Учебно-методическое пособие Москва 2010 ббк- 87. 717. 7 Удк 17 Ю

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

Кафедра истории, социологии и права

Юркина Л.В.

Сборник практических и тестовых заданий по дисциплине

«Этикет: история и современность»

Учебно-методическое пособие

Москва 2010

ББК- 87.717.7

УДК – 17

Юркина Л.В.

Сборник практических и тестовых заданий по дисциплине «Этикет: история и современность»: Учебно-методическое пособие. М.:МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2010

Рецензент: д.п.н., проф. Крившенко Л.П.

к.п.к., доц. Иванова М.Е.

Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ им. М.В. Ломоносова в качестве учебно-методического пособия по элективному курсу «Этикет: история и современность». Учебно-методическое пособие «Сборник практических и тестовых заданий по дисциплине «Этикет: история и современность» рекомендовано для студентов 1 курса всех направлений бакалавриата. Пособие предназначено для проверки и контроля знаний учащихся в процессе прохождения и после изучения дисциплины.

Задания, представленные в пособии, соответствуют темам, предусмотренным учебной программой по дисциплине «Этикет: история и современность». Сборник заданий предназначен как для аудиторного, так и для самостоятельного использования. Задания к каждой теме разделены на два блока – практические и проблемные задания, используемые для углубленного контроля, а также тестовые задания, имеющие сквозную нумерацию и предназначенные для контроля базового уровня усвоения дисциплины. Таким образом, пособие позволяет дифференцировать уровень знаний учащегося. Кроме того, каждое тестовое задание содержит пять вопросов, что позволяет облегчить выявление процентного соотношения усвоенного материала.

Желательно использовать «Сборник практических и тестовых заданий» в паре с учебным пособием по дисциплине «Этикет: история и современность», Ч.1 и Ч.2.

© ЮРКИНА Л.В.

© МИТХТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

Оглавление TOC \o «1-3» \f \h \z \u

HYPERLINK \L «_TOC259731028» ТЕМА 1-2. Основные понятия и принципы этикета………… PAGEREF _TOC259731028 \H 4

HYPERLINK \l «_Toc259731029» Тесты к теме «Основные принципы этикета»………………. PAGEREF _Toc259731029 \h 5

HYPERLINK \L «_TOC259731030» ТЕМА 3. История этикета………………………………………………. PAGEREF _TOC259731030 \H 8

HYPERLINK \l «_Toc259731031» Тесты к теме «История этикета»…………………………… PAGEREF _Toc259731031 \h 10

HYPERLINK \L «_TOC259731032» Тема 4. Культура речи…………………………………………………… PAGEREF _TOC259731032 \H 14

HYPERLINK \l «_Toc259731033» Тесты к теме «Культура речи»………………………………… PAGEREF _Toc259731033 \h 16

HYPERLINK \L «_TOC259731034» Тема 5. Культура общения……………………………………………. PAGEREF _TOC259731034 \H 23

HYPERLINK \l «_Toc259731035» Тесты к теме «Культура общения»…………………………… PAGEREF _Toc259731035 \h 26

HYPERLINK \L «_TOC259731036» Тема 6. Эстетика одежды…………………………………………….. PAGEREF _TOC259731036 \H 33

HYPERLINK \l «_Toc259731037» Тесты к теме «Эстетика одежды»…………………………… PAGEREF _Toc259731037 \h 34

HYPERLINK \L «_TOC259731038» Тема 7. Культура застолья…………………………………………… PAGEREF _TOC259731038 \H 42

HYPERLINK \l «_Toc259731039» Тесты к теме «Культура застолья»………………………….. PAGEREF _Toc259731039 \h 43

HYPERLINK \L «_TOC259731040» Тема 8. Этикетные ситуации………………………………………… PAGEREF _TOC259731040 \H 51

HYPERLINK \l «_Toc259731041» Тесты к теме «Этикетные ситуации»……………………… PAGEREF _Toc259731041 \h 52

HYPERLINK \L «_TOC259731042» Вопросы итогового зачета………………………………………… PAGEREF _TOC259731042 \H 57

HYPERLINK \L «_TOC259731043» Список рекомендованной литературы………………………… PAGEREF _TOC259731043 \H 58

ТЕМА 1-2. Основные понятия и принципы этикета

Задание 1. Приведите примеры конкретных явлений, событий или вещей окружающего мира, которые, по Вашему мнению, входят в «понятие культура».

Задание 2. По каким признакам можно оценить степень:

а) цивилизованности;

б) культуры человека;

Задание 3. Приведите примеры общения:

а) с передачей информации;

б) с двусторонней передачей информации;

в) без передачи информации.

Задание 4. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых используются:

а) принцип гуманизма и человечности;

б) принцип целесообразности действий;

в) принцип эстетической привлекательности поведения;

г) принцип народных традиций.

Задание 5. Приведите примеры проявления человеком таких качеств, как:

а) вежливость; б) тактичность; в) скромность; г) точность.

Задание 6. Приведите примеры проявления человеком таких оттенков вежливости как:

а) корректность; б) учтивость; в) любезность;

г) деликатность.

ВНИМАНИЕ! Перед началом выполнения заданий дайте определение предложенных понятий.

Задание 7. Напишите короткое сообщение на тему:

1. Этикет и культура общения: что в них общего и в чем различие.

2. Чего я жду от изучения этикета.

Задание 8. Составьте список, состоящий из двух колонок –

1. качества, которые помогают мне в процессе общения;

2. качества, которые мешают мне в процессе общения.

Как Вы видите пути преодоления отрицательных качеств?

Задание 9. Составьте список качеств, которые –

1. Вы хотели бы видеть в других людях;

2. Вам не хотелось бы видеть в других людях.

Тесты к теме «Основные принципы этикета»

Во всех тестовых заданиях необходимо выбрать правильный ответ / ответы!

Задание 1.

Вопрос 1. Оснащение культуры техническими достижениями — это:

1. культура; 2. цивилизация; 3. общество; 4. общение;

5. этикет.

Вопрос 2. Взаимодействие людей — это:

1. культура; 2. цивилизация; 3. общество; 4. общение;

5. этикет.

Вопрос 3. Процесс взаимодействия людей — это:

1. культура; 2. цивилизация; 3. общество; 4. общение;

5. этикет.

Вопрос 4. Наука о морали и нравственности — это:

1. этикет; 2. психология; 3. этика; 4. социология.

Вопрос 5. Не является оттенком вежливости:

1. корректность; 2. любезность; 3. учтивость; 4. тактичность.

Задание 2.

Вопрос 1. Не является моральным требованием к принципу гуманизма:

1.корректность; 2. любезность; 3. тактичность; 4. скромность.

Вопрос 2. Официальная сухая вежливость — это:

1. скромность; 2. тактичность; 3. любезность; 4. корректность.

Вопрос 3. Вежливость, в которой ясно прослеживается желание быть приятным и полезным окружающим — это:

1. корректность; 2. любезность; 3. учтивость; 4. деликатность.

Вопрос 4. Почтительная вежливость по отношению к старшим — это:

1. корректность; 2. любезность; 3. учтивость; 4. деликатность.

Вопрос 5. Вежливость, проявляемая с особой тонкостью и чуткостью — это:

1. корректность; 2. любезность; 3. учтивость; 4. деликатность.

Задание 3.

Вопрос 1. Принцип этикета, который лежит в основе норм, которые нельзя объяснить с точки зрения практической полезности:

1. Принцип гуманизма и человечности;

2. Принцип целесообразности действий;

3. Принцип эстетической привлекательности поведения;

4. Принцип народных традиций в этикете.

Вопрос 2. Какой принцип этикета выдвигает моральные требования к общению?

1. Принцип гуманизма и человечности;

2. Принцип целесообразности действий;

3. Принцип эстетической привлекательности поведения;

4. Принцип народных традиций в этикете.

Вопрос 3. Какой принцип можно использовать в незнакомой ситуации?

1. Принцип гуманизма и человечности;

2. Принцип целесообразности действий;

3. Принцип эстетической привлекательности поведения;

4. Принцип народных традиций в этикете.

Вопрос 4. Какой принцип выражает единство формы и содержания поступка?

1. Принцип гуманизма и человечности;

2. Принцип целесообразности действий;

3. Принцип эстетической привлекательности поведения;

4. Принцип народных традиций в этикете.

Вопрос 5. Умение не замечать ошибок окружающих — это:

1. вежливость; 2. тактичность; 3. любезность; 4. скромность.

Задание 4.

Вопрос 1. Воспитанный человек обладает:

знаниями; 2. умениями; 3. навыками; 4. образованием.

Вопрос 2. Принципов этикета:

1. восемь; 2. три; 3 . четыре; 4. шесть; 5. семь.

Вопрос 3. Способность производить нужные действия без особого контроля со стороны сознания — это:

1. подсознание; 2. знания; 3. умения; 4. навыки.

Вопрос 4. Отсутствие театральности и позерства — это:

вежливость; 2. деликатность; 3. скромность; 4. точность.

Вопрос 5. Умение выполнять то, что обещано вовремя — это:

вежливость; 2. деликатность; 3. скромность; 4. точность.

ТЕМА 3. История этикета

Задание 1. Для каждого из семи периодов развития этикета (античность, средневековье, Новое время, Россия в допетровскую эпоху, Россия времен Петра I, Россия в послепетровскую эпоху, Россия в 19 веке.) изобразите в виде весов соотношение этической и эстетической компоненты правил поведения.

Задание выполняется на отдельном альбомном листе формата А-4.

Пример: SHAPE \* MERGEFORMAT

Задание 2. Охарактеризуйте основные черты каждого из семи периодов исторического развития этикета (античность, средневековье, Новое время, Россия в допетровскую эпоху, Россия времен Петра I, Россия в послепетровскую эпоху, Россия в 19 веке.) по следующему образцу:

Эпоха:_____________ Исторический период____________

Наличие или отсутствие правил поведения:_________________

Наличие светского этикета_________________________

Наличие или отсутствие книг по правилам поведения_________

В чем Вы видите основу этикета этого периода______________

Образец эпохи, какие качества для него характерны___________

Антиобразец эпохи и его качества_________________________

Задание 3. Напишите краткое сообщение на тему:

Что мне нравится и что мне не нравится в историческом периоде (по выбору).

Что из правил поведения прошлого, на Ваш взгляд, следовало бы перенести в нашу действительность.

Тесты к теме «История этикета»

Во всех тестовых заданиях необходимо выбрать правильный ответ / ответы!

Задание 5.

Вопрос 1. В какую историческую эпоху возникли первые поведенческие нормативы?

1. Античность; 2. Средневековье; 3. Новое время; 4. Наше время.

Вопрос 2. В связи с чем появились первые письменные руководства по этикету?

1. в связи с развитием письменности;

2. в связи с усложненностью и детализацией этикета;

3. в связи с развитием книгопечатания.

Вопрос 3. В какую историческую эпоху возникло понятие «этикет»?

1. Античность; 2. Средневековье; 3. Новое время;

4. Наше время.

Вопрос 4. При дворе какого правителя возникло понятие «этикет»?

1. Петра I. 2. Людовика XII. 3. Людовика XIV.

4. Людовика XVII. 5. Филиппа II.

Вопрос 5. Для какой исторической эпохи характерно высказывание: «Этикет использовался в меру своей практической полезности»?

1. Античность; 2. Средневековье; 3. Новое время;

4. Наше время.

Задание 6.

Вопрос 1. Преобладание нравственных установок в ущерб эстетичности поведения характерно для эпохи:

1. Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени;

4. Нашего времени.

Вопрос 2. Преобладание эстетичности поведения в ущерб нравственному содержанию этикета характерно для эпохи:

1. Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени;

4. Нашего времени.

Вопрос 3. Баланс нравственного содержания и эстетичности поведения характерен для эпохи:

1. Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени;

4. Нашего времени.

Вопрос 4. Требование вежливости с людьми различных сословий возникло в эпоху:

1. Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени;

4. Нашего времени.

Вопрос 5. Представление об обходительности – манерах возникло в эпоху:

Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени;

4. Нашего времени.

Задание 7.

Вопрос 1. Герой-аристократ – личностный образец эпохи:

1. Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени;

4. Нашего времени.

Вопрос 2. Рыцарь – личностный образец эпохи:

1. Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени;

4. Нашего времени.

Вопрос 3. Дворянин – личностный образец эпохи:

1. Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени;

4. Нашего времени.

Вопрос 4. Сложность, детализация и ритуализация этикета характерна для эпохи: 1. Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени; 4. Нашего времени.

Вопрос 5. Человеческое достоинство стало базой этикета в эпоху: 1. Античности; 2. Средневековья; 3. Нового времени;

4. Нашего времени.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст