Учебно-методическое пособие И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А

Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М. : Дрофа, 2008. — 312, [8] с. : ил. — (Высшее педагогическое образование).

ISBN 978-5-358-02633-9

Пособие подготовлено на основе примерных программ по следующим дисциплинам: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» для всех специальностей педагогического образования, а также для специализаций «Организация информатизации дошкольного образования», «Организация информатизации специального образования».

В учебном пособии использованы результаты, полученные в ходе выполнения научно-исследовательских работ в области информатизации образования, и опыт преподавания курсов, ориентированных на использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовании, в ведущих отечественных педагогических вузах.

Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, а также для учителей-предметников и преподавателей высших и средних учебных заведений, использующих средства информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

УДК 372.800.2 ББК 74.263.2

© Институт информатики РАО, 2006 © Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю., 2006

Оглавление

TOC \o «1-3» \h \z Предисловие 6

Глава I

Информатизация образования:

характерные особенности, цели, задачи 9

§ 1. Информатизация общества 9

§ 2. Информатизация образования как процесс

и область педагогического знания14

§ 3. Дидактические возможности информационных

и коммуникационных технологий16

§ 4. Основные направления развития

информатизации образования21

§ 5. Из зарубежного опыта: совершенствование

информационной подготовки учителей в Великобритании…. 26

Глава II

Информационное взаимодействие

в учебном процессе30

§ 1. Учебное взаимодействие в информационно-

коммуникационной среде 30

§ 2. Структура информационного взаимодействия

между компонентами учебного процесса36

Глава III

Технологии мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность» в образовании50

§ 1. Использование технологии мультимедиа в образовании50

§ 2. Технология телекоммуникации в образовании55

§ 3. Технология «Виртуальная реальность»74

§ 4. Зарубежный опыт использования образовательных порталов в профессиональной деятельности

работников образования84

Глава IV

Информационные ресурсы

образовательного назначения 93

Типизация информационных ресурсов

образовательного назначения 93

Проектирование и разработка информационных ресурсов образовательного назначения 116

Оценка качества электронных средств

учебного назначения 138

Глава V

Методы и организационные формы обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий 150

Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении

учебного материала 152

Тестирование с использованием специальных систем, функционирующих на базе информационных

и коммуникационных технологий 154

Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических

занятиях 165

Использование средств информационных и коммуникационных технологий при проведении лабораторных экспериментов 170

Из зарубежного опыта: Curriculum Online — методическая помощь учителю 185

Возможные негативные последствия использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании 187

Глава VI

Автоматизация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

и управления учебным заведением 196

Средства информационных и коммуникационных технологий в процессах автоматизации информационной деятельности и организационного управления 198

Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками учебного заведения среднего уровня образования 201

Средства информационных и коммуникационных технологий в процессах автоматизации информационно- методического обеспечения и организационного управления учебным заведением 203

Зарубежный опыт использования систем автоматизации управления школой 212

Глава VII

Оборудование и использование кабинетов, оснащенных персональными

электронно-вычислительными машинами 224

§ 1. Назначение кабинета 225

§ 2. Оборудование кабинета 227

§ 3. Организация работы в кабинете, основные виды

деятельности учителя и учащихся 230

§ 4. Гигиенические требования к кабинету 233

§ 5. Учебно-материальная база, ориентированная на использование средств информационных

и коммуникационных технологий 241

§ 6. Рекомендации по технике безопасности в кабинете 248

§ 7. Функциональные обязанности специалиста

в области организации информатизации образования в учебном заведении 249

Глава VIII

Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» 252

§ 1. Методические рекомендации по организации

и проведению семинарских занятий 252

§ 2. Методические рекомендации по организации

и проведению лабораторных занятий 256

§ 3. Лабораторный практикум 257

Заключение 264

Список использованной литературы 267

Предисловие

Данное учебное пособие адресовано будущим учителям — специалистам, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в школе XXI века. Такая школа очень сильно отличается не только от тех учебных заведений, в которых когда-то учились авторы этой книги, но и от школ конца XX века. И основная ее особенность — это наличие современных компьютеров и различных устройств на их базе, широкого спектра электронных средств образовательного назначения, телекоммуникационных сетей, обеспечивающих как внутришкольное управление, так и доступ к глобальным ресурсам Интернета. Направить этот арсенал средств на развитие и совершенствование всех компонентов образовательной системы — важнейшая задача современной школы. Эффективное решение этой задачи может быть по силам только специалистам, которые, с одной стороны, обладают высоким уровнем подготовки в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), владеют знаниями о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с помощью уникальных возможностей ИКТ, и, с другой стороны, владеют необходимыми психолого-педагогическими знаниями. Материал этого пособия поможет сформировать у будущих учителей комплекс знаний и умений в области методологии, теории и практики разработки и использования средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Особо следует отметить необходимость опережающей подготовки учителя в области создания и использования средств ИКТ в образовании, поскольку эти технологии не только являются носителями такого «опережения», но и могут обеспечить возможность постоянного профессионального самосовершенствования современных педагогов.

Интерес к использованию информационных технологий в обучении возник практически с момента появления ЭВМ. Специалистами уже в 50—60-х гг. XX в. была отмечена важнейшая черта программного обеспечения компьютера — возможность организации диалога между учителем и учеником, что принципиально отличало его от таких традиционных средств, как учебник, телевидение или радио. Именно это принципиальное обстоятельство вызвало волну интереса к возможности автоматизации процесса обучения. За прошедшие десятилетия менялись поколения ЭВМ, многократно возросли мощности и возможности самого компьютера, а также средств информатизации на его базе. На смену простейшим формам диалога ученика и компьютера пришла новая парадигма информационного взаимодействия между обучаемым, обучающим и средством обучения, функционирующим на основе средств ИКТ, обладающим интерактивностью, возможностью обеспечения незамедлительной обратной связи, возможностью предоставления огромных объемов аудиовизуальной информации адекватно интересам обучающегося. Также менялась и развивалась терминология, связанная с использованием средств ИКТ в системе образования: «компьютер в обучении», «автоматизированные обучающие системы», «новые информационные технологии в образовании» и т. д.

Однако само по себе наличие в школе современных компьютеров и средств связи не гарантирует их позитивного влияния на функционирование всех компонентов образовательного процесса, а главное — на развитие личности ученика. Определяющим фактором эффективного использования богатых возможностей ИКТ в обучении является готовность преподавателя к применению этих возможностей в своей профессиональной деятельности.

Информатизация образования, являющаяся одним из приоритетных направлений процесса информатизации общества, предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки преподавателей, к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств ИКТ. Роль преподавателя в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий на разного рода занятиях остается не только ведущей, но и становится более сложной.

Авторы пособия убеждены в том, что только специальная подготовка студентов педагогических специальностей вузов и учителей в области информатизации образования дает возможность повысить эффективность использования средств ИКТ в системе образования.

Структура и содержание подготовки студентов педагогических специальностей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в обучении определяются прежде всего тем, что у учителя в XXI веке появились качественно новые профессиональные функции и виды профессиональной деятельности, связанные с подготовкой к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования средств ИКТ в учебном заведении; реализацией обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологии мультимедиа, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе средств ИКТ, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; развитием творческого потенциала, необходимого будущему учителю для дальнейшего самообразования, саморазвития и самореализации в условиях динамичного развития и совершенствования средств ИКТ.

Авторы выражают надежду, что данное пособие окажет помощь учителям школ, работникам управления образования, научным работникам, преподавателям учебных заведений системы профессионального образования — всем, чья деятельность связана с использованием в образовании средств информационных и коммуникационных технологий.

Глава 1

Информатизация образования: характерные особенности, цели, задачи

§1. Информатизация общества

В начале третьего тысячелетия развитие цивилизации определяется переходом от индустриального общества к информационному обществу, которое характеризуется принципиальным изменением структуры общественного разделения труда, переносом центра тяжести из области материального производства в область создания информационных продуктов, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия, реализации информационных процессов и технологий. В информационном обществе уровень интеллектуального развития его членов становится главным стратегическим ресурсом, важнейшим фактором развития экономики, что значительно повышает статус образования, предъявляет новые требования к его уровню и качеству. Анализ современных тенденций развития образования, характерных в настоящее время для всего мирового сообщества и определяющих политику в области образования во многих странах, убеждает в становлении новой системы образования, реализующей возможности информационных и коммуникационных технологий. Глобальная информатизация общества инициирует формирование информационно-коммуникационной среды и экономики, основанной на знаниях. При этом главным ее ресурсом становится человек, способный приобретать знания, творчески их применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Подготовка такого человека возможна только в новой системе образования, ориентированной на опережающее развитие индивидуума. Само образование становится ведущим фактором экономического развития общества, определяя возможности, потенциал общества в будущем, формируя квалифицированные кадры, для которых знание является важным источником развития личности. Анализ и обобщение многих источников отечественной и зарубежной литературы, рассматривающих состояние образования и запросы общества к подготовке выпускников учреждений общего среднего и профессионального образования, позволяют выделить следующие тенденции: специалисты в области образования ищут новые пути его развития на основе гуманизации, императива общечеловеческих ценностей, реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в целях развития личностных качеств и профессионального потенциала индивидуума; подготовка кадров для наукоемких производств неизбежно повышает уровень требований не только к уровню общего и профессионального образования человека, но и к развитию его творческих способностей, его интеллектуальному потенциалу; в условиях рыночной экономики человек играет все более активную роль на рынке труда, предлагая в качестве товара свой главный личный капитал — компетентность, профессионализм, квалификацию, и чем выше уровень его квалификации, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован он в жизни; в связи с постоянно изменяющейся ситуацией на рынке труда человек вынужден получить такое образование, которое позволит ему в кратчайшие сроки осваивать новые профессии; постоянно растет количество людей, занятых в информационной сфере по сравнению со специалистами, работающими в промышленности и сельском хозяйстве.

Все эти изменения в сфере профессиональной деятельности неизбежно меняют и структуру образования, определяя характерную особенность современного общества периода его информатизации.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Информатизация общества обеспечивает: активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных [23, 24, 30].

Особенностью современного периода развития общественного устройства является применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступного в данный момент обществу. Это позволяет совершенствовать механизмы управления современным социумом, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей возможность развития творческого потенциала каждого индивида.

Характерной чертой этого периода является становление и функционирование Всемирной информационной сети Интернет, которая позволяет формировать информационные запросы, информационные потоки сообразно интересам и предпочтениям каждого потребителя информации. Информация начинает обладать первостепенной значимостью в науке, искусстве, производстве, технике и образовании. Более того, информация персонифицируется. В конце 1980-х — начале 90-х гг. уникально быстрое развитие и совершенствование всемирной информационной сети Интернет значительно расширило сферу применения информационных ресурсов современного общества, что позволило обеспечить пользователю доступ к информационным ресурсам крупнейших библиотек мира, радиостудий, телестудий, баз данных, к копиям реальных исторических документов. Современные средства передачи информации практически снимают ограничения как по объему, так и по скорости транслируемой информации, а средства навигации обеспечивают возможность обращения к любому, сколь угодно удаленному, источнику информации и получения любого объема информации. Уже к концу XX века возможности Всемирной информационной сети Интернет расширяются — становится возможным как обеспечение непосредственного информационного взаимодействия с партнерами, единомышленниками, коллегами по работе и научным исследованиям, так и интерактивное информационное взаимодействие с источниками информационного ресурса.

Для современного общества этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации характерен процесс активного использования информации в качестве общественного продукта. Применение методов и средств информатики как научной области знания позволяет эффективнее и качественнее решать учебные и профессиональные задачи, реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий в целях развития личности человека, его адаптации к современным условиям жизнедеятельности в информационном обществе.

Вместе с тем применение средств ИКТ влечет за собой изменения как в области технического и технологического обеспечения деятельности специалиста любой профессии, так и эргономических, физиолого-гигиенических аспектов этой деятельности. При этом быстрота изменений, происходящих в этой сфере, не имеет аналогов в прошлом. В связи с этим будущему специалисту необходимо обеспечить такую базовую подготовку в области использования методов и средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, которая будет гарантировать необходимый уровень информационной культуры члена современного общества и определенный уровень профессиональной подготовки.

Всестороннее рассмотрение проблем, связанных с внедрением в образование информационных и коммуникационных технологий, предполагает использование определенных понятий и терминов. Некоторые из них являются общеупотребительными в педагогике и информатике, другие появились в последнее десятилетие и являются отражением все усиливающегося процесса информатизации как всего общества, так и сферы образования. Эта терминология, а также толкование слов и словосочетаний представлены в «Словаре терминов». Наряду с представленными ниже основными, базовыми понятиями и терминами, на страницах пособия по ходу рассмотрения определенных проблем и перспектив процесса информатизации образования будут вводиться соответствующие определения и понятия.

К числу основных прежде всего отнесем понятия, которые, с одной стороны, являются «логическим развитием» важнейших понятий собственно предметной области «информатика» (таких, например, как «информационные и коммуникационные технологии», «информационное взаимодействие»), а с другой стороны, имеют важнейшее значение при рассмотрении путей и средств внедрения ИКТ в систему образования: «средства информационных и коммуникационных технологий», «средства информатизации и коммуникации образовательного назначения», «информационное взаимодействие образовательного назначения». Именно эти понятия составляют основу систематического рассмотрения в настоящем пособии вопросов, связанных с внедрением ИКТ в образование.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) — программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей. К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; информационные сети; устройства ввода-вывода информации; средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией; средства архивного хранения больших объемов информации; устройства для преобразования данных из , текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики; программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.); современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет); электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации [23, 24, 30].

Средства информатизации и коммуникации (средства ИК)

образовательного назначения — средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования [30].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В чем заключается основное отличие информационного общества от общества индустриального?

Какие отличительные черты информационного общества вам известны?

Как изменяется роль образования при переходе к информационному обществу?

Темы и вопросы для обсуждения

Информатизация общества — глобальный социальный процесс, который затрагивает все сферы деятельности человека. Охарактеризуйте известные вам изменения в профессиональной деятельности человека и систематизируйте эти изменения по предложенной вами классификации.

Проанализируйте роль и значение информации в деятельности педагога.

§ 2. Информатизация образования как процесс и область педагогического знания

Реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования занимается отрасль педагогической науки — информатизация образования.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в условиях безопасного их применения. Этот процесс инициирует: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной массовой коммуникации; совершенствование методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебную экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых [23, 24, 30].

Вместе с тем информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач:

создание методологической базы отбора содержания образования, разработка методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;

разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных коммуникаций, в том числе продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса;

разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента — как реального, так и виртуального, в том числе удаленного доступа;

создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;

разработка и использование средств автоматизации для управления системой образования на основе использования баз и банков данных научно-педагогической информации, учебно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также управления образовательным учреждением или системой образовательных учреждений [23, 24].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие проблемы являются основными для информатизации образования как отрасли педагогической науки?

Назовите основные проблемы и задачи информатизации образования?

Темы и вопросы для обсуждения

В чем, на ваш взгляд, заключаются различия между методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ? Рассмотрите эти понятия и приведите примеры их использования в деятельности учителя.

Как вы понимаете словосочетание «оптимальное использование средств ИКТ»?

§ 3. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий

Остановимся на описании дидактических возможностей ИКТ, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания. Перечислим их:

Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИТК, определяющая реализацию интерактивного диалога, характерного тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса);

моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений — как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая включает в себя автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным процессом в учебном заведении, автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

В современных программных разработках, предназначенных для образования, активно реализуются вышеперечисленные возможности, что позволяет организовать следующие виды учебной деятельности.

Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различном виде.

Интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие программы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

Компьютерная визуализация учебной информации:

компьютерная визуализация изучаемого объекта — наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей; компьютерная визуализация изучаемого процесса — наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости — в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса. Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой к программным средствам учебного назначения предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, с сохранением возможности диалогового общения с программой.

Управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы), лабораторными установками или экспериментальными стендами.

Управление отображением на экране моделей различных объектов, в том числе промышленных или лабораторных установок, систем, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих.

Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Перечисленные выше уникальные возможности информационных и коммуникационных технологий позволяют реализовать в учебном процессе следующие основные функции этих средств:

информационно-справочная, за счет представления разного рода информации (при использовании баз данных, средств телекоммуникаций и связи) на экране, в том числе теоретического материала, методики решения задач и т. п.;

наглядная демонстрация материала, компьютерная визуализация изучаемого объекта и его составных частей;

индивидуализация и дифференциация процесса усвоения учебного материала в ходе занятий и самостоятельной работы обучаемых, за счет генерации заданий различного уровня сложности, выдачи справок и подсказок;

оптимизация учебного процесса за счет возможностей поэтапной работы или работы в определенном темпе;

контролирующая за счет осуществления объективного контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок, осуществления самоконтроля знаний, умений, навыков;

корректирующая за счет осуществления в процессе обучения тренировки, консультаций и других видов помощи;

диагностирующая за счет информирования учителя о результатах обучения, о наиболее часто встречающихся ошибках;

автоматизация процессов управления учебной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранения информации об обучаемых, рассылки необходимого материала и информации по сети;

моделирование реальных опытов, имитация работы разнообразных лабораторных стендов, объектов, процессов и явлений;

автоматизация процессов обработки результатов лабораторного эксперимента, построения графиков, таблиц и диаграмм; получение информации о протекающем в реальных условиях процессе или явлении с помощью комплекта датчиков, сопрягаемых с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их обработку.

Специфика каждого занятия с использованием средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, определяется индивидуальным опытом педагога, уровнем теоретической и практической подготовки конкретного класса и пр.

Использование в сфере образования выделенных выше дидактических возможностей ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в обязательном порядке предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогических целей. Перечислим важнейшие из этих целей.

Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации.

Общество заинтересовано в том, чтобы система общего образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления обучаемых, формирования у них системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности. Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. При этом обучаемый получает возможность одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников. Это позволяет ему принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации. Кроме того, при информационном взаимодействии возможно развитие коммуникативных способностей, умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность в предметной среде.

Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.

Повышение эффективности и качества образовательного процесса может быть обеспечено за счет реализации уникальных, с точки зрения педагогики, возможностей информационных и коммуникационных технологий, которые были перечислены выше. При этом развиваются побудительные мотивы (стимулы) к получению образования, обусловливающие активизацию познавательной деятельности с использованием средств ИКТ, углубляются межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной. Особое место принадлежит возможности реализации идеи открытого образования на основе использования распределенного информационного ресурса [23, 24].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В чем заключается разница между дидактическими возможностями средств ИКТ и функциями средств ИКТ в учебном процессе?

В чем состоит новизна дидактических возможностей средств ИКТ?

Темы и вопросы для обсуждения

Каким образом дидактические возможности средств ИКТ способствуют реализации педагогических целей? Сформулируйте конкретную педагогическую цель и приведите примеры использования выбранных вами средств ИКТ для ее реализации.

Какие качества личности необходимы человеку для комфортной жизнедеятельности в информационном обществе? Как можно использовать средства ИКТ для развития этих качеств?

§ 4. Основные направления развития информатизации образования

В настоящее время наметились основные направления развития информатизации образования, описание которых занимает существенное место в отечественных и зарубежных педагогических трудах. Кратко остановимся на раскрытии их содержания.

1. Методология и стратегия формирования структуры и отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества.

Совершенствование методологии и критериев отбора содержания образования на данном этапе развития педагогической науки обусловлено прежде всего необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым определенной суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуального потенциала, умения самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования средств современных технологий информационного взаимодействия — таких как мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации.

Данное направление предполагает, во-первых, выявление условий переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала, во-вторых, включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии, в-третьих, интеграцию предметных областей или тем, ставших уже традиционными, в-четвертых, разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций.

2. Проектирование педагогических технологий, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, продуцированию учебной информации характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений осуществлять учебную деятельность в следующих областях: а) поиск информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов и пр.), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса Всемирной сети Интернет; б) создание авторских работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей технологии мультимедиа, геоинформационных технологий; в) реализация различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями, представленными как реально, так и виртуально, в том числе, в условиях функционирования компьютерных сетей.

Педагогические цели при этом определяются: возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения; повышением мотивации обучения за счет информационно емкого и эмоционально насыщенного общения пользователя с виртуально представленными изучаемыми или исследуемыми объектами, процессами, явлениями или рассматриваемыми сюжетами и ситуациями; формированием умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности с распределенным информационным ресурсом Всемирной сети Интернет.

3. Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения различных предметных областей предполагает формирование у обучаемого определенных подходов к осуществлению учебной деятельности с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области). Реализация этого направления предполагает разработку стандарта в области применения средств ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного или учебного предмета или предметной области.

Перспективной становится также разработка образовательных стандартов в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения групп общеобразовательных дисциплин. Это предполагает как выявление содержательных линий изучения закономерностей данной предметной области, так и основных информационных технологий, используемых в науке и технике в процессе исследования ее закономерностей. При этом в процессе выбора целей обучения рассматриваемого общеобразовательного или учебного предмета (предметной области) с использованием средств ИКТ предполагается, что учащимся обеспечивается предоставление информации, необходимой для формирования школьной программы и ее обеспечения. При выборе программного обеспечения следует ориентироваться на базовое, инструментальное и прикладное программное обеспечение, относящееся только к программам общего назначения (например, базы данных, электронные таблицы, инструментальные программные средства или системы компьютерного моделирования, инструментарий, реализующий возможности технологии мультимедиа, текстовый редактор, графический редактор, музыкальный редактор и пр.).

При этом под стандартизацией в области применения средств ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов будем понимать установление в рамках организаций сферы среднего образования единых норм и требований, предъявляемых:

к предоставлению (обеспечению) возможностей использования определенных видов средств ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области);

к сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления учебной деятельности с использованием средств ИКТ в процессе освоения содержательных линий изучения конкретного общеобразовательного или учебного предмета (предметной области).

4. Реализация возможностей учебного информационного взаимодействия и потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей как основы функционирования единого информационного образовательного пространства. Современные подходы к использованию Web-технологий предполагают реализацию информационного взаимодействия участников образовательного процесса в различных режимах работы всемирной информационной среды, реализованной на базе Интернета.

Интернет обеспечивает современных пользователей информационными ресурсами глобальной сети, а Интернет-технология позволяет организовать учебную деятельность с использованием прикладных и инструментальных программных средств и систем, доступных современному пользователю. При этом становится возможным использование в учебном процессе информационной среды науки (информация и знания, являющиеся наполнением баз данных; распределенная обработка информации; распространение научной информации на основе Интернет-технологии) и культуры (электронные библиотеки, виртуальные музеи и выставки, художественные презентации).

5. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного применения средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в образовании. Это направление предполагает осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в системе непрерывного образования, разработку программно-технического и педагогико-эргономического обеспечения эффективного и безопасного применения средств ИКТ в образовательных целях.

Также это направление предполагает разработку психолого-педагогических, эргономических, технических, эстетических требований к средствам информатизации и коммуникации, используемым в образовательных целях. Перспективными разработками в этой области является создание отраслевых стандартов на программно-аппаратные комплексы вычислительной техники, на базовое и прикладное программное обеспечение, используемое в образовательных целях. Важным аспектом является также разработка педагогических и гигиенических рекомендаций по оснащению и оборудованию учебных кабинетов, в которых используется вычислительная техника, в том числе обоснование эргономики рабочего места, оснащенного средствами вычислительной техники, информатизации, коммуникации, и разработка состава и спецификаций этого оборудования.

6. Создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, разработка автоматизированных систем информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления. Автоматизированные банки данных научно-педагогической информации, функционирующие на основе телекоммуникационных сетей, становятся в настоящее время одним из показателей уровня современного образовательного учреждения. По этой причине совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей предполагает создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения, в том числе разработку автоматизированных систем информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением или системой учебных заведений.

Отечественные подходы в этой области предполагают разработку систем автоматизации ведения делопроизводства в учебном заведении. Но рассматривать эту проблему следует гораздо шире — в направлении автоматизации процессов обеспечения современного учебного заведения необходимыми научными, информационно-справочными, учебно-методическими, инструктивно-организационными, техническими, нормативными и другими материалами, которые во все большем объеме используются в научно-практической деятельности в образовательной сфере, а также в направлении решения вопросов автоматизации внутришкольного управления на базе методологии системного и квалиметрического подходов [4].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что необходимо учитывать учителю при проектировании педагогической технологии в условиях информатизации образования?

В чем заключается совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования на современном этапе развития системы образования?

Темы и вопросы для обсуждения

Как вы считаете, нужна ли стандартизация в области применения средств ИКТ в процессе изучения конкретного предмета, и в чем она должна заключаться? Постарайтесь аргументировать свою точку зрения.

Сформулируйте позитивные и негативные последствия использования Интернета для развития личности ребенка.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст