Учебно-методическое пособие для учителя Пырьева В. В

2009 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» №2

г. Катайска Курганской области

Пырьева Вера Владимировна,

учитель информатики и ИКТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Учебно-методическое пособие для учителя

Пырьева В. В.

Профессиональная ориентация учащихся при изучении курса информатики и ИКТ. Учебно-методическое пособие для учителя. / Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2». – Катайск, 2009. – 51 с.

Данное пособие предназначено для помощи учителям по проблеме использования методик профессионального самоопределения учащихся на уроках и внеклассных занятиях. В нем освещается небольшой объем возможностей применения средств ИКТ на уроках информатики в таком важном направлении работы с молодежью, как ее профессиональное становление.

Пособие предназначено для учителей информатики.

Редактор: Трифонова Светлана Александровна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Катайска Курганской области

© Пырьева В. В., 2009

© Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Катайска Курганской области, 2009 ПРЕДИСЛОВИЕ

Актуальность профориентационной помощи школьникам сегодня очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал, проституцию, наркоманию и т.п.

Таким образом, профориентационная работа со школьниками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем.

Кроме того, актуальность профориентационной помощи школьникам возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности (включающего становление профессионала) и является естественным завершением всей психолого-педагогической работы с учащимися школ. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны.

Современное общество за последнее десятилетие сделало огромный шаг в сторону превращения в информационное общество. Получение информации приобретает новое значение. Человек, вовремя получающий информацию и умеющий ее правильно применить, зачастую имеет преимущество в учебе и карьере.

Вполне закономерно рассмотреть, как можно применить эти технологии в профориентационной работе с молодежью, так как именно она проявляет наибольший интерес к использованию достижений информатизации.

Прежде всего, информационные технологии используются для сбора, хранения и предоставления информации в форме так называемого «электронного архива» — программ или комплекса программ, применяющихся для внесения и удаления информации, поиска по названиям и содержанию, составления различного вида отчетов и диаграмм.

Важный аспект работы центров профориентации – владение информацией о предпочтениях учащейся молодежи, которой вскоре предстоит выйти на рынок труда. С этой целью центрами регулярно проводятся социологические опросы и анкетирование. Чтобы облегчить получение результатов таких опросов, можно использовать программы, позволяющие автоматизировать проведение расчетов и создание отчетов, основанных на результатах.

Невозможно обойти вниманием и всемирную сеть Интернет. По статистике в СНГ возраст среднего пользователя всемирной «паутины» не превышает 30 лет (в мировом масштабе порядка 30-40% пользователей глобальной сети — молодежь). Поэтому в области применения информационных технологий в профориентационной работе с молодежью Интернет может занять одно из ведущих мест.

С развитием кибернетики и средств искусственного интеллекта появилась возможность создания так называемых экспертных систем – комплекса программ, предназначенных для извлечения знаний эксперта в какой-либо области для последующего использования менее квалифицированными в данной области пользователями. Применительно к профориентации молодежи такой системой может быть комплекс тестов, направленных на выявление трудовых склонностей и личностных характеристик. Наличие и использование такой системы означает значительное облегчение деятельности психолога, освобождающее его от рутинной бумажной работы и оптимизирующее его труд в ходе консультаций.

В данном пособии освещается небольшой объем возможностей применения средств ИКТ на уроках информатики в таком важном направлении работы с молодежью, как ее профессиональное становление.

В первой главе рассматриваются теоретические основы профориентационной работы, а именно ее принципы, формы и методы, которые может легко адаптировать под свои уроки любой учитель-предметник.

Во второй главе представлены практические основы профориентационной работы учителя информатики. Каждую методику предваряет краткий теоретический экскурс, а затем предлагаются практикумы, материалы лекций, сценарии деловых и ролевых игр, викторины.

Надеюсь, что данное пособие будет вам хоть чем-нибудь полезно. И еще одно — автор будет рад любым отзывам коллег. Пишите на электронный адрес: vvpyryeva@mail.ru.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

§ 1. Принципы профориентационной работы

К принципам профориентационной работы относят:

·    Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой

·    Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения.

·    Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс

·    Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации

·    Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

·    Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы

·    Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.

·    Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

·    Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации

§ 2. Формирование компетентностей в процессе профессионального самоопределения учащихся

Выстраивая работу по профориентации учащихся, важно опираться на модель личности выпускника, где определён ряд наиболее важных компетенций, таких как

ценностно-смысловаяготовностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

социально-трудоваяготовностью к гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, сформированностью знаний в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

общекультурная – осведомленностью в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, эффективных способах организации свободного времени, его ориентацией на полезную, развивающую досуговую деятельность, на здоровый образ жизни;

учебно-познавательная – готовностью к освоению на базовом уровне образовательных программ по предметам учебного плана образовательного учреждения, изучению на повышенном уровне сложности образовательных программ по предметам в соответствии с интересами и способностями, сформированностью мотивации к познанию, творчеству, продолжению обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

информационная – готовностью самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, мотивацией к овладению основами компьютерной грамотности и программирования для успешной социализации в информационном обществе;

личностного самосовершенствования – готовностью осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сформированностью ценностного отношения к самообразованию;

коммуникативная – готовностью к взаимодействию, сотрудничеству с людьми, сформированностью навыков работы в группе, способностью быстро адаптироваться к различного рода изменениям, ориентироваться в общественной обстановке.

Основной целью преподавания информатики является развитие информационной культуры учащихся и умения ориентироваться в современном информационном обществе, а именно умений работать с информацией, творческое развитие и развитие навыков самостоятельной исследовательской работы, что является важным аспектом в формировании профессиональной ориентации учащихся.

Задачи учителя информатики по формированию профессионального самоопределения:

способствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

обеспечивать профориентационную направленность уроков;

формировать у учащихся общетрудовые, профессионально важные качества (самостоятельность, ответственность, готовность к решению проблем, умение принимать решение);

включить профориентационную тематику в оформление учебных кабинетов;

способствовать формированию у школьников адекватной самооценки;

проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

адаптировать учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

В таблице 1 представлены прикладные предметные компетенции и жизненные навыки, формируемые на уроках информатики и ИКТ, а также связь изучаемых в курсе информатики тем с профессиями, востребованными на рынке труда.

Таблица 1

Название компетенцииСоциальная значимость компетенцииЛичностная значимость компетенции

Знание ПК

Востребованность на рынке труда

Умение устранять простейшие неисправности

Умение выделять информационный аспект в деятельности человека, оценивать числовые параметры информационных объектов

Информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических, технических системах

Умение оценить объем информации на диске, дискете

Технология обработки графической информации

Востребованность на рынке профессий: фотограф, дизайнер, модельер, архитектор, конструктор и др.

Умение с помощью ПК сделать рисунок, обработать фотографию

Технология обработки текстовой информации

Востребованность на рынке профессий: секретарь-референт, учитель, писатель, сценарист, юрист, журналист и др.

Умение с помощью ПК набрать реферат, выполнить отчет.

Умение выступать публично с использованием демонстраций

Умение вычислять логическое значение сложного высказывания, знать логическую символику

Умение выстроить логическую цепочку и определить ее значение (истина или ложь)

Умение решать логические задачи, например, с детективным содержанием

Умение составлять алгоритм, программу, знание основных конструкций языка программирования

Умение разбивать задачу на подзадачи, интерпретировать результат, полученный в ходе эксперимента.

Востребованность на рынке профессий: программист, системотехник и др.

Умение проводить виртуальный эксперимент и самостоятельно создавать простейшие модели

Умение строить информационные модели объектов и использовать их

Умение использовать в работе справочные системы, создавать базы данных

Создание информационной модели своей коллекции, телефонной базы своих друзей

Технология обработки числовой информации

Востребованность на рынке профессий: бухгалтер, экономист, математик, социолог, психолог и др.

Умение с помощью электронной таблицы выполнить расчеты по оплате за столовую, построить графики и диаграммы для отчета по физике

Умение создавать базы данных, цифровые архивы, медиатеки

Востребованность на рынке профессий: бухгалтер, экономист, математик, социолог, психолог и др.

Умение делать выборку из своей базы данных по запросу. Например, выбрать из коллекции автомобилей только легковые автомобили

Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей

Умение представлять информацию в виде мультимедиа объектов с системой ссылок

Умение работать в сети Интернет

Знать требования информационной безопасности, информационной этики и права

Соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права

Знать что такое контрафактная продукция, знать правила защиты информации

§ 3. Формы профориентационной работы

Пассивные формы профориентации — школьные мероприятия:

5-7 классы. Пропедевтическая работа.

Основная цель работы на данной ступени – создание условий для определения профессиональных предпочтений учащихся.

Направления работы:

Мини-беседы о разнообразии мира профессий по отдельным темам курса информатики и ИКТ

Нестандартные формы уроков: деловые и ролевые игры, урок-суд, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-путешествие, мозговой штурм и др.

8-9 классы. Предпрофильная подготовка.

Основная цель – создание условий для адекватного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий, подготовка детей к выбору профиля обучения на старшей ступени.

Направления работы:

Мини-лекции о содержании профессии (программист, пользователь ЭВМ, веб-дизайнер, оператор ПК и др.) В ходе лекций у учащихся формируется представление о профессиональной направленности информатики.

Система учебных занятий «Человек в профессии. Служение людям». На таких занятиях рассказывается о выдающихся учёных, показавших пример служения профессии (Чарльз Бэббидж, Ада Августа Байрон, Питер Нортон, Джефф Раскин, Евгений Касперский и др.). Называть необходимо не только заслуги учёных, но и показывать их профессиональный путь к вершине.

Разработка проектных и исследовательских работ с применением ИКТ на темы «Профессия, которую я выбираю», «Применение компьютера в различных профессиях».

Внеклассная работа по информатике: участие в неделях науки, конкурсах, конференциях, олимпиадах (региональных, проводимых вузами, дистанционных, заочных).

Работа с ресурсами сети в Интернет: ведется внеурочная работа по предметам (поиск материала для докладов, рефератов); осуществляется доступ к занимательным ресурсам сети Интернет; переписка учащихся (в компьютерной сети класса, международная).

Нестандартные формы уроков: викторины на знание техники и специальностей деловые и ролевые игры, урок-суд, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-путешествие, мозговой штурм и др.

10-11 классы. Профильная подготовка.

Основная цель – подготовить выпускников к продолжению образования в соответствии с профилем.

Направления работы:

Реализация программ технических профилей: физико-математического, информационно-технологического, математического.

Разработка проектных и исследовательских работ и использованием межпредметных связей для дальнейшего их использования учителями-предметниками.

Внеклассная работа по информатике: участие в неделях науки, конкурсах, конференциях, олимпиадах (региональных, проводимых вузами, дистанционных, заочных).

Работа с ресурсами сети в Интернет: ведется внеурочная работа по предметам (поиск материала для докладов, рефератов); осуществляется доступ к занимательным ресурсам сети Интернет; переписка учащихся (в компьютерной сети класса, международная).

Нестандартные формы уроков: деловые и ролевые игры, урок-суд, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-путешествие, мозговой штурм и др.

Активные формы профориентации.

вовлечение учеников в изучение программ элективных курсов: мною разработаны и эффективно используются программы «Основы языка HTML» (9 класс), «Настольно-издательская деятельность в школе» (9 класс), «Теоретические вопросы информатики» (10-11 классы), «Основы алгоритмизации и программирования» (11 класс).

оформление стенда «Профессии, связанные с информатикой и ИКТ»

§ 4. Методы профессиональной ориентации

Профессиональное просвещение — информационно-справочные и просветительские методы:

профессиограммы (краткие описания профессий);

компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;

профессиональная реклама и агитация;

учебные фильмы и видеофильмы;

выставки компьютерной техники и носителей информации.

Методы профессионального воспитания

методы формирования у учащихся необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);

методы организации познавательной и практической деятельности учащихся (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);

методы стимулирования ориентации учащихся на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);

методы контроля за ходом формирования профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка профессиональной направленности).

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

§1. Межпредметные связи как средство формирования профессиональных умений, навыков и качеств

Межпредметные связи, как одну из форм интеграции, можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах, таких, например, как информатика и экономика, информатика и черчение, информатика и изобразительное искусство. Задания по информатике с содержанием по другой учебной дисциплине являются не только средством осознания содержания терминологии другого учебного предмета, но и способствуют общему развитию школьников, расширяют их кругозор, повышают интерес к информатике, а также способствуют формированию у учащихся профессиональных умений, навыков и качеств.

п. 1. Проектирование в среде графического редактора

Изучаемые вопросы данного модуля: Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей.

Учащиеся познакомятся:

с примерами ситуаций, в которых может потребоваться умение создавать на компьютере проект дома или квартиры;

с этапами создания проектов дома или квартиры;

с некоторыми компьютерными программами, позволяющими создавать проекты домов и квартир;

с набором основных инструментов, применяемых при создании проектов домов и квартир.

Учащиеся будут уметь:

выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ

сохранять созданный проект и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

п. 1.2. Фрагмент урока по теме «Цветовое сочетание в интерьере гостиной»

(материал взят с web-страницы http://planeta.edu.tomsk.ru/files/katalog/base/texts/14_file(7).doc)

1. Организационный момент

Всем нам, наверное, хорошо знакома передача «Квартирный вопрос».

Кому эта передача хорошо знакома, поднимите руки.

Что же это за передача? (На протяжении всей программы специалисты-дизайнеры занимаются оформлением интерьера).

А что главное в оформлении интерьера? (Цветовое сочетание!!!)

Представьте, что вам сделали заказ на оформление гостиной. Вы бы смогли прямо сейчас справиться с этим заданием, не зная особенностей оформления интерьеров?… Я думаю, что нет!!!

2. Целевая установка

Тема нашего урока: «Цветовое сочетание в интерьере гостиной»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст