Учебно-методическое пособие Красноярск сфу 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Экономика

Учебно-методическое пособие

Красноярск

СФУ

2011

УДК 330.101(07)

ББК 65.01я73

Составители: Е.Н. Таненкова

М Экономика: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов: вид издания [Текст] / сост. Е.Н. Таненкова – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 27 с.

Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика» содержит примеры решений типовых задач по темам, перечень тем рефератов и эссе.

Предназначено для студентов специальности 020208.65 «Биохимия», направления 020200.62 «Биология» дневной формы обучения.

УДК 330.101(07)

ББК 65.01я73

© Сибирский

федеральный

университет, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методические рекомендации отражают структуру курса по экономической теории, и обеспечивает подготовку к семинарским занятиям, а также способствует самостоятельному изучению тем курса. Рекомендации включает в себя планы семинарских занятий, тематику рефератов и эссе, образцы решения типовых задач различных уровней сложности и литературу.

Планы семинарских занятий содержат 3-4 вопроса, знание которых обязательно для понимания темы. Они помогут усвоить ключевые моменты соответствующей темы, сформируют умения корректно аргументировать свою точку зрения.

Темы рефератов, приведенные в рекомендациях должны ориентировать на самостоятельную и творческую работу по приобретению навыков исследовательской и научной деятельности. Студенты могут выбрать заинтересовавшую их проблему, осветить ее, используя общепринятые взгляды, взяв на себя роль оппонента или «носителя» новых инновационных подходов и методов. Важно, чтобы аргументы, приводимые в работах, в обоих случаях были максимально убедительными, ориентированными на восприятие и учет российской действительности, отражали достижения не только западных, но и российских экономистов. Для этого необходимо использовать научную монографическую литература, статьи из журналов «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы», «Экономист», «ЭКО», «Труд и социальные отношения», «Человек и труд», «Рынок ценных бумаг», «Эксперт» и других периодических изданий, а также статистических сборников и Интернет-ресурсы.

К цитатам и статистическому материалу делаются ссылки с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы.

В конце реферата должен быть приведен список использованной литературы.

Наряду с рефератами в учебном процессе предлагается написание эссе. Эссе представляет собой общие рассуждения, сочинения по какой-либо теме или о каком-либо предмете. В отличие от реферата, который можно представить в виде «законченной картины», эссе – это «этюд в прозе» ( предварительные соображения по проблеме, случайные штрихи, наброски из собственных идей и мыслей). Объем эссе не превышает трех страниц текста.

Образцы решения типовых задач различных уровней сложности приводятся с целью приобретения студентами прикладных навыков, способностей к аналитическим формам работ и развитию профессиональных компетенций. Учебная литература приводится для всех модулей и может быть использована как при подготовке к семинару, так и для написания рефератов в качестве ориентира. Дополнительную, новую литературу необходимо подбирать с учетом указанных научных источников.

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА

ПЛАН СЕМИНАРА

•Потребности, блага и ресурсы. Естественные и социальные условия жизни

•Экономический выбор. Альтернативные издержки

•Экономические ограничения. Граница производственных возможностей

•Экономические системы как способы организации экономического обмена

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

•Предмет исследования политической экономии и экономикс: сравнительный анализ.

•Общественное разделение труда: новые тенденции развития и их роль в развитии современных рыночных отношений

•Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.

•Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.

•Человеческий капитал и его роль в современной экономике.

•Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.

ТЕМЫ ЭССЕ

•Экономические взгляды современных российских ученых.

•Россия – ресурсная кладовая мира

•Робинзон Крузо: критерий выбора и располагаемые ресурсы

•Трагедия « общественной собственности»

ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ

1. В тайге работает бригада из 8 человек. Они заготавливают кедровые орехи и бруснику. Каждый день один человек может заготавливать либо 20 кг орех, либо 10 кг брусники. Начертите линию производственных возможностей (ЛПВ) бригады.

Как изменится местоположение ЛПВ бригады, если каждый работник станет в день собирать на 1 кг брусники больше?

РЕШЕНИЕ:

Для бригады 8 человек дневная производительность будет составлять: 8×20 кг = 160 кг. кедровых орехов и 8×10 кг = 80 кг. брусники. Чертим линию производственных возможностей.

Если каждый рабочий будет собирать по 11 кг. брусники, дневная производительность составит 8×11=88 кг, то новая линия производственных возможностей измениться и займет положение пунктирной линии.

2. Евгений менеджер, проживает с мамой пенсионеркой и любит виноград. Он зарабатывает 100 руб. в час. В магазине за виноградом по 80 руб. за килограмм нужно стоять час, а виноград по 120 руб. продается без очереди. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевого винограда для менеджера Евгения? Для его мамы пенсионерки?

РЕШЕНИЕ:

Так как альтернативная ценность времени для мамы Евгения равны нулю, то ее рациональным выбором является – очередь, которая еще и расширяет ее социализацию. Альтернативная ценность времени менеджера Евгения – 100руб\час, полная цена винограда по 80 руб/кг равна 80Х + 100. где Х – объем покупки. Составляем уравнение:

80Х + 100< 120Х

Х>2,5 кг

Вывод: для менеджера Евгения при покупке более 2,5 кг, винограда стоять в очереди рационально

Перечень ключевых терминов: Блага, потребности, ресурсы, экономический выбор, экономические отношения, экономические системы, этапы развития экономической теории, методы экономической теории.

МОДУЛЬ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПЛАН СЕМИНАРА

•Рыночный спрос и предложение. Механизм формирования равновесной цены

•Анализ изменения равновесия спроса и предложения

•Государственное регулирование цен. Проблема эффективности регулирования цен.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

•Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.

•Инфраструктура рынка труда в России: проблемы становления.

•Модели рынка и их характеристика

•Отличительные черты современного рынка

•Границы рыночных отношений

ТЕМЫ ЭССЕ

•«Россия никогда не имела ничего общего с остальной Европою… история ее требует другой мысли, другой формулы.» (А.С.Пушкин)

•Россия в третьем эшелоне развития капитализма. По кн. Нуреев Р.М. «Экономика развития». Модели становления рыночной экономики. М.:2001часть 3, гл.7

•«Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» ( Э. Хаббарт)

ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ

•Функция спроса на рынке образовательных услуг представлена уравнением Qd=1000-35P, а функция предложения – уравнением Qs=5P+600, где P – рыночная цена за час, а Qd и Qs – объемы спроса и предложения (в часах). Государство ввело фиксированную цену на услугу в размере 3 у.е. за час. Определите последствия данного шага для потребителей и производителей.

РЕШЕНИЕ:

Найдем равновесную цену, приравнивая количество спроса и предложения

Qd = Qs, на этом основании приравниваемправые части уравнений

1000-35P=5P+600

400=40Р

Pе=10 у.е.

Найдем равновесное количество образовательных услуг, подставив рыночную цену в любое уравнение

Qd=1000-35P

Qd=1000-35×10

Qd=650

Если государство устанавливает фиксированную цену на услуги в размере 3 у.е.за час , то есть ниже равновесной, то спрос превысит предложение – возникнет на рынке дефицит. Найдем количество услуг, которое будет предложено по установленной цене:

Qs(3)=5×3+600

Qs= 615

Qd (3)=1000-35×3

Qd=895

Таким образом будет продано на 35 образовательных услуг меньше, чем при свободной цене. При этом дефицит составит 895 – 615= 280 образовательных услуг.

•Как повлияет на спрос и цену отечественного стирального порошка «МИФ»появление на рынке порошка другой компании «ТАЙД»?

РЕШЕНИЕ:

Поскольку «ТАЙД» является заменителем «МИФ», скорее всего снизиться, предложение останется неизменным, а цена уменьшиться.

Ключевые понятия: Рынок, спрос и предложение, факторы спроса, предложение и его факторы.

ТЕМА 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

ПЛАН СЕМИНАРА

•Выбор потребителя – нахождение оптимума

•Влияние изменения цен на положение потребителя. Эффект дохода и эффект замещения

•Понятие эластичности и ее виды. Практическое применение эластичности.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

•Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя (покупателя).

•Предельный анализ в теории потребительского выбора. Использование предельных величин в микроэкономическом анализе.

•Эластичность спроса на товар по цене и ее учет в производственной стратегии фирмы.

ТЕМЫ ЭССЕ

•Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии.

•Применимость психологических законов в экономике.

•Дифференциация доходов в России.

•Реакция потребителя на изменение дохода цен

•«Хорошо дешево не бывает. Цена по товару, и товар по цене» (пословица)

ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ

•Потребитель тратит 20 ден. ед. на апельсины и яблоки. MUя=20-3х, где х – количество яблок, в шт. MUа=40-5у, где у – количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составляет 1 ден. ед.., цена одного апельсина – 5 ден.ед. Какое количество яблок и апельсин купит рациональный потребитель?

РЕШЕНИЕ:

В состоянии равновесия отношение предельных полезностей равно отношению цен товаров:

MUx = Px

MUy Pe

Выбор потребителя предопределен бюджетным ограничением

Px×X + Py×Y = I

Поэтому

20-3х = 5

40-5у 1

Х + 5У = 20

Решая систему уравнений получаем ответ: X=5; Y=3

•Определите коэффициенты перекрестной эластичности спроса по цене. Известно, что цена товара А выросла с 50 руб. до 60 руб. Объем спроса на товар В снижается с 60 тыс. штук в год до 40 тыс. штук в год. Прокомментируйте полученный результат.

РЕШЕНИЕ:

Формула дуговой (на отрезке) эластичности спроса:

Εd= ∆Q/(Q1+Q2)/2 : ∆P/(P1+P2)/2=∆P/∆Q×/(P1+P2) /(Q1+Q2)= (50-60)/(60-40)×(50+60)/60+40)= -1/2×11/10= -0,55

Ответ: ε= -0,55;Спрос неэластичный

Ключевые понятия: Потребительские предпочтения, предельная полезность, эластичность, индивидуальный и рыночный спрос, эффект дохода, эффект замещения.

ТЕМА 4. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ

ПЛАН СЕМИНАРА

•Постоянные и переменные факторы производства. Роль временного периода.

•Производственная функция. Общий, средний и предельный продукт.

•Производственный выбор в краткосрочном и долгосрочном периодах. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость факторов производства.

•Природа издержек производства. Виды издержек.

•Валовая выручка и прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Безвозвратные издержки.

•Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

•Отдача от масштабов производства

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

•Механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия и их воздействие на хозяйственную активность предприятий.

•Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.

•Издержи производства, доходы и экономическая прибыль: взаимосвязи и проблемы максимизации последствий.

•Основной и оборотный капитал. Проблемы и пути обновления основного капитала в послеприватизационной экономке России.

•Модель расширенного воспроизводства, возможности и особенности ее использования в современных условиях.

•Современные организационно — правовые формы предпринимательства: сравнительный анализ.

ТЕМЫ ЭССЕ

•«Цена хороша, а не будет барыша» (пословицы)

•Ускоренная амортизация средств предприятия: опыт различных стран

•«Предпринимательство несет с собой и риск и награду» (Г.Мэнкью)

•Тайна «первоначального накопление капитала» российского предпринимательства

•Тенденции развития современных технологий в экономике и формирование технологической политики России

ЗАДАЧИ С ОБРАЗЦАМИ РЕШЕНИЯ

•Предприниматель обладает информацией о совокупной производительности работника в д.е. в неделю:

Количество работников

4

5



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст