Учебно-методическое пособие Казань 2012 Печатается по решению ка

Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский федеральный (Приволжский) университет

Музыка ХХ века

Учебно-методическое пособие

Казань 2012

Печатается по решению кафедры теории искусств и мировой художественной культуры

УДК 78.03 (4) (7/8) «19»

ББК 85.313 (3)

Составитель – Л.Г. Сафиуллина, кандидат филологических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета

Рецензенты

Файзулаева М.П. – кандидат искусствоведения, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный деятель искусств РФ и РТ;

Раимова С.И. – кандидат педагогических наук, профессор Казанского государственного педагогического университета.

Учебно-методическое пособие по курсу «Музыка ХХ века» адресовано студентам музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений и включает тематический план, вопросы к семинарским занятиям, краткое содержание лекций, примерные образцы тестов, список произведений для слушания, тематику рефератов, экзаменационные вопросы и библиографию.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальное искусство ХХ века отличает множественность художественных тенденций, развивавшихся параллельно, в соприкосновении или отталкивании. Появление целого созвездия новых композиторских имен, творческих объединений, национальных школ обусловило сложность панорамы. Бурное экспериментаторство, периодически захватывавшее европейскую и американскую музыку, привело к радикальным изменениям в музыкальном языке, системе жанров, выразительных средствах. Некоторые из этих новаций имели исторически преходящий характер, другие же прочно вошли в мировой фонд. Лучшие произведения, созданные в ХХ столетии, стали зеркалом духовных, нравственных исканий эпохи, отразили драматизм и противоречивость современного мира.

Изучение важнейших эстетических направлений, закономерностей развития музыкально-исторического процесса в ХХ в. является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Компетентный педагог должен свободно ориентироваться в музыкальной стилистике нового времени, знать выдающиеся сочинения, быть адаптирован к их слуховому восприятию.

Курс «Музыка ХХ века» завершает академический курс истории зарубежной музыки и ставит своей целью ознакомление студентов с основными музыкально-стилевыми явлениями прошедшего столетия.

Задачи курса:

сформировать у студентов представления об эволюции музыкального языка в ХХ веке;

рассмотреть современные композиционные техники;

осветить жанровую картину;

изучить композиторские школы Франции, Италии, Австрии, США, Латинской Америки, стран Восточной Европы;

охарактеризовать творчество крупнейших композиторов ХХ в. и проанализировать их наиболее значительные произведения.

На лекциях педагог обозначает основные тенденции развития музыкальной культуры той или иной страны, рассматривает художественно-стилевые течения, рассказывает об исканиях в области выразительных средств, характеризует творческий облик ведущих композиторов. Изложение теоретических сведений сопровождается демонстрацией аудио- и видеозаписей фрагментов музыкальных произведений.

На семинарских занятиях студенты, в основном, анализируют произведения пройденных на лекциях композиторов: знакомят сокурсников с историей их создания, раскрывают замысел, выявляют принципы строения, особенности музыкального языка. Тем самым осуществляется подготовка к слуховым контрольным работам, составляемым из отрывков данных сочинений. На семинарские занятия также выносятся некоторые обзорные и монографические темы. В период работы над докладами студенты могут воспользоваться рекомендованной педагогом литературой и информацией, почерпнутой из Интернета.

Самостоятельная работа студентов поглощает основное время, отведенное на изучение дисциплины. Большую ее часть занимает прослушивание указанных в списке произведений. Звучание многих из них при «первом приближении» может показаться непривычным: мелодические линии изломанными, угловатыми, гармонии – жесткими, диссонантными, ладотональное развитие – непредсказуемым. Своеобразная красота этих сочинений, их неповторимый эмоциональный колорит, логика в отборе выразительных средств открывается не сразу, а в процессе неоднократного восприятия. Поэтому рекомендуется каждое произведение слушать не менее

двух раз, наблюдая за музыкальным развитием по клавиру или партитуре. Для более эффективного запоминания желательно выписывать основные темы в отдельную нотную тетрадь. В тех случаях, когда нотные сборники изучаемых произведений отсутствуют, необходимо на слух определить границы разделов.

Не менее важным видом деятельности представляется и детальный просмотр видеозаписей театральных произведений, фрагменты которых демонстрировались на аудиторных занятиях. Здесь следует обратить внимание не только на собственно музыкальные особенности, но и на режиссерский замысел, постановочные решения, пластику, игру актеров, оформление сценического пространства, костюмы и т.д.

К самостоятельной работе также относится освоение материала лекций, работа с учебниками и дополнительной литературой, эскизное исполнение изучаемых произведений. Не все сочинения, фигурирующие в программе, могут быть исполнены силами студентов. Однако песни Дж. Гершвина, отрывки из его оперы «Порги и Бесс», фортепианные миниатюры Б. Бартока, пьесы из цикла «Ludus tonalis» П. Хиндемита, сочинения Ф. Пуленка и А. Пьяцоллы, номера из мюзиклов Э.Л. Уэббера и Л. Бернстайна вполне доступны для игры и пения. Для облегчения задачи студенты при их исполнении могут объединяться в камерные или вокально-инструментальные ансамбли. Главный же залог успешного освоения курса – планомерная и систематическая работа по всем обозначенным направлениям.

По мере прохождения курса осуществляется текущий контроль: слуховые проверочные работы и тестирование. Они проводятся они по подгруппам (15-20 человек).

Слуховые проверочные работы включают в себя по 15-20 фрагментов произведений, указанных в списке. После прослушивания каждого номера студенты должны угадать фамилию автора, название и жанр произведения, иногда – часть, раздел и тему. Ошибки в написании фамилии автора, названия произведения или имени действующего лица снижают отметку. При выполнении слуховых проверочных работ разрешается использование нотных тетрадей с основным тематизмом, учебников и других источников. Категорически запрещается коллективное обсуждение услышанного на протяжении всего отведенного времени. Обычно в течение семестра проводятся две слуховые проверочные работы: одна – в середине обучения, другая – по завершении курса. Полученные результаты учитываются при выведении итоговой экзаменационной оценки. Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» или по каким-либо причинам не явившиеся на слуховые проверочные работы, демонстрируют знание музыки на экзамене. Педагог предлагает им на слух определить 3-4 музыкальных фрагмента.

Тестирование выявляет владение студентов фактологией: представления о музыкальных группировках ХХ в., творческой эволюции композиторов, авторстве произведений, их жанровой природе, структуре, связях со смежными искусствами. Для ответа на каждый вопрос отводится 2-3 минуты. Обращение к какой-либо литературе, конспектам лекций и т.д. не допускается. Студенты, не прошедшие тестирования или заслужившие по нему низкий балл, отвечают на экзамене на дополнительные вопросы.

По окончании курса студенты пишут реферат на одну из предложенных тем и сдают экзамен. Экзамен проводится по билетам, каждый из которых содержит два вопроса. Первый вопрос носит общий характер (осветить особенности музыкальной культуры той или иной страны, обрисовать творческий облик композитора и т.п.), второй предполагает анализ музыкального произведения.

Программа курса «Музыка ХХ века» составлена на основе учебников «История зарубежной музыки. Вып.6», «Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.6,7»; коллективных трудов «Музыка ХХ века», «ХХ век. Зарубежная музыка». В работе также были использованы материалы программ «История зарубежной музыки (от 90-х годов Х1Х в. до первой половины ХХ века)» и «Современная музыка (Западноевропейская музыкальная культура второй половины ХХ века)», составленных кандидатом искусствоведения, и.о. доцента КГК Г. Б. Губайдуллиной.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Наименование тем

Введение. Главные эстетические направления в западно-европейской музыке первой половине ХХ века.

Искания в области стиля. Изменения в системе жанров.

Творчество Игоря Стравинского.

Музыка Франции.

Творчество Дариюса Мийо.

Творчество Артюра Онеггера.

Творчество Франсиса Пуленка.

Религиозные и пантеистические произведения Оливье Мессиана.

Музыка Италии.

Музыкальная культура Австрии.

Арнольд Шенберг: личность, творчество, музыкально — теоретическая концепция.

Творческий портрет Альбана Берга.

Черты стиля Антона Веберна.

Музыка Германии.

Творчество Рихарда Штрауса

Творческий портрет Пауля Хиндемита.

Творчество Карла Орфа.

Музыкальная культура Великобритании и творчество Бенджамина Бриттена.

Музыкальная культура США.

Фольклористические тенденции в музыке ХХ века. Музыка Чехии, Словакии и Болгарии.

Музыкальная культура Венгрии. Творчество Белы Бартока.

Музыкальный авангард после второй мировой войны.

Творческие искания Кшиштофа Пендерецкого.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наименование тем

Неоклассицистские произведения И. Стравинского.

Третья симфония («Литургическая») А. Онеггера.

Моноопера «Человеческий голос» Ф.Пуленка.

Опера «Воццек» А. Берга.

«Путеводитель по оркестру для юношества, или Вариации и фуга на тему Пёрселла» Б.Бриттена.

« Военный реквием» Б. Бриттена.

Творчество Джорджа Гершвина.

Джаз.

Композиторы Латинской Америки.

Композиторы Чехии, Словакии и Болгарии.

Произведения Б. Бартока.

Золтан Кодай и его роль в развитии венгерской культуры.

Музыкальная культура Румынии и творчество Джордже Энеску.

Музыкальная культура Польши. Творчество Кароля Шимановского и Витольда Лютославского.

Жанры мюзикла и рок – оперы. Творчество Леонарда Бернстайна и Эндрю Ллойда Уэббера.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинар 1.

Опера-оратория « Царь Эдип» И. Стравинского.

Симфония псалмов.

Концерт для скрипки с оркестром.

Семинар 2.

Третья симфония А. Онеггера: концепция, драматургия цикла, круг музыкальных образов, особенности тематизма, оркестровое письмо.

Последовательный разбор всех трех частей симфонии.

Семинар 3.

Моноопера « Человеческий голос» Ф. Пуленка: своеобразие жанра, истоки в музыкальном театре других стран, литературная основа.

Драматургия.

Характеристика вокальной партии.

Оркестр — носитель тематизма.

Семинар 4.

Опера А. Берга «Воццек» как образец экспрессионистской музыкальной драмы. Соотнесение с литературным первоисточником.

Драматургия. Принципы строения оперных сцен. Использование форм инструментальной музыки.

Вокальный стиль.

Лейтмотивный комплекс.

Семинар 5.

История создания « Путеводителя по оркестру» Б. Бриттена.

Анализ произведения.

Возможности использования « Путеводителя» в школьной практике.

Семинар 6.

«Военный реквием» Б. Бриттена: история создания, концепция, текстовая основа.

Драматургия цикла. Роль пространственных эффектов.

Последовательный разбор частей.

Семинар 7.

Жизненный и творческий путь Дж. Гершвина.

«Рапсодия в блюзовых тонах».

«Американец в Париже».

Опера «Порги и Бесс».

Семинар 8.

Рождение джаза.

Период свинга как один из важнейших этапов развития джаза.

Стиль би-боп.

Основные направления в джазовой музыке второй половины ХХ века.

Семинар 9.

Музыкальная культура Латинской Америки.

Творчество Эйтора Вилла-Лобоса.

Творчество Астора Пьяцоллы.

Семинар 10.

Творчество Леоша Яначека. Опера « Ее падчерица».

Творчество Богуслава Мартину. Третий концерт для фортепиано с оркестром.

Творчество Панчо Владигерова. Рапсодия « Вардар».

Семинар 11.

Музыка для струнных, ударных и челесты» Б.Бартока.

Фортепианный цикл «Детям».

Семинар 12.

Жизненный и творческий путь З. Кодая.

Опера « Хари Янош».

Педагогическая и музыкально — просветительская деятельность Кодая.

Семинар 13.

Румынская композиторская школа.

Джордже Энеску: композитор, скрипач, дирижер и пианист. Обзор творчества.

Третья соната для скрипки и фортепиано Энеску.

Семинар 14.

Музыкальная культура Польши.

Творчество К. Шимановского.

Творчество В. Лютославского.

Семинар 15.

Мюзикл как новый музыкально-театральный жанр. Его эволюция.

Творчество Л. Бернстайна. «Вестсайдская история».

Рок-опера: история, сюжеты, драматургия, музыкальный язык.

Творчество Э. Л. Уэббера. «Иисус Христос — суперзвезда».

ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРАМ

Семинар 1.

1. Друскин М. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды. – Л.,1982.

2. Музыка ХХ века: Очерки. Ч.2. Кн.4. – М.,1984.

3. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.6/ Сост. И. Гивенталь,

Л. Щукина, Б. Ионин. – М., 1994.

4. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. – Л.,1982.

Семинар 2.

Павчинский С. Симфоническое творчество Онеггера. – М.,1972.

Сысоева Е. Симфонии А. Онеггера.

Семинар 3.

1. Медведева И. Франсис Пуленк. – М.,1969

2. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 6. – М.,1994. . 3. Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ века. – М.,1964.

Семинар 4.

1. Берг А. О музыкальных формах в моей опере «Воццек»// Зарубежная музыка ХХ века. – М.,1975.

2. Глебов И. «Воццек» Альбана Берга// Зарубежная музыка ХХ века. – М.,1975.

3. Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. – М.,1976.

опер/ Ред.-сост. М. Друскин. – Л.,1987.

Семинар 5.

1. Таурагис А. Бенджамин Бриттен. – М.,1965.

2. Радынова О. Беседа о музыкальных инструментах: Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.,1997.

Семинар 6.

Ковнацкая Л.Г. Бенджамин Бриттен // Ковнацкая Л.Г. Английская музыка ХХ века.- М., 1986.

Орлов Г. Военный реквием Бриттена // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5. — Л., 1967.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст