Учебно-методическое пособие к 45-летию отделения журналистики Ка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА

Научно-исследовательская

работа студентов

_________________________________________________

Учебно-методическое пособие

К 45-летию отделения журналистики

Казанского государственного университета

Казанский государственный университет

2007

УДК

ББК

Печатается по решению

заседания кафедры журналистики

Казанского государственного университета

Протокол № 10 от 27.06.2007 г.

Авторы: Ю.В.Андреева, Р.П.Баканов, П.В.Баутина, А.Ш.Бик-Булатов, А.А.Лебедев, Л.М.Салмина, М.В.Симкачева, Р.И.Ситдикова, Д.В.Тихонов, Д.В.Туманов, С.К.Шайхитдинова.

Редколлегия: Д.В.Туманов (отв.ред.), С.К.Шайхитдинова, Р.П.Баканов.

Научно-исследовательская работа студентов: Учебно-методическое пособие / Д.В.Туманов, С.К.Шайхитдинова, Р.П.Баканов и др.; Под ред. Д.В.Туманова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. – 140 с.

ISBN –

В предлагаемом монографическом учебно-методическом пособии рассмотрены направления научно-исследовательской работы студентов, практикуемые на кафедре журналистики КГУ, даны рекомендации по написанию курсовых и дипломных сочинений, примерный перечень их тематики, правила оформления, а также разработанные преподавателями критерии оценки.

Адресовано студентам отделений и факультетов журналистики, руководителям НИРС.

(С) Коллектив авторов,

Казанский государственный университет

1. ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская работа студентов – одна из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях и симпозиумах разного уровня, вплоть до международных.

Одновременно занятие учебной и научно-исследовательской работой дисциплинирует студента, помогая ему ответственнее подходить к изучению основных профессиональных дисциплин. А многообразие форм такой деятельности дает возможность каждому студенту найти занятие по душе, определиться с индивидуально-личностными возможностями продолжения научных исследований в рамках аспирантуры и докторантуры и научиться отвечать требованиям, предъявляемым сегодня к ученому.

Плавный переход от простых форм научно-исследовательской работы к более сложным позволяет студенту развиваться плавно и гармонично, помогает ему набирать силы для того, чтобы подняться на следующую ступень науки, не испытывая при этом чрезмерных нагрузок. Непрерывность работы производит отбор, при котором отсеиваются студенты, считающие себя недостаточно способными для того, чтобы заниматься наукой.

Научно исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста. Студент обретает навыки теоретического осмысления своей профессиональной деятельности, самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы.

В предлагаемой коллективной монографии рассматриваются такие формы научно-исследовательской и учебной работы студентов, как портфолио, реферативное исследование, учебно-исследовательское эссе, курсовая и выпускная квалификационные работы.

Для удобства монография разбита на разделы и подразделы, посвященные каждой из названных форм научно-исследовательской и учебной работы студентов. Авторами этих составных частей монографии являются преподаватели кафедры журналистики Казанского государственного университета. Приводим перечень подготовленных ими разделов и параграфов в соответствии с оглавлением:

Туманов Д.В. «Введение»; «Научно-практические проблемы теории журналистики»;

Баканов Р.П., Туманов Д.В. «Система средств массовой информации»;

Симкачева М.В. «Технологические и нравственные проблемы; профессиональной деятельности журналиста»;

Шайхитдинова С.К. «Профессиональная этика журналиста, медиа-этика»;

Салмина Л.М. «Язык и стиль массовой коммуникации»;

Шайхитдинова С.К. «Концепции идентичности в текстах массовой коммуникации»;

Бик-Булатов А.Ш., Лебедев А.А., Туманов Д.В. «Исследование истории журналистики»;

Шайхитдинова С.К. «Социология средств массовой коммуникации, социальная журналистика»;

Андреева Ю.В., Туманов Д.В. «Психология массовых коммуникаций»;

Туманов Д.В. «Экономика средств массовой информации»;

Ахметзянова Л.К. «Деловая журналистика»;

Ситдикова Р.И. «Правовые аспекты деятельности средств массовой коммуникации»;

Тихонов Д.В. «Массовая коммуникация и политика»;

Баканов Р.П. «Освещение актуальных проблем современности в журналистике»; «Исследование медийной критики»;

Туманов Д.В. Разделы «Портфолио как научное досье студента»; «Реферативное исследование»; «Эссе как учебно-исследовательская работа»; «Курсовая работа» (параграфы «Методология создания курсовой работы» «Оформление курсовой работы» – совместно с А.А. Лебедевым; параграф «Критерии оценки курсовой работы» – совместно с С.К. Шайхитдиновой); «Выпускная квалификационная работа»; «Примеры библиографических описаний»; «Образец титульного листа портфолио, реферата, эссе и курсовой работы».

Темы курсовых работ также представлены П.В. Баутиной, Р.Г. Муллагалиевым, А.А. Роот, Л.К. Уманской и Ю.И. Фроловым.

2. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Профессионализация труда журналиста состоит не только в получении практических навыков, но и в умении видеть теоретические, научно-практические проблемы, встающие перед современной журналистикой.

«Текущее время» – постоянно изменяющийся мир – диктует новые условия создания информационного продукта. В своей работе «Тирания момента» профессор социальной антропологии Университета Осло Томас Хюлланд Эриксен замечает: «В эпоху информации практически невозможно додумать до конца ни одной мысли. Глубокие размышления постоянно прерываются новыми фрагментарными сведениями». Тогда как требования к журналисту, конструирующему социальную реальность, неизмеримо возрастают: быстрота реакции не должна сопровождаться поспешностью и поверхностностью суждений.

Научно-исследовательская работа студента, включенная в учебный процесс в различных формах, должна помочь будущему профессионалу эффективно и компетентно привлекать к осмыслению «текущего времени» новейшие достижения теоретической мысли.

Среди актуальных проблем современности сегодня можно выделить, в первую очередь, умение адекватно оценить собственное творчество. Поэтому в тематике исследований специалисты называют:

информационное общество и средства массовой информации;

новые коммуникационные технологии и журналистика, СМИ и Интернет;

экономика и менеджмент СМИ;

рекламные технологии в информационном обществе;

проблемы региональной журналистики;

тенденции развития печатных СМИ;

жанры, язык и стиль современных СМИ;

медиаобразование и журналистика;

проблемы права массовой информации;

инновационные методы в журналистском образовании;

проблемы саморегулирования СМИ в России и за рубежом;

журналистика и регионалистика: история местной периодической печати;

творческое наследие ведущих публицистов в контексте российской журналистики XX века;

печать русского зарубежья: периодизация развития;

методология изучения современной зарубежной прессы;

политическая журналистика: обозрение, комментарий и электоральный прогноз;

деловая журналистика, экономический анализ и обзоры рынков;

журналистика постмодерна: управление контентом, веб-дизайн, интерактив и гипертекстуальность;

просветительская журналистика и популяризация науки: методы работы научных обозревателей;

спортивная журналистика: история, теория и практика;

правовые и этические аспекты деятельности журналиста.

Студентам, имеющим солидный опыт работы в СМИ, по сути дела практикующим журналистам, предоставляется возможность вести исследования всех выше перечисленных проблем на основе образцов самостоятельного творчества, с опорой на собственные публикации.

По жанровой шкале творческие работы должны соответствовать высокому уровню журналистского мастерства: ведение постоянной рубрики в газете или журнале, подборка статей аналитического характера, цикл актуальных репортажей и т.п. В различных формах научно-исследовательской работы на разных этапах своего обучения студент одновременно показывает умение теоретически осмыслять свои творческие достижения и практические навыки реализации теоретических познаний.

Рефераты, учебные эссе, курсовые работы, в таком случае, опираются на анализ собственного публицистического творчества и являются формой саморефлексии студента в рамках изучаемого курса. Например, изучая жанровую систему периодической печати, студент создает произведения в рамках изучаемой жанровой группы – информационной, аналитической или художественно-публицистической – и получает опыт анализа-синтеза практико-творческого освоения профессии.

Основой творческого диплома также могут стать не только художественно-публицистические произведения, опубликованные в средствах массовой информации, сборниках и альманахах, но и публицистические книги, написанные студентами. Выпускник в качестве дипломной работы может предъявить и реализацию собственного проекта – журнала или газеты, которые он создал или редактирует.

В такой исследовательской работе необходимым и обязательным является научное обоснование, исследование и анализ представленных на защиту материалов. Творческая часть и теоретическая часть исследовательского проекта объединяются в единое целое, демонстрируя не только качество полученных знаний, но и несомненные признаки таланта выпускника отделения журналистики.

Умелое сочетание творческого таланта и теоретического осмысления профессиональных навыков в исследовательских работах является высочайшим достижением студента и особо поощряется преподавателями кафедры журналистики.

Любое научное исследование имеет известную общепринятую структуру, в которой выделяются: введение; основная часть, состоящая из разделов, частей, глав, параграфов; заключение, приложения, список литературы. В свою очередь, каждый из этих элементов пишется по своим, принятым в научной среде правилам, некой общей матрице, легко считываемой любым другим исследователем (для всех гуманитарных наук характерна единая система научно-категориального оформления исследования).

Очень важно, поэтому, владеть научным аппаратом, иметь представление о последовательности, взаимодействии различных составляющих элементов в работе, прежде всего – во введении и заключении, содержащих основные характеристики, положения и выводы по вашей работе.

В структуре введения выделяются следующие основные элементы: актуальность исследования, его цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезы, степень изученности, новизна, методология, заявленная структура всей работы, практическая значимость.

Актуальность исследования – самая объёмная часть введения, от нескольких абзацев до нескольких страниц. Может обосновываться актуальность проблемы для общества в целом. Затем – актуальность исследования данной проблемы именно с позиций конкретной науки (в нашем случае: теории и истории журналистики). Также работа может быть актуальной собственно для науки-журналистики, если изучаются некоторые чрезвычайно малоисследованные, но важные для развития науки темы. В таком случае, возрастают теоретическая и практическая значимость работы.

Цель работы. На уровне курсовых и дипломных работ обычно формулируется лишь одна основная цель, отражённая и в заголовке вашей работы. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.

Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. В этой связи, целями не могут быть исследовательские операции (ошибочны формулировки начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», если они не подкрепляются дополняющим – «с целью»). Действительно, анализируют предметы, явления тоже с некоторой целью, значит анализ – не есть сам по себе конечная цель, если речь, конечно, не идёт об учебных курсовых по дисциплинам, связанным с обучением методике анализа.

Правильно формулировку цели начинать со слов: «определить», охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.

Цель не должна подменятся гипотезой. Поэтому неверно и ненаучно начинать формулировку цели со слов «доказать». Вы не знаете заранее, докажете или нет. При такой цели резонно упрекнуть вас в фальсификации результатов, подогнанных под нужную вам гипотезу.

Памятуя, что цель связана с названием, старайтесь при выборе темы вынести в заголовок некий проблемный аспект, легко переводящийся в цель, в одной из предложенных выше формулировок.

Объект исследования – ограниченная конкретными рамками сущность, либо некое явление, совокупность однородных элементов, процесс/функционирование и др., содержащие в себе предмет вашего исследования. Связь объекта и предмета легко запоминаются по формуле: «исследуем такой-то объект на предмет чего-то». Всегда в объекте содержится предмет, а не наоборот.

Предмет исследования совпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).

Предмет и объект исследования должны соответствовать общему предмету науки-журналистики.

Задачи – исследовательские операции, которые вам необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели. Таким образом, они также связаны с целью, и чаще всего – со структурой работы.

На первом месте в списке задач стоят теоретические, осмысляющие либо обозревающие, выявляющие типологические характеристики некого явления, раскрывающие тенденцию в журналистике. Задачи, соответствующие теоретической главе в курсовой либо дипломной работе.

Затем следуют задачи практические. Формулировка начинается со слов «проанализировать», «исследовать с позиций» и др. Часто уже здесь заявляются некоторые из использованных вами методов. Эта группа задач направлена на объект вашего исследования. Какие операции я должен провести над объектом для вычленения и раскрытия свойств предмета.

Третья группа задач – осмысляющая полученные результаты, задача по сбору, сопоставлению, систематизации данных, анализу полученных результатов, соотнесению с гипотезами, и формулировке научного заключения по цели.

Степень изученности показывает ваше знакомство с историей вопроса, здесь перечисляются основные труды ученых и специалистов, ближайшие по тематике к вашей работе, выясняются предметы этих исследований.

Исходя из степени изученности – формулируется новизна работа: что-то исследовалось до вас, но «– этот аспект», либо «– в этом ключе» научных изысканий до вас не проводилось.

Источниковая база исследования – конкретизация вашего объекта до конкретных изданных любым способом периодических и непериодических СМК, с чёткой хронологией выхода, перечислением конкретных номеров (если речь о периодически выходящих или обновляющихся масс-медиа). Пример: Объект исследования – публицистика Д. Писарева 1860-х годов; Источники: Д.И. Писарев Полное собрание сочинений, издательство «Наука», 1997-2002.

Теоретико-методологическая база. Здесь перечисляются виды теоретического знания, давшие обоснование методам, используемым в вашей работе, а также собственно методология. Показывается обоснованность применения именно этих методов, по отношению к задачам исследования.

Структура работы. Здесь перечисляются основные части работы, начиная с введения, заканчивая списком литературы. На уровне курсовых работ достаточно использование системы: «Глава – Параграф – Пункт». В дипломных работах иногда допускаются вариант: «Часть – Глава — Параграф».

В случае использования терминов, имеющих разное толкование в междисциплинарном исследовательском поле – вводят дополнительный пункт во введение: «категории исследования», где проясняются значения терминов, избранные именно вами для настоящей работы, подтверждённые научными справочниками или словарями.

Практическая значимость исследования предполагает возможность использования результатов работы в практической, педагогической, научной деятельности журналистов.

Заключение к работе строится следующим образом. В преамбуле подтверждается важность избранной темы, даётся обоснование избранному вами научному подходу. Перечисляются предварительные гипотезы.

Следом идут выводы по задачам, формулировку которых можно начинать с деепричастных конструкций: «проанализировав…, мы пришли к следующему выводу (достигли таких результатов)».

Затем делается конкретный вывод по цели, выделяется гипотеза, нашедшая своё подтверждение в ходе вашей работы. Намечаются перспективы продолжения исследования.

Примерные темы научно-исследовательской работы студента

1.

1. Возникновение журналистики: страноведческие, региональные и континентальные особенности.

2. Факт как основа журналистского произведения.

3. Образные ресурсы журналистики.

4. Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте.

5. Социальные факторы, формирующие общественную позицию журналиста.

6. Роль триады «Свобода – необходимость – ответственность» в журналистской деятельности.

7. Журналистика как поступок.

8.. Девиантное поведение как тема журналистского материала.

9. Методы формирования общественного мнения через СМИ.

10. Феномен журнализма как объект исследования.

2.

1. Журналистика в политической системе общества: СМИ и власть.

2. Журналистика: средства массовой информации или средства массовой коммуникации (к вопросу о разграничении понятий).

3. Система периодической печати Татарстана (опыт системного анализа).

4. Проблемы информации в печати.

5. Структура информации в изданиях различного типа.

6. Тип издания как научная проблема.

7. Системные характеристики средств массовой информации.

8. Региональная пресса России («регионализация» печати).

9. Тип массового издания (системный анализ).

10. Тип качественного издания (системный анализ).

11. Деловая пресса (типологические и профильные характеристики).

12. Женская пресса (типологический анализ).

13. Периодическое издание в системе Интернет.

14. Журнал в системе СМИ (опыт типологического анализа).

15. Типологические признаки периодического издания (на примере конкретного издания).

16. Функциональные особенности периодического издания различного типа. Газета и журнал: опыт сопоставительного анализа.

17. Районная газета в системе региональной журналистики.

18. «Малая» пресса Казани (опыт системного анализа многотиражной печати).

19. Газета на бульваре: бульварная пресса как тип издания (опыт типологического анализа).

20. Приложение к газете как типологическая структура (на примере конкретного издания).

21. Региональные выпуски общероссийских газет (анализ конкретного издания).

22. Газета в газете: полоса, вкладыш, приложение (анализ конкретного издания).

23. Журнал в газете (анализ конкретного издания).

24. Новость в газете: трансформация информационных жанров.

25. Газетная хроника: вчера, сегодня, завтра.

26. Газетная хроника в структуре номера газеты.

27. Хроника городской жизни как тип творчества («Казанский телеграф», «Казанские истории», «Вечерняя Казань»)

28. Инфраструктура СМИ (опыт работы информационных агентств, пресс-служб, рекламных организаций и др.).

29. Очерк в районной газете (анализ конкретного издания).

30. Исторический портрет в СМИ (анализ конкретного издания).

31. История Отечества в современной прессе («Наше наследие», «Памятники Отечества» и др.).

32. Структура регионального радиовещания в Татарстане.

33. Традиции отечественной журналистики и современность.

34. Еженедельник как тип издания (опыт типологического анализа).

3. НАПРАВЛЕНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

3.1. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире.

Студентом может быть исследовано влияние среды на систему средств массовой информации, в особенности таких сфер деятельности общества, как технологическая, экономическая и политическая. Предпринятый им показ процесса формирования системной типологической модели СМИ с позиций состава аудитории, редакций, технологий, целей создания, места СМИ на информационном рынке в соответствии с функциями общественного сознания или по структурно-организационным признакам позволит охарактеризовать современное состояние общероссийской и региональной газетной и журнальной периодики.

В исследованиях значительное внимание может быть уделено формированию и развитию системы деловых СМИ, женских, детских, молодежных, семейных, корпоративных и других изданий и программ, выделяемых по аудиторному адресу, проведен анализ процессов тематической специализации СМИ, охарактеризован состав учредителей средств массовой информации, выделяемый по субъектам политики, экономики, науки, культуры, образования и др.

Здесь важно обратить внимание на характеристику процессов, связанных со становлением индустрии СМИ как целостной системы, призванной функционировать на условиях финансово-экономической самодостаточности в виде института гражданского общества, отстаивающего право граждан на получение информации, свободу слова, обмен мнениями. Большое значение имеет принадлежность того или иного СМИ к различным медийным холдингам, контролируемым если не государством, то группами, контрольным пакетом акций которых владеет именно российская законодательная власть.

Типология как метод сравнительного изучения существенных признаков изданий позволяет обобщить результаты исследования и выявить роль журналистики в построении гражданского общества.

Примерные темы научно-исследовательской работы студента

1. Типология средств массовой информации в период общественной трансформации.

2. Экологическая журналистика в системе средств массовой информации.

3. Военная печать в системе средств массовой информации.

4. Молодежная пресса в системе средств массовой информации.

5. Общественно-политические издания в системе средств массовой информации.

6. Учет целевой аудитории в создании концепций печатных средств массовой информации.

7. Средство массовой информации как тип издания (на примере конкретного печатного издания).

8. Журнальная периодика современной России.

9. Глобализация как процесс в мировой журналистике: типологический и структурный анализ.

10. Журналистика в системе социальных институтов.

11. Журналистика как система функций.

12. Свобода журналистики как базовая основа функционирования СМИ.

13. Журналистика как система СМИ.

14. Традиционные и новые СМИ: типологические особенности.

15. Особенности функционирования печати, телевидения, радиовещания в условиях информационного рынка.

16. Инфраструктура средств массовой информации.

17. Типология органов информации и основные типологические группы современной российской прессы.

18. Структура и типологические особенности сетевых СМИ.

19. Новые формы организации информационных предприятий.

20. Основные тенденции развития российской медиасистемы 1990-2000-х годов.

21. Типологические изменения печати в условиях рыночной экономики.

22. Средства массовой информации в системе рыночных отношений.

23. Типология региональных печатных изданий.

23. Тиражная политика издания: структурные компоненты формирования.

24. Влияние новых технологий подачи материалов на изменение типологических характеристик.

25. Средства массовой информации и массовая культура: анализ структурно-типологических изменений.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст