Учебно-методическое пособие образовательная программа по изобраз

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 285

Красносельского района Санкт-Петербурга

Учебно-методическое пособие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«Юный художник»

Возраст учащихся: 7-12 лет

Срок реализации: 2 года

Объем программы: 144 пед.ч.-1год, 144 пед.ч.-2 год.

Автор- составитель: педагог Николаева Ирина Евгеньевна

Санкт — Петербург

2012

Пояснительная записка

Программа является модифицированной художественно-эстетической, декоративно-прикладной, разработана на основе программы Е.А.Тяговой.

В настоящее время появляются тенденции к повышению уровня художественного образования детей. Целью образования становится воспитание человека богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Детское творчество — сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому.

Детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего возраста.

Основная идея, пронизывающая всю программу «Юный художник», — создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, его самореализации.

В современных условиях развития общества очень важно помогать ребёнку ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, строящийся на общечеловеческих ценностях, реализовывать себя в деятельности, способствующей развитию духовного мира детей.

Особое внимание в программе уделено формированию духовности детей, их культурных потребностей, высокой коммуникативной культуры, созданию условий для обретения чувства комфортности в коллективе, защищённости.

Раскрытию у учащихся творческого потенциала способствует создание неформальной обстановки на занятиях, сочетание различных форм работы (экскурсии, посещение театров, музеев, конкурсы, игры и.д.)

Неотъемлемая часть программы — выставка, включающая новую форму работы, условно называемую презентацией. Непосредственное участие в организации и проведении выставки принимают и сами дети (читают стихи, готовят сценки)

Деятельность детей в подготовке выставки способствует развитию у них инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, воспитывает коллектив единомышленников.

Таким образом, приоритетным в программе становится создание условий для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка, раскрытие его творческого потенциала. Благодаря этому повышается мотивация личности к познанию и творчеству.

Основа изобразительной творческой деятельности школьников -программный материал, формирующий целостное представление о мире.

Цель программы – развитие творческой индивидуальности ребенка посредством рисования.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

— Формировать специальные знания по предмету (основы жанровой композиции, основные законы предметов на плоскости, основные законы перспективы, элементарные основы дизайна, основы цветоведения, художественные термины).

— Способствовать получению технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов в изобразительной деятельности.

Развивающие задачи:

— Развивать творческий потенциал ребёнка через формирование ассоциативных возможностей мышления.

— Стимулировать умения анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.

Воспитательные задачи:

— Приобщать детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народной культуры.

— Прививать способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, и эстетически оценивать её.

— Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению.

Отличительные особенности данной программы: организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений. Программа предполагает включение воспитанников в различные виды творческой деятельности: словесную, поисковую, театральную.

Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Учащиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, познавательную, практическую и др.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возрастная группа 7-12 лет. В группе 1 года обучения занимаются 15 человек, в группе 2 года 12 человек. Занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

Каждый год обучения по программе «Юный художник» -своеобразный этап не только освоения воспитанниками теоретических и практических основ разнообразной изобразительной деятельности, но также этап развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Прогнозируемые результаты освоения учащимися программы.

В конце первого года занятий учащиеся получат

знания о:

художественных материалах и техниках работы с ними

основных законах перспективы

основах цветоведения

смысловой связи элементов

терминах: гармония, колорит, контраст, ритм, линейная и воздушная перспектива, светотень, символ, стилизация

правилах компоновки на плоскости

умения:

рисовать карандашные линии с различным нажимом

использовать различные приёмы работы с акварелью

использовать различные способы наложения цветового пятна гуашью

использовать цветовой и тоновый контраст

анализировать и давать оценку своей работе

навыки:

рисования с натуры

передачи характерной особенности локального цвета предмета, его изменения на свету

создания декоративного образа, стилизации природных форм

В конце второго года занятий учащиеся получат

знания о:

комбинированных техниках рисования

работе с разными материалами

декоративном рисовании

стилизации природных форм

понятиях: колорит, гармоничное сочетание, взаимосвязь, выразительность образа, творческая активность

умения:

использовать цвет как свойство передачи настроения

составлять композицию на заданную тему

выделять сюжетно-композиционный центр

определять правила компоновки

использовать различные линии для передачи выразительности образа

умение создавать декоративный образ

анализировать и давать оценку своей работе

навыки:

рисования на тему

дизайна объекта

участия и организации выставок

Учебно-тематический план

1год обучения

Тема

Общее количество

часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

Природа

Флора

Фауна

34

16

18

В мире животных

Домашние животные

Лесные обитатели

Царство рыб

Мир птиц

20

8

12

Санкт – Петербург

Символы города

Архитектура

8

2

6

Портретная тематика

8

3

5

Декоративное рисование

Орнамент

Народные мотивы

10

5

5

Красота вещей

Композиции из цветов

Композиции из фруктов

4

2

2

Русская культура

Истоки русской народной культуры и быта

Сказочные герои

14

4

10

В мире фантазий

В стране «Динозаврии»

Монограммы

32

13

19

Презентация работ

12

2

10

Всего часов:

144

57

87

Содержание изучаемого курса

1 год обучения

1. Вводное занятие Ознакомление с содержанием программы «Юный художник». Режим работы. Основные темы программы. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности, правила поведения в кабинете.

2. Природа

Наметка тонкими линиям композиции, уточнение и прорисовка деталей простым карандашом, техника работы акварелью, нанесение основного цвета и проработка деталей акварелью.

Многообразие мира природы. Флора и фауна. Бабочки и жуки. Различные состояния природы. Небо и земля. Небо и море. Осень — волшебная пора. Осенний лес. Осенние деревья и листья, их неповторимость и красота. Экскурсия в осенний парк.

Самостоятельная работа: составление композиции из листьев карандашом, обведение контура мелками. Раскраска.

Задание-упражнение: палитра осени. Учимся составлять цвета (акварель), отработка навыка работы кистью и красками.

Зимний пейзаж. Зимний вечер в лесу. Красавица ель. Зимняя палитра. Тёплые и холодные тона цветовой гаммы.

Знакомство с произведениями художников-пейзажистов И. Шишкин, И. Левитан, Ф. Васильев, И. Айвазовский, К. Юон и др. Раскрыть понятия: «пленер», «линия горизонта», «пейзаж», «перспектива».

Первенец весны. Веточки деревьев с почками.

На цветочной поляне. Игра «Цветок, придуманный мною». В игре задание: придумать рассказ о цветке или нарисовать цветок.

Небесные цветы.

Радуга над волшебным городом. Закат солнца. Тёплые и холодные тона. Выставка «Красота вокруг нас».

3.В мире животных

Размещение рисунка на листе, композиция, учёт анатомических особенностей, обобщение деталей.

Многообразие животного мира. Домашние животные, их неповторимость, красота, повадки. Лесные обитатели. Обобщение знаний о подготовке лесных обитателей к зиме. Игра «Перед зимовкой» или «Угадай животное по силуэту».

Знакомство с анималистическим жанром искусства.

Удивительный мир птиц.

Упражнение: как нарисовать птицу, соблюдение пропорций.

Тематическое рисование: птицы нашего края.

Упражнение как передать в рисунке характерную форму, движение, характер животного. Тематическое рисование: мой любимый зверь.

Морское дно. Царство рыб.

Весёлые коты. Выставка «В мире животных».

4. Санкт – Петербург

Копирование карандашом, композиционные эскизы, знакомство с линейной и воздушной перспективой.

Знакомство с образом города в литературе



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст