Учебно-методическое пособие Казань 2008 Рекомендовано Учебно-мет

Министерство образования Российской Федерации

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономики

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

для студентов экономических специальностей

учебно-методическое пособие

Казань 2008

Рекомендовано Учебно-методическим Советом экономического факультета КГУ

Председатель УМС доц. Подгорная А.И.

Утверждено Ученым Советом экономического факультета КГУ

Протокол №3 от «4» апреля 2008 г.

Авторы:

кандидат экономических наук, доцент Тумашев А.Р.,

ассистент кафедры экономики Тумашева М.В.,

ассистент кафедры экономики Тарасова Ю.А.

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Мокичев С.В.,

кандидат экономических наук, доцент Киршин И.А.

Экономическая теория (для студентов экономических специальностей): Учебно-методическое пособие/ А.Р.Тумашев, М.В.Тумашева, Ю.А.Тарасова. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2008. – 89 с.

Учебно-методическое пособие по курсу «Экономическая теория» предназначено для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и составлено в соответствии с целевым набором компетентностей и способностей к выполнению определенных видов деятельности, формируемых у выпускников экономического факультета.

СОДЕРЖАНИЕ

Характеристика учебного курса «Экономическая теория» в контексте компетентностного подхода

4

Примерная сетка часов учебного курса «Экономическая теория»

7

Примерная сетка занятий учебного курса «Экономическая теория»

8

Программа учебного курса «Экономическая теория»

9

Планы семинарских занятий

14

Раздел I. Общие проблемы экономической теории

14

Тема 1. Введение в экономическую теорию

14

Тема 2. Рыночная экономика. Основы теории рыночного равновесия и поведения потребителей

20

Тема 3. Сущность и функции денег. Денежные системы

26

Раздел II. Теория фирмы. Основы теории производства

29

Тема 4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

29

Тема 5. Капитал и теория производства. Структура средств предприятия, цели и показатели его деятельности

33

Тема 6. Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде

39

Тема 7. Поведение фирм на разных типах рынков

44

Тема 8. Рынки факторов производства

49

Раздел III. Макроэкономические проблемы экономической теории

56

Тема 9. Макроэкономические параметры национальной экономики

56

Тема 10. Банки и банковская система. Денежно-кредитная политика

63

Тема 11. Государственные финансы. Бюджетно-налоговая политика

68

Тема 12. Экономический рост и его измерение. Государственное регулирование экономической системы

72

Раздел IV. Мировая экономика и международные экономические отношения

75

Тема 13. Международные аспекты экономической теории

75

Примерные варианты контрольных работ

82

Примерный перечень контрольных вопросов к дифференциальному зачету по экономической теории

87

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Код курса: ОПД Ф.1.1.

Тип курса: обязательный, последовательный

Год обучения: I курс, I триместр

Число кредитов: 3

Аннотация курса

В соответствии с целевым набором компетентностей и способностей к выполнению определенных видов деятельности, формируемых у выпускников экономического факультета, курс призван дать студентам фундаментальные знания концепций и категорий современной экономической теории, закономерностей функционирования рыночной экономики и поведения ее субъектов, механизмов формирования цен и объемов производства на различных типах рынков, взаимосвязи и динамики объемов национального производства, инфляции, занятости и других макроэкономических агрегатов; сформировать методологическую основу для изучения специальных теоретических и прикладных курсов программы, базирующихся на экономической теории; ознакомить студентов с результатами современных научных исследований российских и зарубежных ученых в области экономической науки, микро- и макроэкономического анализа; развивать у студентов способность вырабатывать собственную позицию по актуальным теоретическим проблемам экономической науки и ее практическим приложениям в области экономической политики и развития российского предпринимательства; формировать у студентов навыки аналитической деятельности в области прикладных аспектов экономической теории, умение проводить самостоятельные научные исследования и обобщать полученные результаты.

Характеристика использованных методов преподавания и учебно-методического обеспечения

Трудоемкость дисциплины составляет 3 кредита, то есть 108 часов, из которых 36 часов – аудиторная общая работа, 18 – аудиторная индивидуальная работа, 54 часа – самостоятельная работа. Общая трудоемкость дисциплины включает в себя два взаимосвязанных вида учебной нагрузки:

— аудиторная работа, которая состоит из общей и индивидуальной работы. Общая аудиторная работа проходит в виде традиционных форм – лекций и семинаров. Во время аудиторных индивидуальных занятий преподаватель проводит индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а также осуществляет контроль и оценивает результаты самостоятельной работы.

— самостоятельная работа студентов, которая включает в себя как подготовку к текущим аудиторным занятиям – изучение обязательной и дополнительной литературы, решение заданных на дом задач и упражнений, подготовка докладов по теме семинара, подготовка к контрольным работам, – так и выполнение дополнительных самостоятельных заданий – поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса, аналитический разбор научных публикаций по определенной проблеме, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, – использование методов обсуждения контрольных вопросов, тестирования и метода анализа конкретных ситуаций (сase-study). Учебным планом предусмотрено написание итоговой научно-исследовательской (курсовой) работы, в которой помимо теоретических основ предмета рассматриваются практические приложения экономической науки в области бизнеса и макроэкономической политики.

Форма контроля по дисциплине

Форма контроля по дисциплине – дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет предполагает компоненты итоговой и текущей оценки знаний студентов в триместре. Текущая оценка знаний в триместре проводится в ходе практических занятий (семинаров и групповых консультаций), а также по результатам промежуточного контроля в форме проведения двух контрольных точек.

В рамках изучаемой дисциплины в текущем учебном году применяется методика оценки успеваемости студентов соответствующая Положению о бально-рейтинговой системе оценки знаний студентов в Казанском государственном университете, принятому 18.06.07.

Методика формирования итоговой оценки успеваемости студентов

Оценка дисциплины в баллах

Дисциплина = 100 баллов

Алгоритм формирования итоговой оценки по дисциплине

Этапы оценки

баллы

Текущая успеваемость

50

из них:

Контрольная точка 1

20

Контрольная точка 2

20

Текущая оценка знаний в триместре

10

Итоговая работа

50

Для получения итоговой положительной оценки студент обязан получить более ½ максимальной суммы баллов по каждому виду работы

Переход от баллов к официальной оценке знаний студентов осуществляется в соответствии со следующей нормативной шкалой:

сумма баллов более 91 – «отлично»

81 – 90 баллов – «очень хорошо»

71 – 80 баллов – «хорошо»

61 – 70 баллов – «удовлетворительно»

51 – 60 баллов – «посредственно»

сумма баллов 50 и менее – «неудовлетворительно».

Результаты обучения

Дисциплина «Экономическая теория» позволяет сформировать следующие компетентности (знания, умения, навыки):

Личностные и межличностные профессиональные компетентности

После завершения курса студент должен быть способен:

осуществлять аналитическую деятельность в области экономической теории и практики;

вырабатывать собственную позицию по проблемам экономической теории, вопросам экономического развития России, ее позиционирования в глобальном экономическом пространстве; четко формулировать и убедительно обосновывать аргументы в пользу защиты собственной позиции;

осуществлять профессиональное общение и коммуникации по вопросам экономической теории и практики.

Общепрофессиональные компетентности

После завершения курса студент должен уметь:

эффективно применять результаты современных, в том числе новейших, исследований и разработок российских и зарубежных ученых в области экономической теории и прикладных аспектов экономического анализа;

критически осмысливать подходы различных научных школ и адаптировать их к современному состоянию и актуальным задачам развития экономики России;

критически оценивать результаты исследований в рамках различных парадигм экономической теории, выявлять перспективные направления научных исследований;

научно обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной тематики научных исследований;

проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой с использованием современного научно-исследовательского инструментария;

обобщать результаты исследований в форме научно-исследовательских курсовых работ и аналитических отчетов, оценивать данные результаты с точки зрения их применимости для выработки рекомендаций и оценки практических мероприятий в области экономической политики и предпринимательства.

ПРИМЕРНАЯ СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО КУРСА

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные общие занятия

Аудиторн. индивид. занятия

Лекц.Семин.п/кг/кРаздел I. Общие проблемы экономической теории

Введение в экономическую теорию422Рыночная экономика. Основы теории рыночного равновесия и поведения потребителей422Сущность и функции денег. Денежные системы321Раздел II. Теория фирмы. Основы теории производства

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности5221Капитал и теория производства. Структура средств предприятия, цели и показатели его деятельности422Издержки в долгосрочном и краткосрочном периоде422Поведение фирм на разных типах рынков422Рынки факторов производства422Раздел III. Макроэкономические проблемы экономической теории

Макроэкономические параметры национальной экономики422Банки и банковская система. Денежно-кредитная политика422Государственные финансы. Бюджетно-налоговая политика4121Экономический рост и его измерение. Государственное регулирование экономической системы4121Раздел IV. Мировая экономика и международные экономические отношения

Международные аспекты экономической теории

6

2

2

2

58

24

12

6

12

п/к – потоковые консультации; г/к – групповые консультации.

Примерная сетка занятий учебного курса

«Экономическая теория»

недели

1234567891011121314лекциясеминарпотоковая консультациягрупповая консультацияк.тк.т( к.т. – контрольная точка)

ПРОГРАММА КУРСА

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст