Учебно-методическое пособие для выполнения практических занятий

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Санкт-Петербургский Реставрационно-Художественный

профессиональный лицей

Рассмотрено и принято

на заседании Педагогического Совета

ГБОУ НПО СПб РХПЛ

Протокол №__2___от «_30____»____08____201_2__г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Педагогического Совета

Директор ГБОУ НПО СПб РХПЛ

__________подпись________________В.Н.Коровин

«__30___»_________08________________201_2__г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНСПБ РХПЛ ЛУКАШИНОЙ Л.А.

Санкт – Петербург

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации и задания практических занятий по дисциплине «Основы экономики», входящей в курс обществознания старших классов основного общего (полного) образования.

В нём излагаются возможные варианты занятий, целью которых является получение учащимися начальных представлений о принципах функционирования рыночной экономики и усвоение базовых концепций экономической теории.

Темы занятий затрагивают базовые экономические понятия, без усвоения которых невозможно более глубокое изучение экономической науки. В частности, на понимании концепции ограниченности ресурсов базируется вся система современных представлений о предмете и целях экономической науки; уяснение механизма воздействия спроса и предложения абсолютно необходимо для выработки ясной картины функционирования рынка. Рассмотрение понятия «экономическая система», обсуждение экономических целей, которые общество ставит перед собой, и методов, которыми каждая система достигает поставленных целей, необходимо для формирования целостного представления учащихся об экономике, выработки ясной картины окружающего мира.

Хочу выразить особую благодарность и глубокую признательность преподавателям Санкт-Петербургского центра экономического образования при Российском Государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена МИХЕЕВОЙ Светлане Александровне, СВАХИНУ Алексею Сергеевичу и ШЕРЕМЕТОВОЙ Вере Владимировне за помощь в подборе материалов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНСПБ РХПЛ ЛУКАШИНОЙ Л.А.

Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Предмет экономической науки. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Виды ресурсов. Проблемы выбора. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

Выполните тестовое задание.

Совместите основные термины экономики с ниже перечисленными понятиями.

Например: А – 5, Б – 7 и т.д.

А. Экономические проблемы.

Б. Производственные ресурсы.

В. Труд.

Г. Капитал.

Д. Земля.

Е. Предпринимательский талант.

Ж. Потребительские товары.

З. Средства производства.

И. Кривая производственных возможностей.

К. Альтернативные издержки.

ПОНЯТИЯ

Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы).

Кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов.

Оборудование, орудия труда, машины, сырьё, с помощью которых производят товары и услуги.

Способность человека рационально использовать производственные ресурсы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновационных процессах, уметь рисковать и выигрывать.

Издержки, связанные с выбором варианта использования производственных ресурсов, которые измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.

Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности людей.

Факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг.

Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.

Что производить, как и для кого?

Критерии оценок: 0-1 ошибки – 5 баллов; 2-3 ошибки – 4 балла; 4-5 ошибок – 3 балла, больше 5-ти неправильных ответов – 0 баллов.

2.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Экономические системы. Экономические цели общества. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

2.2. Выполните тестовое задание.

Ниже перечислены высказывания, описывающие различные виды экономической деятельности. Классифицируйте их в зависимости от типа экономической системы, к которой они, на Ваш взгляд, относятся:

Т – «традиционная», К – «командная», Р – «рыночная».

Поставьте только одну букву против каждого высказывания, например:

5 – Т, 10 – К и т.д.

В деревне рабочий день летом длится с восхода до заката. Каждое утро на рассвете хозяева выгоняют коров пастись.

Очень сложно было найти квалифицированных рабочих. Хорошо обученных людей просто не хватало. Джон решил установить в своей фирме минимальную зарплату в пять долларов в час, что вдвое превышало средние расценки конкурентов.

Практика предоставления некоторым отраслям промышленности преимущественного права использовать дефицитное сырьё привела к ускоренному экономическому росту.

Люди, за которыми я наблюдал, питались только мясом тюленя и не делали никаких попыток охотиться на многочисленных оленей. Сначала я подумал, что существует какое-нибудь табу, запрещающее им убивать оленей, Они же сказали, что это не так. Просто они никогда не охотились на оленей на льду и не думали, что это возможно…

По распоряжению главы государства впредь до дальнейших указаний в стране были прекращены все виды банковских операций.

Держать цены под контролем было трудно. На Службу Ценового управления, созданную для того, чтобы держать цены в узде, устанавливая потолок для огромного числа товаров повышенного спроса, легло тяжёлое бремя…

Плата за размещение рекламы на телевидении зависит от времени суток, в которое она транслируется в эфире.

В родовой общине старейшины получают большее количество произведённого продукта, нежели молодые члены общины, хотя их трудовой вклад существенно меньше…

При выборе профессии молодые люди часто идут по стопам своих родителей…

Как правило, товары в коммерческих киосках дешевле, чем в магазине, но дороже, чем у бабушек, торгующих на улице…

При значительном увеличении объёма закупки товара продавцы обычно идут на определённые уступки в цене.

Установлены ограничения на экспорт стратегических ресурсов и сырья…

Очень много жителей города Павлово-на-Оке выращивают комнатные лимоны…

В экономике существует система обязательных отчислений в пенсионный фонд…

В период продразвёрстки крестьяне были обязаны сдавать хлеб государству…

Критерии оценок: 0-1 ошибки – 5 баллов; 2-3 ошибки – 4 балла; 4-5 ошибок – 3 балла, больше 5-ти неправильных ответов – 0 баллов.

2.3. Самостоятельно заполните таблицу «Сравнительные характеристики экономических систем» по заданным условиям:

Эк.системы/Характеристики

Форма собственности на средства производства

Методы мотивации людей к труду (стимулы)

Механизм обеспечения экономической информацией

Способ принятия управленческих решений

Рыночная система

Командная (плановая) система

Традиционная система

2.4.Самостоятельно найдите информацию в Интернете, СМИ, библиотеке и напечатайте доклад по любой стране, ответив на следующие вопросы:

А) Политическая власть в стране; Б) Географическое положение; В) Экономика страны; Г) Население; Д) Современные проблемы.

Сделайте самостоятельный вывод: к какой экономической системе относится данная страна?

Объём доклада – 2-3 страницы.

3.1 . Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Механизм рыночных отношений. Спрос и предложение. Дефицит и избыток.

(Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

3.2. Выполните следующее упражнение.

ПОТОЛОК ЦЕН

Спрос и предложение в столовой нашего лицея на обеды заданы в виде следующей таблицы:

Цена (руб)

10

30

60

90

Величина спроса (шт.)

90

70

40

10

Величина предложения (шт.)

0

10

70

130

А. Постройте графики спроса и предложения на обеды. Назовите равновесную цену обедов и какое количество обедов будет продано по этой цене?

Сделайте вывод: равно ли количество спрашиваемых обедов проданным и почему?

Б. Директор лицея, по многочисленным просьбам учащихся, своим приказом установил «потолок» цен на обеды в сумме 40 рублей. Чему будут равны величины спроса и предложения при этой цене?

Сколько учащихся пожелают приобрести обеды по этой цене и сколько учащихся уйдут домой голодными?

Как экономисты называют такую ситуацию?

4.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Собственность. Основы предпринимательства в РФ. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

4.2. С амостоятельно составьте «Схему субъектов предпринимательского права РФ».

5.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Конкуренция и рыночные структуры. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

5.2. Самостоятельно заполните таблицу «Характерные черты основных типов рынка» по заданным условиям:

Характерная черта/Модель рынка

Чистая (совершенная) конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Тип продукта

Контроль над ценой

Условия вступления на рынок

Экономическая информация

Примеры рынков

6.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Инфляция. Формы инфляции, причины её возникновения и меры государственной борьбы. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

6.2. Самостоятельно выполните задание «Индекс потребительских цен» по заданным условиям:

Средний потребитель маленького городка в течение каждого года покупает набор, который включает в себя только три продукта: чай, сахар и баранки.

Но за три года цены на эти продукты меняются в ту или иную сторону. Применяя формулу индекса потребительских цен выясните: Была ли инфляция в первом и втором годах исследования по сравнению с базовым годом и сколько процентов?

Продукты/Показатели

Количество потребляемых продуктов (кг)

Цена 1кг в базовом году (руб)

Цена 1кг в году первом (руб)

Цена 1кг в году втором (руб)

ЧАЙ

10

15,00

13,00

12,00

САХАР

50

3,50

4,00

5,00

БАРАНКИ

80

1,00

1,50

2,00

7.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Деньги и банковская система. Функции банков. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

7.2. Самостоятельно выполните задание «Прибыль банкира» по заданным условиям:

Банк «Олимпия» за хранение 5-ти рублей в день платит вкладчику 1 рубль, а за предоставление займа в размере 5-ти рублей в день банк берёт с кредитора плату в 2 рубля. Чему будет равен доход банка за один день, если были совершены следующие операции:

Фамилия вкладчика

Сумма вклада (руб)

Сумма возврата вкладчику (руб)

Фамилия заёмщика

Сумма займа (руб)

Сумма возврата кредита банку (руб)

Петров

10

?

Иванов

15

?

Сидоров

20

?

Смирнов

5

?

Николаев

15

?

Кузнецов

30

?

ВСЕГО:

8.1. Прочитайте, законспектируйте и выучите темы уроков: Экономика и государство. Государственные финансы. (Рекомендовано использование учебников под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Линькова А.Я. Экономика.)

8.2. Выполните тестовое задание.

ГАЗЕТНЫЕ ЗАГОЛОВКИ

Внимательно прочитайте заголовки и определите: Какую функцию выполняет государство в каждом конкретном случае?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Создание законодательной и социальной базы.

Поддержание конкуренции.

Предоставление общественных товаров и услуг.

Перераспределение доходов и богатства.

Корректировка внешних эффектов.

Стабилизация экономики.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст