люди – это элементы социальной субстанции общества, а отношения между ними связывают эти элементы воедино.

1.4. Какие классические теоретические подходы используются при изучении проблем кадровой политики?tc «1.4. Какие классические теоретические подходы используются при изучении проблем кадровой политики?»

1. Теория политического лидерства позволяет раскрыть личностные движетели кадровых процессов. Наиболее крупный вклад в развитие теории лидерства внесли: психоаналитическая школа (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), изучавшая бессознательные факторы процесса лидерства; Йельская школа (Г. Лассуэл, Б. Скинер, Р. Даль), исследовавшая особенности сознания политических лидеров; Франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм), разработавшая концепцию «авторитарной личности» и анализировавшая проблему взаимоотношений харизматических лидеров и их последователей.

В отечественной науке теория лидерства развивалась в рамках социальной психологии и была однозначно связана с межличностными отношениями в малой группе. За основу в изучении проблемы лидерства отечественные психологи взяли деятельностный подход, предложенный А.Н. Леонтьевым.

Лидерство как социальное явление возникает при взаимодействии даже двух людей, не говоря уже о большем их количестве. В результате такого взаимодействия одна из сторон, потенциально более «сильная», оказывает доминирующее влияние на другую и проявляет себя как «лидер», определяющий направление движения участников взаимодействия.

В теории политического лидерства социальная власть рассматривается как форма лидерских отношений, как «результат максимального давления, которое лидер оказывает на последователей, минус максимальное сопротивление, которое последователи оказывают в противоположном направлении».

Общество, структурируясь в соответствии с потребностями и возможностями своих членов, порождает лидеров этих структур, которые в концентрированном виде выражают потребности своих социальных групп. Явление лидерства изначально и базисно в понимании социального генезиса органов власти. В нем общество реализует свое имманентное свойство самоорганизации. Порождая лидера, общество делает его субъектом власти внутри себя; выявляет сильнейшего, доверяет ему вести за собой остальных.

Таким образом, на первом уровне социальных связей между людьми в процессе их взаимодействия выявляются индивидуальные субъекты власти. На втором уровне социальных взаимодействий между социальными субъектами власти рождаются группы (элиты) властелинов, их объединения, организации, партии, которые в процессе своего воспроизводства превращаются в стабильные институты власти. На третьем уровне взаимодействия социальных институтов и организаций продуцируются в общественный строй (социальное устройство общества). Социология рассматривает каждый новый уровень социального бытия как качественно своеобразные социальные феномены со своими системными характеристиками, закономерностями.

Породив к жизни субъект власти – лидера, общество как бы завершает непосредственную миссию образования власти и «делегирует» свои организационные функции данным лидерам. Лидеры формируют «команды», с помощью которых осуществляют свои властные полномочия.

Таким образом, в системе государственной власти явление лидерства изначально и базисно. Сначала выявляются лидерские качества, необходимые для той или иной сферы государственной гражданской службы, а затем происходит процесс трансформации неформального лидера в формального политического лидера или государственного гражданского служащего того или иного ранга. При этом лидерские качества могут проявляться в одной сфере деятельности и отсутствовать в другой; наличествовать в один период времени и не быть в другой; могут утрачиваться абсолютно или относительно новых членов группы.

2. Теория правящих элит является логическим продолжением способа познания кадровых процессов. В своей совокупности лидеры, благодаря своему культурному и интеллектуальному превосходству над массами, образуют особую прослойку (элиту).

Социальная сущность лидеров и элит одна – они оказывают определяющее влияние на взаимодействующие с ними социальные субъекты за счет накопленной энергии, физических, духовных и социальных сил. Различия – в объеме субъектов, социальном пространстве и средствах влияния. Лидеры в одиночку влияют в рамках личного общения средствами, заложенными в них природой и обществом. Элита распространяет свое влияние за рамки личного общения на определенную территорию. При этом политическая элита формирует в своей среде лидеров более высокого ранга.

Истоки теории правящих элит восходят еще к платоновскому «Государству» и аристотелевской «Политике», где впервые были поставлены вопросы о власти правящей элиты. В дальнейшем эту теорию развили Гаэтано Моска, Вильфред Парето, Роберт Михельс и др. Всех их объединяет одно общее положение, а именно: в любом организованном обществе элита составляет незначительное меньшинство, в то время как большинство населения не участвует в управлении и подчиняется власти элиты. Проблемы политической элиты в истории и в современных условиях России раскрываются в трудах А. Кивы, О. Крыштановской, С. Кургиняна, А. Магамедова, Р. Медведева, Е. Охотского, А. Понеделкова, Л. Швецовой и других авторов.

С точки зрения плюралистов, в современном обществе правит не единая элита, а несколько конкурирующих друг с другом элит (банковская, промышленная, бюрократическая, военная, профсоюзная и т.д.), каждая из которых связана с определенной заинтересованной социальной группой. Взаимная конкуренция и зависимость от поддержки своих избирателей и сторонников препятствуют олигархизации руководящих группировок и их сращиванию в единый господствующий класс. Такую плюралистическую политическую систему известный американский политолог Р. Даль называл «полиархией». Как тип политического режима, полиархия определяется совмещением двух важнейших характеристик: относительно высокой терпимостью к оппозиции и относительно широкой возможностью участвовать во влиянии на правительство и даже смещать легальным путем официальных лиц.

Элиту можно рассматривать как носительницу органической совокупности определенных политических, экономических, этических, психологических, нравственных связей как горизонтальной, так и вертикальной направленности. Горизонтальная интеграция обеспечива

ет единство и сплочение политиков одного уровня (скажем, федерального), вертикальная обеспечивает связь нижестоящих элитных групп с вышестоящими базисными группами и наоборот.

Таким образом, теория элит раскрывает не только природу, но и социальные механизмы кадровых процессов в органах власти.

3. Теория рациональной бюрократии позволяет различить технологии кадровых процессов во властных структурах, неоднородность и многослойность кадровой иерархии. В начале XX века В. Вильсон заявил о необходимости разграничения государственной деятельности на политическую и административную. Элита нанимает специалистов для выполнения части своих функций по мере их усложнения. В 20-е годы для изучения специфики государственного администрирования выделяется особая отрасль знания – государственное управление. Признание государственного управления в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего особых знаний и навыков, означало, что для его осуществления необходимы профессионалы. Бюрократия обретала статус значимой группы не только для государства, но и для общества, ибо ее сфера компетенции включала уже управление общественными делами.

Логическим дополнением к сформулированному тезису о существующих различиях между политикой и администрированием стала веберовская концепция бюрократии, в основе которой – идея нарастания рациональности человеческого поведения. Вебер считал, что индивид, стремящийся к достижению поставленных целей, заинтересован в определенных фиксированных правилах, регламентирующих поведение людей в обществе. Такие правила, выраженные в обезличенных нормах, законах, являются необходимым условием целерациональных действий, так как резко снижают зависимость индивида от воли и произвола других людей, а также создают возможности выбора адекватных средств достижения поставленных целей, максимизируют его поведение. Бюрократия с ее жесткой обезличенной нормативной структурой становится необходимым условием дальнейшего роста рациональности социальной жизни.

1.5. Какие инновационные подходы используются в процессе изучения кадровой политики?tc «1.5. Какие инновационные подходы используются в процессе изучения кадровой политики?»

1. Естественнонаучные теории используются для описания государственной кадровой политики и способов ее реализации, объяснение кадровых событий законами, имеющими силу в естественных науках. Вслед за американским ученым Г. Ч.Кэри, итальянским В. Парето, немецким ученым В.Оствальдом в социологию вошло представление о тождественности законов, господствующих в природе и в обществе, о социологии как физике социального мира. Отсюда встречаются размышления о движущих силах, полях политики и ее потенциалах. В отдельных случаях социологи объясняют политические и кадровые явления закономерностями, которые господствуют в органическом мире. Ибо подобно организму, государство, его органы и кадры развиваются, дифференцируя свои функции, возрастает их взаимозависимость. В государстве между отдельными его органами существует разделение труда, подобное тому, которое присуще органам живого существа.

2. Психологические теории дают возможность понять и оценить качества кадров, рассмотреть государственную структуру, элементы которой тесно связаны и образуют стройное целое. Каждый элемент этой целостности имеет свою функцию, проявляющуюся в осуществлении определенной деятельности.

3. Марксистская социология. При анализе государственной кадровой политики и кадровых процессов нельзя отбрасывать и наработки марксистской социологии, согласно которой характер материальных производственных отношений проявляется в разделении труда и форме собственности, а действительную основу общества образует практическая связь людей, обусловленная потребностями и способом производства материальной жизни. Эта связь возникает с начала существования человека как общественного существа и в ходе дальнейшего развития приобретает новые формы.

Принципиальное значение имеет суждение К. Маркса о том, что бытие людей, будучи результатом предшествующего процесса эволюции органической жизни, в своем развитии имеет в качестве предпосылки и результата самого человека. Сущность всей человеческой деятельности под этим углом зрения предстает как самовоспроизводство человека и общества. И в этом – ключ к воспроизводственному подходу в кадроведении, который представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства самой системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности. Эти процессы рассматриваются теорией социализации.

4. В современный период активно развивается синергетический подход к изучению кадровых процессов. Как отрасль знаний социальная синергетика предстает в виде формирующейся теории эволюции и самоорганизации сложных систем и выступает в качестве постдарвиновской парадигмы эволюции. Социосинергетические методологии, прежде всего, связанны с концепциями общественного управления. Дилемма об управлении социальными процессами жесткой силой государственной власти или освобождении социальных процессов, возвращении их в естественное русло и регулировании их протекания с учетом социальной природы решается синергетикой в пользу второго подхода. Это требует кардинального пересмотра традиционных принципов, форм и методов социального управления, что и происходит в нашей стране и во всем мире в условиях глобальных перемен в технике, экономике и политике.

Представление о кадровых процессах как самоорганизующихся, социоприродных не позволяет навязывать им пути развития, а, наоборот, заставляет глубже постигать их социальную сущность и способствовать их собственным тенденциям, учиться соответствовать им, следовать мудрости «естественности, «ненасилия над природой».

До 60-х годов XX века органы власти, как правило, рассматривались в социологии либо как «машины», служащие их создателям и собственникам, либо как «организмы», в которых цели подсистем полностью подчинены целям целого. Позднее картина резко усложняется и привычные подходы становятся неадекватными. Первыми обратил внимание на возможную плюралистичность картины мира участников социальных систем американский ученый У. Черчмен.

1.6. В чем особенность социологического подхода к процессу исследования кадровой политики?tc «1.6. В чем особенность социологического подхода к процессу исследования кадровой политики?»

Социологический подход к изучению кадровой политики в системе государственной власти требует рассматривать ее в соотношении с политическим устройством, социальной структурой общества, способом производства материальных и духовных благ, общественных отношений и т.п.; выявлять закономерности функционирования и развития содержания и формы этой политики, изучение способов ее социальной детерминации и социальных механизмов реализации.

Социологическое исследование государственной кадровой политики, как и других объектов представляет собой последовательную цепь взаимосвязанных видов аналитической деятельности.

На теоретическом уровне – это описание проблемной ситуации, определение цели и задач исследования, его объекта и предмета; интерпретация основных понятий, с помощью которых описывается предмет, выдвижение гипотез, обоснование методики анализа.

На структурно-функциональном уровне – построение логико-семантической модели предмета исследования, его структуры и функций, составляющих элементов, а также поиск эмпирических показателей изучаемых явлений для последующего сбора информации.

На практическом уровне – собирается интересующая информация в соответствии с ранее разработанными показателями. Затем происходит процесс восхождения от частного к общему в анализе полученной информации – сначала первичный, потом структурно-функциональный (но уже не на уровне модели, а на базе реальной информации) и, наконец, опять теоретический.

В результате исследовательской деятельности разрабатывается описание проблемного поля изучаемого объекта, т.е. составляется схема выявленных проблем, производится их структурирование по степени важности, выявляются причинно-следственные связи и стартовая проблема. Затем обосновываются возможные пути решения этих проблем.

Исследование кадровых процессов осуществляется с помощью определенных аналитических методов и инструментов. Метод – это путь к источнику информации о проблемах, существующих в кадровых процессах. Можно выделить три основных источника такой информации: сознание населения и персонала государственной и муниципальной службы, его поведение, а также документы, отражающие кадровые процессы в органах власти. Способы получения необходимой информации (методы) дифференцируются также на три группы соответственно этим источникам: опрос, наблюдение и контент-анализ документов. Все остальные эмпирические методы производны от этих основных. Каждый метод использует свои инструменты для получения информации. Инструментальный арсенал опроса составляют: анкеты, тесты, бланки интервью и опросные листы; инструментарием наблюдения являются дневники, журналы, карты наблюдений; инструментом контент-анализа является соответствующая карта.

Инструментарий кадрового анализа имеет свою структуру, архитектонику и предназначение в соответствии с целью исследования. Конструируются инструменты анализа, исходя из известных в социологии правил их разработки, квантификации социальных показателей кадровых процессов и построения измерительных шкал инструментария. При разработке вопросов для анкет и других опросных инструментов исследователи, как правило, используют известные критерии их проверки на достоверность и надежность отражения получаемой информации.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст